ВЕРНА ЛИ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, НАЧИСЛЕННАЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ-ПОСТАВЩИКОМ ВОДЫ?

Сотрудники предприятия-поставщика воды, обнаружив повреждение на пломбе прибора учета воды, выписали нашему предприятию счет в объеме месячной оплаты — 10 миллионов сумов и подали иск в суд. Однако месячный расход воды предприятия составляет 300 000 сумов. Правильно ли начислена сумма? 

С. Алишеров, г. Ташкент.

Отвечает судья Ташкентского межрайонного экономического суда Насиба Абдурахманова:

 

— Согласно пункту 68 «Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям», утвержденных постановлением №194 Кабинета Министров «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг» от 15 июля 2014 года, при обнаружении представителем данной организации неисправности прибора учета воды, несанкционированного вмешательства в его работу, срыва пломб составляется акт с учетом выявления причин возникшего случая и со стороны организаций выдается предписание потребителю (субпотребителю) о необходимости внеплановой поверки прибора учета сроком исполнения в течение 30 дней с момента вручения предписания.

 

Согласно подпункту «б» пункта 87 Правил для потребителей группы II и III начисление производится по пропускной способности основного водопроводного ввода по формуле:

 

Q=МхFх√2gHхT

 

М — коэффициент расхода воды через задвижку, равный 0,60-0,62;

 

F — площадь сечения трубы или отверстия, из которой вытекает жидкость (по внутреннему диаметру), м2;

g — ускорение свободного падения, равное 9,8 м/сек.2;

 

Н — напор воды в метрах водяного столба в точке водоразбора или в точке подключения к коммунальной сети водоснабжения;

 

Т — время в секундах в течение 24 часов за календарные дни месяца.

Согласно пункту 73 Правил в случае обнаружения повреждения, а также срыва или нарушения целостности пломб прибора учета потребитель обязан в течение 2-х суток поставить об этом в известность организацию. По данному факту сторонами составляется соответствующий совместный акт с последующим принятием решений об устранении нарушений в работе приборов учета, а также проведением внеплановой поверки прибора учёта.

 

Согласно пункту 74 Правил, при обнаружении срыва контрольных пломб на приборе учета по вине потребителя, который подтвержден составленным актом, прибор направляется на внеплановую поверку в аккредитованные органы (метрологические службы). При установлении непригодности прибора учета по результатам поверки прибор учета направляется на ремонт, с последующей его поверкой после ремонта, в аккредитованные органы (метрологические службы) или приобретается и устанавливается новый прибор учета в случае невозможности ремонта. 

 

Согласно пункту 70 Правил, организация ответственна за своевременное проведение поверки приборов учета, раннее оповещение потребителей о ее проведении, снятие/установку, контроль показаний приборов учета. Время проведения поверки (ремонта) прибора учета со дня его снятия и до его установки и опломбирования не должен составлять более 30 календарных дней. В период проведения ремонта или поверки приборов учета расчет за холодную воду производится для потребителей всех групп в течение 30 календарных дней с момента снятия прибора учета по среднесуточным показаниям прибора учета за три предыдущих месяца.

 

Согласно пункту 84 Правил в случае неисправности прибора учета не по вине потребителя количество израсходованной воды определяется по среднесуточным показаниям прибора учета за три предыдущих месяца. Если прибор учета не установлен в течение одного месяца, то количество израсходованной воды определяется для потребителей группы I согласно подпункту «а» пункта 87, а для потребителей группы II и группы III — согласно подпункту «б» пункта 87 настоящих Правил.

 

В данном случае если пломба на приборе учета воды повреждена по вине потребителя, то согласно подпункту «б» пункта 87 Правил начисление, произведенное по пропускной способности основного водопроводного ввода согласно приведенной формуле, является обоснованным.