ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И УСТРАНЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОБЛЕМ

Регулирование трудовых отношений, обеспечение интересов работников, работодателей и государства являются целью законодательства в сфере труда, а все отношения, связанные с этой деятельностью, регулируются Трудовым кодексом.

 

Так как действующий Трудовой кодекс был принят 27 лет назад, он не соответствовал современным требованиям и не предусматривал новых форм привлечения граждан к труду. Кроме того, некоторые положения Кодекса не были адаптированы к определенным международным договорам, ратифицированным Узбекистаном. Поэтому в последние пять-шесть лет особое внимание уделялось трудовым отношениям, национальному трудовому законодательству, обеспечению прав и интересов трудящихся в стране.

 

Решение этого вопроса способствует устранению возможных конфликтов с другими соответствующими отраслями трудового права. В их числе определение дифференцированного размера выходного пособия в зависимости от стажа работы у работодателя. То есть действующий Трудовой кодекс предусматривает, что при расторжении трудового договора сотруднику, проработавшему непродолжительный срок и также сотруднику, имеющему 20 лет трудового стажа в данной организации в одинаковом размере выплачивается выходное пособие. Такое решение проблемы нельзя назвать справедливым, так как это не соответствует зарубежному опыту и международным трудовым нормам. Согласно данному документу размер выходного пособия зависит от стажа работы у данного работодателя, и на его основе строго определено, что оно будет выплачиваться от пятидесяти до двухсот процентов среднемесячного заработка в зависимости от стажа работы сотрудников.

 

Еще одним важным нововведением, отраженным в Кодексе, является введение порядка предоставления дополнительного отпуска за многолетний стаж работы в одной организации. В большинстве стран мира установлено, что продолжительность отпуска определяется исходя из стажа работника в определенной организации.

 

Статья 220 нового Кодекса предусматривает предоставление работнику дополнительного трудового отпуска за каждые пять лет работы в одной организации или отрасли продолжительностью два календарных дня, но не более восьми календарных дней в общей сложности. Кроме того, регулируется порядок проведения служебных проверок и увольнения работодателем. Данный механизм способствует уменьшению некоторых споров, которые могут возникнуть между сторонами трудового договора по поводу правомерности применения дисциплинарных взысканий.

 

Новый кодекс также предусматривает единый порядок определения среднего заработка. Это значительно упрощает процесс его расчета. Таким образом, это способствует устранению имеющихся ошибок. Документом также определяется, что ответственность работодателя за каждый день задержки зарплаты составляет 10 процентов от ставки рефинансирования.

 

Кроме того, документом определяется привлечение работников к материальной ответственности за прямой действительный ущерб, как непосредственно причиненный им работодателю, так и возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, принятие локальных актов.

 

Также предусмотрена еще одна новая норма — право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

 

В целом задачи, определенные в документе, служат защите трудовых прав граждан и устранению проблем, возникающих в организациях. А обеспечение его эффективной реализации возлагает на парламент большую ответственность. Это означает, что мы должны эффективно использовать современные методы для разъяснения на местах среди избирателей суть и значение новых норм Кодекса.

 

Дилфуза ОПАЕВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам