Искать:

САМАЯ БЕСЧЕЛОВЕЧНАЯ «ИНДУСТРИЯ»

Сегодня профилактическая деятельность по предупреждению жертв торговли людьми и противодействию принудительному труду определена в качестве приоритетной задачи государственной политики.

 

Работа в этом направлении организована на основе требований Закона Республики Узбекистан «О противодействии торговли людьми» и соответствующих нормативных актов Национальной комиссии по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом.

 

Еще одной важной реформой, осуществленной в нашей стране в сфере борьбы с торговлей людьми и принудительным трудом, является принятие Закона Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Женева, 21 июня 1976 года)». Кроме того, ратифицирована Конвенция Организации Труда № 144 о трехсторонних консультациях (Женева, 21 июня 1976 г.).

 

В целях приведения норм Конвенции в соответствие с национальным законодательством принят указ главы государства «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы противодействия торговле людьми и принудительному труду» от 30 июля 2019 года. В соответствии с ним образована Национальная комиссия по борьбе с торговлей людьми и принудительным трудом.

 

Основными задачами Комиссии являются координация деятельности государственных и территориальных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду в целях обеспечения их эффективности, тесного сотрудничества и совместной работы;

 

организация разработки и реализации государственных программ в целях совершенствования национального законодательства и правоприменительной практики, а также контроль за их исполнением; анализ, оценка, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по противодействию торговле людьми и принудительному труду, изучение практики выявления, расследования, предупреждения и пресечения преступлений в этой сфере.

Кроме того, определены вопросы организации эффективного международного сотрудничества и международного движения в сфере борьбы с торговлей людьми и принудительным трудом, а также сбора информации, анализа и подготовки докладов в данной сфере.

 

Борьба с торговлей людьми и принудительным трудом, оказание всемерной помощи гражданам, ставшим ее жертвами, сегодня становится одной из глобальных проблем, стоящих перед нашим государством. При этом не только каждая государственная организация, но и общественность ставит одной из главных задач борьбу с таким пороком, недопущение того, чтобы граждане стали его жертвами.

 

В нашей стране разработаны кардинальные меры по борьбе с случаями, связанными с торговлей людьми, в связи с чем в уголовном законодательстве также установлена ответственность.

 

В частности, статьей 135 Уголовного кодекса Республики Узбекистан установлено, что торговля людьми есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации.  Наказывается это деяние ограничением свободы от трех до пяти лет либо лишением свободы от трех до пяти лет.

 

Зафар БОБОНОВ,
председатель Алмазарского районного суда
по уголовным делам

ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. ЧТО ГОВОРИТ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?

Основными задачами осуществления контроля за использованием и охраной земель являются соблюдение юридическими и физическими лицами, органами государственного управления, органами местного самоуправления требований законодательства.

 

Следует отметить, что государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными государственными органами. Общественный контроль —  органами самоуправления граждан в пределах их полномочий. Общества охраны природы и другие общественные объединения, а также граждане оказывают содействие государственным органам и органам самоуправления граждан в осуществлении контроля за использованием и охраной земель.

 

Советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель осуществляют общественный контроль за целевым и эффективным использованием земельных участков и приусадебных земель дехканскими хозяйствами, в том числе за состоянием обработки земель, посадкой семян, саженцев и деревьев, строительством теплиц, разведением скота и птицы, а также регулярный мониторинг путем обхода домов. Кроме того, они вправе давать указания о необходимости целевого и эффективного использования земельных участков, принадлежащих фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель.

 

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Республики Узбекистан государственные органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в пределах своих полномочий имеют право на:

 

– проведение проверок по вопросам рационального использования и охраны земель, получение всех необходимых документов и материалов по этим вопросам, обследование почвы с целью определения ее соответствия кадастровым данным;

 

– обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами предписания (письменные распоряжения), направленные на устранение причин нарушения земельного законодательства и условий, приведших к нему;

 

– привлечение к административной ответственности виновных должностных лиц и граждан, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного нарушением земельного законодательства, направление представлений в соответствующие предприятия, учреждения и организации и правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к ответственности;

 

– представление в Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах материалов об изъятии земельных участков за нарушение земельного законодательства, в том числе о досрочном прекращении договоров аренды земель, а также об ограничении и приостановлении использования земель;

 

– получение от юридических и физических лиц необходимой информации по вопросам использования и охраны земель, заслушивание отчетов и информации руководителей государственных органов, предприятий, учреждений, организаций по данным вопросам;

 

– привлечение в установленном порядке специалистов для участия в работах по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель.

 

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель также имеют право на:

 

– проведение в установленном порядке проверки использования земельных участков по целевому назначению, соблюдение собственниками земельных участков, землепользователями и арендаторами законодательства об охране земель;

 

– меры по устранению допущенных недостатков и привлечению виновных лиц к ответственности;

 

– указания по вопросам, связанным с рациональным использованием и охраной земель.

Деятельность юридических и физических лиц по использованию и охране земель может проверяться не чаще одного раза в год. Если орган дал указания по устранению причин нерационального использования и охраны земель, он вправе в установленный срок проверить данные мероприятия. Органы и должностные лица, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, несут ответственность за надлежащую организацию и осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством.

 

Паризод ЗАКИРОВА,
судья Ташкентского межрайонного
экономического суда

БРАК – ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

Сегодня в нашей стране проводится комплексная работа по сохранению и укреплению семей, защите интересов несовершеннолетних детей.

 

Реализуется единая государственная политика, направленная на укрепление духовно-нравственных основ и традиционных семейных ценностей, подготовку молодежи к супружеской и семейной жизни, предотвращение конфликтных ситуаций и разладов в семьях. Постоянно совершенствуется законодательная база, регулирующая семейные и брачные отношения и отношения между членами семьи, основанная на национальных ценностях, отвечающая нормам и требованиям международного права.

Как известно, брак — это союз между мужчиной и женщиной, основанный на добровольном согласии и равенстве, целью которого является создание семьи, воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей и традиций.

 

Как определено в статье 16 «Всеобщей декларации прав человека», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право вступать в брак и создавать семью без каких-либо ограничений по признаку расы, национальности или религии. Они пользуются одним и тем же правом при вступлении в брак, во время пребывания в браке и во время его расторжения. Брак может быть заключен только на основании свободного и полного согласия обеих сторон, вступающих в брак. Семья является естественной и фундаментальной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

 

Одним из важнейших условий заключения брака является взаимное согласие лиц, вступающих в брак. Условие заключения брака по обоюдному согласию не только гарантирует, что он возникнет на основе принципа свободы и равенства, но и гарантирует, что семья будет стабильной и крепкой. Для свободного заключения брака необходимо, чтобы данное согласие было действительным, чтобы оно было получено без угрозы, обмана или духовного воздействия на одного или обоих лиц, вступающих в брак. Нарушение условия взаимного согласия при вступлении в брак влечет не только признание брака недействительным, но и иные правовые последствия.

 

Сегодня все чаще встречаются браки, которые заключаются фиктивно, без наличия взаимного согласия, преследуя какую-либо цель, в том числе личную, материальную. В число приоритетных направлений исследований входит совершенствование условий признания брака недействительным с целью прекращения таких фиктивных браков с целью сохранения семьи, являющейся основным звеном семьи.

 

Поскольку в нашей стране на первое место ставят святость семьи, то в связи с этим особое правовое значение приобретают отношения и их регулирование, возникающие в связи с браком, порядком и условиями его заключения, особенностями расторжения брака, прекращения брака и признания брака недействительным.

 

Именно поэтому в Семейный кодекс включен ряд норм, направленных на регулирование таких отношений. Нормы, направленные на порядок и условия  заключения и расторжения брака, прекращение брака и признание его недействительным, регулируются не только семейным правом, но и гражданско-правовыми и иными законодательными актами.

 

Как известно, первым условием заключения брака, согласно статье 14 Семейного Кодекса, является добровольность заключения брака. Для заключения брака будущая пара должна иметь возможность свободно выражать свое согласие, принуждение к заключению брака запрещено. Вторым условием заключения брака является брачный возраст. Согласно статье 15 Семейного кодекса брачный возраст для мужчин и женщин — восемнадцать лет. Потому что в этом возрасте мужчины и женщины становятся физиологически зрелыми, духовно и физически взрослыми, способными стать родителями.

 

В некоторых исключительных случаях лицам, вступающим в брак, разрешается снизить брачный возраст. В частности, при наличии уважительных причин, в исключительных случаях (беременность, рождение ребенка, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), хоким района, города по месту государственной регистрации брака по желанию желающих вступить в брак может снизить брачный возраст не более чем на один год.

 

Ахрор СУЛАЙМОНОВ,
судья судебной коллегии по гражданским делам,
Ташкентского городского суда

ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТЮРЬМЫ ЗА БУТЫЛКУ ВОДКИ: КАК РЕЦИДИВИСТ В ТАШКЕНТЕ ПОЛУЧИЛ 8-Ю СУДИМОСТЬ

Порой люди совершают преступления и даже не задумываются о том, насколько нелепо и глупо это выглядит со стороны.

 

Солидная биография

Про 32-летнего Вадима Лобаченко смело можно сказать, что он рецидивист со стажем. Свою первую судимость он получил в 15 лет, а потом все шло по накатанной. Таким образом, к своим годам он заработал уже 7 судимостей. Среди них 2 кражи, 2 грабежа, обвинение в умышленном убийстве, а также дважды нарушение правил административного надзора. Но молодого человека ничего не останавливало, и он решился на очередное преступление и восьмую судимость. Безденежье и тяга к спиртному подтолкнули его к нарушению закона. 

 

Драка из-за «чекушки»

Сентябрьским утром 2021 года он зашел в одну из «наливаек» Юнусабадского района столицы. Выпил. Захотелось еще, но на продолжение банкета денег не хватило. Вышел из вино-водочного магазина и направился домой отсыпаться. Пройдя несколько шагов, увидел, как из того же магазина выходит некий Дмитрий Абзалов, держащий в руках бутылку водки объемом 0,25 литра, в народе именуемую «чекушкой».

 

Вадим подбежал к Дмитрию и стал требовать, чтобы тот отдал ему бутылку. Естественно, тот отказал. Тогда Вадим затеял драку в надежде отобрать «чекушку». Рецидивист ударил его по голове, после чего Дмитрий упал на землю. Однако на этом Вадим не остановился и продолжил избивать лежащего на земле мужчину. Затем забрал бутылку и скрылся. А Дмитрий остался лежать на земле, но не долго. Прохожие помогли ему подняться и вызвали сотрудников ОВД.

 

Следует отметить, что в ходе судебно-медицинской экспертизы выяснилось, что у Д. Абзалова были такие телесные повреждения, как закрытый перелом со смещением правой бедренной кости, перелом носа, гематома в области правого глаза.

 

Новая версия происходящего

В ходе открытого судебного заседания Вадим Лобаченко в предъявленном ему обвинении виновным себя признал частично, а также рассказал свою версию происходящего. Он пояснил, что между мужчинами возник словесный конфликт. После чего он ударил Дмитрия. Со слов Вадима, он дал сдачи, так как за 30 минут до инцидента якобы Дмитрий его также ударил по голове. После конфликта, находясь в нетрезвом состоянии, он начал падать на землю, и, чтобы добро не пропадало, Вадим выхватил бутылку из рук Дмитрия.

 

10 лет в колонии

При назначении наказания суд принял во внимание смягчающие обстоятельства – чистосердечное признание и отсутствие материального ущерба. Кроме того, были также учтены отягчающие обстоятельства – совершение умышленного преступления после осуждения за ранее совершенное умышленное преступление. 

 

Таким образом, суд признал Вадима Лобаченко виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 статьи 164 (разбой) Уголовного кодекса Республики Узбекистан и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет. Это время он проведет в колонии строго режима. 

 

Имена и фамилии изменены.

Абдуллажон МУХИДДИНОВ,

судья Юнусабадского районного суда

по уголовным делам,

 

Эвелина Синотова, журналист 

ПОКАЗАНИЯ ПРОТИВ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ

Проектом Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан» предлагается внести норму, предусматривающую, что лицо не обязано свидетельствовать против себя и своих близких родственников.

 

В последние годы в стране проведены значительные реформы, направленные на обеспечение прав и законных интересов участников судебного и следственного процесса. В частности, в 2018 году принят Закон Республики Узбекистан «О защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса».

 

Следует отметить, что в числе важных реформ, которые необходимо осуществить в сфере защиты личных и политических прав вопрос совершенствования механизма обеспечения прав и безопасности потерпевших и свидетелей в уголовном процессе. Ужесточение положения о том, что лицо не может быть принуждено к даче показаний против себя и своих близких родственников, повышение его значимости направлены, прежде всего, на обеспечение этого вопроса, что признается главой государства.

 

Право лица не давать показания против себя является гарантией, вытекающей из положений важнейшего принципа уголовного судопроизводства – принципа невиновности. В частности, в соответствии с презумпцией невиновности подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность и может воспользоваться своим правом на молчание в любое время. Данное требование вытекает также из принципов статьи 14 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

 

Следует отметить, что основной целью данного международного права является недопущение использования правоохранительными органами доказательств, полученных против воли подозреваемого или обвиняемого, путем принуждения лица, находящегося под уголовным преследованием, или оказания на него какого-либо давления. Правило о недопустимости принуждения к даче показаний против себя или близких родственников предусматривает также недопустимость принуждения к представлению каких-либо сведений о фактах, которые могут быть использованы впоследствии в уголовном деле. Данное положение также означает, что перед допросом в судебных и правоохранительных органах лицо должно быть предупреждено о своем праве не давать показаний против себя и близких родственников.

 

В Уголовно-процессуальном кодексе закреплена свобода человека давать показания против своих родственников. В частности, согласно статье 116 настоящего Кодекса близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть допрошены в качестве свидетелей или потерпевших по делам, относящимся к подозреваемому, обвиняемому, только с их согласия.

 

Право лица не давать показания против себя и своих близких родственников служит ограничивающим инструментом для применения пыток, угроз и принудительных мер любого рода.

 

Установление данного положения на конституционном уровне закрепляет недопустимость обращения к человеку как к объекту чьей-либо воли, а неприкосновенность его частной жизни является подлинной конституционной гарантией.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

КОРРУПЦИЯ: ПУТИ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ

Коррупция определяется как преднамеренное и незаконное злоупотребление доверенным человеку служебным положением ради личного обогащения и собственной выгоды. Данное явление происходит на всех уровнях власти: глобальном, национальном, провинциальном и местном. 

 

На состояние коррупции влияют различные факторы, включая социальные и культурные условия, институциональные и организационные структуры, политическая среда, а также экономическая и структурная политика. На сегодняшний день в мире практикуются пять основных методов измерения уровня коррупции. Все они имеют как преимущества, так и недостатки в силу того, что очень сложно получить точную информацию о коррупции, так как все лица, вовлеченные в эту деятельность, во многих случаях, не хотят быть выявленными.

 

Среди методов измерения самым распространенным является оценка восприятия коррупции (например, Индекс восприятия коррупции организации Transparency International, Индекс контроля коррупции Всемирного банка). Этот метод подразумевает опрос страновых экспертов и населения о состоянии коррупции в стране. Вместе с тем, недостатком этого метода является то, что на мнения населения и экспертов могут влиять СМИ, в то время как уровень открытости и качество предоставляемой ими информации колеблется по странам и по времени.


Узбекистан входит в число 16 стран, которые в борьбе с коррупцией демонстрируют долгосрочную положительную динамику.

 

С первых дней независимости наша страна проводит целенаправленную политику по искоренению этого зла современности, в рамках которой осуществляется совершенствование законодательной и институциональной базы, укрепляется международное сотрудничество.

 

3 января 2017 года принят Закон «О противодействии коррупции», в соответствии с которым основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции определены повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции; реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества; своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

 

Важным шагом в противодействии коррупции явилось утверждение Президентом страны Концепции административной реформы в качестве основных приоритетов которой определены кардинальное совершенствование системы государственной службы, ее целей и задач; снятие правовых барьеров и организационных препон для развития предпринимательства;

 

совершенствование правовых и институциональных основ оказания государственных услуг и регламентации административных процедур;

 

реализация административной реформы, оптимизация функций органов государственного управления, дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство», делегирование несвойственных функций государства частному сектору;

 

оптимизация целей, задач и функций судебных и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции;

 

налаживание межведомственного взаимодействия между государственными органами, населением и институтами гражданского общества;

 

совершенствование систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование высоких нравственных качеств.

Принимая во внимание тот факт, что системное противодействие коррупции невозможно без укрепления подлинной независимости судебной власти и обеспечения гарантий надежной защиты прав и свобод субъектов предпринимательства активно осуществляется судебно-правовая реформа.

 

В соответствии со структурными преобразованиями в судебной системе Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан объединен с Верховным судом Республики Узбекистан, который стал единым высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства.
Принятие Закона «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан», а также свыше 10 актов Президента Республики Узбекистан в области судопроизводства способствовало совершенствованию системы отбора кандидатов и назначения на должности судей, формированию высококвалифицированного судейского корпуса.

 

Следует также отметить, что создание единого Верховного суда, образование административных и экономических судов, создание нового органа судейского сообщества – Высшего судейского совета значительно усилило гарантии судебной защиты прав граждан, физических и юридических лиц, а также предпринимателей от разного рода коррупционных проявлений.

 

Хамиджон ШАМШИЕВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППЫ БУДУТ ВЫЯВЛЯТЬ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЫТОК

26 июня 2021 года Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым подписано Постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток». Важность данного документа заключается в определении в качестве приоритетной задачи мер по повышению эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Также указана необходимость совершенствования имеющейся системы выявления и предупреждения случаев применения пыток согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в области прав человека.

 

Следует подчеркнуть, что правовое нововведение коснулось обращений о случаях применения пыток. Благодаря документу улучшен механизм по скорейшему реагированию на такого рода обращения путём недопущения затягиваний, сокрытия, а также обеспечения объективного рассмотрения и неотвратимости ответственности виновных лиц. Также немаловажным является информирование общественности о результатах деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток.

 

В постановлении утверждено ещё одно новшество – создание на базе экспертной группы при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане) общественных групп по выявлению и предупреждению случаев пыток. Их задачами являются регулярное посещение и изучение условий содержания лиц на гауптвахте, в специальных приёмниках, изоляторах, учреждениях по исполнению наказания и иных мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. При выявлении нарушений они представляют в соответствующий государственный орган требования по их незамедлительному устранению. Следовательно, данные общественные группы будут служить первичным звеном обнаружения признаков применения пыток, а в последствии, их полного искоренения. Привлекаться в состав групп будут различные специалисты, обладающие профессиональной квалификацией и практическими знаниями в данной сфере, к примеру, эксперты Национального центра по правам человека, медицинские работники, представители ННО и СМИ, а также иных институтов гражданского общества. Порядок формирования и деятельности общественных групп и проведения ими мониторинга будет регламентироваться другими актами законодательства.

 

Документ предусматривает разработку и внедрение единого электронного реестра лиц, размещённых в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения. Соответственно, реестр позволит судебным органам и Омбудсману обеспечить возможность своевременного ознакомления с данными сведениями.

 

Отдельное внимание уделяется внедрению международного опыта.  Следует отметить, что Узбекистан сделал ещё несколько шагов на пути к обеспечению усиления гарантий конституционных прав и свобод граждан, искоренению случаев применения пыток, а также к полноценному становлению, как правового демократического государства, соответствующего общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что это Постановление устанавливает более действенный механизм предупреждения применения пыток, являясь отправной точкой к исключению возможности их использования ещё на ранних этапах.

 

Аброр САИДОВ,
председатель Яшнабадского

районного суда по уголовным делам

РЕФЕРЕНДУМ ПО-НОВОМУ: О НАБЛЮДАТЕЛЯХ, УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЯХ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГАХ

Узбекистан вступает в важную фазу институциональных преобразований. В основе этого процесса – реформа Основного закона, изменения и дополнения в который будут приняты на всенародном референдуме. Конституционная реформа должна стать надежной основой долгосрочной стратегии развития страны, правовым фундаментом разворачивающихся в Узбекистане фундаментальных перемен, инициированных президентом страны сразу после его вступления в должность.

 

Общеизвестно, что на всенародное обсуждение вынесли проект, подготовленный комиссией, состоящей из депутатов, сенаторов, правоведов и представителей общественности. Он состоит из 200 изменений на основе общественных предложений, которые затрагивают 64 статьи Основного закона. Обсуждение продлится до 15 июля, после чего документ будет передан в Законодательную палату.

 

Следует отметить, что Конституция Республики Узбекистан будет принята посредством референдума.  16 июня был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Изменения коснулись и Закона «О референдуме Республики Узбекистан».

 

В соответствии с изменениями, внесенными в закон «О референдуме Республики Узбекистан», установлено, что наблюдатели от органов самоуправления граждан имеют право участвовать во всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума. Заинтересованные организации, инициативные группы граждан извещают окружные комиссии о своих наблюдателях не позднее, чем за 10 дней до проведения референдума (ранее этот срок составлял 15 дней). Также наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за три дня до посещения участков, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Членами окружных и участковых комиссий по проведению референдума не могут быть члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан. Кроме того, членам комиссий по проведению референдума выплачивается компенсация в целях покрытия расходов на транспорт, питание и других расходов в размере, указанном в смете расходов на подготовку и проведение референдума.

 

Установлено, что действия и решения участковой комиссии, проводящей референдум, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.

 

В соответствии с поправкой, внесенной законом «О статусе депутата областного, районного и городского кенгаша народных депутатов», в случае передачи территории избирательного округа в состав другой административно-территориальной единицы или образования на его территории новой административно-территориальной единицы полномочия депутата, избранного от этого избирательного округа, сохраняются.

 

Также, в Избирательный кодекс внесены статьи «Выборы депутатов местных кенгашей во вновь образованных административно-территориальных единицах» и «Изменение границ избирательных округов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Узбекистан».

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда,
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ОТЦЫ И ДЕТИ: ПРАКТИКА УСТАНОВЛЕНИЯ ОТЦОВСТВА

Установление отцовства – это признание факта, что мужчина – отец данного ребёнка. Такой факт регистрируют в загсе: на основании совместного заявления родителей по заявлению отца.

 

Если ребенок рожден в браке, мужа автоматически вписывают в свидетельство о рождении в качестве отца. Если же брака не было, отцовство нужно устанавливать.

 

В настоящее время встречается не мало случаев, когда молодые люди не вступают в законный брак. В таких семьях имеются проблемы с установлением отцовства, а также с выбором в свидетельстве рождения ребенка графы «Отчество». Однако, в данном случае национальное законодательство направлено на защиту прав и интересов женщин и детей.

 

Следует иметь в виду, что законом не предусмотрен срок исковой давности по делам данной категории. Отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка.

 

Установить отцовство можно добровольно или через суд.

 

Добровольно отцовство устанавливают в загсе по совместному заявлению родителей. Заявление обычно подают вместе с другими документами сразу после рождения внебрачного ребенка. Тогда свидетельство о рождении будет уже с данными отца.

 

Установить отцовство над ребенком, рожденным от родителей, не состоящих в законном браке, поможет только суд. Для этого мать должна обратиться в суд по гражданским делам с иском об установлении отцовства. Такие иски также могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца.

 

В случае рождения ребенка от родителей, не состоящих в законном браке, в соответствии со статьей 62 Семейного кодекса Республики Узбекистан, отцовство устанавливается по совместному заявлению обеих сторон. Однако, при отсутствии заявления отца отцовство может быть установлено в судебном порядке в случаях, указанных в статье 61 вышеуказанного Кодекса.

 

При установлении отцовства суд учитывает следующие условия. Во-первых, тот факт, что мать жила и вела общее хозяйство с ответчиком до рождения ребенка, что они совместно его воспитывали или обеспечивали.

 

Совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведение общего хозяйства подтверждается наличием обстоятельств, характерных для семейных отношений (проживание в одном жилом помещении до рождения сына или дочери, ведение общего бюджета, совместное питание, взаимный уход, приобретение имущества общего пользования). Прекращение таких отношений между сторонами до рождения ребенка не является основанием для отказа в иске об установлении отцовства.

 

Согласно постановлению Пленума Верховного суда «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства», в целях установления происхождения ребенка в необходимых случаях (например, времени появления плода, наличия у отца способности к деторождению) суд при наличии вышеизложенных обстоятельств вправе по собственной инициативе или по ходатайству сторон назначить судебно-медицинскую экспертизу. Её выводы являются одним из средств доказывания, и в связи с этим они должны оцениваться судом по совокупности других доказательств, собранных по делу.

 

Статья 64 Семейного кодекса Республики Узбекистан предусматривает, что все правоотношения родителей и детей должны быть основаны на факте рождения детей от конкретных родителей. Этот факт определяется в предусмотренном законом порядке. То есть не важно – расписаны родители или нет. Если факт отцовства установлен, это является основанием для возникновения взаимных прав/обязанностей.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дети, рожденные вне брака, после установления факта отцовства имеют равные права с детьми этого же отца, которые были рождены в браке.

 

Поддержка внебрачных детей, закрепленная в Семейном кодексе, необходима в связи с тем, что с каждым годом их становится все больше.

 

Маликахон ЗАКИРОВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

СОВРЕМЕННЫЕ РАБЫ И РАБОВЛАДЕЛЬЦЫ

30 июля отмечается Всемирный день борьбы с торговлей людьми. К сожалению, в современном мире проблемы рабства и торговли людьми, равным образом, как и принуждения к труду, по-прежнему актуальны. Несмотря на противодействие международных организаций, до конца справиться с торговлей людьми не удается.

 

Пандемия коронавируса усугубила угрозу торговли людьми, особенно для женщин и девочек. По данным ООН, 70% жертв торговцев людьми составляют женщины, при этом около 20% из них – несовершеннолетние. Еще 20% пострадавших – это взрослые мужчины, остальные – мальчики.

 

Миллионы людей ежегодно в поисках лучшей жизни уезжают из страны на заработки в другие государства. Однако не всегда все происходит так, как обещают работодатели. Рабство, торговля людьми, жестокое обращение – с этим и не только могут столкнуться граждане за рубежом.

 

В сети преступников, как правило, попадают представители самых уязвимых групп населения, в том числе мигранты и безработные. А пандемия коронавируса только усугубила их положение.

 

Понятие «торговля людьми» включает в себя вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы либо с применением силы. Также присутствуют и другие формы: принуждение, похищение, подкуп. Цель торговца состоит в том, чтобы эксплуатировать жертву для собственной прибыли, после того как человек въехал в третью страну или после того, как переместился в той же самой стране (внутренняя торговля людьми). Чем дольше происходит эксплуатация жертвы торговли людьми, тем больше денег получает торговец. Следует отметить, что торговля людьми – это преступление против самого человека и его основных прав.

 

Когда человек задумывается о работе за рубежом, то всегда считает, что его не коснется данная проблема. Однако можно оказаться в уязвимом положении даже устроившись на работу с подписанным контрактом. Вербовщики и торговцы людьми  являются хорошими психологами и знают, что сказать и пообещать человеку, чтобы сразу войти в доверие и получить согласие на все манипуляции.

 

В группе риска в основном находятся мужчины и женщины в возрасте от 18 до 34 лет. Чаще всего вербовщики обращают внимание на тех, кто не имеет высшего или профессионального образования, нуждаются в деньгах, находятся в поиске стабильного, более высокого заработка и проживают в регионах с большим оттоком трудящихся мигрантов.

 

Для того, чтобы в корне исключить данную проблему, в первую очередь, необходимо повышать правовую культуру граждан. В этом направлении должны быть задействованы все государственные органы, министерства и ведомства. В этом контексте суды не исключение. В ходе открытых диалогов с населением, судьи на местах рассказывают о том, какие серьезные последствия несет в себе данная проблема, а также что делать, чтобы не попасть в сети к современным рабовладельцам.

 

Муроджон МИРЗАЖОНОВ,
председатель Юнусабадского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому