ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Демократические преобразования и судебно-правовая реформа в Узбекистане, которые имеют свое начинание с момента приобретения независимости и продолжаются в республике сегодня, кардинально изменили науку уголовно-процессуального права и правоприменительную практику.

 

Реформа судебно-правовой системы, осуществляемая в Узбекистане поэтапно, позволила еще на ранней стадии становления независимого государства реформировать и обновить уголовное судопроизводство, обеспечивая гарантии прав и свобод граждан.

 

Важные изменения в национальное уголовно-процессуальное законодательство обозначенные в Указе Президенте Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия», направлены на укрепление судебно-правовой системы, усиление мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективное обеспечение правосудия, а также повышение роли органов судейского сообщества.

 

Наряду с организационно-структурными изменениями в судебной системе, Указом одобрены предложения Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры и Палаты адвокатов Республики Узбекистан упразднить институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отменить право председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.

 

Внедряется порядок, согласно которому решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан; решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан; решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей.

 

Принятые на основе указа главы нашего государства изменения несомненно, закрепят предложенный Президентом принцип «один суд – одна инстанция», который является основным во всех развитых государствах мира. Приговор суда, вынесенный по итогам открытого судебного разбирательства, должен иметь свою высшую юридическую силу, поскольку он основывается на доказательствах, собранных, проверенных и оцененных именно в суде первой инстанции.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда