СУДЕБНЫЕ АКТЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ФРГ

Судебные акты немецких судов принимаются в форме решения или определения. Судебное решение разрешает и завершает правовой спор полностью или частично. Как правило, оно выносится на основании устного разбирательства. Оно должно соответствовать определенной форме, предусмотренной статьей 117 Административного процессуального кодекса и оглашается официально. Судебное решение может быть оспорено апелляционной жалобой. Резолютивная часть судебного решения, как правило, содержит решение по исковому требованию, о расходах и о предварительной исполнимости.

Определения не являются актом, завершающим судопроизводство. Они могут либо охватывать частичный аспект правового спора (например, определение об исследовании доказательств), либо иметь лишь временный регулирующий характер (например, в случае обеспечительных мер). Как правило, они выносятся без устного разбирательства. Они не связаны какой-либо определенной формой и доводятся до сведения сторон без соблюдения какой-либо определенной формы. Резолютивная часть определения содержит решение по ходатайству и решение о расходах.

Лицо, обращающееся за правовой защитой в административный суд, определяет предмет судопроизводства своим заявлением. Однако, это не означает, что суд связан формулировкой заявления, (статья 88 АПК).

Решающим фактором является желаемая цель правовой защиты, которую суд также может определить путем толкования поданного заявления. Подавая заявление, истец или заявитель определяет начало судебного производства. Он также может в любой момент прекратить судебное производство. Суды обязаны исследовать обстоятельства дела, имеющие значение для принятия решения, по долгу службы. Суды обязаны заслушать стороны по фактам и правовым вопросам, имеющим отношение к решению. В судебных производствах, в которых дело разрешается путем вынесения судебного решения, это происходит в ходе устного разбирательства.

Во всех тех случаях, когда суд не принимает судебный акт в форме решения, он выносит определение. С помощью определения суд в ходе судебного разбирательства разрешает процессуальные вопросы и ходатайства, которые не ведут к прекращению судебного производства. Кроме того, судебные акты об обеспечительных мерах (срочной правовой защиты) принимаются в форме определения.

Судопроизводство по обеспечительным мерам призвано разрядить конфликтную ситуацию на период до окончательного завершения иска по существу, чтобы предотвратить возникновение свершившихся фактов или необратимое нарушение прав. Ввиду срочности судебные акты об обеспечительных мерах принимаются без проведения устного слушания. Однако такие судебные акты о временной правовой защите также имеют лишь временное регулирующее действие — до принятия решения по существу дела.

Структура определения проще, чем структура судебного решения. Разумеется, определение также начинается вводной и резолютивной частями, то есть в нем должны быть четко указаны номер дела, участники судопроизводства, суд, участвующие судьи и принятый судебный акт.

Резолютивная часть часто также содержит определение цены иска. Однако, в отличие от судебного решения, за этой частью следуют не фактические обстоятельства дела и основания решения, а лишь
обоснование определения. В соответствии части 1 статьи 122 АПК, определения суда подлежат обоснованию, только если они могут быть обжалованы или если они сами содержат решение по жалобе. Иногда суд в первой части мотивировочной части кратко излагает установленные судом факты, в любом случае, однако, мотивировочная часть отражает соображения, которые привели суд к принятию данного определения. Как и в случае с судебным решением, в конце разъясняется порядок обжалования, в котором указывается, имеются ли средства в его принятии средства правовой защиты и какие. Определение подписывается судьями, участвовавшими в его принятии.

Решение. Судебное решение, будучи окончательным судебным актом административного суда, завершает исковое производство. Его функция заключается в том, чтобы дать понять участникам производства, на каких фактах суд основывает свое решение и какие правовые соображения он считает решающими. Решение административного суда подчиняется строгим формальным правилам. В соответствии с частью 1 статьи 117 АПК, оно выносится «именем народа», должно быть составлено в письменной форме и подписано участвующими в деле профессиональными судьями. Помимо суда, рассматривающего дело, и номера дела, заголовка «именем народа», во вводной части решения перечисляются все участвующие стороны (и их представители). При этом должна быть четко обозначена соответствующая позиция в судебном процессе. В описании фактических обстоятельств дела кратко излагается состояние дела и спора в соответствии с его основным содержанием, при этом особо отмечаются поданные ходатайства. Последующая мотивировочная часть решения содержит основные соображения суда относительно допустимости и обоснованности иска в стиле судебного решения.

Наконец, каждое судебное решение содержит разъяснение порядка обжалования, в котором указывается, возможно ли обжалование и какое именно, а также какие особенности (например, сроки) должны быть соблюдены. Подписи судей завершают текст решения. К судебному решению обычно прилагается отдельное мотивированное определение об определении цены иска.

Резолютивная часть зависит от соответствующего типа действия. Административно-процессуальный кодекс Германии в основном различает иски об оспаривании, иски о принуждении, иски о признании, иски о совершении определенного административного действия и иски об установлении противоправности исчерпавшего себя административного акта, которые представлены ниже в качестве примеров. Средством обжалования судебного решения является апелляционная жалоба.

Олим ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.