Искать:

ИЗМЕНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Одним из семи приоритетных направлений Стратегии развития является закрепление принципов справедливости и верховенства закона в качестве основополагающего и необходимого условия развития страны. В этом направлении значима надежная защита неприкосновенности имущественных прав и ограничение незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения.

 

Данная цель более чем насущна для граждан и предпринимателей, так как из-за властных полномочий государственного органа зачастую нарушается незыблемое право собственности частного лица, которое в публичных правоотношениях находится в более уязвимом положении.

 

Право собственности занимает одно из важнейших мест в совокупности прав человека, представляя собой одну из основ его правового статуса. В то же время собственность как категория многоплановая и содержательная, имеет непреходящее значение и для государства в целом, составляя экономическую основу производства, обеспечивая базу осуществления гражданского оборота. Право собственности с юридической точки зрения рассматривается как естественное неотчуждаемое право личности (право собственности в субъективном смысле) и как совокупность норм права, закрепляющих содержание данного права (право собственности в объективном смысле).

 

В содержание права собственности входят правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности; иные полномочия (право потребления, видоизменения, управления, охраны и защиты и пр.) входят в объем указанных трех правомочий.

 

Право собственности закреплено в статьях 36, 53 и 54 Конституции, а ее признание и гарантии обеспечения составляют одну из основ конституционного строя. Право на частную собственность является одним из основных прав человека в Узбекистане.

 

Конституция независимого Узбекистана впервые ввела в оборот такие важные для страны и его экономического развития институты и принципы, как «рыночные отношения», «равноправие всех форм собственности», «частная собственность», «свобода экономической деятельности», которые в неразрывном единстве формируют конституционные основы экономики государства.

 

Таким образом, важность защиты собственности как важнейшего элемента экономических, политических, правовых отношений сложно переоценить. Это является неотъемлемой обязанностью государства. Оно должно обеспечить полноценную правовую базу, создавать адекватные, эффективно действующие механизмы и институты, развивать деятельность уже существующих институтов.

 

Обратим внимание на то, что право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили (ст. 164 Гражданского кодекса РУ). При этом частная собственность неприкосновенна и защищается государством. Об этом говориться в статье 53 Конституции. Также государство создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и ее приумножения (ст. 2 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»).

 

Во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника. Кроме того, акт административного органа, не соответствующий законодательству и нарушающий право частной собственности, признается административным судом недействительным.

 

29 июня 2022 года принят Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», а также поправки в ряд законодательных актов «в связи с совершенствованием системы обеспечения равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защиты прав на землю и превращения их в рыночный актив». Новый закон установил процедуры изъятия для общественных нужд земельного участка или его части, принадлежащего физическим и юридическим лицам на праве собственности, постоянного или временного пользования, и предоставления компенсации правообладателям данного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Закреплен перечень обстоятельств, на основании которых производится изъятие, и введен запрет трактовать изъятие земельных участков для каких-либо иных целей как изъятие для общественных нужд.

 

Земля — стратегический ресурс и должна принадлежать государству. Такое мнение доминировало в Узбекистане длительное время. Но рыночная экономика не может развиваться без частной собственности. Статья 55 Конституции гласит: земля и другие природные ресурсы — общенациональное богатство. Согласно статье 214 Гражданского кодекса, статье 19 Закона «О собственности в Республике Узбекистан», земля находится в республиканской собственности.

 

В последние годы в Узбекистане принимаются меры, направленные на внедрение прозрачного, основанного на рыночных принципах и равного для всех порядка выделения земельных участков, обеспечение стабильности в имущественных и правовых отношениях в сфере землепользования, охраны земель, гарантирование имущественных прав землевладельцев, а также введение их в свободный оборот в качестве объекта гражданско-правовых отношений путем определения экономической стоимости земли.

 

В 2021 году был принят Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», который дает возможность гражданам и предпринимателям приватизировать принадлежащий им земельный участок либо выкупать новый сразу в собственность.

 

Кроме этого, отдельные важные аспекты права частной собственности в действующем законодательстве недостаточно регламентированы. К примеру, прекращение права собственности и справедливая компенсация в случае ее изъятия, ответственность государственных органов за посягательство на частную собственность, порядок изъятия недвижимого имущества для общественных и государственных нужд и т. п. Отсутствие механизмов реализации отдельных положений законодательства, наличие в нем противоречий и отсылочных норм создают благодатную почву для внутриведомственного нормотворчества, коррупциогенного фактора. В связи с этим во взаимоотношениях собственника с государственными органами должен действовать принцип приоритета прав собственника.

 

При этом Конституция является правовой и законодательной базой утверждения приоритета частной собственности в многоукладной рыночной экономике и обеспечения гарантий ее защиты.

 

В Узбекистане осуществляется конституционная реформа. 20 мая 2022 года на совместном заседании Кенгашей Сената и Законодательной палаты парламента была создана Конституционная комиссия по формированию предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию и реализации организационных мер, определены ее состав и задачи.

 

Как показывает мировая практика, во многих государствах в период кардинальных перемен были осуществлены конституционные реформы. Это требование времени, необходимая юридическая предпосылка нынешнего и будущего устойчивого развития. Изменения, направленные на повышение качества и эффективности управления, способствуют стабильности политической системы, что в свою очередь идет на пользу экономике, создает стабильные условия для инвестиций и развития.

 

Собственность важна, так как она является гарантией существования индивида. Поэтому в Узбекистане также нужно рассмотреть вопрос совершенствования Основного закона, изучив и тщательно обдумав при этом мировой конституционный опыт.

 

Паризод ЗАКИРОВА,
судья Ташкентского межрайонного

экономического суда

КОРРУПЦИЯ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Коррупция, оказывая влияние на экономическую, социальную и политическую сферы страны, приводит к бездействию механизмов конкуренции, ущемлению прав собственности в экономической сфере, в социальной — к расслоению населения, дискредитации принципа верховенства закона, а в политической — к утрате доверия народа к правительству.

 

Одним из главных документов, который направлен на противодействие коррупции в нашей стране является Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». Документом определены основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Среди них повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции, осуществление мер по предупреждению коррупции во всех сферах государственной и общественной жизни, своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, способствующих их совершению, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

 

Следует отметить, что за прошедший период созданы организационно-правовые механизмы, направленные на реализацию государственной политики в области противодействия коррупции. Принято более 80 нормативно-правовых актов, направленных на искоренение коррупционных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства. Функционирует Агентство по противодействию коррупции, являющееся специально уполномоченным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции.

 

В настоящее время в нашей стране принимаются меры по устранению бюрократических барьеров и сокращению «теневой экономики», реализуются проекты «Сфера без коррупции» в системе высшего образования, здравоохранения, строительства и государственных закупок. В органах государственного и хозяйственного управления, на государственных предприятиях и предприятиях с государственной долей в уставном капитале, в том числе в банках, внедряется система внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль»).

 

Налаживается ведение открытого электронного реестра лиц, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений. Лицам, включенным в реестр, запрещается поступать на государственную службу и награждаться государственными наградами, запрещается выдвижение их кандидатур на выборные и назначаемые в особом порядке должности, а также им запрещается пользоваться рядом других прав.
Благодаря широкому использованию возможностей цифровых и онлайн-технологий повышается ответственность органов государственной власти и управления перед общественностью, обеспечивается открытость их деятельности, что дает толчок развитию института общественного контроля, который является важным инструментом предупреждения и борьбы с коррупцией.

 

Конечно же, в одиночку справиться с этим растлевающим общество изнутри пороком не получится. Большое значение в решении данного вопроса имеет объединение всех сил общества. Каждый из нас должен быть ответственен за искоренение данного порока.  

 

Санжар АБДУГАНИЕВ,
судья Мирзо-Улугбекского

районного суда по уголовным делам

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ЗАЩИТУ

Право на защиту от обвинения – одна из основных норм международного права. Во Всеобщей декларации прав человека записано, что «…защищать себя лично или через посредство выбранного им защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом таком случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника…». Это право определено как образец для всех государств и рекомендовано для включения в национальные законодательства.

 

В то же время анализ судебной практики показывает, что в системе уголовного и уголовно-процессуального законодательства существуют обстоятельства, препятствующие эффективной защите прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечению законности досудебного и судебного разбирательства по уголовным делам. Так, несмотря на урегулированные Уголовно-процессуальным кодексом нормы, есть случаи неправомерного или необоснованного ограничения прав человека при оперативно-розыскной деятельности; есть случаи пыток; не обеспечиваются право на защиту, право на адвоката с момента ограничения свободы передвижения, право на вызов адвоката, право на личное свидание с адвокатом, а также встречаются случаи несообщения родственникам об аресте или задержании, не разъясняются права не давать показаний и возможность использования их против себя самого в виде доказательств.

 

По сути, право на защиту является одним из самых основных конституционных прав личности и представляет собой комплекс всех процессуальных возможностей, средств и методов, которые могут быть использованы при отрицании возникшего в отношении лица подозрения или выдвинутого обвинения, а также против привлечения к ответственности и для смягчения наказания. Основным механизмом реализации права на защиту является неограниченное пользование помощью адвоката, а ограничение этого права приравнивается к необеспечению правосудия. Поэтому права лиц на защиту адвоката, на пользование его услугами без каких-либо ограничений, на беспрепятственное и личное свидание и консультации должны регулироваться Основным законом.

 

Рустамжон РАХМАНОВ,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в экономической сфере — одна из главных задач в деятельности экономических судов.

 

Ядром всей системы разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений, остается их урегулирование в государственном судебном органе. Однако в условиях рыночной экономики актуальным становится использование как государственных, так и негосударственных форм защиты прав. Это вызвано потребностями реформирования судебной системы и необходимостью более эффективного рассмотрения гражданско-правовых споров, а также обеспечения доступности правосудия.

 

16 мая нынешнего года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О международном коммерческом арбитраже», проект которого был разработан Верховным cудом в связи с принятием Закона «О международном коммерческом арбитраже». Документ содержит довольно подробное регулирование процессуальных вопросов, связанных со вспомогательной и контролирующей ролью экономических судов по отношению к международному коммерческому арбитражу, а также процедуры оспаривания арбитражных решений.

 

Документом внесены изменения и дополнения в Экономический процессуальный кодекс, а также в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

В частности, в законе в части, касающейся изменений и дополнений, вносимых в Экономический процессуальный кодекс, предусмотрены процессуальные основания отвода судьи, который при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в качестве арбитра арбитражного суда. Ранее подобного правила в экономическом процессуальном законодательстве не было.

 

Расширена компетенция экономических судов за счет дел, связанных с арбитражным разбирательством. Установлена исключительная подведомственность и подсудность экономическому суду дел, связанных с арбитражным разбирательством. Теперь экономические суды Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента могут рассматривать дела, связанные с арбитражным разбирательством.

 

Определены новые категории экономических дел, подлежащих арбитражному разбирательству. Наиболее существенные нововведения коснулись и свидетелей как лиц, содействующих осуществлению правосудия. Так, в качестве свидетелей не могут быть вызваны и допрошены в том числе и арбитры, эксперты, назначенные составом арбитража, сотрудники арбитражного учреждения, третейские судьи, знающие об обстоятельствах, которые стали им известны в ходе третейского или арбитражного разбирательства.

 

Определен срок рассмотрения заявления о принятии экономическим судом обеспечительных мер по иску, рассматриваемому в арбитражном суде, не позднее следующего дня после его поступления без извещения лиц, участвующих в деле. Установлены новые основания оставления искового заявления без рассмотрения, прекращения производства по делу и отказ в принятии искового заявления к производству.

 

Регламентирован порядок признания и приведения в исполнение арбитражного решения, а также основания для отказа в признании или приведении его в исполнение.

 

Введена новая глава. Она регламентирует производство по делам, связанным с оказанием содействия арбитражному разбирательству, а также производство по делам об обжаловании арбитражного решения.

 

Заслуживает внимания то, что Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» дополнен нормами, устанавливающими особенности взимания государственной пошлины с подаваемых в экономические суды заявлений об оспаривании арбитражного решения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения. Ставка государственной пошлины по таким заявлениям составляет двукратный размер БРВ.

 

Таким образом, немалое количество действительно важных правил применительно к международному коммерческому арбитражу разнесено теперь между Законом «О международном коммерческом арбитраже» и Экономическим процессуальным кодексом.

 

Для регулирования взаимоотношений между экономическими судами и международным коммерческим арбитражем важны два аспекта.

 

Во-первых, экономические суды реализуют свои контрольные функции в отношении арбитражного разбирательства путем оспаривания либо признания и приведения в исполнение их решений.

 

Во-вторых, законодательством предусмотрены действия экономических судов в поддержку арбитража, направленные на полноценную реализацию сторонами договоренностей, предусмотренных арбитражным соглашением.

 

Внесение в процессуальное законодательство указанных положений как методов реализации предоставленных экономическим судам полномочий позволяет говорить об общих задачах государства в регулировании международного коммерческого арбитража.

 

В целом внесенные законом изменения и дополнения, развивающие и детализирующие некоторые положения Закона «О международном коммерческом арбитраже», являются прогрессивным шагом в совершенствовании экономического процессуального законодательства. Они будут способствовать повышению авторитета и привлекательности международного коммерческого арбитража в Республике Узбекистан.

 

Во всем мире альтернативные процедуры разрешения споров бурно развиваются и составляют ощутимую и конструктивную конкуренцию государственным судам. Для того чтобы арбитражное разбирательство в нашей стране соответствовало общемировым стандартам, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере. Тогда, несомненно, оно займет достойное место в системе способов защиты прав граждан и юридических лиц в Узбекистане.

 

Нуриддин МУРОТОВ,
председатель Ташкентского межрайонного
экономического суда

ПРИОРИТЕТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

Если рассматривать достижение справедливости с точки зрения обеспечения неукоснительного исполнения законов, очевидным будет роль суда и правосудия в этом направлении.

 

В Конституции Узбекистана и разработанной на ее основе Стратегии развития ключевыми понятиями определены человек, обеспечение его прав, свобод и законных интересов. Эта идея положена в основу проводимых системных реформ – новой государственной политики нового Узбекистана. Ценность человека определяется уровнем обеспечения его прав, исполнением законов в этом направлении, правильного и справедливого их применения. Все это означает обеспечение правосудия.

 

Судьи ответственны за обеспечение справедливости, их духовность должна быть соответствующе развита. Для этого необходимо работать над собой. Приоритетом в жизни и деятельности должна быть честность.  Человек  должен быть с высокой духовностью, поэтому повышение духовности должно быть  приоритетной задачей в деятельности судов.

 

Следует отметить, что внедрение в деятельность судов цифровых технологий повысило эффективность работы.  Создана возможность для обращения в суды в электронной форме, наблюдения в онлайн-режиме за работой с обращениями, направления сведений сторонам в электронном виде. 

 

Происходящие сегодня реформы в судебно-правовой сфере выдвигают на первое место человека, а значит, обеспечение его прав и законных интересов – приоритетная задача.

 

Акбарали ТУРАБОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда, председатель судебной коллегии по уголовным делам

ГАРАНТИИ ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН. ЧТО НАДО ЗНАТЬ

В правоприменительной практике наблюдаются случаи дискриминации женщин, особенно беременных и имеющих малолетних детей. Хотя трудовое законодательство предусматривает и гарантирует множество льгот для них, большинство руководителей ущемляет их права.

 

Президент 20 июня на встрече с членами Конституционной комиссии отметил, что необходимо идею «Во имя человеческого достоинства» внести в Конституцию, так как это главная ценность нашей жизни. В Основном законе должен быть строго определен запрет на отказ в приеме на работу, увольнение и снижение заработной платы женщин по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

 

Также цель 69 Стратегии развития нового Узбекистана вбирает комплекс мер по поддержке женщин, обеспечению их активного участия в общественной жизни, всестороннему содействию в трудоустройстве, занятию предпринимательством, улучшению условий жизни, увеличению доходов.

 

В рамках исполнения цели 85, направленной на создание рабочих мест, увеличение доходов населения, сокращение бедности как минимум в два раза к концу 2026 года, планируется снизить уровень безработицы среди женщин в два раза, привлечь безработных женщин к предпринимательству и обеспечить их самозанятость.

 

В настоящее время предлагается внести изменения в статью 37 Основного закона, ею запрещается отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять с работы и снижать заработную плату в связи с беременностью или наличием детей.

 

В ходе всенародного обсуждения поступило множество обращений в поддержку этой нормы. Безусловно, акты, запрещающие подобную дискриминацию, содержатся в Трудовом кодексе, они касаются ограничений при приеме на работу, перевода на другую работу и расторжения трудового договора.

 

Данная норма закреплена в Конвенции об охране материнства Международной организации труда, к которой присоединился Узбекистан. Статьей 6 конвенции установлено, что приказ об увольнении женщины, находящейся в отпуске по беременности и родам, является незаконным.

 

Дополнение, предлагаемое в статью 37 Основного закона, будет способствовать достижению гендерного равенства в сфере труда, повышению активности женщин, легализации неформальных трудовых отношений, гарантированию конституционных прав современниц и повышению места Узбекистана в международных рейтингах.

 

Нозима ЗАХИДОВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам

НЕЗЫБЛЕМОЕ ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Одним из семи приоритетных направлений Стратегии развития является закрепление принципов справедливости и верховенства закона в качестве основополагающего и необходимого условия развития страны. В этом направлении значима надежная защита неприкосновенности имущественных прав и ограничение незаконного вмешательства государственных органов в имущественные отношения.

 

Данная цель более чем насущна для граждан и предпринимателей, так как из-за властных полномочий государственного органа зачастую нарушается незыблемое право собственности частного лица, которое в публичных правоотношениях находится в более уязвимом положении.

 

Право собственности занимает одно из важнейших мест в совокупности прав человека, представляя собой одну из основ его правового статуса. В то же время собственность как категория многоплановая и содержательная, имеет непреходящее значение и для государства в целом, составляя экономическую основу производства, обеспечивая базу осуществления гражданского оборота. Право собственности с юридической точки зрения рассматривается как естественное неотчуждаемое право личности (право собственности в субъективном смысле) и как совокупность норм права, закрепляющих содержание данного права (право собственности в объективном смысле).

 

Право собственности закреплено в статьях 36, 53 и 54 Конституции, а ее признание и гарантии обеспечения составляют одну из основ конституционного строя. Право на частную собственность является одним из основных прав человека в Узбекистане.

 

Конституция независимого Узбекистана впервые ввела в оборот такие важные для страны и его экономического развития институты и принципы, как «рыночные отношения», «равноправие всех форм собственности», «частная собственность», «свобода экономической деятельности», которые в неразрывном единстве формируют конституционные основы экономики государства.

 

Право собственности представляет собой право лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, от кого бы они ни исходили (ст. 164 Гражданского кодекса РУ). При этом частная собственность неприкосновенна и защищается государством. Об этом говориться в статье 53 Конституции. Также государство создает все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и ее приумножения (ст. 2 Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»).

 

Во взаимоотношениях собственника с государственными органами действует принцип приоритета прав собственника, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением права частной собственности, толкуются в пользу собственника. Кроме того, акт административного органа, не соответствующий законодательству и нарушающий право частной собственности, признается административным судом недействительным.

 

29 июня 2022 года принят Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», а также поправки в ряд законодательных актов «в связи с совершенствованием системы обеспечения равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защиты прав на землю и превращения их в рыночный актив». Новый закон установил процедуры изъятия для общественных нужд земельного участка или его части, принадлежащего физическим и юридическим лицам на праве собственности, постоянного или временного пользования, и предоставления компенсации правообладателям данного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Закреплен перечень обстоятельств, на основании которых производится изъятие, и введен запрет трактовать изъятие земельных участков для каких-либо иных целей как изъятие для общественных нужд.

 

В последние годы в Узбекистане принимаются меры, направленные на внедрение прозрачного, основанного на рыночных принципах и равного для всех порядка выделения земельных участков, обеспечение стабильности в имущественных и правовых отношениях в сфере землепользования, охраны земель, гарантирование имущественных прав землевладельцев, а также введение их в свободный оборот в качестве объекта гражданско-правовых отношений путем определения экономической стоимости земли.

 

В 2021 году был принят Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», который дает возможность гражданам и предпринимателям приватизировать принадлежащий им земельный участок либо выкупать новый сразу в собственность. В соответствии с нормами законодательства объекты права частной собственности могут изыматься исключительно с целью осуществления проектов, которые служат общественному благу, и лишь в случае, когда нет иного пути, в объеме, который необходим для цели изъятия. Собственник вправе требовать распространения изъятия и на оставшуюся часть, поскольку она не может быть использована в прежнем или другом допустимом виде. Также необходимо определить последствия прекращения права собственности, в частности, возмещение государством в полном объеме убытков, причиненных собственнику, в том числе рыночной стоимости имущества.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

Сегодня в нашей стране осуществляются масштабные меры по обеспечению надежной защиты прав и свобод, уважении чести и достоинства личности. Их результаты можно увидеть в достигнутых за последние годы высоких рубежах, повышении благосостояния народа, росте авторитета страны на мировой арене.

 

В Основном законе нашей страны, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и другими общепризнанными международными документами, гарантированы все права и свободы человека, необходимые для реализации его способностей, — право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли, слова и убеждений, свободу совести, а также право на собственность, труд и свободный выбор работы, на образование и квалифицированное медицинское обслуживание.

 

С этой целью за истекший период в нашей стране приняты широкомасштабные меры, направленные на поэтапное укрепление судебной власти, обеспечение ее самостоятельности, превращение в независимый государственный институт по надежной защите прав и свобод человека. В основе всех осуществляемых в стране реформ лежат общечеловеческие принципы, закрепленные в Конституции, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

 

Особенно большое значение имеет принятый Указ главы государства «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты прав и свобод личности в судебно-следственной деятельности». В соответствии с документом улучшена деятельность по расследованию уголовных дел с учетом международных стандартов и передового зарубежного опыта, обеспечен принцип верховенства закона и неотвратимости ответственности, а также будет способствовать последовательной реализации задач.

Согласно указу, основными направлениями дальнейшего совершенствования судебно-следственной деятельности является:

 

 – обеспечение безусловного соблюдения прав и свобод личности, повышение качества процессуальных действий, пересмотр системы сбора, закрепления и оценки доказательств в уголовном процессе с учетом стандартов доказывания, широко применяемых в передовой зарубежной практике;

 

 – поднятие на новый уровень деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений, обеспечение неотвратимости ответственности за каждое совершенное преступление и полного возмещения ущерба, причиненного личности, обществу и государству;
 

– внедрение эффективных механизмов предупреждения совершения деяний, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также усиление ответственности за такие деяния;

 

 – широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс расследования уголовных дел, дальнейшее укрепление материально-технической базы и повышение кадрового потенциала органов дознания и предварительного следствия;

 – повышение эффективности системы предупреждения преступности, а также внедрение механизмов своевременного выявления и устранения причин и условий, способствующих преступлениям, повышения правовой культуры и формирования у граждан духа законопослушания.

Можно уверенно сказать, что вопрос обеспечения прав и интересов человека определяет суть всех осуществляемых в нашей стране реформ и преобразований. Практическое проявление гуманной политики государства видно на примере обновлений не только в судебно-правовой системе, но и в других отраслях. Реформы и демократические преобразования, реализуемые в государственном строительстве, в общественно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах, рост благосостояния и качества жизни населения служат обеспечению прав и интересов человека на высоком уровне.

 

Дилшод КАМИЛОВ,
председатель Учтепинского районного суда по уголовным делам

ПОЧЕМУ ННО НАДО РЕГИСТРИРОВАТЬ: СЛУЧАЙ ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ТАШКЕНТЕ

«Незнание закона не освобождает от ответственности». Смысл высказывания состоит в том, что за каждое правонарушение лицо должно нести ответственность вне зависимости от того, знает оно этот закон или нет. 

 

И очевидно, что, зная о законе и возможных санкциях за его нарушение, человек будет стараться соблюдать его. Чем грозит нарушение закона, расскажем далее.  

 

Идея создать ННО

70-летний Владимир Онищенко никогда не имел проблем с законом. Он даже представить себе не мог, что под старость лет окажется на суде в качестве обвиняемого. Мужчина любил заниматься общественной деятельностью, в молодости нередко организовывал различные культурные мероприятия.  

И вот в достаточно солидном возрасте в голову ему пришла идея создать ННО, занимающееся культурной координацией российских соотечественников в нашей стране. Тем более, что Узбекистан всегда славился дружбой проживающих здесь наций и народностей.

 

Обошел стороной регистрацию

Владимир решил объединить в одну организацию русский, крымско-татарский, башкирский и татарский культурные центры. Но почему-то не посчитал нужным зарегистрировать свое детище в органах юстиции. А может быть, не знал, что это следует делать. Он подумал, что если каждый культурный центр в отдельности имеет регистрацию, то ему она не обязательна. Так, в течение двух лет Владимир Онищенко был председателем Совета. Под его руководством с участием вышеперечисленных культурных центров проводились различные тематические мероприятия – хашары, гулянья и прочее.

 

Однако в соответствии с Законом «О негосударственных некоммерческих организациях» и Положением о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Кабинета Министров «О мерах по реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от 12 декабря 2013 года № ПП-2085 «О дополнительных мерах по оказанию содействия развитию институтов гражданского общества» от 10 марта 2014 года, такая организация является юридическим лицом, а значит, обязана: соблюдать законодательство; обеспечивать доступность к информации об использовании своего имущества и денежных средств; предоставлять доступ органу, регистрирующему негосударственную некоммерческую организацию, на проводимые ею мероприятия; представлять регистрирующим налоговым и статистическим органам годовые отчеты о своей деятельности.

 

Штраф в пользу государства

В ходе открытого судебного заседания Владимир не признался в совершении правонарушения и в виду своего возраста просил его строго не наказывать.

 

Суд при назначении наказания подсудимому, учитывая характер совершенного правонарушения, его личность, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, счел необходимым назначить ему наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 239 (нарушение порядка осуществления деятельности негосударственными некоммерческими организациями) Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.  

 

Таким образом, суд признал Владимира Онищенко виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 239 КоАО РУз и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 30 БРВ. Штраф будет взыскан в пользу государства.  

Имена и фамилии изменены.

 

Тимур КАСЫМОВ,  

судья Яккасарайского районного суда

по уголовным делам,

Эвелина Синотова, журналист

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ИНСТИТУТА АДВОКАТУРЫ

Институт адвокатуры – один из важнейших факторов обеспечения законных прав и свобод граждан. Это напрямую связано с созданием условий для получения квалифицированных юридических услуг не только в процессе досудебного следствия, дознания и суда, но и при других обстоятельствах. Реформы последних лет в этом направлении приносят свои результаты.

 

Нужно признать, что, несмотря на внедрение современных информационных технологий и цифровизации всех сфер, проведение комплексных реформ по дальнейшему повышению качества услуг и эффективности их деятельности, предстоит еще многое сделать.

 

В частности, сведения по адвокатскому запросу до сих пор отправляются в бумажной форме. Сложность административных процедур при подаче заявки на сдачу квалификационного экзамена адвоката, получении лицензии и адвокатского ордера создает определенные неудобства и волокиту при оказании услуг физическим и юридическим лицам, государственным органам.

 

Отсутствие электронного обмена информацией между адвокатурой, судебными и правоохранительными органами, а также другими государственными органами для обеспечения оперативного доступа к информации, необходимой для осуществления адвокатской деятельности, также вызывало ряд проблем.

 

Постановление Президента «О мерах по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры» предусматривает создание правовой базы для обеспечения независимости института адвокатуры от государственных органов и иных структур путем внедрения современных информационных технологий, устранения бюрократии и бумажной волокиты.

 

В соответствии с документом определено расширение возможностей оказания адвокатами услуг физическим и юридическим лицам в режиме онлайн. Информационная система «Лицензия» существенно ускорит сдачу претендентом квалификационного экзамена и получение адвокатской лицензии, делая процесс прозрачным. Также в связи с внедрением информационной системы «Юридическая помощь» привлечение адвоката к работе за счет государства будет производиться путем случайного электронного отбора с исключением человеческого фактора. С введением данной процедуры будет прекращена деятельность адвокатов, работающих на условиях «сотрудничества» с правоохранительными органами.

 

Реализация задач, определенных в этом документе, послужит совершенствованию деятельности адвокатуры в соответствии с современными требованиями, повысит доверие к ней.

 

Фарход АБДУШУКУРОВ,
судья Бектемирского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому