Искать:

Важный шаг в обеспечении верховенства права

Президент Узбекистана подписал Указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности».

С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам вводится должность следственного судьи. Эти судьи будут выдавать санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам. Также они получат полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Действующий порядок пересмотра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых следственными судьями, в вышестоящих инстанциях, сохраняется.

Следственный судья будет наделен полномочиями по рассмотрению различных уголовных материалов, включая вопросы применения санкций по ходатайству о заключении под стражу или домашнем аресте, приостановлении действия паспорта, эксгумации трупа, аресте почтово-телеграфных отправлений, обыске, прослушивании переговоров, аресте имущества и других. Кроме того, следственные судьи смогут рассматривать ходатайства об отстранении обвиняемого от должности, помещении лица в медицинское учреждение, продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, а также продлении срока задержания до сорока восьми часов. Также в их компетенцию войдут ходатайства прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего.

Уникальность данного правового документа такова, что путем расширения сферы института «Хабеас корпус» и образования следственных судей – отдельных судей, полномочных осуществлять «судебный контроль» за стадией досудебного производства, будет гарантирована беспристрастность и объективность судьи, рассматривающего уголовное дело в судебном заседании.

Принятие документа в свете последовательной реализации задач в судебно-правовой сфере, определенных в Стратегии «Узбекистан-2030», особенно важно в деле обеспечения верховенства Конституции и законов, формирования подлинной справедливой судебной системы и направления ее деятельности на эффективную защиту прав и интересов граждан в уголовном судопроизводстве, а также укрепления доверия населения к правоохранительной системе.

Зафар Бобонов,

председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам.

СЛЕДСТВЕННЫЙ СУДЬЯ: СТРАЖ ЗАКОНА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

Президент Республики Узбекистан 10 июня принят Указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности».

В соответствии с документом с 1 января 2025 года будет внедрен порядок рассмотрения вопроса выдачи санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам отдельными судьями – следственными судьями в районных, городских судах по уголовным делам. Наряду с этим будет введена должность следственного судьи в районных, городских судах по уголовным делам. Кроме того, будет определен порядок единоличного пересмотра санкций на процессуальные решения, выданные следственным судьей на стадии досудебного производства по уголовным делам судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами, Военным судом Республики Узбекистан, только в апелляционной инстанции. Следственным судьям будут предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Сохраняется действующий порядок пересмотра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых следственными судьями, в вышестоящих инстанциях.

Следует отметить, что следственный судья будет наделен полномочием рассмотрения вопроса о применении санкций и мер принуждения. Согласно документу, его наделят полномочием рассмотрения следующих уголовных материалов, в том числе вопроса о применении санкций и мер принуждения:

санкций по:

– ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

– ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;

– ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);

– ходатайству об эксгумации трупа;

– ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;

– ходатайству о производстве обыска;

– ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;

– ходатайству об аресте имущества;

мер принуждения по:

– ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;

– ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;

– ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;

– ходатайству о продлении срока задержания до 48 часов;

– ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Следственный судья также будет осуществлять свою деятельность независимо и подчиняться только закону, не допускается возложение на следственного судью любых обязанностей, не связанных с осуществлением правосудия. Назначение на должность и освобождение от должности следственных судей, а также формирование судейского корпуса будет осуществляться согласно порядку, установленному законом.

Одним из основных направлений деятельности следственного судьи определено обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Фарход Абдушукуров,

судья Яккасарайского районного суда по уголовным делам.

Открытый диалог, посвященный предотвращению случаев коррупции

В Ташкентском городском суде в формате видео-конференц-связи с участием судебных коллегий по уголовным, гражданским, экономическим делам, а также работников судов и их родителей прошел открытый диалог.

Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов проинформировал участников мероприятия о проводимой работе по предупреждению коррупционных ситуаций в столичных судах. Отмечалось, что одной из важнейших задач работников судов является вежливость к каждому гражданину, ступившему на порог суда, а также правильное толкование законов.

Было отмечено, что все судьи, работающие в судах столицы, должны быть знакомы с родителями прикрепленных к ним помощников и регулярно общаться с ними. На мероприятии выступили ветераны судебной системы, судьи, родители сотрудников суда. Председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам И. Собиров, судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда Р. Рашидов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Г. Мирзаалимова поделилась своим опытом в данной профессии. В свою очередь родители работников судов констатировали, что их дети добросовестно относятся к своей выбранной профессии.

В конце встречи судьи, а также сотрудники суда единогласно пришли к мнению быть нетерпимыми к любым случаям коррупции.

МОЖЕТ ЛИ НАЛОГОВИК НЕ ПРИНЯТЬ ЗАЧЕТ ФИРМЫ ПО НДС?

В последнее время в административных судах Узбекистана количество споров касательно действий и решений налоговых органов в сфере зачета налога на добавленную стоимость (НДС) резко увеличилось. Налоговые органы посредством программы выявляют «подозрительные» контракты и трансакции и, пользуясь правом, указанным в части 14 статьи 266 Налогового кодекса, отменяют либо корректируют зачет предпринимателей по НДС.

Однако насколько правильной является такая практика, и полномочны ли на самом деле налоговые органы самостоятельно отменять или корректировать зачет по НДС?

Порядок зачета уплаченных сумм НДС регламентирован в статье 266 Налогового кодекса. В частности, налоговые органы вправе произвести отмену либо корректировку зачета, если имеются доказательства того, что право на зачет появилось в результате мнимой или притворной сделки по приобретению товаров или услуг.

В связи с тем, что мнимая и притворная сделки являются видами недействительных сделок, хотелось бы вначале прояснить суть и содержание недействительности сделки.

Согласно требованиям Гражданского кодекса, недействительная сделка не влечет юридических последствий, кроме последствий, связанных с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки все стороны возвращаются в первоначальное состояние, а именно каждая из сторон возвращает другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвращения в натуре возмещает его стоимость в деньгах.

Существует два вида недействительных сделок: оспоримая и ничтожная сделки. Если сделку можно признать недействительной только в судебном порядке, то она является оспоримой, а если сделка является недействительной сама по себе без какого-либо судебного признания, то она является ничтожной.

Гражданский кодекс предусматривает 11 оснований признания той или иной сделки недействительной. В нашем случае налоговые органы вправе произвести отмену либо корректировку зачета лишь в том случае, если право на зачет появилось у предпринимателя в результате мнимой или притворной сделки.

Под мнимой сделкой понимается сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать юридические последствия, а под притворной – сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку.

Соответственно, при совершении мнимой сделки целью сторон не является установление каких-либо гражданско-правовых отношений. Такая сделка совершается, как правило, в целях достижения правовых последствий для каждой стороны или одной из них (например, мнимая продажа несуществующего товара с целью оформления в дальнейшем Формы 4 по зачету НДС или продажа имущества третьему лицу во избежание наложения на него ареста).

В связи с тем, что притворная сделка заключается для сокрытия другой сделки (например, оформление договора дарения вместо договора купли-продажи), признание недействительной притворной сделки не влечет последствий, предусмотренных частью 2 статьи 114 Гражданского кодекса. В этом случае применяются правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду (в нашем примере правила договора купли-продажи).

Тем самым, исходя из смысла статьи 124 Гражданского кодекса, мнимая сделка является ничтожной, тогда как притворная сделка – оспоримой.

Выходит, что в случае, если у предпринимателя возникло право на зачет в результате притворной сделки, то налоговые органы вправе произвести отмену либо корректировку зачета, лишь предварительно признав такую сделку недействительной в судебном порядке. При этом доказательством притворности сделки для налоговых органов является не результат проведенного программой анализа, а решение суда.

В данном случае стоит обратить внимание на то, что требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в Гражданском кодексе.

Получается, что налоговые органы, не являясь стороной договора, априори не могут подать иск о признании притворной сделки недействительной?

На самом деле статья 124 Гражданского кодекса не дает конкретного перечня лиц, имеющих право на подачу иска в отношении притворных сделок, в отличие от других случаев недействительности сделок. При этом в случае расхождений между нормативно-правовыми актами, обладающими равной юридической силой, действуют положения нормативно-правового акта, принятого позднее.

Следовательно, Налоговый кодекс предоставляет право налоговым органам подавать иск о признании притворной сделки недействительной, и в силу того, что настоящий кодекс принят после Гражданского кодекса, то следует применять именно его норму. В свою очередь может возникнуть вопрос касательно мнимой сделки, которая не требует признания ее недействительной со стороны суда ввиду ее ничтожности. Хотелось бы обратить внимание на то, что Гражданский кодекс не исключает возможность подачи иска о признании недействительной ничтожной сделки.

Кроме того, установление случаев мнимости сделки, а также применение их последствий осуществляется налоговыми органами, а при несогласии налогоплательщика — судом по иску налоговых органов. Исходя из сути данной нормы, можно сделать вывод, что налоговые органы не уполномочены устанавливать случаи мнимости сделки, равно как и применять их последствия, если налогоплательщик не согласен с данными выводами. Несогласие налогоплательщика выражается в направлении претензии, обоснования или иного обращения, выражающего несогласие на акт налогового органа, оформленного в результате проведенной налоговой проверки. В этой ситуации налоговые органы должны обращаться в суд либо с иском о признании такой сделки недействительной, либо с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки. При этом требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

Что касается непосредственно процессуальной стороны данного вопроса, то эти категории дел непосредственно подведомственны экономическим судам, так как физические лица не являются плательщиками НДС, а спор касается не публично-правовых, а договорных отношений.

При этом лицами, участвующими в деле, признаются, помимо остальных, государственные органы в силу возложенных на них полномочий, а суд возбуждает дело по заявлениям государственных органов в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в суд в защиту интересов общества и государства.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что налоговые органы для произведения отмены или корректировки зачета НДС по притворным сделкам должны вначале обращаться в суд с иском о признании такой сделки недействительной. По мнимым же сделкам налоговые органы могут самостоятельно отменять или корректировать зачет лишь тогда, когда налогоплательщик согласен с их выводом. В противном случае налоговые органы также должны обращаться в суд с соответствующим иском.

Следовательно, сложившаяся практика, согласно которой налоговые органы самостоятельно без какого-либо решения суда отменяют либо корректируют зачет по НДС, а также не учитывают направляемые предпринимателями претензии на их акт является неправомерной и противоречит действующего налоговому и гражданскому законодательству.

Олимжон Шамсиев,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ  СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ  

Эффективное развитие экономики, взаимодействие всех структур общества, повышение уровня благосостояния народа являются непременным условием успешного развития любого государства.

Одним из факторов укрепления экономики является развитие предпринимательства, чему на протяжении ряда последних лет руководством Узбекистана уделяется особое внимание.

Ежедневно растет количество предпринимателей, увеличивается их доля в выпуске ВВП страны. Разумеется, в процессе взаимодействия всех сфер экономики, развития отношений между хозяйствующими субъектами, возникают различные споры, правильному разрешению которых особое внимание уделяется экономическими судами. Хотелось бы остановиться на спорах, вытекающих из договоров поставки.

В соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в других целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять товары и оплатить их.

Однако, нередко бывают случаи, когда одна сторона договора поставки, будь это продавец или покупатель, недобросовестно выполняет свои договорные обязательства, в результате чего другая сторона, чьи права ущемлены, вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Встречаются различные виды споров по договорам поставки, в том числе: о взыскании задолженности по поставкам продукции,  о взыскании убытков от поставки товаров ненадлежащего качества, о взыскании неустойки за несвоевременную поставку продукции, о расторжении, признании недействительным договоров и другие. Приведу следующий пример.

Между обществом с ограниченной ответственностью (продавец) и частным предприятием (покупатель) заключен договор поставки железобетонных плит, в соответствии с которым продавцом взяты обязательства по поставке покупателю железобетонных плит, а покупателем взяты обязательства по своевременной оплате данного товара. Продавец, добросовестно исполнив договорные обязательства, осуществил своевременную поставку товаров, однако, покупатель, нарушив условия договора об оплате, не произвел своевременную оплату. В результате чего, образовалась задолженность покупателя перед продавцом в размере 192 млн. сумов, что послужило причиной обращения истца общества с ограниченной ответственностью в экономический суд с исковыми требованиями к ответчику частному предприятию                               о взыскании основного долга в размере 192 млн. сумов и пени за просрочку оплаты в размере 50 млн. сумов.

Суд, приняв во внимание нарушение ответчиком условий договора об оплате, принял решение о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца основного долга в размере 192 млн. сумов и пени в размере 30 млн. сумов. Постановлением суда апелляционной инстанции данное решение суда оставлено без изменения.                        

В судебной практике нередко встречаются также споры о поставках продукции (товаров) ненадлежащего качества. В качестве примера можно привести следующий спор. Между обществом с ограниченной ответственностью (продавец)   и акционерным обществом (покупатель) заключен договор поставки мебельной продукции. В соответствии с данным договором продавец взял обязательство по поставке мебельной продукции, соответствующей условиям, указанным в спецификации к договору,   а покупатель взял обязательство по осуществлению 100 % предоплаты за товар. Покупателем договорные обязательства исполнены добросовестно и перечислено продавцу за товар 500 млн. сумов. Однако, продавцом договорные обязательства нарушены и осуществлена поставка некомплектного товара. Неоднократные требования покупателя о замене некомплектной продукции (товара) продавцом оставлены без удовлетворения, что послужило причиной обращения истца (покупателя) в экономический суд к ответчику (продавцу) с исковыми требованиями о взыскании   с него перечисленной за товар предоплаты в размере 500 млн. сумов.

В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 434 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества. Покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан «О судебной практике по разрешению споров, связанных с поставкой продукции (товаров) ненадлежащего качества» от 28.12.2007 года №172 указано, что под поставкой   продукции ненадлежащего качества подразумевается поставка недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции (товаров).

Недоброкачественной должна признаваться продукция (товар), которая полностью либо без существенной переработки не может быть использована по назначению. Нестандартной является продукция (товар), выпущенная с отступлениями от утвержденных в установленном порядке стандартов и метрологических правил, технических условий и образцов (эталонов), независимо от того, может ли такая продукция (товар) быть использована по назначению. Некомплектной считается продукция (товар), выпущенная без отдельных деталей, запасных частей и других элементов, которые предусмотрены стандартами, техническими условиями, образцами (эталонами).

Кроме того, согласно статье 26 Закона Республики Узбекистан   «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», если поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги не соответствуют стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам), другим обязательным условиям по качеству, ассортименту и сортности, установленным законодательством или хозяйственным договором, покупатель (заказчик) вправе отказаться от принятия и оплаты товаров (работ, услуг), взыскать с поставщика (подрядчика) штраф в размере 20 процентов стоимости товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, ассортимента и сортности, а если товары (работы, услуги) уже оплачены, потребовать в установленном порядке возврата уплаченных сумм. Штраф за поставку товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, ассортимента и сортности взыскивается   в безакцептном порядке с поставщика (подрядчика).

Суд первой инстанции, руководствуясь требованиями данных норм материального права, принимая во внимание нарушение ответчиком условий договора, принял решение об удовлетворении исковых требований истца и взыскании с ответчика суммы основного долга            в размере 500 млн. сумов. Судом апелляционной инстанции данное решение суда оставлено без изменения.

Нередко нарушение условий договора является причиной обращения стороны с исковыми требованиями о расторжении договора.

Между индивидуальным предпринимателем (продавец)   и обществом с ограниченной ответственностью (покупатель) 5 января 2024 года заключен договор поставки писчей бумаги и других канцелярских товаров на сумму 60 млн. сумов. Согласно условиям договора, покупатель обязался осуществить  предварительную оплату за товар в размере 30 % от суммы договора, а продавец обязался поставить товар в течение 10 дней со дня осуществления предварительной оплаты. Покупатель 15 января 2024 года произвел предварительную оплату продавцу в размере 20 млн. сумов. Продавец обязан был поставить товар не позднее 25 января 2024 года. Однако, условия договора о поставке товара продавцом нарушены, поставка не осуществлена. Неоднократные требования покупателя о поставке товара либо расторжении договора и возвращении суммы предварительной оплаты, продавцом оставлены без удовлетворения, что послужило причиной обращения истца (покупателя) в суд с исковыми требованиями  о расторжении договора поставки и взыскании с ответчика (продавца) суммы предварительной оплаты в размере 20 млн. сумов.

В соответствии с требованиями статьи 382 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Согласно статье 384 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. В части пятой статьи 385 Гражданского кодекса Республики Узбекистан указано, что, если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. Суд первой инстанции, признав нарушение ответчиком условий договора существенным, принял решение об удовлетворении исковых требований истца, расторжении договора и взыскании с ответчика в пользу истца суммы предварительной оплаты в размере 20 млн. сумов.

С развитием экономических отношений между хозяйствующими субъектами, повышением уровня правосознания в обществе, количество споров непременно будет расти. Поэтому, основной задачей судов является обеспечение своевременного и качественного разрешения споров, в том числе и споров, вытекающих из договоров поставки.           

Акбар Нарзуллаев,

                                                            судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.  

РОЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО СУДЬИ НА СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Согласно Указу Президента «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности», в районных и городских судах по уголовным делам вводится новая должность — следственный судья. В его компетенцию входит рассмотрение материалов дела, связанных с применением санкции и мер принуждения, а также дел об административных правонарушениях.

Главная задача следственного судьи — защита прав и интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

В частности, следственный судья будет наделен полномочием рассмотрения следующих уголовных материалов, в том числе вопроса о применении санкций и мер принуждения:

санкций по:

– ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

– ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;

– ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);

– ходатайству об эксгумации трупа;

– ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;

– ходатайству о производстве обыска;

– ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;

– ходатайству об аресте имущества;

мер принуждения по:

– ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;

– ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;

– ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;

– ходатайству о продлении срока задержания до 48 часов;

– ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Одним из основных направлений деятельности следственного судьи определено эффективная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в судебном порядке, обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.

Стоит отметить, что следственный судья не принадлежит к системе правоохранительных органов. Это независимая и самостоятельная должность в судебной системе, не подчиняющаяся ни правоохранительным структурам, ни судьям, рассматривающим уголовные дела по существу. Такое положение обеспечивает беспристрастность и объективность следственного судьи при принятии решений, связанных с защитой прав и интересов участников уголовного процесса.

Из этого следует, что деятельность суда по санкционированию меры пресечения, мер процессуального принуждения и других действий дознавателя либо следователя, связанных с выполнением их полномочий, представляет собой вид правосудия, осуществляемого на стадии предварительного расследования. Проверка судом оснований для проведения соответствующих следственных действий при производстве по уголовному делу представляет более высокий уровень гарантий соблюдения конституционных прав личности, поскольку суд не осуществляет функцию уголовного преследования и государственного обвинения, и поэтому не является заинтересованным субъектом при принятии решения о производстве следственных действий, которыми ограничиваются конституционные права граждан.

Таким образом, введение института следственного судьи в Узбекистане стало значимым шагом в реформировании судебно-правовой системы страны. Этот институт призван усилить судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса и обеспечить более эффективную защиту прав и свобод граждан.

Кахрамон Мирсафаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ВЫЕЗДНЫЕ СУДЕБНЫЕ ЗАСЕДАНИЯ ДЛЯ ПРОЗРАЧНОСТИ И ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

В последние годы в Узбекистане наблюдаются положительные изменения в судебно-правовой системе, как и во всех других сферах. Главная цель этих реформ — постепенная демократизация судебной системы, достижение истинной независимости судебной власти, надежно защищающей права и свободы граждан.

В этом направлении судьи предпринимают ряд позитивных шагов для обеспечения открытости и прозрачности рассмотрения дел, достижения законности и справедливости принимаемых решений, а также укрепления доверия к правосудию путем привлечения представителей широких слоев населения к этому процессу.

Возможность назначения выездных судебных заседаний регулируется пунктом 10 статьи 163 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан и постановлением Пленума Верховного суда от 24 июня 2017 года. В этих документах определен порядок проведения выездных судебных заседаний судьями.

Судья Ташкентского межрайонного экономического суда Ш. Эрметова провела выездное судебное заседание в Центре по эффективному использованию объектов государственной собственности. На выездном заседании истец предъявил исковые требования о взыскании задолженности и пени по договорам аренды с Центра в отношении 31 предприятия и организации.

В ходе рассмотрения производство по 2 делам было прекращено в связи с отказом истца от исковых требований. 4 дела были отложены на другой день из-за неявки представителей ответчика. По остальным 25 делам исковые требования истца были удовлетворены, и были приняты соответствующие решения.

Организация подобных выездных судебных заседаний является требованием времени. Основная цель — обеспечить прозрачность принимаемых судебных решений, повысить правовую грамотность участников процесса и присутствующих представителей общественности.

ИНСТИТУТ СЛЕДСТВЕННОГО СУДЬИ: НОВЫЙ ЭТАП В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН

Глава государства подписал указ, направленный на укрепление защиты прав и свобод человека в рамках оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Согласно указу Президента Узбекистана, в районных и городских судах по уголовным делам вводится новая должность — следственный судья. В его компетенцию входит рассмотрение материалов дела, связанных с применением мер принуждения, а также дел об административных правонарушениях. Главная задача следственного судьи — защита прав и интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Он осуществляет активный надзор за ходом расследования.

Следственный судья не принадлежит к системе правоохранительных органов. Это независимая и самостоятельная фигура, не подчиняющаяся ни правоохранительным структурам, ни судьям, рассматривающим уголовные дела по существу. Такое положение обеспечивает беспристрастность и объективность следственного судьи при принятии решений, связанных с защитой прав и интересов участников уголовного процесса.

Введение института следственного судьи в Узбекистане стало значимым шагом в реформировании судебно-правовой системы страны. Этот институт призван усилить судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса и обеспечить более эффективную защиту прав и свобод граждан.

Согласно документу, следственный судья будет обладать полномочиями по рассмотрению вопросов, связанных с применением санкций и мер принуждения. В частности, он может принять решения по ходатайствам о даче санкций на заключение под стражу или домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста; о приостановлении действия паспорта (проездного документа); об эксгумации тела; об аресте почтово-телеграфных отправлений; о проведении обыска; о прослушивании телефонных переговоров и снятии информации с телекоммуникационных устройств; об аресте имущества. А также принимать меры принуждения в виде отстранения обвиняемого от должности; помещения лица в медицинское учреждение; продления срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении и срока задержания до 48 часов; по ходатайству прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Таким образом, следственный судья будет играть ключевую роль в обеспечении законности и обоснованности применения мер принуждения и санкций на стадии предварительного расследования.

Введение института следственного судьи призвано повысить эффективность судебной защиты прав граждан на досудебной стадии уголовного процесса. Это позволяет оперативно реагировать на нарушения прав и свобод граждан со стороны органов следствия и дознания, предотвращать незаконные и необоснованные решения и действия.

В целом, введение института следственного судьи в Узбекистане – это значимый этап в реформировании судебно-правовой системы страны. Он призван усилить судебный контроль, обеспечить более эффективную защиту прав и свобод граждан и способствовать построению справедливого и гуманного общества.

Сурайёхон Хожамкулова,

судья Мирабадского районного суда

по уголовным делам.

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ: КАК ИЗБЕЖАТЬ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ ДОЛГОВ

Судопроизводство в приказном порядке является наиболее простой формой рассмотрения гражданских дел в судах.

 При этом исковое заявление рассматривается судом без участия сторон, и выносится решение суда, имеющее силу исполнительного документа. Статья 171 Гражданско-процессуального кодекса устанавливает основания для производства по делу в порядке выдачи судебного приказа. В частности, такой приказ может быть вынесен при требованиях, основанных на нотариально удостоверенной или признанной должником сделке, по задолженностям за коммунальные услуги, услуги связи, взысканию алиментов на несовершеннолетних детей, а также по требованиям, не связанным с установлением отцовства или привлечением третьих лиц.

Судебный приказ по существу искового требования выдается судьей в течение 3 дней после поступления заявления. Он выносится судьей единолично, без судебного разбирательства, вызова сторон и заслушивания их объяснений. Если от должника не поступит возражений в установленный срок, судья выдаст взыскателю заверенную копию приказа для представления к исполнению. По требованию взыскателя приказ также может быть направлен судом на исполнение напрямую. Судебный приказ вступает в законную силу по истечении 10 дней.

На практике во всех гражданских судах выдаются судебные приказы об оплате коммунальных услуг в электронном виде, что позволяет избежать излишних хлопот. Однако при вынесении таких приказов по коммунальным задолженностям возникают некоторые проблемные моменты.

Дело в том, что некоторые коммунальные организации обращаются в суд с иском даже в случае задолженности менее одной базовой расчетной величины. В свою очередь, наряду со взысканием задолженности в их пользу, с должника по закону о государственной пошлине взыскивается также и госпошлина в размере, кратном базовой сумме. Это вызывает справедливые возражения граждан.

Например, у потребителя возникла задолженность по оплате газа в 200 тысяч сумов. Должник был предупрежден об этом, но не погасил долг вовремя. В связи с этой задолженностью территориальное газовое предприятие обратилось в гражданский суд с иском о ее взыскании. 

Вынося судебный приказ о взыскании 200 тысяч сумов задолженности, суд также обязал должника оплатить государственную пошлину в размере, кратном базовой расчетной величине, сверх основной суммы долга.

Недовольный таким решением должник подал заявление об отмене судебного приказа.

Здесь возникает справедливый вопрос: есть ли возможность взыскать коммунальную задолженность другим, более выгодным для должника способом?

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что согласно Закона «О нотариате», для взыскания с должника денежных сумм или истребования имущества нотариус вправе выдавать исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность.

Исходя из этого, было бы целесообразно внести в законодательство поправку, позволяющую взыскивать небольшие коммунальные долги через нотариальные конторы путем совершения исполнительных надписей.

Принимая во внимание, что нотариальная исполнительная надпись является обязательным к исполнению документом, поскольку она приравнивается к исполнительному листу. Это предусмотрено Законом «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», согласно которой исполнительные надписи нотариусов подлежат обязательному исполнению судебными приставами наравне с судебными актами и документами иных органов.

Кроме того, при подаче в суд заявления о выдаче судебного приказа по взысканию коммунальной задолженности, следует установить минимальный размер такой задолженности.

Введение в практику взыскания небольших коммунальных долгов на основании исполнительных надписей нотариусов предотвратит излишнее обременение потребителей судебными расходами. Это, несомненно, также поможет снизить нагрузку на суды и будет равносильно обеспечению прав потребителей.

Гузал Абдурахманова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ИНСТИТУТ ПРОВЕРКИ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ

Новая редакция Конституции устанавливает, что любое осужденное за преступление лицо имеет право в порядке, установленном законом, ходатайствовать о пересмотре приговора вышестоящей судебной инстанцией, а также о помиловании или смягчении наказания.

В основе проводимых реформ в сфере правосудия лежат такие благородные цели, как утверждение человеческого достоинства, гарантированное обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан. Для этих же целей был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений».

Документ предусматривает следующие виды пересмотра судебных решений: апелляционный пересмотр не вступивших в законную силу решений по жалобе или протесту; кассационный пересмотр вступивших в силу решений; пересмотр решений, уже рассмотренных в апелляционном или кассационном порядке. Также закон наделяет областные суды полномочиями по кассационному пересмотру вступивших в силу решений и отменяет практику направления дел на новое рассмотрение в нижестоящие инстанции после отмены решения вышестоящим судом. В Уголовно-процессуальном кодексе вводятся соответствующие процессуальные нормы.

Одной из ожидаемых целей реформ является обеспечение своевременного и качественного рассмотрения каждого дела судьями.

Также для правильного и единообразного применения норм этого закона на практике было принято постановление Пленума Верховного суда «О некоторых вопросах практики рассмотрения уголовных дел в апелляционном, кассационном порядке».

В постановлении Пленума подробно разъясняются вопросы обжалования (опротестования) приговора и определения суда первой инстанции в апелляционном и кассационном порядке, а также порядок апелляционного и кассационного производства в судах первой инстанции.

В соответствии с требованиями закона, лица, не являющиеся стороной по делу, также могут обжаловать в апелляционном или кассационном порядке ту часть судебного решения, которая затрагивает их права и законные интересы.

Также, если в жалобе или протесте ставится вопрос о необходимости применить закон о более тяжком преступлении, ужесточить наказание или внести иные изменения, ухудшающие положение осужденного, закон обязывает пересматривать обвинительный приговор или постановление в кассационном порядке, а оправдательный приговор или постановление о прекращении дела — только после вступления их в законную силу. При этом устанавливается годичный срок рассмотрения. Однако на практике суды по-разному подходят к определению этого годичного срока.

Соответствующие разъяснения даны в пункте 5 постановления Пленума для устранения данной неопределенности. Согласно ему, годичный срок исчисляется со дня вступления в законную силу соответствующего приговора или определения, плюс день вынесения решения судом кассационной инстанции.

Как известно, закон устанавливает общие основания для отмены и изменения приговора суда первой инстанции. В частности, суды апелляционной и кассационной инстанций признают вынесенный приговор законным, если он вынесен в соответствии со всеми требованиями закона и на основании закона, и оставляют его без изменения.

Закон окажет положительное влияние на дальнейшую деятельность судов, формирование единой практики рассмотрения судьями дел по данному вопросу.

Фаррух Тураходжаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому