ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Одним из семи приоритетных направлений Стратегии развития является закрепление принципов справедливости и верховенства закона в качестве основополагающего и необходимого условия развития страны. В этом направлении значима надежная защита неприкосновенности имущественных прав и ограничение незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения.

 

Данная цель более чем насущна для граждан и предпринимателей, так как из-за властных полномочий государственного органа зачастую нарушается незыблемое право собственности частного лица, которое в публичных правоотношениях находится в более уязвимом положении.

 

Право собственности занимает одно из важнейших мест в совокупности прав человека, представляя собой одну из основ его правового статуса. В то же время собственность как категория многоплановая и содержательная, имеет непреходящее значение и для государства в целом, составляя экономическую основу производства, обеспечивая базу осуществления гражданского оборота. Право собственности с юридической точки зрения рассматривается как естественное неотчуждаемое право личности (право собственности в субъективном смысле) и как совокупность норм права, закрепляющих содержание данного права (право собственности в объективном смысле).

 

В содержание права собственности входят правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности; иные полномочия (право потребления, видоизменения, управления, охраны и защиты и пр.) входят в объем указанных трех правомочий.

 

Право собственности закреплено в статьях 36, 53 и 54 Конституции, а ее признание и гарантии обеспечения составляют одну из основ конституционного строя. Право на частную собственность является одним из основных прав человека в Узбекистане.

 

Конституция независимого Узбекистана впервые ввела в оборот такие важные для страны и его экономического развития институты и принципы, как «рыночные отношения», «равноправие всех форм собственности», «частная собственность», «свобода экономической деятельности», которые в неразрывном единстве формируют конституционные основы экономики государства.

 

Таким образом, важность защиты собственности как важнейшего элемента экономических, политических, правовых отношений сложно переоценить. Это является неотъемлемой обязанностью государства. Оно должно обеспечить полноценную правовую базу, создавать адекватные, эффективно действующие механизмы и институты, развивать деятельность уже существующих институтов.

 

Обратим внимание на то, что право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили (ст. 164 Гражданского кодекса РУ). При этом частная собственность неприкосновенна и защищается государством. Об этом говориться в статье 53 Конституции. Также государство создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и ее приумножения (ст. 2 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»).

 

Во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника. Кроме того, акт административного органа, не соответствующий законодательству и нарушающий право частной собственности, признается административным судом недействительным.

 

29 июня 2022 года принят Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», а также поправки в ряд законодательных актов «в связи с совершенствованием системы обеспечения равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защиты прав на землю и превращения их в рыночный актив». Новый закон установил процедуры изъятия для общественных нужд земельного участка или его части, принадлежащего физическим и юридическим лицам на праве собственности, постоянного или временного пользования, и предоставления компенсации правообладателям данного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Закреплен перечень обстоятельств, на основании которых производится изъятие, и введен запрет трактовать изъятие земельных участков для каких-либо иных целей как изъятие для общественных нужд.

 

Земля — стратегический ресурс и должна принадлежать государству. Такое мнение доминировало в Узбекистане длительное время. Но рыночная экономика не может развиваться без частной собственности. Статья 55 Конституции гласит: земля и другие природные ресурсы — общенациональное богатство. Согласно статье 214 Гражданского кодекса, статье 19 Закона «О собственности в Республике Узбекистан», земля находится в республиканской собственности.

 

В последние годы в Узбекистане принимаются меры, направленные на внедрение прозрачного, основанного на рыночных принципах и равного для всех порядка выделения земельных участков, обеспечение стабильности в имущественных и правовых отношениях в сфере землепользования, охраны земель, гарантирование имущественных прав землевладельцев, а также введение их в свободный оборот в качестве объекта гражданско-правовых отношений путем определения экономической стоимости земли.

 

В 2021 году был принят Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», который дает возможность гражданам и предпринимателям приватизировать принадлежащий им земельный участок либо выкупать новый сразу в собственность.

 

Кроме этого, отдельные важные аспекты права частной собственности в действующем законодательстве недостаточно регламентированы. К примеру, прекращение права собственности и справедливая компенсация в случае ее изъятия, ответственность государственных органов за посягательство на частную собственность, порядок изъятия недвижимого имущества для общественных и государственных нужд и т. п. Отсутствие механизмов реализации отдельных положений законодательства, наличие в нем противоречий и отсылочных норм создают благодатную почву для внутриведомственного нормотворчества, коррупциогенного фактора. В связи с этим во взаимоотношениях собственника с государственными органами должен действовать принцип приоритета прав собственника.

 

При этом Конституция является правовой и законодательной базой утверждения приоритета частной собственности в многоукладной рыночной экономике и обеспечения гарантий ее защиты.

 

В Узбекистане осуществляется конституционная реформа. 20 мая 2022 года на совместном заседании Кенгашей Сената и Законодательной палаты парламента была создана Конституционная комиссия по формированию предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию и реализации организационных мер, определены ее состав и задачи.

 

Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы. Это требование времени, необходимая юридическая предпосылка нынешнего и будущего устойчивого развития. Изменения, направленные на повышение качества и эффективности управления, способствуют стабильности политической системы, что в свою очередь идет на пользу экономике, создает стабильные условия для инвестиций и развития.

 

Собственность важна, так как она является гарантией существования индивида. Поэтому в Узбекистане также нужно рассмотреть вопрос совершенствования Основного закона, изучив и тщательно обдумав при этом мировой конституционный опыт.

 

Паризод ЗАКИРОВА,
судья Ташкентского межрайонного

экономического суда