АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в экономической сфере — одна из главных задач в деятельности экономических судов.

 

Ядром всей системы разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, остается их урегулирование в государственном судебном органе. Однако в условиях рыночной экономики актуальным становится использование как государственных, так и негосударственных форм защиты прав. Это вызвано потребностями реформирования судебной системы и необходимостью более эффективного рассмотрения гражданско-правовых споров, а также обеспечения доступности правосудия.

 

16 мая нынешнего года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже», проект которого был разработан Верховным cудом в связи с принятием Закона «О международном коммерческом арбитраже». Документ содержит довольно подробное регулирование процессуальных вопросов, связанных со вспомогательной и контролирующей ролью экономических судов по отношению к международному коммерческому арбитражу, а также процедуры оспаривания арбитражных решений.

 

Документом внесены изменения и дополнения в Экономический процессуальный кодекс, а также в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

В частности, в законе в части, касающейся изменений и дополнений, вносимых в Экономический процессуальный кодекс, предусмотрены процессуальные основания отвода судьи, который при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве арбитра арбитражного суда. Ранее подобного правила в экономическом процессуальном законодательстве не было.

 

Расширена компетенция экономических судов за счет дел, связанных с арбитражным разбирательством. Установлена исключительная подведомственность и подсудность экономическому суду дел, связанных с арбитражным разбирательством. Теперь экономические суды Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента могут рассматривать дела, связанные с арбитражным разбирательством.

 

Определены новые категории экономических дел, подлежащих арбитражному разбирательству. Наиболее существенные нововведения коснулись и свидетелей как лиц, содействующих осуществлению правосудия. Так, в качестве свидетелей не могут быть вызваны и допрошены в том числе и арбитры, эксперты, назначенные составом арбитража, сотрудники арбитражного учреждения, третейские судьи, знающие об обстоятельствах, которые стали им известны в ходе третейского или арбитражного разбирательства.

 

Определен срок рассмотрения заявления о принятии экономическим судом обеспечительных мер по иску, рассматриваемому в арбитражном суде, не позднее следующего дня после его поступления без извещения лиц, участвующих в деле. Установлены новые основания оставления искового заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу и отказ в принятии искового заявления к производству.

 

Регламентирован порядок признания и приведения в исполнение арбитражного решения, а также основания для отказа в признании или приведении его в исполнение.

 

Введена новая глава. Она регламентирует производство по делам, связанным с оказанием содействия арбитражному разбирательству, а также производство по делам об обжаловании арбитражного решения.

 

Заслуживает внимания то, что Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» дополнен нормами, устанавливающими особенности взимания государственной пошлины с подаваемых в экономические суды заявлений об оспаривании арбитражного решения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения. Ставка государственной пошлины по таким заявлениям составляет двукратный размер БРВ.

 

Таким образом, немалое количество действительно важных правил применительно к международному коммерческому арбитражу разнесено теперь между Законом «О международном коммерческом арбитраже» и Экономическим процессуальным кодексом.

 

Для регулирования взаимоотношений между экономическими судами и международным коммерческим арбитражем важны два аспекта.

 

Во-первых, экономические суды реализуют свои контрольные функции в отношении арбитражного разбирательства путем оспаривания либо признания и приведения в исполнение их решений.

 

Во-вторых, законодательством предусмотрены действия экономических судов в поддержку арбитража, направленные на полноценную реализацию сторонами договоренностей, предусмотренных арбитражным соглашением.

 

Внесение в процессуальное законодательство указанных положений как методов реализации предоставленных экономическим судам полномочий позволяет говорить об общих задачах государства в регулировании международного коммерческого арбитража.

 

В целом внесенные законом изменения и дополнения, развивающие и детализирующие некоторые положения Закона «О международном коммерческом арбитраже», являются прогрессивным шагом в совершенствовании экономического процессуального законодательства. Они будут способствовать повышению авторитета и привлекательности международного коммерческого арбитража в Республике Узбекистан.

 

Во всем мире альтернативные процедуры разрешения споров бурно развиваются и составляют ощутимую и конструктивную конкуренцию государственным судам. Для того чтобы арбитражное разбирательство в нашей стране соответствовало общемировым стандартам, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере. Тогда, несомненно, оно займет достойное место в системе способов защиты прав граждан и юридических лиц в Узбекистане.

 

Нуриддин МУРОТОВ,
председатель Ташкентского межрайонного
экономического суда