Искать:

ОПРАВДАТЬ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ

Указ Президента Республики Узбекистан «О помиловании группы лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, чистосердечно раскаявшихся в содеянном и твердо вставших на путь исправления»  подтверждает гуманистическую сущность политики главы государства, полностью согласуется с приоритетным принципом реформ, провозглашающим укрепление чести и достоинства.

 

В канун государственных праздников помилованные лица полностью освобождаются от отбывания основного наказания, освобождаются от отбывания наказания условно-досрочно. В отношении некоторых смягчаются мера наказания и сокращаются сроки.

 

Помилование — это высшая форма гуманизма и акт милосердия главы государства в отношении конкретного лица. Вместе с тем право просить о помиловании — это социальная ценность. Данная возможность входит в число прав человека, которые гарантированы Конституцией. Это шанс на возвращение в социум, чтобы стать активным участником всех проводимых в стране реформ.

 

Актом милосердия лидер страны  дает возможность встать на правильный путь оступившемуся человеку. Чтобы помочь этим людям на новом этапе становления и социализации, разработан ряд мер по оказанию психологической помощи, содействию в трудоустройстве и обустройстве их быта.

 

В результате проводимых в Узбекистане реформ в сфере уголовно-исполнительного законодательства значительно сократилось число осужденных лиц, отбывающих полный срок наказания. Данную тенденцию отмечают и международные организации.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ПРАВОВОЙ ЛИКБЕЗ: НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Под правонарушениями против общественного порядка понимаются противоправные, общественно опасные деяния, предусмотренные Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие общественный порядок, основанный на правилах поведения в обществе и обеспечении общественного спокойствия и достойного поведения.Установление ответственности за такие правонарушения защищает от административных и уголовных посягательств правила поведения в обществе и отношения, установленные на основании законов и иных нормативных правовых актов Республики Узбекистан или регулируемые нормами морали.

 

В этом контексте также стоит рассмотреть мелкое хулиганство — то есть непристойные высказывания в общественных местах, оскорбительные высказывания в адрес граждан и другие действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых расчетных величин либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Мелкое хулиганство также подразумевает покушение на общественный порядок. В свою очередь общественный порядок — это отношения, основанные на соблюдении норм права в общественных местах. Поведение виновного свидетельствует о явном пренебрежении интересами общества, окружающих граждан, низком культурном уровне, игнорировании существующих норм морали и нравственности.

 

Общественный порядок закрепляется не только с юридической стороны, но и с моральной.  Правовая сторона играет в этом ключевую роль, так как именно она определяет юридическую ответственность за нарушение порядка, вид и степень наказания.

 

Мелкое хулиганство еще характеризуется преднамеренным и часто публичным осуществлением. Виновный осознает, что совершает противоправные действия, в результате которых нарушается общественный порядок и спокойствие граждан. Иногда оно совершается из корыстных побуждений. Субъектом мелкого хулиганства становится лицо, ко времени совершения преступления достигшее 16-летнего возраста.

 

Следует также отметить, что термин «общественное место» достаточно часто встречается в законодательстве, когда речь идет об административно-уголовной ответственности. В некоторых случаях человеку трудно понять, будет ли он привлечен к ответственности за свои действия. Под общественным местом, понимаются территории, помещения, сооружения, их части, а также транспортные коммуникации, обслуживающие население, открытые для беспрепятственного доступа, пребывания в них всех граждан.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

НА ПУТИ К КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ

Коренное реформирование всех сфер государственной и общественной жизни, решение существующих проблем требуют гармонизации Конституции в соответствии с современными реалиями. Выдвигаемые в рамках Стратегии развития нового Узбекистана масштабные задачи, в частности, построение социального государства, более полное удовлетворение прав, интересов и повышение достоинства человека, ставят на повестку дня необходимость дальнейшего совершенствования конституционного пространства.

 

Изменения, вносимые в Основной закон, имеют большое значение для благосостояния народа, трансформации отраслей экономики и ускоренного развития предпринимательства на основе принципа «Новый Узбекистан — социальное государство». Это является важной основой для последовательного продолжения реформ, направленных на неукоснительное обеспечение прав и интересов человека.

 

В рамках реализации задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах семь раз внесены 32 поправки и дополнения в 21 статью Конституции. Они касались, в частности, деятельности парламента, правительства и Президента, укрепления независимости и развития судебной власти, системы сдержек и противовесов между ветвями власти, демократизации избирательной системы и махалли.

 

Особое внимание уделялось кардинальному изменению конституционного устройства, политико-правовой, социально-экономической, культурно-духовной сфер, конституционному обеспечению коренных взаимосвязанных и взаимообусловленных демократических, политических, экономических, социальных и правовых реформ, направленных на построение Нового Узбекистана, формирование свободного и справедливого гражданского общества.

 

Вместе с тем эпоха глобализации, цифровизации и стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые безотлагательные, чрезвычайно важные и актуальные задачи по дальнейшей модернизации страны, укреплению мира, стабильности и национальной независимости. Потребность в принятии новой Конституции, в полной мере отражающей стремление и желание народа, соответствующей задачам обеспечения процветания нового Узбекистана.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя ташкентского городского суда
– председатель судебной коллегии по уголовным делам

ПОЛНОЦЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН

Последние пять лет стали прорывными в области прав человека, особенно это было ощутимо в сфере гендерной политики.

 

Узбекистан активно продолжает принимать кардинальные меры по устранению неравенства между женщинами и мужчинами во многих областях жизни и построению более справедливого и стабильного общества, в том числе для достижения Целей устойчивого развития ООН.

 

Проводимые в Узбекистане экономические, социальные, политические реформы направлены на повышение роли девушек и женщин в обществе. Реализация пяти важных инициатив Президента способствует обеспечению женщин занятостью в разных сферах.

 

Важнейшим шагом на пути к обеспечению гендерного равенства в стране стал Указ главы государства «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» от 7 марта 2022 года. Документ послужил повышению общественно-политической и социальной активности женщин, созданию условий для их самореализации, обеспечению безусловного соблюдения прав и законных интересов. Указ наряду с системным продолжением осуществляемых в нашей стране реформ по защите прав и законных интересов женщин, повышению их экономической, социальной и политической активности, охране здоровья, профессиональному обучению и обеспечению занятости, широкому привлечению к предпринимательству, социальной поддержке нуждающихся женщин, обеспечению гендерного равенства ставит новые задачи перед обществом.

 

Следует отметить, что проблема соотношения прав и реального участия женщин в государственном управлении до сих пор остается весьма актуальной. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» от 2 сентября 2019 года гарантирует равноправие при осуществлении личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Государство обеспечивает равенство в управлении делами государства и общества, избирательном процессе, равные права и возможности в сфере охраны здоровья, образования, науки, культуры, труда и социальной защиты, а также иных областях государственной и общественной жизни. Законом внедрена гендерно-правовая экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов.

 

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам

КТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТНИКА В СУДЕ?

«Уголовное дело моего близкого родственника находится на рассмотрении в суде. В деле его защищает адвокат. Могу ли я участвовать в судебном процессе в качестве защитника?»

 М. Одиева, г. Ташкент.

 

Отвечает судья Юнусабадского районного суда по уголовным делам Аббосхон ШОМАХМУДОВ:

– Прежде чем дать полный ответ на вопрос, хотелось бы отметить, что защитник – лицо, уполномоченное в установленном законом порядке осуществлять защиту прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и оказывать им необходимую юридическую помощь. В качестве защитников в деле могут участвовать адвокаты. Адвокат к участию в деле допускается по предъявлении им удостоверения адвоката и представлении ордера, удостоверяющего его полномочие на ведение конкретного дела. Однако, кроме адвокатов также защитником может быть признан один из родственников.

 

Так, согласно ч. 3 ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса РУз по постановлению дознавателя, следователя или определению суда в качестве защитника по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, подсудимого наряду с адвокатом может быть допущен один из близких родственников или законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого.

 

Кроме того, Верховный суд Республики Узбекистан в своем постановлении от 19 декабря 2003 года за № 17 дал исчерпывающее разъяснение по вопросу участия близкого родственника в судебном процессе.

 

Пункт 11 данного постановления гласит, что категория лиц, которая может быть допущена по делу в качестве защитника, определена в ч. 2 и 3 ст. 49 УПК. К ним, в частности, относятся адвокаты, один из близких родственников или законных представителей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. При этом необходимо иметь ввиду, что близкий родственник или законный представитель подозреваемого, обвиняемого, подсудимого может быть допущен по делу в качестве защитника только вместе с адвокатом. К близким родственникам подозреваемого, обвиняемого, подсудимого относятся его родители, кровные и сводные братья и сестры, супруг, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), внуки, а также родители, кровные и сводные братья и сестры супругов.

 

Близкому родственнику или законному представителю подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, допущенному к участию в деле в качестве защитника, органом дознания, предварительного следствия, судом выдается постановление (определение), в котором разъясняются права и обязанности защитника, предусмотренные статьей 53 УПК. Постановление (определение) должно быть вынесено дознавателем, следователем, прокурором, судом(судьей) немедленно по представлении документа, удостоверяющего родственное отношение или полномочия представителя и личность лица, избранного в качестве защитника, и выдается ему.

 

На основании вышеизложенного вы можете участвовать в судебном процессе в качестве защитника с учетом соблюдения всех требований Уголовно-процессуального законодательства.

ЗАЁМ И КРЕДИТ: ЧТО ГОВОРИТ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Статья 732 Гражданского кодекса Республики Узбекистан гласит, что по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу единовременно или в рассрочку такую же сумму денег или равное взятому взаймы количество вещей того же рода и качества (cумму займа).

 

Использование заемщиком денег и других предметов, определяемых видовыми признаками, может осуществляться только путем их потребления. Поэтому на заемщика не может быть возложена обязанность по возврату именно этих денег или объекта по истечении срока пользования объектом займа. По условиям договора займа приобретенная вещь должна быть возвращена в срок, указанный в договоре. Ведь если срок погашения не указан в договоре, то долг должен быть возвращен в тот момент, когда этого требует кредитор.

 

Стоит отдельно отметить, что сегодня встречаются и те, кто считает, что заем и кредит — это два идентичных понятия. На самом деле это не так. У них есть свои различия.

 

Кредит — это средства, предоставляемые банком или другой кредитной организацией физическому и юридическому лицу на определенный срок на определенных согласованных условиях. То есть вы берете на себя обязательство вернуть полученный кредит по установленному графику и уплатить причитающиеся по нему проценты. Кредитор предоставляет заемщику деньги и другие вещи в собственность, а заемщик возвращает долг единовременно или в рассрочку. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или предметов.

 

В статье 733 ГК прописана форма договора займа, которая устанавливает, что договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если размер этого долга превышает десять базовых расчетных величин, а при наличии у одной из сторон договора юридического лица—в письменной форме, независимо от суммы. При этом подразумевается, что договор может быть заключен и в устной форме в тех случаях, когда в долг берется денежная сумма, не превышающая десяти БРВ.

На практике договор займа оформляется заемщиком путем выдачи кредитору расписки. Это правило также распространяется только на граждан. Потому что руководитель или главный бухгалтер юридического лица и сотрудник в качестве представителя не могут иметь права выдавать расписку о том, что юридическое лицо взяло в долг определенную сумму денег. Расписка о задолженности заверяется подписью заемщика и в процессуальном отношении приравнивается к доказательству.

 

Согласно части третьей статьи 733 Гражданского кодекса, договор займа считается заключенным в письменной форме, если имеется расписка заемщика или иные документы, подтверждающие передачу ему кредитором определенной суммы или определенного количества предметов. При разрешении споров, связанных с кредитным договором, если срок исполнения обязательства не установлен, следует учитывать, что, исходя из требований статьи 735 Гражданского кодекса, заемщик обязан возвратить его в течение тридцати дней со дня предъявления кредитором требования о возврате долга.

 

Бехзод САГАТОВ,
председатель Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

Демократические преобразования и судебно-правовая реформа в Узбекистане, которые имеют свое начинание с момента приобретения независимости и продолжаются в республике сегодня, кардинально изменили науку уголовно-процессуального права и правоприменительную практику.

 

Реформа судебно-правовой системы, осуществляемая в Узбекистане поэтапно, позволила еще на ранней стадии становления независимого государства реформировать и обновить уголовное судопроизводство, обеспечивая гарантии прав и свобод граждан.

 

Важные изменения в национальное уголовно-процессуальное законодательство обозначенные в Указе Президенте Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия», направлены на укрепление судебно-правовой системы, усиление мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективное обеспечение правосудия, а также повышение роли органов судейского сообщества.

 

Наряду с организационно-структурными изменениями в судебной системе, Указом одобрены предложения Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры и Палаты адвокатов Республики Узбекистан упразднить институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отменить право председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.

 

Внедряется порядок, согласно которому решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан; решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан; решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей.

 

Принятые на основе указа главы нашего государства изменения несомненно, закрепят предложенный Президентом принцип «один суд – одна инстанция», который является основным во всех развитых государствах мира. Приговор суда, вынесенный по итогам открытого судебного разбирательства, должен иметь свою высшую юридическую силу, поскольку он основывается на доказательствах, собранных, проверенных и оцененных именно в суде первой инстанции.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В феврале 2021 года был принят Закон Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже».

 

16 мая текущего года внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан. В частности, изменения и дополнения, внесенные в Экономический процессуальный кодекс и Закон «О государственной пошлине». Данные нововведения способствуют правовому обеспечению расширения сферы влияния Закона «О международном коммерческом арбитраже».

 

Согласно новшествам, экономический процессуальный кодекс был дополнен статьей 281. В результате было внесено 9 изменений и дополнений, которые касались назначения арбитра, удовлетворение его отказа, прекращение действия полномочий арбитра, принятие решения по вопросу о подведомственности Арбитражного суда.

 

В порядке исключения установлено, что дела, перечисленные в отдельных пунктах настоящей статьи, подлежат рассмотрению экономическими судами. Также была дополнена статья 37, согласно которой в практику был введен ряд изменений, таких как назначение арбитра, решение о прекращении действия полномочий по удовлетворению его отказа. Например, было отмечено, что заявление об обеспечении иска, рассматриваемое в Арбитражном суде, рассматривается в экономическом суде по месту нахождения арбитража или по месту государственной регистрации должника. Если место государственной регистрации неизвестно, его имущество передается в экономический суд по месту нахождения.

 

Экономический процессуальный кодекс также был дополнен новой главой 291. В соответствии с поправкой в практику вводятся общие правила, связанные с ведением, рассмотрением дел, порядок производства по делам об обжаловании решений арбитражных судов, основания их отмены.

 

Статья 245 кодекса дополнена пятой частью. В соответствии с ней предусматривается, что вопросы признания решения, направления его на исполнение, если место арбитража находится в Республике Узбекистан, будут фиксироваться в соответствии с порядком, предусмотренным новой главой, с учетом специфики, предусмотренной Законом «О Международном коммерческом арбитраже».

 

Законом также внесены изменения в пункт 2 статьи 5 Закона «О государственной пошлине». Законодательно определено, что объектами взыскания государственной пошлины являются подлежащие уплате государственная пошлина по апелляционным, кассационным жалобам на решение арбитража об обжаловании, по признанию, приведению в исполнение решения арбитража и по другим правовым процедурам, связанным с данным процессом, в том числе по судебным решениям.

 

Паризод ЗАКИРОВА,
судья Ташкентского межрайонного
экономического суда

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ

Узбекистан вступил на новый этап развития. Следует отметить, что внимание в построении демократического государства сосредоточено на обеспечении прав и свобод человека, защиты частной собственности.

 

Реформирование системы позволило создать высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства — Верховный суд.

 

Ответственным органом за постоянную работу по отбору кандидатов в судьи стал — Высший судейский совет. Введение данного института позволило осуществлять открытое и прозрачное формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должность судьи из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, наладить диалог судейского сообщества с населением.

 

В настоящее время усилены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейскую должность, возрастной ценз на которую повышен до 35 лет. Теперь они назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.

 

Развиваются организационно-правовые механизмы, направленные на обеспечение всесторонней защиты судей, а также их неприкосновенности. Установлена ответственность за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия.

 

В настоящее время проведена работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.

 

Следует отметить, что уголовное и уголовно-процессуальное законодательство также претерпело  изменения, направленные на совершенствование его норм, имплементацию передовых международных стандартов и зарубежных практик. Осуществлена дальнейшая либерализация уголовного законодательства и декриминализация отдельных категорий преступлений, расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы.

 

Реализованы комплексные меры по расширению сферы применения института «Хабеас корпус», внедрению стадии предварительного слушания, упрощенного порядка производства по уголовным делам, а также дальнейшему усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности.

 

Толибжон ОБИДОВ,
 председатель Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЖЕНЩИН

В четвертом из семи приоритетных направлений Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы – проведение справедливой социальной политики, развитие человеческого капитала — определены меры по созданию в республике широких возможностей для женщин.

 

Цели по обеспечению законных прав и интересов женщин, гендерного равенства, повышению социально-политической активности, укреплению их авторитета в обществе последовательно осуществляются и внедряются в жизнь.  В отдаленных районах страны нуждающиеся в поддержке соотечественницы обеспечиваются жильем, улучшаются их бытовые и условия труда, принимаются меры по оказанию им содействия в поиске постоянного источника дохода.

 

Еще одним проявлением заботы о женщинах, согласно стратегическим целям, стал Указ главы государства «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» от 7 марта 2022 года.  В соответствии с документом для системного продолжения проводимых в стране реформ по защите прав и законных интересов женщин, повышению их социальной и политической активности, охране здоровья, привлечению к предпринимательству, обеспечению занятости и гендерного равенства, социальной поддержке нуждающихся соотечественниц утверждены Национальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022–2026 годы и план комплексных мер, направленный на ее реализацию.

 

За последние пять лет в стране осуществлены реформы в сфере обучения профессиям, предоставлены льготы и возможности для женщин-ученых, определен ряд мер в целях повышения интереса и увлечения женщин наукой. Так, со следующего учебного года из Государственного бюджета на безвозвратной основе будут направляться средства на финансирование контрактных платежей всех соотечественниц, обучающихся в магистратуре государственных вузов. Ежегодно станет выделяться не менее 300 целевых квот для женщин в докторантуру государственных научных организаций или высших образовательных учреждений.

 

Кроме того, внедряется практика ежегодного приема на учебу вне общих параметров приема на основании рекомендаций Государственного комитета семьи и женщин 500 соотечественниц, имеющих трудовой стаж по специальности не менее пяти лет, но не имеющих высшего образования, на направления бакалавриата государственных высших образовательных учреждений в соответствии с результатами отдельных тестовых испытаний на платно-контрактной основе.

 

На торжественной церемонии, посвященной Международному женскому дню, Президент страны отметил: «Мы по праву гордимся образованными, мудрыми женщинами, которые подарили жизнь, воспитали с любовью и нежностью и вдохновили на славные свершения наших великих предков, внесших неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации». В свою очередь наши соотечественницы своим трудом вносят достойный вклад в важные преобразования и национальный прогресс.

 

Наргиза КАСИМОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

Перейти к содержимому