НА ЧТО НАПРАВЛЕН ЗАКОН «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ И УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ»?

В связи с принятием 14 декабря 2017 года Закона «Об административных процедурах», возникла необходимость принятия другого документа для регулирования отношений в области лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур, так как настоящий закон не в полной мере урегулировал отношения в сфере лицензирования, а также разрешительных и уведомительных процедурах.

5 марта 2021 года был принят Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах». C его появлением все соответствующие положения совмещены в один документ.

В соответствии со ст. 5 закона, лицензирование и разрешительные процедуры необходимы в случаях, если осуществление отдельных видов деятельности или действий физическими или юридическими лицами может повлечь за собой нанесение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба правам и законным интересам физических и юридических лиц, ущерба общественной безопасности и (или) вреда окружающей среде.

Существуют определенные виды деятельности или действий, для которых необходимо лицензирование или получение документа разрешительного характера  или уведомление уполномоченных органов. Перечень видов лицензируемой деятельности, а также об их лицензионных, разрешительных, уведомительных требованиях и условиях можно подробно изучить в законе.

Лицензия требуется для занятия определенными видами деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Вместе с тем, в настоящее время лицензированию подлежат 49 вида деятельности (разделенных на 198 подвидов), по которым лицензирующими органами определены в целом 30 органов государственного и хозяйственного управления, включая областные и районные хокимияты.

Документ разрешительного характера выдается уполномоченным органом в форме разрешения, согласования, заключения, дающий право на осуществление определенной деятельности при обязательном соблюдении разрешительных требований и условий.

Уведомительная процедура — комплекс мероприятий, связанных с процессом направления уведомления, а также приостановления, возобновления, прекращения деятельности уведомителя и введения запрета на осуществление деятельности в уведомительном порядке.

Заявления соискателей о выдаче лицензий или документов разрешительного характера, а также приложенные к ним документы могут приниматься компетентными органами посредством специальной электронной системы (license.gov.uz), через Единый портал интерактивных государственных услуг – ЕПИГУ (www.my.gov.uz) либо путем личного обращения через Центр государственных услуг.

Лицензирующий орган изучает соответствие соискателя лицензии ее требованиям и условиям. При помощи электронной цифровой подписи отправляет лицензию и уведомление об уплате государственной пошлины в Центр государственных услуг (в случае личного обращения) или через ЕПИГУ (в случае подачи заявления в электронном виде). В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, направляется уведомление с указанием причин отказа и срока для их устранения.

Центр государственных услуг информирует лицензиата о реквизитах банковского счета и сроке уплаты государственной пошлины и предоставляет лицензию при уплате государственной пошлины.

Выдачи лицензии или документа разрешительного характера либо отказа в его выдаче не должен превышать двадцати рабочих дней.

Согласно нормативно-правовому акту, компетентными органами в области лицензирования, прохождения разрешительных и уведомительных процедур на территории Республики Узбекистан, является Кабинет Министров и лицензирующие органы, перечень которых указан в Законе. Так же, согласно Указу Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур» от 24 августа 2020 года Агентство государственных услуг является уполномоченным органом по ведению информационной системы «Лицензия», где и подается заявка на получение лицензии, разрешительных документов или уведомления. Кроме того, указанное Агентство пользуется правом контролировать государственные органы и другие организации, осуществляющие процедуры лицензирования, выдачи разрешительных документов и уведомления.

Виды деятельности, для которых необходимо получить лицензию, указаны в Приложении №1. Лицензии бывают двух видов — типовые (простые) и индивидуальные.

К типовым (простым) лицензиям относятся лицензии, выдаваемые неограниченному кругу юридических и физических лиц, в случае, если они отвечают единым лицензионным условиям и требованиям, предъявляемым к осуществлению соответствующего вида деятельности.

К индивидуальным лицензиям относятся лицензии, выдаваемые юридическим и физическим лицам на основе особых лицензионных требований и условий, предоставляющие лицензиатам исключительные права при осуществлении данного вида деятельности. Индивидуальные лицензии ограничиваются в количестве по территории действия, по объекту деятельности либо по иным основаниям, определяемым Кабинетом Министров. Такой вид лицензий, как правило, выдается на основе конкурса (тендера). Например, это указано в Постановлении Кабинета Министров от 20 декабря 2004 года, а именно в Положении о порядке конкурсного распределения радиочастот и выдачи индивидуальных лицензий на право осуществления деятельности в области телерадиовещания.

Лицензия на каждый вид лицензируемой деятельности выдается отдельно и может быть выдана на подвид (подвиды) лицензируемого вида деятельности. Срок действия лицензий не ограничен, за исключением лицензий, выдаваемых со сроком не менее чем на 5 лет на осуществление:

  1. медицинской и фармацевтической деятельности;
  2. деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  3. деятельности по культивированию, ввозу (вывозу), переработке, хранению, реализации (отпуску), приобретению и перевозке растения каннабис с содержанием наркотического средства в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ;
  4. деятельности, связанной с эксплуатацией и оказанием услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи и сетей распространения телерадиопередач;
  5. деятельности в сфере добычи, переработки и реализации нефти, газа (в том числе сжатого природного и сжиженного углеводородного) и газового конденсата;
  6. аффинажной деятельности.

По истечению срока лицензия может быть продлена по заявлению соискателя.

Лицензиат может расширить осуществляемую на основании лицензии деятельность другим подвидом, для которого так же необходима лицензия. Для этого, лицензиат доложен подать заявление на выдачу лицензии, которая позволит осуществить подвид деятельности. Стоит отметить, что подвид деятельности должен быть осуществлен в той же области что и основная деятельность лицензиата. Второй этап данной процедуры заключается в информировании уполномоченного органа лицензиатом, в порядке, установленным лицензионным требованиям и условиям, которые предъявляются к соответствующему подвиду деятельности. Далее уполномоченный орган вносит изменения в ранее полученную лицензиатом лицензию касательно соответствующего подвида, для которого необходима лицензия.

Виды деятельности или действий, для осуществления которых требуется получение разрешительного документа, указаны в Приложении №2. Данный документ выдается на неограниченный срок, за исключением случаев, предусмотренных их паспортами или документов выдающиеся для выполнения разового действия. В случае истечения срока действия документа, он может быть продлен по заявлению. Стоит отметить что, если соискатель надлежащим образом соблюдал разрешительные требования и условия, то он имеет приоритетное право на продление срока действия разрешительного документа, в случае если выдача данного документа производится на конкурсной (тендерной) основе. Данное преимущество применяется в случае, если предложение соискателя, соблюдавшего разрешительные требования и условия, равноценно оптимальному предложению другого соискателя, участвующего в конкурсе (тендере).

Порядок лицензирования и прохождения разрешительных процедур устанавливается Единым положением «О порядке лицензирования отдельных видов деятельности посредством специальной электронной системы», утвержданным Постановлением правительства от 21 февраля 2022 года.

В первую очередь, соискатель лицензии должен зарегистрироваться через систему ONE-ID. Это требуется для получения доступа в систему «Лицензия» и получения услуги по выдаче лицензии.

Заявление о выдаче лицензий или разрешительных документов, а также приложенные к ним документы, подаются соискателем в электронной системе «Лицензия» или через Единый Портал Интерактивных Государственных Услуг и подтверждается электронной цифровой подписью. Общая информация о соискателе лицензии вводится автоматически на основании информации, содержащейся в ключе ЭЦП. Вместе с этим соискатель должен оплатить государственную пошлину и (или) необходимые сборы (за рассмотрение заявления, выдачу).

В общем порядке, документами, необходимыми для получения лицензии и разрешительного документа являются:

– для юридического лица – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

– для физического лица – фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, или персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ);

– вид (подвид) деятельности (действий), которые соискатель намерен осуществлять;

– другие сведения, подтверждающие выполняемость соискателем лицензионных или разрешительных требований и условий.

Документы загружаются в онлайн платформу в формате PDF, PNG или JPEG.

Соискатель автоматически получает соответствующий документ (отметку), который подтверждает регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов.

Далее, заявление рассматривается уполномоченным органом, который в течение сроков, предусмотренных для каждого вида деятельности в соответствующем паспорте, должен предоставить выдачу или отказ лицензии или разрешительного документа.

Не позднее одного дня с даты принятия решения о выдачи лицензии или разрешительного документа или об его отказе, уполномоченный орган размещает свое решение в электронной системе «Лицензия». Далее, в срок не превышающий одного рабочего часа с момента размещения данного решения, соискатель уведомляется о принятом решении в электронной форме посредством электронной системой. Если уполномоченный орган не принимает решение в течении установленного срока, соискатель имеет право осуществлять свою деятельность (действие), при этом известив уполномоченного органа в электронной форме посредством электронной системой или ЕПИГУ.

В случае принятия лицензирующим органом положительного решения, соискатель лицензии должен произвести оплату госпошлины, которая устанавливается для каждого вида деятельности Законом «О государственной пошлине».

После оплаты государственной пошлины и загрузки инвойса в ИС «Лицензия» формируется лицензия с проставленным QR-кодом (матричным штрих-кодом) и направляется в электронной форме в персональный кабинет соискателя в ИС «Лицензия» или на ЕПИГУ.

Лицензии и разрешительные документы оформляются в электронной форме с проставлением уникального QR-кода, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан. Лицензии и разрешительные документы, выданные в электронной форме, могут быть распечатаны в бумажном виде, что будет иметь равную силу.

Основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешительного документа является:

– представление соискателем документов не в полном объеме;

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверных или искаженных сведений;

несоответствие соискателя лицензионным и разрешительным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи документов, не допускается. Соискатель имеет право на устранение недостатков в срок установленный уполномоченным органом (не более 30 рабочих дней) и в иных случаях на подачу повторного рассмотрения (устранение причин отказа соискателем со сроком не менее 10 рабочих дней с момента уведомления и не более 5 рабочих дней для повторного рассмотрения уполномоченному органу).

Основанием для переоформления является:

– преобразование субъекта предпринимательства — юридического лица;

– изменение фамилии, имени, отчества или места деятельности субъекта предпринимательства – физического лица;

– слияние субъектов предпринимательства – юридических лиц;

– прекращение действия лицензии для подвида лицензируемого вида деятельности или объединения нескольких видов;

– изменение сведений, указанных в разрешительных документах.

Переоформление и выдача осуществляются в срок не более 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления. При переоформлении лицензии или разрешительного документа взимается сбор в размере 50% от суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя о выдаче лицензии или разрешительного документа.

Основанием для изменения является:

– расширения вида деятельности, осуществляемой на основании лицензии, другим подвидом лицензируемого вида деятельности;

– начала осуществления филиалами и представительствами деятельности;

– изменения адреса осуществления деятельности, в случае, если по отношению к его месту нахождения установлены лицензионные и разрешительные требования и условия.

При изменении лицензии взимается государственная пошлина, а при изменении разрешительного документа взимается сбор, в размере 50% от суммы, уплачиваемой за выдачу лицензии или разрешительных документов.

Основанием для приостановления действия является:

– выявление нарушений требований и условий;

– невыполнение устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом;

– самовольное заявление соискателя, в случае временного приостановления своей деятельности (на срок до 6 месяцев).

Действие лицензии или разрешительного документа приостанавливается уполномоченным органом на срок до 10 дней, а судом на срок более 10 дней, но не более 6 месяцев. Если обстоятельства приостановления лицензии или разрешительного документа были устранены соискателем, то уполномоченный орган или суд, принявший решение о приостановлении возобновляет действие лицензии в трехдневный срок со дня получения свидетельства об устранении таких обстоятельств.

Основанием для аннулирования является:

– самовольное заявление соискателя;

– ликвидации юридического лица;

– прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

– признание недееспособным физического лица;

– неуплата в установленный срок государственной пошлины или сбора;

– не устранения обязательств, повлекших за собой приостановление действия лицензии или разрешительного документа в установленный срок;

– систематическое (два и более раза в течение одного года) или однократное грубое нарушение лицензионных и разрешительных требований и условий;

использование подложных документов.

Основанием для прекращения является:

– отмена порядка лицензирования или разрешительной процедуры;

– истечение срока действия;

– выполнение розового действия;

– смерть физического лица;

– не обращение в течение шести месяцев лицензиатом или лицом, получившего разрешительный документ о возобновления действия лицензии или разрешительных документов.

Информацию об отказе, переоформления, изменения, приостановления, аннулирования прекращения действия документов можно посмотреть в системе «Лицензия».

Уведомительная процедура отличается от процесса получения лицензии или разрешительного документа тем, что для начала осуществления деятельности или действия, разрешение уполномоченного органа не требуется. Но, тем временем, физическое или юридическое лицо берет на себя обязательства по соблюдению требований и условий уведомительных процедур. Виды (подвиды) деятельности или действий, для осуществления которых требуется уведомление уполномоченного органа, указаны в Приложении №3. Требования, условия и документы, необходимые для направления уведомления, указываются в паспортах утверждаемые Кабинетом Министров по каждому виду деятельности (действий), осуществляемой в уведомительном порядке.

Уведомитель или лицо, уполномоченное действовать от его имени, направляет уведомление уполномоченному органу, указывая сведения и прилагая документы через систему «Лицензия» или через ЕПИГУ с использованием электронной цифровой подписи. При направлении уведомления, уведомитель подтверждает соответствие требований и условий предусмотренные паспортами. Для осуществления деятельности (действий), требующей уведомления за исключением уведомлений о начале розничной торговли алкогольной продукцией и реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания, уведомитель обязан оплатить сбор, в размере до 50 базовой расчетной величины. Направленное уведомление при соблюдении всех требований и условий, автоматически принимается и соответственно, в результате подтверждение направляется уведомителю. Информация об уведомителях, которым направлено подтверждение, автоматически формируется в реестре уведомлений.

Стоит отметить что, уполномоченный орган может не принять уведомление только в случае:

– обнаружения ложной или недостоверной информации;

– неуплаты сбора;

– не подтверждения соблюдения и выполнения требований и условий;

– приостановление деятельности (действия) уполномоченным органом;

– запрет на осуществление деятельности (действия) судом.

Деятельность (действия) уведомителя, осуществляемая в уведомительном порядке, может быть приостановлена по инициативе уполномоченного органа или судом. Уполномоченный орган может приостановить деятельность (действия) на срок, не превышающий десяти рабочих дней, в случае выявлений нарушений требований и условий и в течение одного рабочего дня направляет уведомителю решение о приостановлении через систему «Лицензия». Стоит отметить что, уведомитель имеет возможность возобновить приостановленную деятельность (действия), устранив недостатки и направив информацию об этом уполномоченному органу с приложением подтверждающих документов.

Деятельность так же может быть прекращена уполномоченным органом или по решению суда в случае:

– выявления ложной или недостоверной информации;

– не устранения недостатков уведомителем в срок установленный уполномоченным органом;

– систематического или однократного грубого нарушения требований и условий.

Также, уполномоченный орган может предусмотреть требование запрета на осуществление деятельности (действий) на срок до трех месяцев или же на срок определяемый решением суда. Что касается самого уведомителя, то он имеет право по своей инициативе прекратить свою деятельность и уведомить об этом уполномоченного органа через систему «Лицензия» или ЕПИГУ.

Информацию о приостановлении, возобновлении, прекращении, запрете осуществления деятельности можно посмотреть в системе «Лицензия»

Физические лица, совершившие правонарушения в данной области, привлекаются к уголовной и (или) административной ответственности. В частности, по ст. ст. 165, 1763, 2415 Кодекса об административной ответственности и ст.ст. 190 и 1925 Уголовного Кодекса. Что касается юридических лиц, на них налагаются штрафы по следующим правонарушениям:

– занятие деятельностью без лицензии, разрешительного документа, и без уведомления уполномоченного органа;

– использование подложных документов;

– предоставление ложной или недостоверной информации.

Решение о наложении штрафа принимается уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня оформления акта о выявлении правонарушении. В течение месяца со дня направления решения о наложении штрафа, правонарушитель может добровольно уплатить сумму штрафа, предусмотренного в данном решении. Если правонарушитель, добровольно уплачивает 70% размера штрафа от общей суммы штрафа, и обращается в уполномоченный орган с целью выдачи лицензии, разрешительного документа или направления уведомления, правонарушитель освобождается от уплаты оставшейся суммы штрафа. Размеры штрафов указываются в Приложении №4.

Стоит отметить что, в случае неуплаты правонарушителем суммы штрафа в добровольном порядке уполномоченный орган, в течение пяти рабочих дней подает в суд заявление о взыскании штрафа. Правонарушитель вправе обжаловать решение о наложении штрафа.

В заключении можно сделать вывод о том, что новое законодательство значительно облегчило процедуру лицензирования. Кроме этого, закон отменил заключение лицензионного договора, и теперь лицензия и документ разрешительного характера может выдаваться в электронном формате. И последнее нововведение, заключается во введении порядка и механизма уведомительного порядка для осуществления деятельности.

 

 

Олимжон Шамсиев,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.