ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКСАХ РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

В Узбекистане принят важный законодательный акт — Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административной ответственности в связи с совершенствованием системы безопасности дорожного движения». Этот документ представляет собой системный подход к борьбе с правонарушениями на дорогах, предусматривая ужесточение санкций и внедрение новых механизмов общественного контроля. Анализ закона позволяет оценить его как значимый шаг к повышению дисциплины водителей и прозрачности в деятельности правоохранительных органов.

Одним из ключевых элементов закона стало введение уголовной ответственности за повторное вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Теперь такие действия наказываются исправительными работами до трех лет или лишением свободы на аналогичный срок. Этот шаг свидетельствует о переходе от профилактических мер к карательным, когда речь идет о систематических нарушителях, представляющих повышенную угрозу для окружающих.

Уголовная ответственность также установлена за серьезные нарушения в сфере подготовки водителей: фальсификацию экзаменов, незаконную выдачу водительских удостоверений и эксплуатацию транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива, без соблюдения норм безопасности.

Дополнения в Кодекс об административной ответственности направлены на противодействие так называемому дорожному хулиганству. Под этим понятием подразумеваются опасные формы поведения на дороге: агрессивное вождение, дрифт, «шахматное» маневрирование и умышленные помехи другим участникам движения. Эти действия теперь подпадают под административное преследование и влекут штрафы и иные меры воздействия.

Значимым новшеством является введение системы штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения. При достижении установленного лимита водитель лишается права управления транспортным средством на срок не менее шести месяцев. Подобная модель широко применяется в странах с развитой системой дорожного контроля и позволяет формировать у водителей устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.

Эта система ориентирована не на единичное наказание, а на выявление систематических нарушителей, что делает ее особенно эффективной в профилактической работе.

Особое внимание в законе уделено регулированию прав граждан на фиксацию действий сотрудников правоохранительных органов. Новая статья 195² Уголовного кодекса разрешает гражданам вести фото- и видеосъемку при исполнении сотрудниками служебных обязанностей, что способствует прозрачности и подотчетности правоохранительных структур.

В то же время введена ответственность за умышленное искажение содержания съемки, способствующее дискредитации сотрудника. Это решение позволяет соблюсти баланс между правами граждан на общественный контроль и защитой чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел от манипуляций и фальсификаций.

Принятый закон отражает растущую потребность общества в более безопасной и справедливой системе дорожного движения. Он направлен на ужесточение ответственности за грубые и системные правонарушения, развитие механизма превентивного воздействия и повышение прозрачности в действиях полиции. Нововведения уравновешивают интересы государства, общества и каждого участника дорожного движения.

Шухрат Бакаев,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.