Искать:

КАК В СУДЕ ОПРАВДАЛИ ОБВИНЯЕМОГО В МОШЕННИЧЕСТВЕ: РАЗБИРАТЕЛЬСТВО В ТАШКЕНТЕ

На страницах нашего еженедельника мы не раз рассказывали об историях, когда человек преступил черту закона и, как полагается, получил соответствующее наказание. 

Однако в жизни бывают истории, когда из благих намерений помогая близким и друзьям, так же можно понести наказание. Виной всему обстоятельства. 

 

Решил помочь знакомому

 

58-летний Даврон Соатов ранее никогда проблем с законом не имел. Работал, растил детей. Словом, радовался каждому прожитому дню. Было у него много товарищей. Это было объяснимо, потому как Даврон занимался бизнесом. Имел вес в обществе и, конечно же, связи. Однажды к нему обратился его давний знакомый Зафар Батыров. Мужчина посетовал на то, что в отношении него необоснованно заведено уголовное дело. Именно поэтому он искал человека, который оказал бы ему правовую помощь и помог восстановить справедливость. 

 

Опытный юрист

 

После разговора Даврон позвонил одному из своих бизнес-партнеров Азизбеку Аликулову, который сталкивался с подобными случаями. Рассказал ему всю суть вопроса. Азизбек направил Даврона к своему знакомому, якобы опытному юристу Фарруху Низамову, который ранее помог ему в нескольких правовых делах.

 

После разговора по телефону Фаррух предложил для обсуждения деталей приехать к нему в офис. Два друга на встречу поехали вместе. В ходе переговоров выяснилось, что Фаррух в данный момент помочь не сможет. Но у него есть коллега Назира Бутабева, которая может взяться за это дело. Единственное, что необходимо было сделать, это согласовать с ней пару-тройку вопросов. 

 

Все точки над «и»

 

Спустя некоторое время Фаррух связался с Зафаром и сказал, что его проблемы в скором времени будут решены. Назира нашла время и согласилась помочь. Но, естественно, не за бесплатно. Сумма на расходы за ее услуги составляла 50 000 долларов. Сумма более чем солидная. Зафар недолго думая согласился. Ведь на кону был его бизнес и репутация. Чтобы поставить все точки над «и» и приступить наконец к решению проблемы, решено было встретится вечером в одном из кафе столицы. 

 

Не выполнили обещанного

 

Зафар по-дружески попросил своего друга Даврона пойти на эту встречу и присутствовать на переговорах. Также он взял с собой своего компаньона Саидали Калибаева. Дождавшись Фарруха, мужчины еще раз обсудили все детали дела. Однако в скором времени Даврону позвонили, и он вышел поговорить. Вернувшись за стол переговоров, он увидел следующую картину: Саидали положил на стол черный полиэтиленовый пакет, а Зафар передал его Фарруху. В свою очередь, последний пообещал, что проблема решится уже в скором времени, и уехал. О том, что в пакете находились деньги, Даврон узнал, когда вышел из кафе. Спустя некоторое время выяснилось, что Фаррух вместе со своей, так сказать, «коллегой» не выполнили обещанного, а деньги присвоили себе.

 

Справедливость восторжествовала

 

В ходе судебного разбирательство были наказаны все фигуранты данного дела. И как бы ни казалось это печальным, досталось и Даврону. Из свидетеля он превратился в одного из подозреваемых, а потом и в подсудимого. В ходе судебного разбирательства Даврон пояснил, что у него не было умысла подстрекать на дачу взятки должностным лицам для прекращения уголовного дела.

 

Так, в соответствии с пунктами «а, в» части 3 статьи 168 («Мошенничество») Уголовного кодекса Республики Узбекистан с применением ст. 45 («Лишение определенного права») УК ему был назначен штраф в размере 300 базовых расчетных величин, а также лишение права занимать руководящие должности и заниматься предпринимательской деятельностью сроком на 3 года. Согласно статьям 28 («Виды соучастников преступления») и 211 («Дача взятки») УК РУз он был приговорен к 6 годам лишения свободы.

 

Но справедливость все же восторжествовала. В ходе рассмотрения данного дела в апелляционной инстанции в Ташкентском городском суде суд пришел к выводу, что предъявленные обвинения в отношении Даврона не состоятельны и не нашли своего объективного подтверждения. Таким образом, приговор первой инстанции был отменен, и Даврон был признан невиновным, а его права и интересы – реабилитированы.

 

Имена и фамилии изменены.

 

Мухтарама Тургунова, судья по уголовным делам Ташкентского городского суда,

Эвелина Синотова, журналист.

СЕРЬЕЗНЫЙ ЗАСЛОН КОРРУПЦИИ 

Противодействие коррупции на сегодняшний день превратилось в одно из самых актуальных вопросов, стоящих перед мировым сообществом. Еще одна важная сторона вопроса – когда уровень коррупции в стране напрямую воздействует на ее политический и экономический авторитет на международной арене. Показатели данного критерия играют решающую роль в таких вопросах, как отношения между государствами, объем инвестиций, подписание двусторонних договоров на равных условиях.

 

И в Узбекистане противодействие коррупции превратилось в одно из приоритетных направлений государственной политики. Это можно увидеть на примере принятых в этой сфере нормативно-правовых актов концептуального значения, административных реформ, направленных на предотвращение коррупции. В том числе важная роль в повышении эффективности противодействия коррупции отводится главному документу новых реформ Нового Узбекистана, принятому по инициативе Президента Республики Узбекистан – Стратегии развития нового Узбекистана в 2022— 2026 годах. 

 

В приоритетном направлении Стратегии, в которой предусмотрены важнейшие направления развития страны, для обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы в качестве важных задач обозначены совершенствование непосредственно организационно-правовых механизмов противодействия коррупции и повышение эффективности мероприятий по противодействию коррупции.

 

На основе данного программного документа осуществлен ряд важных реформ, направленных на предотвращение коррупции. В корне усовершенствована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, запущены Народная приемная Президента, «телефон доверия» и «виртуальная приемная», а также «телефоны доверия» и «виртуальные приемные» каждого министерства и ведомства.

 

В корне реформирована система оказания государственных услуг населению, государственные услуги оказываются населению с помощью удобных, централизованных и современных информационно-коммуникационных технологий. Минимизация в данном процессе человеческого фактора, устранение прямого контакта между государственными служащими и гражданами, широкое применение информационных технологий безусловно привели к ощутимому снижению коррупционных факторов.

 

В последние годы в корне усовершенствованы механизмы обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов, а также институты общественного контроля. Широкое использование цифровых и онлайн технологий повысили отчетность государственных органов перед общественностью. Налажена и постоянно совершенствуется система реализации земельных участков и государственных активов, а также государственных номерных знаков для автотранспортных средств через онлайн аукцион.

 

Более того, в целях коренного улучшения деловой и инвестиционной среды, устранения излишних бюрократических преград, усовершенствования устаревших, не отвечающих современным требованиям процедур в корне усовершенствованы лицензионные и разрешительные процедуры.

 

Важным руководством к действию в реализации вышеупомянутых реформ служат свыше 70 нормативно-правовых актов, направленных на устранении коррупциогенных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства. Самым важным шагом в данном направлении стало подписание одного из самых первых законодательных актов после вступления главы государства на должность Президента – Закона «О противодействии коррупции». Законом, принятым в 2017 году, дано определение таким понятиям, как «коррупция», «коррупционные правонарушения», «конфликт интересов».

 

В своем выступлении по случаю 26-летия принятия Конституции Республики Узбекистан Президент предложил на основе передового зарубежного опыта и требований Конституции организовать в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан отдельные комитеты по противодействию коррупции. В 2019 году было принято постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан «О создании Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам». Именно в этом году в Сенате Олий Мажлиса был организован Комитет по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам. 

 

В регионах проводятся регулярные диалоги с привлечением корпуса судей, руководителей секторов и общественности, налажена практика обсуждения проблем в сфере противодействия коррупции совместно с местными Кенгашами народных депутатов и оценки ответственности уполномоченных лиц в данном направлении.

В качестве очередной реформы можно отметить создание в 2019 году в соответствии указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» Агентства по развитию государственной службы при Президенте. На данное агентство была возложена задача повышения авторитета государственной гражданской службы с целью искоренения причин и условий, порождающих коррупцию, формализм и бюрократию, внедрение мер гарантирования достойного уровня материального стимулирования и социальной защиты государственных гражданских служащих.

 

Постановлением Президента Республики Узбекистан, отражающим в себе такие вопросы, как дальнейшее укрепление независимости судебной власти, исключение условий любого незаконного воздействия на судей, повышение отчетности и прозрачности деятельности государственных органов, была принята Государственная программа по противодействию коррупции на 2019-2020 годы.

 

2020 год играет особую роль в истории нашей страны в плане совершенствования институциональных основ противодействия коррупции, так как 29 июня этого года были приняты два важных документа, служащих мощным стимулом для развития этой сферы – Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» и постановление «Об организации деятельности Агентства по противодействию коррупции Республики Узбекистан». Этими документами создана новая структура, осуществляющая государственную политику, направленную на предупреждение и противодействие коррупции – Агентство по противодействию коррупции.

 

Помимо этого, Указом Президента «Об организационных мерах по сокращению теневой экономики и повышению эффективности деятельности налоговых органов» от 30 октября 2020 года утверждена «дорожная карта» по реализации мер, направленных на повышение эффективности деятельности министерств и ведомств в противодействии теневой экономике и коррупции, совершенствование налогового и таможенного администрирования.

 

Наряду с нормативно-правовыми актами, министерствами и ведомствами принимаются и обеспечивается реализация ведомственных документов, направленных на повышение эффективности противодействия и предупреждение коррупции в различных сферах, программы «сфера без коррупции» и другие планы-программы. 

 

Все это означает то, что в нашей стране делается серьезный упор на противодействие этому негативному явлению на уровне государства. Эти усилия в качестве политической воли оценивают не только граждане Узбекистана, но и международное сообщество.

 

Фаррух ТУРАХОДЖАЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ИНТЕРЕСЫ ИНВЕСТОРА ПОД ЗАЩИТОЙ

Дальнейшее развитие инвестиционных отношений — одно из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана. При этом, исходя из мирового опыта, был сделан акцент на совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, выработку и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии. Яркий пример позитивных реформ в данной сфере — первый Ташкентский международный инвестиционный форум, который стал площадкой для дальнейшего укрепления внешнеторговых связей и улучшения дружественных отношений между народами.

 

Об этом свидетельствуют и высказанные мнения высоких гостей в ходе исторического мероприятия об инициативах главы нашего государства, с которыми они поделились с представителями средств массовой информации. Многие из них признают Узбекистан надежным, ответственным и стратегическим партнером. Системная реализация мер по развитию предпринимательства, занятости и сокращению бедности в махаллях высоко оценена гостями и охарактеризована как уникальный опыт.

 

Согласно действующему процессуальному законодательству инвестиционные споры рассматриваются как гражданскими, административными, так и экономическими судами, что затрудняет формирование единой судебной практики при разрешении инвестиционных споров. Трудности по подсудности дел стали причиной сомнения инвесторов в обеспечении имущественных прав и создают затратные по времени бюрократические препоны. Это, в свою очередь, приводит к формированию различных судебных практик при принятии решений по спорам, связанным с деятельностью инвесторов.

 

В целях совершенствования судебной системы разрешения инвестиционных споров и обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов в структуре Верховного суда Республики Узбекистан создан Судебный состав по рассмотрению инвестиционных споров и дел о конкуренции. Судебный состав уполномочен рассматривать инвестиционные споры между физическими или юридическими лицами и государственными учреждениями.

 

По заявлению крупных инвесторов, участвующих в инвестиционных спорах, а также участников процесса о конкуренции данная категория дел может быть рассмотрена непосредственно Судебным составом в качестве первой инстанции, а оставшиеся инвестиционные споры могут рассматриваться судом первой инстанции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

 

Суть радикальных реформ, проводимых сегодня в нашей стране, заключается в обеспечении благосостояния людей за счет улучшения инвестиционного климата и развития экономики. Для привлечения иностранных инвесторов необходимо, прежде всего, создать благоприятную бизнес-среду, правовые гарантии защиты их прав и интересов.

 

Исломжон ХАМРАЕВ,
заместитель председателя
Ташкентского межрайонного экономического суда

ОСНОВНАЯ СУТЬ КОРРУПЦИИ, ИЛИ С ЧЕМ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вопрос противодействия коррупции – один из вечных вопросов организации государства. Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции.

 

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

 

Так, коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

 

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды – он становится частью коррупционной системы.

 

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

 

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция населения.

 

Среди основных источников коррупции можно выделить неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти.

 

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

 

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

 

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

 

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

 

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка – это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки. Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе.

 

Есть и другая форма коррупционных преступлений – злоупотребление. Это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы, либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

 

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

 

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

 

Толибжон ОБИДОВ,
председатель Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ПРИНЦИП “АКТИВНОЙ РОЛИ СУДА” – УЗБЕКИСТАН И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

29 января 2022 года Президент Республики Узбекистан принял Постановление «О мерах по дальнейшему обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, а также повышения доверия населения к судам».  Во пункте 2 данного документа предусматривается установление процедуры по осуществлению административного судопроизводства на основе принципа «активной роли суда», под которой понимается обязанность административного суда по сбору доказательств по собственной инициативе для выяснения фактических обстоятельств дела, созданию для граждан или субъектов предпринимательства, чьи права нарушены, условий для участия в сборе доказательств в пределах своих возможностей.

 

Исходя из анализа судебной практики очевидно, что возложение на стороны обязанности доказывания обстоятельств дела в административных судах ставит их в неравные условия, так как возможности обычного гражданина или предпринимателя по доказыванию своих требований более ограничены, чем ресурсы государственных органов, наделенных властными полномочиями. Поэтому представляется, что активное участие суда обеспечивает равные возможности сторон и их состязательность в административном судопроизводстве.

 

Кроме того, на сегодняшний день нормы активного участия суда, в том числе сбора доказательств административным судом по собственной инициативе, установлены в законодательствах таких стран, как Грузия, Азербайджан и Казахстан.

 

Например, в Азербайджане суд обязан исследовать все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, а также самостоятельно по собственной инициативе собирать другие необходимые доказательства.

 

В Грузии суд правомочен собирать фактические обстоятельства и доказательства их по собственной инициативе.

 

В Казахстане административное судопроизводство осуществляется на основе активной роли суда, согласно которому суд, не ограничиваясь объяснениями, заявлениями, ходатайствами участников административного процесса, представленными ими доводами, доказательствами и иными материалами административного дела, всесторонне, полно и объективно исследует все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. Более того, суд по собственной инициативе собирает дополнительные материалы и доказательства, а также выполняет иные действия, направленные на решение задач административного судопроизводства.

 

Стоит отметить, что принцип «активной роли суда» является новеллой в нашей системе отправления правосудия, внедрение которой трансформирует роль суда из пассивного арбитра в активного участника судебного процесса.

 

Однако, можно ли утверждать, что данный принцип в будущем перерастет в более фундаментальную правовую философию судебного активизма наподобие той, что существует в англо-саксонской правовой системе или той, что внедряется в современную романо-германскую правовую систему?

 

В этой связи, необходимо разобраться в двух взаимоисключающих понятиях: судебный активизм (judicial activism) и судебная сдержанность (judicial restraint).

В американском праве, согласно общепризнанному определению, судебный активизм представляет собой правовую философию, согласно которой суды могут и должны выходить за рамки применимого права, чтобы учитывать более широкие социальные последствия своих решений. Этот термин обычно подразумевает, что судьи выносят решения, основываясь на своих собственных взглядах, а не на прецеденте (stare decisis, то есть новые решения должны соответствовать предыдущим решениям). Судебный активизм и конкретные активистские судебные решения вызывают спорные политические вопросы, так как они тесно связаны с судебным толкованием права и теорией разделения власти.

 

В свою очередь, судебная сдержанность – это правовая философия, продвигающая применение такого подхода судебного толкования, который сохранил бы статус-кво в судебной деятельности. Судебная сдержанность вбирает в себя принцип stare decisis; нежелание вносить протест (certiorari, то есть истребование дела вышестоящим судом из производства нижестоящего суда); и тенденцию выносить узкие судебные решения, избегая «ненужного разрешения общих вопросов». Судебная сдержанность может привести к тому, что суд вообще уклонится от рассмотрения дела по существу путем оспаривания правоспособности заявителя, отказа от внесения протеста (certiorari) или установления, что центральным вопросом дела является политический вопрос, который лучше решать исполнительной или законодательной ветвям власти либо установления, что суд не обладает юрисдикцией в этом вопросе, чем сохранит статускво.

 

Безусловно, ныне внедряемый в республике принцип «активной роли суда» не вбирает в себя вышеуказанные аспекты судебного активизма, но можно ли делать вывод о том, что создающийся вектор развития национального процессуального права рано или поздно приведет к такому исходу, когда административные суды не будут сдерживаться от принятия того или иного решения, уходя от рассмотрения дела по существу, и будут играть более активную роль в деле защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и предпринимателей в сфере административных и иных публичных правоотношений в частности, а также в общественно-политической жизни общества в целом.

 

В любом случае можно с уверенностью заявлять, что настоящий принцип «активной роли суда» будет способствовать превращению административных судов в подлинного защитника граждан и предпринимателей в отношениях с государственными органами и их должностными лицами. 

 

Нозима ЗАХИДОВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам

Перейти к содержимому