ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ ОТДАВАТЬ ТРУДОВУЮ КНИЖКУ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ?
«Написала заявление об увольнении с работы по собственному желанию. Но начальник отдела кадров не дает трудовую книжку. Требует отработать. Законно ли его требование? Обязана ли я отрабатывать? В противном случае мне не выдадут трудовую книжку?»
А. Бахметьева, г. Ташкент.
Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Маликахон ЗАКИРОВА:
— Согласно статье 108 Трудового кодекса РУз в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку и копию приказа о прекращении трудового договора.
В соответствии с пунктом 3.1. раздела 3 Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек», зарегистрированной Министерством юстиции под номером 402 от 29 января 1998 года, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку и копию приказа о прекращении трудового договора. В случае задержки выдачи трудовой книжки по вине работодателя он обязан выплатить среднемесячную зарплату за весь период просрочки. При увольнении с работы сотрудник расписывается в личном листке и книге учета отдела кадров о том, что получил трудовую книжку.
Согласно статье 37 Конституции Республики Узбекистан и статьи 7 Трудового кодекса принудительный труд, т. е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины) запрещается.