ИНСТИТУТ ПРОВЕРКИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Новая редакция Конституции устанавливает, что любое осужденное за преступление лицо имеет право в порядке, установленном законом, ходатайствовать о пересмотре приговора вышестоящей судебной инстанцией, а также о помиловании или смягчении наказания.
В основе проводимых реформ в сфере правосудия лежат такие благородные цели, как утверждение человеческого достоинства, гарантированное обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан. Для этих же целей был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений».
Документ предусматривает следующие виды пересмотра судебных решений: апелляционный пересмотр не вступивших в законную силу решений по жалобе или протесту; кассационный пересмотр вступивших в силу решений; пересмотр решений, уже рассмотренных в апелляционном или кассационном порядке. Также закон наделяет областные суды полномочиями по кассационному пересмотру вступивших в силу решений и отменяет практику направления дел на новое рассмотрение в нижестоящие инстанции после отмены решения вышестоящим судом. В Уголовно-процессуальном кодексе вводятся соответствующие процессуальные нормы.
Одной из ожидаемых целей реформ является обеспечение своевременного и качественного рассмотрения каждого дела судьями.
Также для правильного и единообразного применения норм этого закона на практике было принято постановление Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах практики рассмотрения уголовных дел в апелляционном, кассационном порядке».
В постановлении Пленума подробно разъясняются вопросы обжалования (опротестования) приговора и определения суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке, а также порядок апелляционного и кассационного производства в судах первой инстанции.
В соответствии с требованиями закона, лица, не являющиеся стороной по делу, также могут обжаловать в апелляционном или кассационном порядке ту часть судебного решения, которая затрагивает их права и законные интересы.
Также, если в жалобе или протесте ставится вопрос о необходимости применить закон о более тяжком преступлении, ужесточить наказание или внести иные изменения, ухудшающие положение осужденного, закон обязывает пересматривать обвинительный приговор или постановление в кассационном порядке, а оправдательный приговор или постановление о прекращении дела — только после вступления их в законную силу. При этом устанавливается годичный срок рассмотрения. Однако на практике суды по-разному подходят к определению этого годичного срока.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 5 постановления Пленума для устранения данной неопределенности. Согласно ему, годичный срок исчисляется со дня вступления в законную силу соответствующего приговора или определения, плюс день вынесения решения судом кассационной инстанции.
Как известно, закон устанавливает общие основания для отмены и изменения приговора суда первой инстанции. В частности, суды апелляционной и кассационной инстанций признают вынесенный приговор законным, если он вынесен в соответствии со всеми требованиями закона и на основании закона, и оставляют его без изменения.
Закон окажет положительное влияние на дальнейшую деятельность судов, формирование единой практики рассмотрения судьями дел по данному вопросу.
Фаррух Тураходжаев,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.