Искать:

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ – ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Торговля людьми является одним из пороков, угрожающих безопасности и социально-духовной стабильности. В условиях построения правового государства и справедливого гражданского общества торговля людьми стала одной из актуальных проблем сегодняшнего дня.

 

Статья 13 Конституции Республики Узбекистан гласит, что  демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

 

В соответствии со статьей 24 Основного закона право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Посягательство на нее является тягчайшим преступлением.

 

Сегодня преступления, связанные с торговлей людьми, вызывают серьезную обеспокоенность и озабоченность в мировом сообществе. Самое печальное, что положения как тех, кто совершил это преступление, так и тех, кто от него пострадал, равные. То есть, совершая преступление в стремлении нажиться легкими деньгами – обе категории людей оказываются в ловушке.

 

Согласно Уголовному Кодексу Республики Узбекистан, торговля людьми – вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.

 

В последние годы выявляются преступления, связанные с торговлей детьми. Это вызвано социальной незащищенностью и необеспеченностью матери ребенка, беременностью не состоящих в браке женщин и попытками скрыть ребенка от семьи, большой потребностью в усыновлении ребенка со стороны семей, не имеющих детей.

 

Важное значение в борьбе с торговлей людьми имеет проведение разъяснительной работы среди населения, особенно среди молодежи, об опасности и последствиях этого зла, информирование граждан высокой политической культуры. Поэтому, исходя из требований сегодняшнего дня, необходимо уделить особое внимание проведению пропагандистских и пропагандистских мероприятий.

 

Подводя итог, можно сказать, что торговля людьми, ее бесчеловечное и унижение, уничтожение прав и свобод человека – это непростительное тяжкое преступление.

 

Кахрамон МИРСАФАЕВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

КАК БОРОТЬСЯ С КОРРУПЦИЕЙ

Обновленная политика нового Узбекистана опирается на такие высокие идеи, как поднятие чести и достоинства человека на высочайший уровень, неукоснительное обеспечение справедливости и верховенства закона в обществе. Однако, к сожалению, все еще имеется ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на результативность реформ и препятствующих процветанию страны. Безусловно, одним из них является коррупция, которая прежде всего способствует снижению доверия народа к государству и реформам, усилению недовольства в обществе.

 

В годы независимости в стране осуществлена практическая работа по борьбе с коррупцией. Присоединение Узбекистана в 2008 году к Конвенции ООН против коррупции и другим международным актам стало первым шагом в данном направлении. В принятом по инициативе Президента Законе Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» и соответствующей государственной программе определены задачи на перспективу. В законе впервые дано разъяснение таким понятиям, как коррупция и конфликт интересов. Кроме того, в законе четко определены уполномоченные органы по противодействию коррупции и их статус.

 

В 2019 году принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан», которым была утверждена Государственная программа по противодействию коррупции.

 

Следует особо отметить, что в последние годы в стране осуществлены важные организационно-правовые реформы в сфере противодействия коррупции. Во-первых, в корне усовершенствована система государственной службы, определены ее цели и задачи, утверждена Концепция административной реформы. Приняты меры, направленные на эффективную социальную защиту сотрудников государственных органов, усиление их материальной поддержки и стимулирования.

 

Сегодня Узбекистан входит в число 16 стран, которые показывают положительную динамику в борьбе с коррупцией по Индексу верховенства закона-2020. Согласно отчету Узбекистан показал лучшую позитивную динамику среди стран СНГ, набрав 0,47 балла из максимального 1 балла и заняв 92-е место среди 128 стран мира. Это на четыре позиции выше, чем в прошлом году.

 

Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы.

 

В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй – 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.

 

Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. В процесс отбора судей допускаются и СМИ.

 

Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений — главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

Перейти к содержимому