Искать:

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ УЗБЕКИСТАНА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В последние годы Узбекистан активно работает над улучшением своего инвестиционного климата, стремясь привлечь иностранный капитал и технологии для модернизации экономики.

Государство предоставляет инвесторам различные льготы и преференции, включая налоговые каникулы, таможенные льготы и упрощенные административные процедуры. Особое внимание уделяется созданию свободных экономических зон с особыми условиями для бизнеса.

В соответствии с Законом «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» основными принципами инвестиций и инвестиционной деятельности являются законность, гласность и открытость, свобода осуществления инвестиционной деятельности, справедливость и равенство субъектов инвестиционной деятельности, недопущение дискриминации в отношении инвесторов, презумпция добросовестности инвестора.

Основные принципы законодательства об инвестициях и инвестиционной деятельности применяются на всех этапах процесса инвестирования и осуществления инвестиционной деятельности.

Инвестиции по объекту назначения подразделяются на капитальные, финансовые и социальные.

К капитальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов, в том числе в новое строительство, модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение, а также в развитие иных форм материального производства.

К финансовым инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в акции, корпоративные, инфраструктурные и государственные облигации, а также в другие виды ценных бумаг.

К социальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ.

Инвестор вправе:

– свободно осуществлять инвестиционную деятельность, определять объемы, виды, формы, сферу и направления осуществления инвестирования, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан;

– заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

– владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности, а также продавать и вывозить результаты инвестиционной деятельности;

– самостоятельно и свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законодательством;

– использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств;

– на получение адекватной компенсации в случае реквизиции (экспроприации) его инвестиций и иных активов;

– привлекать денежные средства в виде кредитов и займов;

– получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.

Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной, не связанной с инвестиционной, законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций.

Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник) субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства.

Доходы субъекта инвестиционной деятельности, полученные в результате инвестиционной деятельности, могут быть после уплаты налогов и платежей реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению.

Ограничения использования либо принудительное снятие средств со счетов предприятий с иностранными и отечественными инвестициями со стороны государственных органов может быть осуществлено исключительно в порядке, установленном законом.

Таким образом, Узбекистан демонстрирует устойчивый экономический рост и стремление к дальнейшим реформам. Многие международные компании уже успешно работают на узбекском рынке, а объем прямых иностранных инвестиций растет год от года.

Ибрагим Алимов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам.

ПРАВОСУДИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Законом «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» подписанным Президентом  5 сентября 2024 года, внесены важные дополнения и изменения.

Согласно им в Закон государство будет обеспечивать равный доступ к правосудию для лиц с инвалидностью наравне с другими, в том числе принимать меры, направленные на обеспечение прямого или косвенного участия лиц с инвалидностью на всех стадиях судебного процесса, а также на стадиях дознания и предварительного следствия в установленном законном порядке.

Будет обеспечиваться участие лиц с инвалидностью в социально-политической жизни государства непосредственно или через своих представителей, в том числе их право избирать и быть избранными в референдумах в установленном законном порядке.

Государство будет обеспечивать создание необходимых условий для голосования всех категорий лиц с инвалидностью, в том числе лиц с инвалидностью по слуху, зрению, пользующихся креслом-коляской на избирательных участках (участках референдума).

Ранее таких норм не существовало.

Кроме того, Закон будет дополнен нормами, определяющими формы общения, которые могут использоваться для общения с лицами с инвалидностью, а также основания для приспособления объектов социальной инфраструктуры для беспрепятственного доступа к ним лиц с инвалидностью.

Одилжон Илхомжонов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Скоро в стране предстоит важное политическое событие — выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса и местные Кенгаши народных депутатов.

Важно подчеркнуть, что нарушения избирательного законодательства влекут за собой административную и уголовную ответственность, что закреплено в Кодексе Республики Узбекистан об административной ответственности и Уголовном кодексе.

В частности, статьи 51-2 – 51-9 КоАП определяют конкретные меры ответственности за нарушения, связанные с организацией и проведением выборов.

Кодекс об административной ответственности предусматривает ряд санкций за нарушения избирательного процесса. Согласно статье 51-2, вмешательство в работу или препятствование деятельности Центральной избирательной комиссии и Избирательных комиссий карается штрафом для должностных лиц в размере от 10 до 15 БРВ.

Статья 51-3 устанавливает, что неисполнение решений этих комиссий, необоснованный отказ рассматривать их обращения или нарушение сроков рассмотрения без уважительных причин влечет штраф для должностных лиц в размере от 3 до 7 БРВ.

За нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии статья 51-4 предусматривает административное наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере от 5 до 10 БРВ.

Кодекс об административной ответственности также предусматривает штрафы за следующие нарушения, описанные в статьях 51-4 – 51-9:

– несоблюдение условий и порядка предвыборной агитации кандидатами, их доверенными лицами, представителями партий или должностными лицами;

– распространение заведомо ложных сведений о кандидатах или партиях;

– преднамеренное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов, размещенных в зданиях, сооружениях или других местах в ходе избирательного процесса;

– умышленное уничтожение или порча агитационных материалов при подготовке и проведении выборов или референдума;

– нарушение правил финансирования избирательных кампаний;

– несоблюдение порядка публикации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и других связанных с выборами исследований.

За все эти нарушения предусмотрены административные штрафы.

Уголовный кодекс в статье 146 устанавливает также ответственность за нарушения избирательного процесса. Под уголовную ответственность подпадают следующие деяния:

– нарушение тайны голосования;

– фальсификация избирательных документов;

– внесение ложных данных в избирательные или подписные листы;

– умышленное искажение результатов подсчета голосов.

Эти правонарушения могут быть совершены должностными лицами, представителями политических партий, органов самоуправления граждан, членами инициативных групп или избирательных комиссий.

За подобные нарушения предусмотрены различные виды наказаний:

– штраф до 25-кратного размера базовой расчетной величины;

– обязательные общественные работы на срок до 360 часов;

– исправительные работы сроком до 3 лет;

– ограничение свободы от 1 до 3 лет;

– лишение свободы на срок до 3 лет.

Мера наказания определяется судом в зависимости от тяжести совершенного преступления.

Толибжон Обидов,

председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.

НЕДОРАЗУМЕНИЕ В МНОГОЭТАЖКЕ

Весенним вечером 2023 года Гайрат (имена изменены), уставший после трудового дня на стройке отправился к своему приятелю Олиму. Целью визита была оценка предстоящего ремонта квартиры друга.

Прибыв около восьми вечера в Чиланзарский район, друзья решили отметить встречу. За пловом и рюмкой водки они обсудили детали будущего ремонта. Когда Гайрат отлучился в ванную комнату, он обнаружил протечку трубы и сообщил об этом хозяину.

Покинув квартиру друга Гайрат, все еще обеспокоенный проблемой с водой, встретил возле дома председателя домового комитета. Движимый желанием помочь, он поинтересовался у нее о жильцах квартиры этажом выше, объяснив ситуацию с протечкой. Женщина сообщила, что там проживает девушка, и предложила ему подняться и проверить, действительно ли оттуда течет вода.

Следуя совету председателя домкома, Гайрат поднялся на второй этаж. На лестничной клетке он встретил незнакомую девушку, которая, как позже выяснилось, оказалась Наргизой. Объяснив ситуацию, мужчина вместе с ней осмотрел ее квартиру, но признаков протечки так и не обнаружил.

Гайрат предложил девушке проверить квартиру своего приятеля на первом этаже, чтобы разобраться в ситуации. Они спустились вниз, и Гайрат начал стучать в дверь. Однако, несмотря на настойчивые попытки в течение пяти минут, никто не открыл.

Ситуация неожиданно накалилась, когда Наргиза, возможно, решив, что над ней подшутили, начала громко выражать свое недовольство. Она обвинила Гайрата в обмане, используя при этом нецензурные выражения.

Ошеломленный таким поворотом событий и чувствуя себя несправедливо обвиненным, Гайрат, желая прекратить конфликт, инстинктивно оттолкнул девушку одной рукой и поспешил к выходу. Он быстро поймал такси и уехал на работу, не подозревая, что этот инцидент будет иметь серьезные последствия.

Отчасти в своих показаниях Гайрат наврал. К примеру, ни к какому домкому он не обращался. И то, что друг ему не открыл тоже. Пьяный он стучался в другую дверь.

Теперь, стоя перед судом, Гайрат настаивал на своей невиновности, объясняя, что его действия были продиктованы лишь желанием помочь и разрешить недоразумение. Он просил суд вынести справедливое решение, учитывая все обстоятельства этой запутанной ситуации.

Однако на суде девушка рассказала совершенно другую историю. Около половины десятого вечера, когда она отдыхала в своей съемной квартире, раздался неожиданный стук в дверь.

Встревоженная поздним визитом, девушка связалась с хозяйкой квартиры. Получив указание открыть дверь, она обнаружила на пороге незнакомого мужчину. Наргиза сразу заметила, что от него исходил запах алкоголя.

Следуя инструкциям хозяйки, которая поговорила с незнакомцем по телефону, девушка согласилась проверить возможную протечку воды. Ничего не обнаружив, они вместе спустились на нижний этаж к квартире, на которую указал Гайрат. Однако, несмотря на настойчивый стук, дверь никто не открыл.

Чувствуя себя некомфортно и не понимая истинных намерений Гайрата, Наргиза решила вернуться в свою квартиру. Когда она поднималась по лестнице, ситуация внезапно обострилась. Произошло недопонимание между ней и Гайратом, которое привело к перепалке. Мужчина подойдя к ней сзади, дернул ее за волосы и начал избивать. После этого он оттолкнул ее к стене. В этот момент телефон девушки, который был у нее в руке упал. В состоянии стресса она не сразу заметила о пропаже. Наргиза в шоковом состоянии  забежала в свою квартиру, чтобы взять нож и припугнуть пьяного дебошира. Однако вернувшись на лестничную клетку она увидела, что ни Гайрата, ни ее телефона на месте уже не было.  После чего о случившемся она сообщила  домкому, другим соседям и РОВД.

Позже, когда ситуация прояснилась и эмоции улеглись, Наргиза пересмотрела свое отношение к инциденту. Она решила не выдвигать обвинений против Гайрата, понимая, что ситуация могла быть результатом  недоразумений.

На судебном заседании девушка выступила с просьбой о более мягком наказании в рамках закона, признавая, что конфликт мог быть разрешен мирным путем, если бы обе стороны сохраняли спокойствие и пытались понять друг друга.

Следует отметить, что Гайрат уже был судим 5 раз по таким статьям как грабеж, кража и разбой.

При вынесении приговора суд руководствовался следующими соображениями: характер и степень общественной опасности, в его действиях не были выявлены отягчающие обстоятельства, были учтены смягчающие обстоятельства, такие как социальное положение, материальное состояние и личностные характеристики подсудимого.

На основании статьи 57 Уголовного кодекса (назначение более мягкого наказания) Республики Узбекистан суд счел необходимым назначить наказание в виде лишения свободы на срок ниже минимального предела.

Таким образом, суд признал Гайрата виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«б» ч.4 ст.166(грабеж) УК и по данной статье с применением ст. 57 УК назначил ему 5 (пять) лет лишения свободы в колонии особого режима.

Уктам Кахаров,

судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР: КЛЮЧ К МИРНОМУ РЕШЕНИЮ ИМУЩЕСТВЕННЫХ СПОРОВ

Семейное законодательство Узбекистана четко регламентирует вопросы имущественных отношений супругов. Согласно статье 23 Семейного кодекса, имущество, приобретенное в браке, а также совместно нажитое будущими супругами до официальной регистрации брака, признается их общей собственностью. Однако это правило может быть изменено законом или брачным договором.

Статья 25 того же кодекса определяет границы личной собственности каждого из супругов. К ней относится имущество, принадлежавшее каждому до вступления в брак, а также полученное в период брака через дарение, наследование или иные безвозмездные сделки.

Нередко при разладе в семейных отношениях возникают споры о разделе совместно нажитого имущества. В таких ситуациях, когда супруги не могут прийти к взаимному согласию, окончательное решение о справедливом распределении имущества принимается в судебном порядке.

Процесс разрешения имущественных споров между супругами, особенно касающихся имущества, приобретенного в период раздельного проживания, детально регламентирован в законодательстве. Ключевые разъяснения по этому вопросу содержатся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного суда «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о разделе общего имущества супругов».

Согласно этому документу, если супруги фактически прекратили семейные отношения до официального расторжения брака, жили отдельно и вели раздельное хозяйство, не приобретая имущества за счет общих средств, суд может применить особый подход. В соответствии с частью пятой статьи 27 Семейного кодекса, имущество, приобретенное одним из супругов в этот период, может быть признано его личной собственностью. При этом общим имуществом будет считаться только то, что было приобретено до момента фактического прекращения супружеских отношений.

Важно отметить, что законодательство предусматривает возможность урегулирования имущественных вопросов между супругами и во внесудебном порядке. Для этого существует институт брачного договора. Заключая такой договор, супруги могут самостоятельно определить свои имущественные отношения, избегая потенциальных судебных разбирательств в будущем.

Таким образом, законодательство предоставляет супругам как судебные, так и внесудебные механизмы для решения имущественных вопросов, учитывая различные жизненные ситуации и обстоятельства семейной жизни.

Гулчехра Опаева,

заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ В ХОКИМИЯТЕ СЕРГЕЛИЙСКОГО РАЙОНА СТОЛИЦЫ

В начале мероприятия хоким Сергелийского района Э. Шукуров и прокурор города Ташкента Э. Юлдашев ознакомили пришедших граждан с порядком выездного приема.

После этого руководители городской прокуратуры, Ташкентского городского суда, ГУВД г. Ташкента, Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре, налогового управления начали прием граждан в отведенных для них местах.

В решении проблем по судебно-правовым вопросам гражданам помогали председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, судья Ташкентского городского административного суда М. Махмудов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам Б. Исламов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, председатель Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам Г. Эргашев, председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам Ф. Хикматуллаев.

На выездном приеме было заслушано 11 обращений. 5 из них  —  по гражданским делам, 5 — по уголовным, 1 — по административному делу.

 

По 11 обращениям были даны юридические разъяснения на месте.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ СТАТЬ НАРКОКУРЬЕРОМ

В феврале 2023 года в Мирзо-Улугбекском суде по уголовным делам на открытом заседании было рассмотрено дело о двух закладчиках наркотиков. 24-х летних Камола (имена изменены) и его подруги Саиды. И хоть девушка себя не признала виновной, но было доказано, что молодые люди действовали в преступном сговоре.

Камол — молодой человек, которому в декабре 2021 года жизнь преподнесла тяжелые испытания. В попытках справиться со стрессом и найти временное облегчение, он начал употреблять наркотическое вещество «Мефедрон», покупая его через различные Telegram-боты.

Это пагубное пристрастие стало усугубляться. Находясь во власти зависимости, молодой человек даже не представлял, насколько глубоко он завяз в этом пороке. Но в середине февраля 2022 года его ждал неожиданный «подарок» судьбы — предложение стать наркокурьером.

Один из Telegram-ботов связался с Камолом, предложив ему работу в интернет-магазине по продаже наркотиков. Отчаянно нуждаясь в деньгах, юноша согласился, предоставив свои паспортные данные. В качестве обучения ему сообщили адреса и прислали фотографии, где были спрятаны шесть свертков с наркотическими средствами.

Найдя первую закладку, Камол открыл свертки и обнаружил, к своему удивлению, не наркотики, а обычную соль. Он все же решил проверить остальные тайники. Сделав фотографии расположения закладок, юноша отправил координаты куратору в надежде получить подсказку о местонахождении настоящего «Мефедрона».

На следующий день ему прислали место, где находился очередной сверток, обмотанный изолентой. На этот раз внутри оказались 20 маленьких пакетиков с белым порошкообразным веществом — «Мефедроном». Не в силах справиться с зависимостью, Камол решил оставить эту партию для личного употребления, закопав свертки в разных местах и сфотографировав их расположение.

Наркотический голод толкал юношу все глубже в пучину преступного мира. Он стал получать «закладки» и от других продавцов, спрятанные по разным координатам. Примерно 21-22 мая Камол даже откликнулся на предложение стать курьером по продаже нового вида наркотического средства.

25 мая, около 4 утра, он прибыл по указанным координатам и обнаружил очередную закладку с «Мефедроном». По дороге он купил муку, чтобы замаскировать свертки, и закопал их в разных местах, сфотографировав локации. Затем он встретиться со своей знакомой Саидой попросив ее подождать, пока он сходит за «товаром».

Стремясь скрыть свои преступные деяния, Камол попросил у Саиды ее сумку. Открыв ее в машине, он достал два свертка и, достав из них маленькие пакетики с белым порошком, спрятал их в своих карманах. Когда девушка спросила, что он прячет, Камол солгал, сказав, что это просто мука.

Желая избавиться от улик, юноша попросил у своей подруги ее телефон, мотивируя тем, что его собственный разрядился. Получив телефон, он начал размещать маленькие свертки с наркотиками в тайниках, расположенных на массиве Ц-1 в Мирзо-Улугбекском районе, фотографируя места их закладки.

Пока он прятал наркотики, их внезапно остановили сотрудники правоохранительных органов, потребовавшие предъявить документы. Осознав, что его преступная деятельность вот-вот будет раскрыта, Камол объятый паникой, бросился бежать, оставив подругу взаимодействовать с сотрудниками ОВД. Бегство Камола лишь усугубило его положение, став ярким свидетельством его вины.

Около месяца Камол не общался с Саидой пытаясь отсидеться и избежать дальнейших проблем с правоохранительными органами. Однако 3 июля 2022 года ситуация вновь обострилась. Неизвестный человек прислал ему место новой закладки с 0,2 граммами «Мефедрона» на массиве ТТЗ-4 в Мирзо-Улугбекском районе. Не в силах преодолеть свою зависимость, он решил забрать очередную порцию наркотиков, на этот раз прихватив с собой свою подругу.

Но на месте закладки их ждал неприятный сюрприз — люди, представившиеся сотрудниками ОВД, окружили молодых людей. Когда они начали обыск, то нашли неподалеку незатейливо замаскированный черный пакет с очередным свертком, обмотанным изолентой.

Камол поспешно заявил, что этот пакет ему не принадлежит. Однако затем, к своему отчаянию, он был вынужден достать из кармана еще и сверток с гашишем, а также пустой полимерный пакет со следами «Мефедрона» и две пластиковые трубочки для его употребления.

Молодых людей доставили в ГОМ. Позже началось следствие, а затем дело передали в суд.

Допрошенная в качестве подсудимой, Саида настаивала на своей невиновности. Девушка настаивала, что не знала о преступной деятельности своего друга и не принимала в ней никакого участия. Она утверждала, что стала случайной жертвой обстоятельств, оказавшись не в то время не в том месте рядом с человеком, замешанным в незаконном обороте наркотиков. Однако факты говорили об обратном.

Суд признал Камола виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 3 статьи 273 (незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт) и части 5 статьи 25 (приготовление к преступлению и покушение на преступление), 273 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Путем частичного сложения назначенных наказаний ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет 1 месяц в колонии общего вида режима. А также на основании ст.96 (применение принудительных мер медицинского характера, назначаемых наряду с наказанием) Уголовного кодекса ему назначено принудительное лечение от наркомании в местах лишения свободы.

Саиду суд признал также виновной в совершении преступлении предусмотренных пунктом «б» части 3 статьи 273 и части 5 статьи 25,273 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. В соответствии со ст. 57 (назначение более мягкого наказания) Уголовного кодекса и на основании ст. 59 Уголовного кодекса Республики Узбекистан путем частичного сложения назначенных наказаний ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет также в колонии общего режима.

Мухаммад КАЮМОВ,

судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД: КЛЮЧ К ПОБЕДЕ НАД КОРРУПЦИЕЙ

В современном обществе, стремящемся к демократическим идеалам, коррупционные действия государственных служащих представляют серьезную угрозу. Взяточничество и злоупотребление служебным положением не только подрывают авторитет власти, но и разрушают политические, экономические и правовые основы государства. Это неизбежно приводит к росту недоверия граждан к государству и может стать причиной серьезного общественного недовольства.

Коррупция — это особый вид преступления, характеризующийся использованием должностного положения в личных целях. Она является одним из ключевых элементов теневой экономики. Хотя наиболее распространенное представление о коррупции связано с получением госслужащими взяток для личного обогащения, это явление гораздо шире. Коррупционные отношения могут возникать не только в государственном секторе, но и в частной сфере, где услуги или преимущества предоставляются в обмен на нематериальные блага, а не только на деньги.

Важно понимать, что участниками коррупционных схем могут быть не только чиновники, но и обычные граждане, не имеющие отношения к государственной службе. Они могут предоставлять определенные услуги или преимущества в обмен на взятки или другие формы незаконного вознаграждения.

Слово «коррупция» имеет латинские корни, происходя от термина «corruptio», который можно перевести как «разложение» или «подкуп». Согласно определению, приведенному в юридической энциклопедии, коррупция представляет собой противозаконную деятельность в политической или административной сфере, при которой должностные лица злоупотребляют своими полномочиями и возможностями для личного обогащения.

Однако коррупция — это не просто правовая проблема, а сложное социальное явление. Его истоки лежат в несовершенстве организации государственной службы и особенностях психологии государственных служащих. Такое понимание природы коррупции указывает на необходимость комплексного подхода к ее искоренению, с акцентом на административно-правовые и организационно-управленческие меры.

В более широком смысле коррупцию можно определить как социальное явление, при котором сотрудники государственных органов используют свое служебное положение для получения неправомерной личной выгоды, будь то в материальной или имущественной форме.

В рамках борьбы с коррупцией в нашей республике предпринимаются серьезные меры. Проводится тщательный анализ причин преступлений, а виновные в коррупции подвергаются строгому наказанию.

Для предотвращения масштабных проявлений преступности и злоупотреблений со стороны коррумпированных чиновников разработан и внедрен комплекс долгосрочных мер. Эти меры формируют основу нашей стратегии по борьбе с преступностью, нацеленной на создание безопасного и справедливого общества.

Таким образом, комплексный подход, сочетающий превентивные меры, совершенствование законодательства, просветительскую работу и активное участие всех слоев общества, представляется наиболее перспективным путем в борьбе с коррупцией и построении здорового, справедливого общества.

Дурдона Дадаханова,

председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: КУРС НА НЕЗАВИСИМОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ

14 августа 2024 года Президент Узбекистана утвердил  закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на укрепление гарантий независимости судебной власти, информирование общественности о деятельности судов и обеспечение единой судебной практики». Документ нацелен на усиление независимости судебной системы, повышение прозрачности работы судов и обеспечение единообразия судебной практики.

Этот законодательный акт вносит изменения в процессуальные кодексы с целью усовершенствования механизма проверки законности и обоснованности судебных решений. Нововведения призваны упростить и сделать более доступным для граждан порядок обжалования судебных постановлений.

Обновленная Конституция Республики Узбекистан закрепила дополнительные гарантии независимости судебной власти и ответственности судей за рассматриваемые дела. Это существенно способствует повышению эффективности судебной системы.

Недавно принятый закон отменил требование о регулярных отчетах председателей судов перед местными Кенгашами народных депутатов. Вместо этого, суды теперь обязаны каждые три месяца информировать общественность о своей работе через СМИ.

В рамках реформирования процесса пересмотра судебных решений, в ряде нормативных актов термин «контроль» был заменен на «ревизию». Эти изменения нацелены на укрепление независимости судебной системы.

Принятый закон создает прочный фундамент для дальнейшего укрепления независимости судебной власти и обеспечивает правовую основу для регулярного информирования общества о работе судов.

Закон запрещает возлагать на судей обязанности, не связанные с отправлением правосудия. Он направлен на повышение прозрачности судебной системы и устранение существующих правовых пробелов и противоречий.

Ориф КЛИЧЕВ,

судья по уголовным делам

Ташкентского городского суда.

ТОЛЬКО СПЛОЧЕННЫЕ — МЫ ЕДИНЫЙ НАРОД, ТОЛЬКО ВМЕСТЕ — МЫ СИЛЬНАЯ СТРАНА

Становление суверенного государства затрагивает не только политические аспекты, но и глубоко влияет на жизнь народа, перспективы развития страны. Это объясняет, почему независимость считается фундаментальной основой для любого государства.

В современном Узбекистане приоритеты государственной политики отражают высокие гуманистические идеалы. Страна характеризуется атмосферой спокойствия и взаимопонимания между различными этническими группами, а также систематической поддержкой уязвимых слоев населения. Эти принципы стали краеугольным камнем национальной стратегии развития.

Новый Узбекистан отличается рядом положительных черт: общественным согласием, отсутствием конфликтов, уважением к различным религиозным взглядам и обеспечением равных возможностей для представителей разнообразных культурных традиций в общественной жизни. Такой подход к построению гармоничного общества служит ценным примером в глобальном контексте, демонстрируя эффективные методы укрепления межконфессионального и межкультурного взаимодействия.

В этом году страна отметит 33-ю годовщину независимости под девизом «Только сплоченные — мы единый народ, только вместе — мы сильная страна!». В рамках празднования будут организованы многочисленные мероприятия, направленные на укрепление национального единства, продвижение культурного наследия и достижений Узбекистана. Планируется проведение литературно-художественных вечеров, дней национального кино, гуляний, культурных и спортивных мероприятий, гастрономических фестивалей.

Как отмечено в постановлении Президента «О подготовке и проведении празднования тридцать третьей годовщины государственной независимости Республики Узбекистан» от 18 июля 2024 года: «Именно благодаря независимости наша страна стала суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством, полноценным субъектом международного права. Мир заново узнал и признал нас. Расширяются отношения дружбы и сотрудничества с разными государствами и народами, растет авторитет нашей Родины на международной арене.

В ходе осуществляемых в стране в последние годы широкомасштабных демократических реформ мы особенно глубоко осознаем, какое это великое счастье и честь и вместе с тем огромная ответственность — быть независимым, открытым миру государством, занимать достойное место в семье свободных народов, добиваясь современного уровня развития.

Кардинальные изменения во внутренней и внешней политике, направленные на обеспечение национальных интересов, достигаемые практические результаты получают признание и поддержку международного сообщества».

За последние годы республика достигла высоких темпов экономического роста и совершила значительные шаги в области устойчивого развития. Внедрение современных технологий и диверсификация экономики — среди основных стратегий государства, что обеспечивает создание новых рабочих мест и улучшение жизни населения.

Важной частью реформ также является развитие системы правоприменения, укрепление прав.

33-летие независимости Узбекистана — важная веха в истории нашей страны. За этот период Узбекистан преодолел немало трудностей и достиг значительных успехов в своем развитии.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

Перейти к содержимому