Искать:

РАЗВОДОВ СТАЛО БОЛЬШЕ

В ходе брифинга, посвященного проделанной работе за 9 месяцев судами столицы, были обсуждены важные показатели.

 

В частности, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Б. Саидмуратов рассказал о деятельности за отчетный период судов по гражданским делам.

Всего в судах по гражданским делам города Ташкента за отчетный период было рассмотрено 65 842 гражданских дела, что на 28 837 больше, чем за аналогичный период прошлого года. При подаче исковых заявлений в пользу государства по рассмотренным делам уплачена государственная пошлина в размере 31,4 миллиарда сумов. По итогам рассмотрения дел на основании судебных документов установлено взыскание государственной пошлины в пользу государства в размере 84,3 миллиарда сумов.

 

Из 65 842 рассмотренных дел вынесены решения по 46 729 делам, из них удовлетворены исковые требования по 42 237 делам, отказано в удовлетворении 42 292 исковых требований, прекращено производство по 593 делам, оставлено без рассмотрения 7 610 исковых заявлений.

 

За 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество дел, рассмотренных судами, увеличилось в основном за счет споров, связанных с кредитами, земельными участками, сносом незаконных сооружений, расторжению брака и по договору купли-продажи. Между тем, количество дел о разводе, рассмотренных судами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 5 874 до 6 121. Из них количество удовлетворенных заявлений составило 46,2%.

 

Кроме того, из общего числа рассмотренных дел за этот период 2 056 были рассмотрены на выездных судебных заседаниях.

 

Также за 9 месяцев текущего года в судебном порядке было рассмотрено 28 850 исков из которых 14 623 касались взыскания обязательных взносов и платежей с членов ТСЖ, 5 081 — о взыскании на основании документов, подтверждающих задолженность по оплате коммунальных услуг, 4 035 — взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, 2 638 — взыскание задолженности по налогам и другим обязательным платежам, 1 268 — взыскание заработной платы.

Судебная коллегия по гражданским делам города Ташкента за 9 месяцев 2022 года на основании жалоб и протестов рассмотрела 2 325 гражданских дел. Анализ показывает, что поступившие апелляции и протесты составили 3,5% от общего числа рассмотренных межрайонными судами.

Кроме того, за 9 месяцев 2022 года в судебную коллегию по гражданским делам Ташкентского городского суда и межрайонные суды по гражданским делам поступило в общей сложности 8 660 обращений, из них 92,7% решены положительно.

ЗА ЦИФРАМИ БОЛЬШАЯ РАБОТА

В Ташкентском городском суде состоялся брифинг, посвященный проделанной работе за 9 месяцев текущего года уголовными и административными судами, а также судами по гражданским и экономическим делам. В мероприятии приняли участие Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, Председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, заместитель председателя Ташкентского городского суда – председатель судебной коллегии по уголовным делам А. Турабов, заместитель председателя Ташкентского городского суда – председатель судебной коллегии по экономическим делам М. Саидов, а также судьи вышеперечисленных судов.

 

В ходе мероприятия говорилось о том, что обеспечение прав и интересов человека является приоритетной задачей государства. В этом направлении важная роль отводится судам.

 

В частности, заместитель Председателя Ташкентского городского суда – председатель судебной коллегии по уголовным делам А. Турабов остановился на работе судов по уголовным делам за девять месяцев текущего года.

За этот период было рассмотрено 7 395 уголовных дел в отношении 9 191 лиц. По сравнению с предыдущим годом количество рассмотренных дел увеличилось на 52,4%, а число привлеченных к ответственности лиц – на 49,2%. В отношении 131 лица были вынесены оправдательные приговоры, в 1 740 случаях были сняты обвинения по статьям, необоснованно выдвинутым следственным органом. Наказания, назначенные 158 лицам, были заменены более мягкими, 1 670 человек были освобождены условно досрочно.

 

Из уголовных дел 3 655 составили преступления небольшой социальной опасности, 1 829 – менее тяжкие, 3 299 – тяжкие и 408 – особо тяжкие. 1 851 человек, в качестве меры наказания, получили исправительные работы, 1 365 – ограничение свободы, 2 805 – лишение свободы, 85 – принудительные общественные работы, 2 – лишение определенных прав. Из них 10,6% составили женщины, 2,7% несовершеннолетние, 2,4% мужчины старше 60 лет, 1,03%  – иностранные граждане и 0,1%  – предприниматели.

 

Повторные преступления совершили 1 704 ранее судимые.

 

Исходя из задач, поставленных главой государства, за истекший период на выездных судебных заседаниях было рассмотрено 2 704 уголовных дела, вынесено 6 029  частных судебных решений.

Руководствуясь идеей «Моя махалля – мой судья» судьи за этот период провели встречи в 579 махаллях столицы, где рассказали населению о профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, системном решении существующих проблем.

 

На основании «женской тетради», включенной в план работы Ташкентского городского суда, ко всем махаллям города Ташкента прикреплены судьи, которые ведут постоянную работу. В частности, 4 400 соотечественниц, нуждающихся в юридической помощи, приняты судьями. Всем им предоставлена юридическая помощь.

 

За 9 месяцев 2022 года Ташкентским городским судом совместно с  районными судами по уголовным делам было рассмотрено 75 186 административных дел в отношении 85 619 лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество рассмотренных дел увеличилось на 40,8%. По 57 217 рассмотренным делам вынесены решения в отношении 65 200 лиц, по 20 419 делам в отношении 17 969 лиц судопроизводство было прекращено. Из лиц, привлеченных к административной ответственности 67,2% были приговорены к штрафу, 0,4% – к лишению специальных прав.

 

За 9 месяцев 2022 года в Ташкентский городской суд, а также районные суды по уголовным делам поступило в общей сложности 5 177 обращений. Из них 643 обращений удовлетворены, по 525 – даны правовые разъяснения, 15 – отклонены.

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ БЕДНОСТИ

Право на труд является определяющим для Узбекистана со стабильно высоким приростом трудоспособного населения. Поэтому значимо внесение в Основной закон нормы, предусматривающей усиление обязанности государства по защите граждан от безработицы на уровне Конституции.

 

В частности, предлагается отразить в статье 371 Конституции норму о том, что государство принимает меры по защите граждан от безработицы и сокращению бедности. Оно организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан для обеспечения их занятости.

 

Естественно, возникает вопрос: уместно ли прописать эту норму в Конституции? Ведь для этого оснований достаточно.

 

Во-первых, глава государства заложил систему прямого общения с народом. Внедрен комплексный механизм работы с проблемами, чаяниями каждого человека и их практическим решением.

 

Во-вторых, усовершенствована национальная правовая база, должная повышать человеческое достоинство, опирающаяся на общепризнанные международные документы, соответствующая нашим традициям и менталитету. В результате проводимой в стране политики открытости не утаивается борьба с бедностью.

 

В-третьих, внедрена новая система работы с проблемами социально уязвимых граждан. Масштабные реформы во всех сферах жизни меняют сознание и мировоззрение людей. На нынешнем этапе развития данный факт требует кардинально иного подхода и изменения правовой базы. Узбекистан стал членом Международной организации труда и ратифицировал ее 18 конвенций, в том числе восемь основных, а также Конвенции о борьбе с детским и принудительным трудом.

 

В стране принят Национальный план действий по ее реализации. При непосредственном участии экспертов МОТ проведен мониторинг использования детского и принудительного труда в сельском хозяйстве.

 

Статья 37 действующей Конституции гласит, что каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Современные тенденции развития общества предъявляют новые требования к отношениям, складывающимся в этой сфере.

 

Многие из нас помнят, как до недавнего времени учителя, врачи, студенты привлекались к «добровольно-принудительным» работам на хлопковых полях. В результате понизилось качество образования и медицины. Принятые постановления Президента по модернизации и диверсификации сельского хозяйства, практической реализации принципов рыночной экономики в сфере, переходу на кластерную систему производства хлопка вызвали реальные изменения не только в сельском хозяйстве, но и в жизни медиков и учителей.

 

Наступили другие времена, когда изменились организационно-правовые механизмы обеспечения занятости населения, охраны труда, защиты прав и интересов работников, создания для них достойных условий. Исходя из требований времени и проводимых реформ определены основные направления совершенствования трудового законодательства страны.

 

В связи с этим приняты и реализуются законы и правовые акты, содержащие такие нормы, как занятость, индивидуальные трудовые отношения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, особенности регулирования труда отдельных категорий персонала, защита трудовых прав, рассмотрение споров. Отражение в Конституции новой нормы о том, что государство принимает меры по защите граждан от безработицы и сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку для обеспечения занятости граждан, станет логическим продолжением преобразований. А еще важным шагом на пути к поставленной цели — созданию комфортных условий для достойной жизни народа, повышению экономического и социального потенциала страны, построению процветающего общества.

 

Садокат САФОЕВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Согласно Семейному кодексу Республики Узбекистан, мужчина и женщина пользуются равными правами в семье, и у них равные обязанности, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии и места жительства. Несмотря на определенные достижения женщин, достичь равенства прав наравне с мужчинами, все еще является проблемой.

 

В  законах принятых после обретения независимости права прекрасной половины стали рассматриваться как особая неотъемлемая часть прав человека. Проблема обеспечения прав и свобод женщин на основе требования закона зависит от различных факторов, в том числе социально-экономического развития общества, общей культуры, уровня сформированности гражданского общества.

 

Следует отметить, что для решения гендерной проблемы требуются совместные усилия государства и общества. То есть гендерное равенство может быть осуществлено через политику защиты государства, а также через инициативу женщин. Это позволит в будущем еще больше расширить ряды активных женщин, которые политически активны, обладают юридическими знаниями и строят гражданское общество.

 

Данное утверждение является доказательством проводимых в Узбекистане реформ, направленных на повышение активности женщин в государственном управлении по поддержке и развитию государственной политики в отношении женщин.

 

Разрабатываются меры по оказанию всесторонней поддержки и социальной помощи женщинам. Узбекистан присоединился ко всем основным международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений.  Приняты гендерно ориентированные законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Семейного кодекса», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан» –  о снятии ограничений, связанных с выбором женщинами ранее запрещенных форм трудовой деятельности и других гендерно ассиметричных положений трудового законодательства.

 

Принято также свыше 20 указов и постановлений Президента, постановлений правительства. Внесен ряд изменений и дополнений, предусматривающих усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями. Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, направленная на устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства, выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения.

 

В целом в мире наблюдается тенденция динамичного роста женщин-политиков как в законодательных и исполнительных органах власти, так и среди представителей судебной власти. Тенденции, наблюдаемые в Узбекистане, тоже идут в русле общемировых процессов.

 

Мансур ИМОМОВ,
председатель Учтепинского межрайонного суда
по гражданским делам

СПОРЫ В СЕМЬЕ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕДИАЦИИ

Так сложилось, что семья является фундаментом и ценностью как для общества в целом, так и каждого человека. Именно в семье закладывается основа развития личности и определяется жизненная установка будущего поколения. Создание и поддержка гармоничных взаимоотношений, основанных на доверии и уважении, – залог семейного счастья. Построение гармоничных отношений между членами семьи предусматривает отказ от каких-то привычек, поиск компромиссов, на что способны не все, к сожалению.

 

Семейная жизнь имеет принципиальное значение для человека, и от того, как она складывается, какую роль в ней играют конфликты и как они разрешаются, зависит благополучие семейных отношений. Конфликты в семье особым образом отражаются на социальном и психическом здоровье всех ее членов.

 

Члены семьи, как никто другой нуждаются в завершении конфликта, а под завершением понимается любое прекращение конфликта. Оно может быть результатом не только взаимного примирения сторон и достижения согласия между ними.

 

В Узбекистане институт махалли с давних времен является социальной структурой, содействующей обеспечению сплоченности семьи, воспитанию здорового и гармонично развитого поколения.

 

В разрешении семейных споров Семейный кодекс Республики Узбекистан, конечно же, является основным законом страны в области семейных отношений. Именно этот нормативно-правовой акт, принятый в 1998 году, регулирует основополагающие вопросы и принципы, касающиеся семьи и правовых взаимоотношений в семье.

 

Стоит особо отметить, что разбирательства в суде, рассматриваются не только при расторжении брака, но и в других случаях, когда в круг возможных участников семейного спора включены близкие родственники, имеющие определенные права и обязанности. При этом ситуация усложняется, когда речь идет о разделе совместно нажитого имущества, при обсуждении вопросов о том, с кем будут жить дети и общения с ними, при установлении порядка и суммы выплаты алиментов. Супруги в результате эмоциональных переживаний не в состоянии объективно оценить ситуацию и принять приемлемое решение, а в результате чаще всего страдают дети.

 

До недавнего времени средством разрешения конфликтов являлись судебные разбирательства. Однако с годами в мире все большее предпочтение отдается альтернативным способам.

 

С точки зрения теории медиация — это процесс, при котором нейтральная третья сторона помогает двум или более сторонам в споре общаться друг с другом, чтобы заставить их добровольно достичь соглашения. С другой стороны, семейная медиация влечет за собой содействие членам семьи, которые не согласны общаться между собой.

 

Необходимо отметить, что ключевыми преимуществами семейной медиации являются гибкость, добровольность, быстрота и экономичность при разрешении споров. Кроме того, медиация является конфиденциальной и стала эффективным альтернативным средством разрешения конфликтов.

 

Как известно, многие развитые страны прибегли к этому способу разрешения любого вида конфликта в семье. Фактически это помогло сократить количество нерассмотренных семейных споров.

 

Семейная медиация наиболее широко используется для поиска подходящего жизненного уклада общих детей. Есть широко распространенное заблуждение, что семейная медиация примиряет или воссоединяет расставшихся супругов или спутников жизни. На самом деле это не так. Если супруги, у которых есть общие дети, расходятся, то их отношения часто в качестве пары заканчиваются. При этом сохраняются родительские отношения, поскольку необходимо совместно воспитывать детей. Здесь также следует учесть тот факт, что развод никогда не является выбором детей, зачастую приспосабливаться к новой обстановке их вынуждают родители. В основе семейной медиации лежат поиск работающих механизмов сотрудничества в рамках родительских отношений, стремление уберечь детей от конфликтов родителей.

 

В Узбекистане наблюдается небольшой рост популярности медиации, в том числе семейной, несмотря на то, что Закон «О медиации» вступил в силу 1 января 2019 года, к тому же 17 июня 2020 года Президентом Республики Узбекистан было подписано постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров», которое внесло ряд положительных корректировок в деятельность медиаторов. Однако спрос на медиацию все-таки остается низким.

 

Медиация до сих пор является гибким способом разрешения споров, ориентированным на интересы сторон и удовлетворение их психологических потребностей, процессом обсуждения специфических вопросов семьи. Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что медиация может разрешить семейный спор с учетом интересов детей, а в некоторых случаях даже помочь супругам разобраться в сложившихся конфликтных ситуациях.

 

Эльвира ХАМРАЕВА,

заместитель председателя Яккасарайского 

межрайонного суда по гражданским делам

КАК НАКАЗАТЬ БЫВШЕГО МУЖА ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ?

«Мы с мужем в разводе, но пока проживем в одной комнате. Он меня оскорбляет, говорит слова, порочащие мою честь и достоинство. По этому поводу написала заявление в соответствующие органы. Он был привлечен к административной ответственности, назначили штраф. Несмотря на это, бывший супруг продолжает оскорблять меня. Что еще можно предпринять?»

М. Есина, г. Ташкент.

Отвечает председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам Муроджон МИРЗАЖОНОВ:

 

— За умышленное унижение чести и достоинства личности законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. Умышленное унижение чести и достоинства личности выражается в различных деяниях, совершаемых по отношению к потерпевшему, например, в ругательствах с применением ненормативной лексики, написании различных оскорбительных слов и выражений, плевании в лицо, совершении аморальных действий и др.

 

Согласно статье 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности лицо, совершившее оскорбление, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 БРВ. Если такие действия совершаются повторно в течение одного года после применения административного наказания, то в отношении правонарушителя устанавливается уголовная ответственность по части 1 статьи 140 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, и виновный наказывается штрафом в размере до 200 БРВ или обязательными общественными работами на срок до 240 часов либо исправительными работами на срок до одного года.

 

Кроме того, согласно части 2 статьи 140 Уголовного кодекса Республики Узбекистан действия, посягающие на жизнь человека путем публикации или иным способом, в том числе путем размещения в средствах массовой информации, телекоммуникационных сетях или всемирной информационной сети Интернет, наказываются штрафом от 200 до 400 БРВ или обязательными общественными работами от 240 до 300 часов либо исправительными работами от одного года до двух лет.

БОРОТЬСЯ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ ПОМОГУТ ННО

Согласно аналитическим выводам экспертов международных организаций, число жертв торговли людьми исчисляется несколькими миллионами.

 

Неудивительно, что женщины и дети составляют основную часть жертв преступлений, связанных с торговлей людьми.

 

В нашей стране проводятся реформы, направленные на предотвращение и борьбу с этим преступлением. Узбекистан присоединился к Конвенции «О борьбе с торговлей людьми», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году. В 2008 году был принят закон «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в данной сфере. 

 

Закон прокомментировал концепции, связанные с торговлей людьми; основные принципы борьбы с этим современным злом, направления государственной политики, взаимодействие органов, организаций, осуществляющих борьбу с торговлей людьми, защиту и оказание помощи жертвам, вопросы международного сотрудничества. Своевременное принятие закона имело огромное историческое значение для защиты прав человека в нашей стране.

 

Следует отметить, что нерегулируемость конкретных правил по вопросам защиты, помощи жертвам торговли людьми, а также специфика борьбы с торговлей несовершеннолетними, включая неопределенность правового статуса идентификации, помощи и защиты, привели к необходимости принятия закона в новой редакции. 17 августа 2020 года был принят закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции. В закон были внесены новые нормы.

 

В нем освещены порядок обеспечения социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми и порядок обеспечения конфиденциальности информации о жертвах, меры безопасности, предоставляемые им, а также другие гарантии. Были определены полномочия и обязанности ННО.

 

В числе организаций, оказывающих содействие государственным органам, осуществляющим деятельность в данном направлении, законом определены негосударственные некоммерческие организации. Четко определены их полномочия и задачи. В соответствии с законом в новой редакции ННО имеют право не только оказывать содействие, но и оказывать необходимую помощь государственным органам в борьбе с торговлей людьми, могут участвовать в разработке и реализации программ в сфере борьбы с торговлей людьми. 

 

Это является результатом мер, направленных на повышение роли гражданских институтов в обеспечении прав и свобод человека. Борьба с торговлей людьми — задача не только государственных и негосударственных организаций. 

 

Музаффар АХМЕДОВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ ОТ ЗАРПЛАТЫ?

— В 2009 году у моего сына обнаружили психическое расстройство. До этого он был здоровым. В 2007 году его женили. У них родились один за другим двое детей. Жили в согласии до 2017 года. В августе 2020 года состоялся развод. Невестка подала в суд на алименты. Суд постановил удерживать алименты в размере 18 процентов. Однако исполнители удерживают 50 процентов. Правильно ли это?

Отвечает судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Нозима Захидова:

 

— Согласно статье 96 Семейного кодекса, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. С родителей, не выполняющих обязанности содержать несовершеннолетних детей добровольно, производится взыскание алиментов по решению суда или судебному приказу.

 

В соответствии со статьей 99 настоящего кодекса, если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

 

В данном случае, если суд постановил удерживать 18 процентов, а сотрудники бюро принудительного исполнения удерживают 50 процентов, то действия последних незаконны, ибо они нет имеют права взыскивать алименты больше той суммы, что указана в решении суда. Однако, размер удерживаемых алиментов за каждого ребенка не может быть ниже 26,5 процентов от минимального размера заработной платы, установленной законодательными актами.

ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Торговля людьми стала глобальным злом и затрагивает все государства нашей планеты. Являясь комплексной проблемой, она переплетена с важными аспектами обеспечения прав человека, его здоровья, благополучия матери и ребенка, образования, безопасной миграции, эксплуатации труда.

 

Ввиду транснационального характера данного преступления, наряду с совершенствованием национальной системы противодействия торговле людьми, укреплением законодательной и организационно-правовой базы, главным требованием времени является развитие регионального и международного сотрудничества, а также активное вовлечение институтов гражданского общества.

 

Узбекистан, так же и другие государства ведут борьбу против этого зла современности. 17 августа 2020 года глава государства подписал Закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.  В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях. Предполагаемая жертва имеет право на временный кров, медицинскую, психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также на услуги бесплатного переводчика. Предполагаемой жертве дается не менее 30 суток для физического и психологического восстановления и принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением.

 

Следует также отметить и признание международных экспертов касательно результатов, проделанных Узбекистаном в этом направлении. В частности, успешно осуществляет свою деятельность Национальная и территориальные комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду, институт Национального докладчика. В национальном законодательстве была усилена ответственность за преступления, связанных с торговлей людьми, а также укреплено сотрудничество с международными организациями.

 

В отчетах Госдепартамента США за последние годы о торговле людьми в мире благодаря высоким результатам, достигнутым в деятельности по противодействию торговле людьми и принудительному труду, Узбекистан был исключен из списка государств, находящихся под особым наблюдением и включена в список стран, осуществляющих значительную широкомасштабную работу по полному выполнению международных стандартов.

 

В годовом отчете Министерства труда США «О наихудших проявлениях детского труда», опубликованном 28 сентября этого года, Узбекистан впервые с 2011 года переведен в высшую категорию «стран, которые осуществили значительные изменения». Примечательно, что среди 131 государства Узбекистан вошел в число 9 государств с самым высоким показателем.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТОВ — ЗАЛОГ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В судебном процессе для вынесения справедливого и верного решения важную роль играет независимая полноценная профессиональная деятельность адвоката. Его самостоятельность и независимость, а также равные возможности при прениях на судебном процессе дают надежную гарантию обеспечения законных интересов любого лица, вовлеченного в сферу судопроизводства.

 

Глава нашего государства отмечал, что никакой орган или учреждение не должны препятствовать профессиональной деятельности адвокатов. В 19-й цели Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы также определено кардинальное повышение потенциала института адвокатуры в защите прав, свобод и законных интересов человека, удовлетворение потребности населения и субъектов предпринимательства в квалифицированных правовых услугах.

 

Предлагается перевод института адвокатуры на полноценную систему самоуправления, усиление подотчетности органов управления Палаты адвокатов перед адвокатским сообществом и расширение масштаба оказания бесплатной юридической помощи.

 

В статье 7 Закона «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» также определена норма о недопущении вмешательства в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей по защите прав и законных интересов граждан. Примечательно, что данную норму закона широкая общественность предлагает внести в Конституцию.

 

Предлагается также внести изменения в статью 116 Основного закона, где определено: «Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии следствия и судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом».

 

В течение последних лет в результате совершенствования механизмов защиты лиц в судебном разбирательстве значительные положительные изменения произошли и в системе адвокатуры. Так, для обеспечения независимости адвокатов был упрощен процесс лицензирования их деятельности. Установлено, что лицензия может быть приостановлена или отменена только по решению суда. Следует отметить, что благодаря поддержке государства и повышению роли института адвокатуры число адвокатов в нашей стране значительно увеличилось.

 

Укрепление конституционных основ независимости адвокатуры как отдельного правового института гражданского общества служит залогом правового государства.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

Перейти к содержимому