БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: КРИТЕРИИ И ОЦЕНКИ
За последние годы в Узбекистане осуществляются масштабные и динамичные демократические реформы, эффективность которых, во многом определяется четырьмя важнейшими факторами — обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала и формирование сильных демократических институтов.
Коррупция — комплекс преступных деяний, подрывающих основы государственной власти и управления, посягающих на свободы, права и законные интересы граждан. Если не удастся искоренить коррупцию, если в борьбу с ней не будут вовлечены все слои населения, лучшие специалисты, если общество не будет привито вакциной честности, то невозможно достичь поставленных целей демократических реформ и ни одна сфера жизни общества и государства не будет развиваться.
В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции». В нем закреплены основные направления государственной политики в данной сфере, организационно-правовые механизмы их реализации, основные принципы противодействия коррупционным преступлениям. Впервые разъяснены такие понятия, как конфликт интересов и коррупционное правонарушение. Более того, документ стал основой формирования и развития целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Приняты свыше 60 Указов и постановлений Президента, ряд государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.
Сегодня совершенствуется законодательная основа осуществления государственных закупок и использования бюджетных средств, займов международных организаций и иностранных государств, реализации государственных активов. Следует отметить, что международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям служит правовой основой согласованной деятельности государств в борьбе с этим явлением. К нему относятся документы конвенциального характера, провозглашающие цели и принципы антикоррупционной деятельности, формирующие ее концептуально-правовое поле, механизмы борьбы с коррупцией. Существуют глобальный, межрегиональный и региональный уровни формирования данного законодательства.
Для эффективного противодействия коррупции одних законов недостаточно. Необходимы действенные система и механизмы их практической реализации. В Узбекистане принимаются системные меры по повышению антикоррупционного потенциала государства.
За последние годы в стране созданы Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции, который возглавляет Председатель Сената парламента;
в палатах парламента учреждены комитеты по противодействию коррупции;
в местных представительных органах созданы комиссии по противодействию коррупции;
начало работу Агентство по противодействию коррупции, напрямую подчиняющееся Президенту Узбекистана и подотчетное палатам Олий Мажлиса.
Деятельность этих органов призвана содействовать устранению в первую очередь причин и условий коррупционных проявлений во всех сферах.
Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы.
В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй – 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.
Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. В процесс отбора судей допускаются и СМИ.
Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений — главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.
Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам