КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ КОРРУПЦИЮ

Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции.

 

Принципиально новым этапом в определении системных механизмов в сфере противодействия коррупции стало присоединение Узбекистана к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).

 

Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Узбекистана в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, являющейся универсальным международным документом в данной сфере, усматривается, что коррупцией является использование лицом своего должностного положения с целью получения выгоды для себя или третьих лиц.

 

В качестве коррупционных преступлений в вышеуказанной Конвенции определены дача и получение взятки, хищение путем растраты и присвоения, злоупотребление служебным положением, легализация преступных доходов, воспрепятствование осуществлению правосудия и ряд других составов, которые в значительной мере криминализованы уголовным законодательством Республики Узбекистан.

 

Так, борьба с коррупцией является одной из актуальных задач проводимых в республике реформ на пути построения правового демократического государства и формирования гражданского общества.

 

За годы независимости в стране создана основанная на Конституции развитая нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективное противодействие коррупции, ее негативному влиянию на слаженное функционирование органов государственного и хозяйственного управления, проведение демократических преобразований во всех сферах государственного и общественного строительства, сохранение стабильности и безопасности страны.

 

Принимаются последовательные меры по сокращению вмешательства государственных структур в деятельность частного предпринимательства, приведению их полномочий в соответствие с требованиями рыночной экономики – уменьшению роли государства в управлении экономическими процессами, сокращению монополии в оказании государственных услуг.

 

Важное значение в этом имеет Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». В документе основными принципами противодействия коррупции определены законность, приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан, открытость и прозрачность, взаимодействие государства и гражданского общества, приоритетность мер по предупреждению коррупции, неотвратимость ответственности.

 

Следует отметить, что в нашей стране создана не только организационная, но и правовая основа борьбы с взяточничеством в каждой сфере. В частности, ярким подтверждением сказанного является предупреждение и борьба с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В данном направлении приняты Указы главы государства «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» от 21 октября 2016 года, «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, «О формировании Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 10 апреля 2017 года, а также  постановление лидера страны «О материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 4 мая 2017 года. Данные нормативно-правовые акты служат руководящими принципами в этом направлении.

 

В свою очередь, Распоряжение Президента нашей страны «О мерах по организации комплекса «Дворец правосудия» от 18 июля 2017 года, Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года также играют важную роль в правовом регулировании данной сферы.

 

Примечательно, что каждый законодательный акт, касающийся деятельности судебной системы создает основу для предупреждения и борьбы с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В этой связи следует особо остановиться на практической значимости Указа главы нашего государства «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» от 7 декабря 2020 года.

 

Так, в соответствии с документом определены основные направления государственной политики по обеспечению независимости судей и предупреждению коррупции в судебной системе. В этой связи созданы правовые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту профессиональной деятельности судей по отправлению правосудия от внешних воздействий, обеспечивается объективность и прозрачность в отборе, подготовке, назначении на должности судей, а также оценке деятельности судей, последовательно внедряются в эти процессы современные информационные технологии. Наряду с этим акцент сделан на формирование высокопрофессионального судейского корпуса, предупреждение и раннее выявление случаев коррупции среди судей и работников аппарата суда, а также реализации Комплекса мер по оценке любого выявленного в судебной системе коррупционного деяния как нетерпимого, повышению профессиональной квалификации, духовности и ответственности судей.

 

Каждая реформа, изменение, которое проводится в нашей стране, осуществляется на основе отбора через призму пользы для нашего народа. Это чрезвычайно важно в процессах противодействия коррупции. Ведь борьба с коррупцией и ее искоренение стали общей целью народа Узбекистана и государственных структур.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда
по уголовным делам