КАЖДАЯ ПЯТАЯ ЖЕРТВА – ДЕТИ

Одной из конституционных гарантий свободы личности является то, что за торговлю людьми законом установлена уголовная ответственность. Статья 135 Уголовного кодекса гласит «торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации».

 

Торговля людьми – это глобальная проблема, которая затрагивает жизнь миллионов людей практически в любой стране мира и которая лишает их человеческого достоинства. Являясь одним из самых тяжких преступлений в мире, торговля людьми вводит в заблуждение и превращает в жертв женщин, мужчин и детей из всех уголков мира и ежедневно заставляет их быть объектом эксплуатации. Хотя самой известной ее формой является сексуальная эксплуатация, сотни тысяч жертв становятся также объектом торговли для целей принудительного труда, подневольной работы в качестве домашней прислуги, детского попрошайничества или извлечения органов.

 

Это преступление затрагивает почти все страны мира либо в качестве исходного пункта, либо пункта транзита, либо пункта конечного назначения, при этом жертвы из по меньшей мере 127 стран сообщают о том, что их эксплуатировали в 137 государствах. В мировом масштабе каждая пятая жертва торговли людьми – это дети.

 

Распространение торговли людьми также связано с ограниченностью доступа населения к эффективной занятости, образованию, социальной защите и другим ресурсам, а также с распространением бедности, сегрегацией на рынке труда. Например, среди основных причин, толкающих женщин в ситуации торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерную дискриминацию – факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.

 

Торговля людьми, особенно массовая, не может являться национальной проблемой: это проблема глобального масштаба. Поэтому в Генеральной Ассамблее, помимо множества резолюций на эту тему, существует так же Совет по Правам Человека, которые принимает международные постановления для предотвращения торговли людьми.

 

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере. Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

 

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились.

 

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств. Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

 

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения.  Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми – преступление против личности человека, за которое полагается справедливое наказание.

 

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам.