Искать:

ВЫЕЗДНЫЕ ПРИЕМЫ: ВОСТРЕБОВАННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГРАЖДАНАМИ

Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов проводит выездные приемы с целью выявления проблем, волнующих граждан, их положительного решения на месте, оказания необходимой правовой помощи. Очередной прием состоялся на днях в хокимияте Бектемирского района столицы.

В мероприятие приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам Ш. Аббасов, председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам Э. Шамсутдинова, председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатов,  судья Ташкентского городского суда Г. Машкуров, а также судьи районных и межрайонных судов.

В этот день с вопросами, которые не решались долгое время пришли 28 граждан. Обращения девяти из них касались уголовного судопроизводства, 18  — обратились за помощью по гражданским делам,  также было рассмотрено одно дело об административных правонарушениях. 22 обращения граждан приняты устно, шесть — письменно.

Также в рамках выездного приема состоялось открытое судебное заседание в ходе которого, были условно досрочно освобождены шесть человек.  В частности, было рассмотрено ходатайство о представлении условно-досрочного освобождения назначенного в отношении 63-летнего осужденного.

Мужчина был признан виновным  в соответствии со статьей 273 Уголовного Кодекса (незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт) и был приговорен к лишению свободы на срок 10 лет 6 месяцев. В 2019 году приговор был изменен. Соответственно срок наказания был изменен на 7 лет 6 месяцев лишения свободы. А в 2020 году не отбытое наказание было изменено на срок в виде 2 лет 13 дней ограничения свободы.

 

— За время отбывания наказания я полностью осознал свой поступок. Я твердо встал на путь исправления, — говорит мужчина. —  До сегодняшнего дня я полностью соблюдал установленные запреты ограничения свободы. На состоявшемся выездном приеме Бектемирским районным судом по уголовным делам я был условно-досрочно освобожден от назначенного в отношении меня наказания в виде ограничения свободы с учетом отбытия мною 1 года 4 месяца 6 дней срока наказания.

НОВШЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время в условиях унификации законодательства как на национальном, так и на международном уровне международный арбитраж приобретает все большее значение как альтернативная, внесудебная форма разрешения коммерческих споров.

 

Глава государства 16 мая подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона «О международном коммерческом арбитраже».

 

На основании данного закона в Экономический процессуальный кодекс вносятся следующие изменения. Теперь участие судьи экономического суда в качестве арбитра при предыдущем рассмотрении дела является одним из оснований для его отвода. Расширен перечень подведомственных дел экономическим судам, в частности включены дела, связанные с арбитражным разбирательством. При этом такие дела рассматриваются экономическим судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические или физические лица. Следует отметить, что дела, связанные с арбитражным разбирательством, предусмотренным Законом «О международном коммерческом арбитраже», рассматриваются экономическими судами по общим правилам экономического судопроизводства с учетом особенностей. Однако дела о назначении арбитра, об удовлетворении отвода арбитра, о принятии решения относительно прекращения действия полномочий арбитра или по вопросу юрисдикции арбитражного суда, о содействии в получении доказательств, а также об отмене арбитражного решения рассматриваются экономическими судами только в том случае, если место арбитража находится в Узбекистане.

 

Заявление о назначении арбитра, об удовлетворении отвода арбитра, о принятии решения относительно прекращения действия его полномочий, принятии решений по вопросу юрисдикции арбитражного суда, содействии в получении доказательств, а также об отмене арбитражного решения подается в экономический суд по месту арбитража. А заявление о признании и приведении в исполнение обеспечительных мер, принятии обеспечительных мер по иску, рассматриваемому в арбитражном суде, подается в экономический суд по месту арбитража или государственной регистрации должника либо, если место регистрации должника неизвестно, по месту нахождения его имущества.

Арбитры, эксперты, назначенные составом арбитража, сотрудники арбитражного учреждения не могут быть вызваны и допрошены об обстоятельствах, которые стали им известны в ходе арбитражного разбирательства. Экономический суд по заявлению стороны арбитражного разбирательства может принять обеспечительные меры по иску, рассматриваемому в арбитражном суде. При этом, арбитражное решение об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены экономическим судом обеспечительных мер.

 

Дополнены основания оставления и прекращения экономическим судом производства по делу, если в производстве арбитражного суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям либо имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче данного спора на разрешение арбитража и возможность обращения к арбитражу не утрачена и если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в экономическом суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение арбитража, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения. Также имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям арбитражное решение, за исключением случаев, когда экономический суд отказал в признании и приведении в исполнение арбитражного решения, суд прекращает производство по делу.

 

Вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям арбитражное решение, за исключением случаев, когда экономический суд отказал в признании и приведении в исполнение арбитражного решения либо вынесенное по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям определение о прекращении арбитражного разбирательства, за исключением случая, когда арбитражное разбирательство прекращено в связи с отсутствием у арбитражного суда компетенции рассматривать данный спор, являются основаниями для отказа экономического суда в принятии искового заявления к производству.

 

Экономический процессуальный кодекс дополнен новой главой 291, которая регламентирует общие правила рассмотрения экономическими судами дел, связанных с оказанием содействия арбитражному разбирательству, устанавливает порядок обжалования арбитражного решения в экономическом суде, порядок и основания отмены экономическим судом арбитражного решения.

 

Вопросы признания и приведения в исполнение арбитражного решения, если место арбитража находится в Узбекистане, разрешаются в порядке, предусмотренном главой 33 Экономического процессуального кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных Законом «О международном коммерческом арбитраже». Определения экономического суда о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража подлежат немедленному исполнению.

 

Ирина ХАКИМОВА,
судья по экономическим делам
Ташкентского городского суда

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ – ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ

Коррупция оказывает негативное влияние на экономический рост страны, подрывая доверие граждан к социальной справедливости и государственным органам. Она также приводит к нарушению духовной атмосферы в обществе. Поэтому борьба с этим злом и его профилактика – одна из актуальных задач на сегодняшний день.

 

Под коррупцией принято понимать использование должностными лицами предоставленных им должностных полномочий и прав вопреки законодательству и нормативным правовым актам в собственных корыстных интересах. Коррупция является одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются в любой точке мира. В нашей стране принят ряд программ в рамках борьбы с коррупцией, и по ним проводится комплексная работа. В частности, принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». Согласно закону, создан правовой механизм противодействия коррупции.

 

Статья 3 документа дает определение понятиям коррупционных правонарушений, то есть коррупция — противоправное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах, либо в интересах иных лиц, а также противоправное предоставление такой возможности. Этот нормативно-правовой акт информирует граждан о том, что такое коррупция и коррупционные правонарушения и каковы их негативные последствия.

 

Следует также отметить, что основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции в нашей стране являются повышение правосознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, осуществление мер по предупреждению коррупции во всех сферах государственной и общественной жизни, своевременное выявление и пресечение коррупционных правонарушений, определение их последствий, причин, способствующих их совершению.

 

Анализ показывает, что для борьбы с коррупцией и ее предупреждения требуется тесное сотрудничество государственных органов и общественности, в частности, общественный контроль. На него возлагаются такие задачи, как обеспечение законности деятельности государственных органов, выявление фактов несоблюдения государственными органами и должностными лицами законодательных актов, обеспечивающих права, свободы и законные интересы человека.

 

Борьба с коррупцией должна стать проблемой каждого гражданина. Активность граждан, их неравнодушие к социальным явлениям являются важным условием борьбы с коррупцией, поскольку борьба с любыми проявлениями коррупции является нашей высшей целью.

 

 Музаффар АХМЕДОВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН

На днях Ташкентский городской суд провел выездное судебное заседание для жителей Юнусабадского и Мирзо-Улугбекского районов, нуждающихся в правовой поддержке и помощи. Мероприятие проходило в махалле «Мирзо Улугбек» Юнусабадского района, где приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, заместители председателя Ташкентского городского суда, председатели и судьи Юнусабадского и Мирзо-Улугбекского районных и межрайонных судов.

Всего на выездном приеме было принято 46 граждан. 26 обратились за правовой помощью по уголовным делам, 17 – по гражданским делам и 3 – по делам об административных правонарушениях. 25 соотечественников получили устные разъяснения, 21 гражданину даны письменные разъяснения.

В ходе мероприятия также состоялось выездное судебное заседание. В нем Юнусабадским и Мирзо-Улугбекским районными судами по уголовным делам досрочно освобождены от отбывания наказания 21 человек. В частности, председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Ш. Бакаев рассмотрел дело 47-летнего осужденного. Мужчина был осужден согласно ч. 1 ст. 227 (завладение, уничтожение, повреждение или сокрытие документов, штампов, печатей, бланков, государственных номерных знаков автомототранспортных средств и их прицепов (полуприцепов) Уголовного кодекса. За данное правонарушение он получил соответствующее наказание – ограничение свободы на срок до 2 лет 6 месяцев.

– Учитывая, что в настоящее время я отбыл более 1/3 назначенного мне срока ограничения свободы, прошу условно-досрочно освободить меня от отбывания наказания – говорит мужчина. Сожалею о содеянном, в дальнейшем не совершу подобные ошибки.

Суд, изучив документы дела, выслушав мнение помощника прокурора района, учитывая искреннее раскаяние осужденного в том, что осужденный отбыл более одной трети срока наказания, счел возможным условно-досрочное освобождение осужденного от неотбытой части наказания.

По решению суда осужденный, которому назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев ограничения свободы согласно статьи 73 Уголовного Кодекса был освобождён от неотбытого срока наказания в виде 1 года 5 месяцев 16 дней ограничения свободы условно-досрочно.

МОЖЕТ ЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ УВОЛИТЬ СОТРУДНИКА ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ?

«Начальник уволил меня, в то время, когда я лежал в больнице, то есть в период нетрудоспособности. Когда я пришел на работу, меня не пустили. Копию приказа тоже не выдали. Что делать в такой ситуации? Куда обращаться?»

С. Кутбиддинов, г. Ташкент.

Отвечает заместитель председателя Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам Эльвира ХАМРАЕВА:

– В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Трудового кодекса РУз не допускается прекращение трудового договора по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности работника, за исключением случаев полной ликвидации предприятия.

 

Кроме того, в соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Республики Узбекистан в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку и копию приказа о прекращении трудового договора.

 

В соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам либо межрайонными судами по гражданским делам. Споры о восстановлении на работе относятся к спорам, которые непосредственно подведомственны судам.

 

Таким образом, прекращение трудового договора по инициативе работодателя во время нетрудоспособности является незаконным, как и отказ от выдачи копии приказа о прекращении трудового договора. В связи с чем работник в случае несогласия имеет право обратится в суд по месту государственной регистрации работодателя или по своему месту жительства с исковым заявлением о восстановлении на работе, также в исковое заявление может включить исковые требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, о компенсации дополнительных расходов, связанных с обжалованием прекращения трудового договора (консультации специалистов, расходы по ведению дела и др.), о компенсации морального вреда. Кроме того, при незаконном прекращении трудового договора, в случае нежелания работника продолжать трудовую деятельность в данном учреждении, вместо восстановления на работе суд может, по просьбе работника, взыскать в его пользу возмещение в размере не менее трехмесячного заработка.

 

При этом необходимо иметь ввиду, что в соответствии с положениями действующего законодательства, по спорам о восстановлении необходимо обращаться в течении одного месяца со дня прекращения трудового договора. 

 

Работники при обращении в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.

СОВРЕМЕННОЕ РАБСТВО

Сегодня нарушение прав человека расценивается как социальное событие и признается общественностью как одна из важнейших проблем современности. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, весь мир озабочен глобализацией проблемы трафика человека. Огромные доходы, получаемые от торговли людьми, продолжают вовлекать все большее количество людей в международные преступные сообщества.

 

Об этом свидетельствуют и такие факты, что отдельные транснациональные преступные группировки отказавшись от торговли наркотиками, занялись торговлей людьми. Эта сфера преступной деятельности оказалась более удобной и доходной.

 

Торговля людьми — это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека.

 

Поскольку торговля людьми по степени безопасности транснациональное преступление, международное сообщество должно тесно координировать свою деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми, минимизации ее последствий, оказанию помощи жертвам торговли людьми.

 

Международное сотрудничество в области противодействия торговле людьми осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

 

Принятие Закона Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми» — веление времени, так как торговля людьми по степени безопасности транснациональное преступление.

 

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 17 августа 2020 года подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции. Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В документе определен статус Национальной и территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труда, национального докладчика, указаны полномочия Кабинета Министров. В число ответственных госорганов включены Генеральная прокуратура и Министерство занятости и трудовых отношений.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Согласно закону, идентификация жертв торговли людьми осуществляется в два этапа. При первичной идентификации получаются, изучаются и оцениваются сведения для принятия решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми. При окончательной — принимаются решения о признании или отказе в признании лица жертвой торговли людьми.

 

Лицо признается предполагаемой жертвой по результатам первичной идентификации в срок не более пяти суток с момента обращения в компетентные госорганы. Предполагаемая жертва имеет право на временный кров, медицинскую, психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также на услуги бесплатного переводчика. Предполагаемой жертве дается не менее 30 суток для физического и психологического восстановления и принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением. Лицо признается жертвой торговли людьми по результатам окончательной идентификации территориальной комиссией. Лицо, признанное жертвой торговли людьми, имеет право на социальную реабилитацию и адаптацию.

 

Следует отметить, что в XXI веке проблемы траффика распространились на весь мир и создают угрозу всему человечеству.

 

Боходиржон ЮСУПОВ,
судья Сергелийского районного суда по уголовным делам

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ, РЕШЕНИЯ

В числе глобальных проблем все чаще называется киберпреступность. Большую опасность для человечества представляют распространение вирусных программ, взлом паролей, присвоение средств с кредитных карт, распространение в интернете неверной и незаконной информации, клеветы. На все это нельзя закрывать глаза. Тем более что такая опасность не обходит и нас.

 

Возникла необходимость в разработке нормативно-правовой базы для обеспечения кибербезопасности в Узбекистане. К настоящему времени правовые нормы касательно обеспечения информационной безопасности отражены в отечественном законодательстве лишь частично и не соответствуют нынешним глобальным тенденциям. Также нет системы взаимного сотрудничества между государственными органами и техническими операторами, которая позволяла бы отслеживать кибератаки, предотвращать их последствия, предпринимать меры профилактики. Не определены и не классифицированы объекты государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

 

15 апреля глава государства подписал Закон «О кибербезопасности».

Документ состоит из восьми глав и 40 статей. В них оговариваются цель и задачи закона, основные понятия, профилактика киберпреступлений, принципы, методы и приемы борьбы с ними, ответственный государственный орган и его полномочия, принятие мер по случаям кибербезопасности, а также вопросы международного сотрудничества в сфере.

 

Согласно документу, кибербезопасность – это состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в киберпространстве, а киберугроза – комплекс условий и факторов в киберпространстве, представляющих угрозу интересам личности, общества и государства.

 

Целью закона является регулирование отношений в сфере кибербезопасности, основной задачей — защита в киберпространстве интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

 

В законе использованы понятия «киберпреступность», «киберугроза», «киберзащита» и «кибератака», определены основные принципы обеспечения кибербезопасности и важные направления государственной политики в сфере. Служба государственной безопасности обозначена в качестве полномочного органа, закрепляются ее права и обязанности.

 

Предусматриваются также права и обязанности государственных органов и организаций. Они должны обеспечивать кибербезопасность находящихся в их ведении информационных систем и ресурсов, стабильность работы сетей, предупреждать полномочный государственный орган о кибератаках, а также принимать меры для предупреждения случаев хищения и фальсификации сведений, хранящихся в своих информационных системах и ресурсах.

Кроме того, согласовывать с полномочным органом нормативно-правовые акты, разрабатываемые в сфере кибербезопасности, и нормативные документы в области технического регулирования.

 

Законом определяются права и обязанности субъектов кибербезопасности, проведение экспертизы по их соответствию требованиям  кибербезопасности.

 

Закон важен для обеспечения безопасности личности, общества и государства.  Государственное регулирование сферы внесет весомый вклад в совершенствование правовой, организационной, научно-технической и нормативно-методической систем, в обеспечение целостности  информационных систем и ресурсов.

 

Нормы будут способствовать предупреждению случаев совершения незаконных действий, уничтожения, изменения, нарушения, копирования или блокирования информации, а также других форм незаконного вмешательства в информационные системы и сети республики.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда –
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ИНСТИТУТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ: ЧТО ОН ДАСТ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ?

Одной из приоритетных задач уголовно-процессуального законодательства является быстрое, качественное и полное раскрытие преступлений. Наряду с этим, законом устанавливается назначение справедливого наказания каждому лицу, совершившему преступление.

 

Установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок производства по уголовным делам должен способствовать укреплению законности, предупреждению преступлений, защите интересов личности, государства и общества.

 

В практике зарубежных стран главной целью института предварительного слушания, способствующего эффективной защите интересов личности, государства и общества, является укрепление законности, недопущение привлечения к ответственности и осуждения не виновного лица. При этом данный институт осуществляет контроль за деятельностью органов дознания и следствия. В ходе данного процесса изучается, является ли комплекс доказательств по делу достаточным и допустимым.

 

В соответствии с новыми изменениями в законодательстве судье необходимо разрешить один из следующих вопросов: передать уголовное дело по подсудности, назначить дело к судебному разбирательству и провести предварительное слушание.

 

Полагаю, будет наиболее важным, обратить внимание на институт предварительного слушания.

 

Так, согласно национальному законодательству, предварительное слушание по уголовному делу должно начаться не позднее пяти суток с момента вынесения судьей определения о назначении предварительного слушания по уголовному делу. Его продолжительность не должна превышать десяти суток со дня начала.

 

Предварительное слушание проводится судьей в закрытом судебном заседании, в индивидуальном порядке. В судебном заседании обязательно должен присутствовать обвиняемый, его защитник и государственный обвинитель.

 

Одним из обстоятельств, свидетельствующих об эффективной стороне предварительного слушания, широко применяемого в мировой практике, является именно выдача имеющихся в процессе неопровержимых доказательств и неиспользование их в дальнейшем в качестве оснований для предъявления обвинения. В частности, в случае подтверждения факта получения доказательств противоправными способами или путем лишения участников уголовного процесса гарантированных законом прав или ограничения их прав и нарушения норм закона, то это доказательство не может быть принято в основу для вынесения приговора или иного судебного решения.

 

В соответствии с законодательством обвиняемый, защитник и государственный обвинитель вправе ходатайствовать об исключении из материалов уголовного дела каких-либо доказательств, если они сочтены недопустимыми. Это обстоятельство создает большую процессуальную возможность для обвиняемого и его защитника в восстановлении прав и законных интересов.

 

Иными словами, предварительное слушание помогает каждой стороне с ее участием установить обстоятельства, имеющие существенное значение для законного разрешения уголовного дела, и предотвратить привлечение к уголовной ответственности лица, чья вина или причастность к совершенному преступлению не доказана.

 

Аббосхон ШАМАХМУДОВ,
судья Юнусабадского районного суда по уголовным делам

СКВОЗЬ ПРИЗМУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Одним из направлений проводимой в республике судебной реформы является обеспечение права на судебную защиту, специализация судей и создание специализированных судов, разновидностью которых являются административные суды. Суды данной специализации имеют важное значение в обеспечении с одной стороны, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц от допускаемого в некоторых случаях произвола чиновников, 
а с другой – способствует стабильности, законности и обоснованности решений и действий государственных и иных органов, а также их должностных лиц.


С появлением судов данной юрисдикции, внедрением новых механизмов судебной защиты мы видим активную гражданскую позицию населения, появления новых судебных практик. 

 

Если говорить в разрезе категорий дел, то в данном судопроизводстве  большее количество составляют дела, связанные с обжалованием решений и действий налоговых и таможенных органов, исполнительной власти на местах – хокимиятов, внебюджетных пенсионных фондов, бюро принудительного исполнения, органов кадастра и архитектуры, антимонопольного комитета, агенства интеллектуальной собственности, органов ЗАГС и нотариата и т.д.
Это свидетельствует о значительном усилении роли суда в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц – с каждым годом число обращений в административные суды возрастает, а категория дел расширяется.

 

Кроме того, появилась категория дел, которая до начала судебной реформы в практике судов Узбекистана не наблюдалась, в частности речь идет об обжаловании решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, Правительственных комиссий, Национального центра по правам человека, Разного рода образовательных учреждений, связанные с админстративными правоотношениями или вытекающие из публично-правовых отношений.

 

Если говорить о статистических данных, то прослеживается ежегодный рост рассматриваемых дел, связанных с обжалованием решений и действий государственных органов и их должностных лиц.

 

Например, количество дел за 1-й квартал текущего года в Ташкентском городском суде выросло на 24,8% по сравнению с прошлогодним показателем за этот же период. По итогам рассмотрения дел в случае удовлетворения требований и обнаружения в действиях государственных органов и их должностных лиц нарушений административных процедур, а также требований законов, административными судами для повышения ответственности и уровня соблюдения законов выносится частные определения с направлением их вышестоящим органам для обсуждения, принятия соответствующих решений и дальнейшего предотвращения нарушений законодательства.

 

Как показывает опыт, механизмы исполнения судебных решений по административным спорам являются одним из самых слабых звеньев в системе административной юстиции. Немногие государства могут похвастаться хорошей проработкой специальных правил исполнения судебных решений по административным спорам. В большинстве случаев просто устанавливается обязанность административного органа на протяжении одного месяца сообщить суду и заявителю об исполнении судебного решения. В этой связи Верховным судом Республики Узбекистан в настоящее время в соответствии с постановлением главы государства от 29 января 2022 года, разрабатывается процессуальный порядок применение судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за неисполнение ими судебного акта по делу, вытекающему из административных и публично-правовых отношений.

 

Кроме того, на практике возникает не мало вопросов, связанных с подведомственностью дел, определением процессуально-правового статуса того или иного органа как субъекта административных правоотношений, в частности о допустимости спора между двумя административными органами, применением сроков давности, особенно когда административный спор, вытекает из гражданско-правовых отношений либо требование предъявлено в соответствии с законом «Об общественном контроле».

 

Видится важным в данном направлении совершенствование законодательства об административном судопроизводстве в следующих направлениях:

 

Во-первых, необходимо четко обозначить категорию дел, подведомственных административным судам, при этом основным разделяющим критерием подведомственности дел следует определить именно правоотношения, то есть сферу правовых отношений;  

 

Во-вторых, определение подведомственности исходя из правоотношений приведет к упорядочению вопроса применения сроков давности к административным правоотношениям, вытекающих как из гражданско-правовых отношений, так и публично-правовых отношений; 

 

В-третьих, необходимо продолжить устранение парадоксов в судопроизводстве;

 

В-четвертых, необходимо продолжить внедрение и совершенствование информационно-коммуникационных технологий в судах, что упрощает делопроизводство и сводит на нет излишнею бюрократию. 

 

В заключении хотелось бы отметить, что специализация судов, в том числе учреждение административных судов, является важнейшим фактором в решении специфических особенностей и нюансов отдельных категорий дел и определенных отраслей права, что в перспективе служит надежным гарантом защиты прав и интересов граждан. 


Улугбек АЛМАМЕДОВ,
председатель Ташкентского городского административного суда

АДРЕСНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

Ташкентский городской суд провел выездной прием для населения Яшнабадского района столицы, нуждающегося в правовой помощи.

В выездном приеме, состоявшемся в махалле “Фидойилар” Яшнабадского района, обращения граждан рассмотрели председатель Ташкентского городского суда Эркин Ходжакулов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной колегии по гражданским делам Шухрат Аббасов,заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам Акбарали Турабов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам Максудбек Саидов, заместитель председателя Ташкентского городского административного суда Голибжон Давлатов и председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Бехзод Сагатов, председатель Яшнабадского районного суда по уголовным делам Аброр Саидов, заместитель председателя Ташкентского межрайонного суда Исломжон Хамроев, судьи.

За правовой помощью обратились всего 58 граждан. Принято устных обращений 57 граждан, одного —письменое39 обращений относятся к компетенции уголовного суда, 18 — гражданского.

Из общего количества обращений по 27 дано правовое разъяснение, по 31 обращению вопросы решены на месте положительно.

В ходе выездного приема состоялся и выездной суд, на котором Яшнабадским районным судом по уголовным делам 29 лиц досрочно освобождены от прохождения исполнения наказания.

— Я была признана виновной в изготовлении документов, штампов, печатей, бланков, их подделке, реализации и использовании. Назначили наказания в виде ограничения свободы сроком на один год. За минувший период я полностью осознала свою вину, встала на путь исправления, полностью соблюдала определенные запреты, ограичения и обязательства. Отбыла большую часть от 1/3 наказания, то есть 4 месяца и 20 дней. Сегодня в ходе выездного суда освободжена условно доссрочно. Впредь не допущу противоправных действий, буду заниматься полезным для себя и общества трудом. Выражаю благодарность Ташкентскому городскому суду за то, что он, идя навстречу пожеланиям граждан проводит выездные приемы, на которых решаются проблемы, поднятые в обращениях, — говорит Азима А.

Перейти к содержимому