КОРРУПЦИЯ: ПУТИ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Коррупция определяется как преднамеренное и незаконное злоупотребление доверенным человеку служебным положением ради личного обогащения и собственной выгоды. Данное явление происходит на всех уровнях власти: глобальном, национальном, провинциальном и местном. 

 

На состояние коррупции влияют различные факторы, включая социальные и культурные условия, институциональные и организационные структуры, политическая среда, а также экономическая и структурная политика. На сегодняшний день в мире практикуются пять основных методов измерения уровня коррупции. Все они имеют как преимущества, так и недостатки в силу того, что очень сложно получить точную информацию о коррупции, так как все лица, вовлеченные в эту деятельность, во многих случаях, не хотят быть выявленными.

 

Среди методов измерения самым распространенным является оценка восприятия коррупции (например, Индекс восприятия коррупции организации Transparency International, Индекс контроля коррупции Всемирного банка). Этот метод подразумевает опрос страновых экспертов и населения о состоянии коррупции в стране. Вместе с тем, недостатком этого метода является то, что на мнения населения и экспертов могут влиять СМИ, в то время как уровень открытости и качество предоставляемой ими информации колеблется по странам и по времени.


Узбекистан входит в число 16 стран, которые в борьбе с коррупцией демонстрируют долгосрочную положительную динамику.

 

С первых дней независимости наша страна проводит целенаправленную политику по искоренению этого зла современности, в рамках которой осуществляется совершенствование законодательной и институциональной базы, укрепляется международное сотрудничество.

 

3 января 2017 года принят Закон «О противодействии коррупции», в соответствии с которым основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции определены повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции; реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества; своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

 

Важным шагом в противодействии коррупции явилось утверждение Президентом страны Концепции административной реформы в качестве основных приоритетов которой определены кардинальное совершенствование системы государственной службы, ее целей и задач; снятие правовых барьеров и организационных препон для развития предпринимательства;

 

совершенствование правовых и институциональных основ оказания государственных услуг и регламентации административных процедур;

 

реализация административной реформы, оптимизация функций органов государственного управления, дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство», делегирование несвойственных функций государства частному сектору;

 

оптимизация целей, задач и функций судебных и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции;

 

налаживание межведомственного взаимодействия между государственными органами, населением и институтами гражданского общества;

 

совершенствование систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование высоких нравственных качеств.

Принимая во внимание тот факт, что системное противодействие коррупции невозможно без укрепления подлинной независимости судебной власти и обеспечения гарантий надежной защиты прав и свобод субъектов предпринимательства активно осуществляется судебно-правовая реформа.

 

В соответствии со структурными преобразованиями в судебной системе Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан объединен с Верховным судом Республики Узбекистан, который стал единым высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства.
Принятие Закона «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан», а также свыше 10 актов Президента Республики Узбекистан в области судопроизводства способствовало совершенствованию системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, формированию высококвалифицированного судейского корпуса.

 

Следует также отметить, что создание единого Верховного суда, образование административных и экономических судов, создание нового органа судейского сообщества – Высшего судейского совета значительно усилило гарантии судебной защиты прав граждан, физических и юридических лиц, а также предпринимателей от разного рода коррупционных проявлений.

 

Хамиджон ШАМШИЕВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда