ИНТЕРЕСЫ СОБСТВЕННИКОВ ПОД ЗАЩИТОЙ ЗАКОНА

23 декабря 2020 года Президент Узбекистана подписал Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, в связи с дальнейшим усилением гарантий прав и законных интересов собственников». Документ предусматривает новшества и дополнения в законодательстве. 

 

В частности, внесены соответствующие изменения в Закон Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» в целях совершенствования неприкосновенности частной собственности.

 

В документе повествуется, что на законодательном уровне установлен запрет на изъятие земельных участков, прекращение прав владения и пользования землей, а также аренды земельного участка и права собственности на земельные участки на основании решений соответственно хокимов районов, городов, областей и передать суду разрешений этих вопросов.

 

Закон направлен на дальнейшее укрепление гарантий прав и законных интересов собственников, поскольку им:

 

– устанавливается запрет на изъятие земельных участков хокимами, ограничиваются их полномочия по прекращению права владения и пользования земельным участком, а также аренды земельного участка;

 

– полномочие по изъятию земельных участков для государственных и общественных нужд передается Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан,

 

Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента;

 

– закрепляется принцип о недопустимости пересмотра и отмены результатов разгосударствления предприятий (организаций) и приватизации имущества.

 

В частности, закон предусматривает, что право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается по решению хокимов только в случаях:

 

– добровольного отказа от земельного участка;

 

– истечения срока, на который был предоставлен земельный участок;

 

– ликвидации юридического лица;

 

– прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, если иное не предусмотрено законодательством.

 

В остальных случаях, право владения или право постоянного либо срочного пользования всем земельным участком или его частью, а также аренды земельного участка прекращается по решению суда на основании иска органа, предоставившего земельный участок.

 

Также в статьи 37, 86 Земельного кодекса и статью 19 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесены изменения, предусматривающие исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых земельный участок может быть изъят для государственных и общественных нужд, и условия, при соблюдении которых земельный участок может быть изъят для этих целей.

 

Так, в статью 19 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесено дополнение, предусматривающее, что решение хокимиятов областей и города Ташкента или района (города) о сносе объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке, принимается только при наличии положительного заключения органов юстиции, соглашение о предоставлении компенсации в связи с изъятием земельного участка, заключаемое между инициатором изъятия земельного участка и собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, в обязательном порядке подлежат нотариальному удостоверению, а также принятие решения о сносе объекта недвижимого имущества допускается после полного предоставления собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на изымаемом земельном участке, компенсации, установленной в соглашении, а при наличии спора – в решении суда.

 

Согласно статье 1 Закона «О разгосударствлении и приватизации», преобразование публичной собственности Республики Узбекистан в частную осуществляется путем разгосударствления (преобразование государственных предприятий и организаций в хозяйственные товарищества и общества, другие предприятия и организации, не находящиеся в публичной собственности) и приватизации (приобретение у государства физическими лицами и негосударственными юридическими лицами объектов публичной собственности или акций государственных акционерных обществ).

 

В связи с тем, что действующим законодательством была предусмотрена недопустимость пересмотра и отмены лишь результатов приватизации имущества, уполномоченными государственными органами инициировались пересмотр и отмена результатов разгосударствления.
Постановлением главы государства от 20 ноября 2019 года «О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране» установлено, что инициирование вопросов по пересмотру и отмене результатов разгосударствления и приватизации, включая результаты оценки стоимости объектов государственными, в том числе контролирующими, правоохранительными органами и судами, квалифицируется как нарушение неприкосновенности частной собственности, такие дела не принимаются к рассмотрению.

 

В связи с этим и в целях совершенствования законодательства о неприкосновенности частной собственности в статью 24 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» внесены изменения, согласно которым теперь не допускается не только пересмотр и отмена результатов приватизации имущества, но и результаты разгосударствления.

 

Внесенные законом изменения и дополнения в указанные законодательные акты обеспечивают гарантию защиты прав собственников от необоснованного лишения их права собственности на свое имущество, а также полное возмещение убытков (в том числе государством) собственникам в связи с изъятием земельных участков, что в итоге повысит доверие собственников к государству и его органам.

 

Озода ГУЛЯМОВА,
судья Ташкентского

межрайонного экономического суда