Искать:

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, нарушение прав человека, является преступлением как против личности, так и против государства.

 

Данный вид преступления является одной из форм насилия в отношении ее наиболее частых жертв: женщин и детей. Также торговля людьми является одной из форм противоправного вмешательства в сферу международного семейного права, поскольку отдельные ее виды связаны с искажением или недобросовестным использованием законных семейных порядков.

 

Движущими силами этого зла современности являются гендерное неравенство, отсутствие равных возможностей, вопиющее экономическое неравенство как внутри государств, так и между ними, коррупция и уязвимость. Одним из факторов, способствующих процветанию торговли людьми, является наличие спроса на платные интимные услуги и дешевую рабочую силу для строительства, обрабатывающего производства, промышленности и домашнего хозяйства.

 

Торговля людьми является проблемой глобального масштаба, которая не признает национальных границ. Нередко она является транснациональным преступлением, аналогичном по своему характеру международной торговле наркотиками и незаконному обороту оружия. Поэтому для борьбы с торговлей людьми требуются транснациональные методики расследования, использующие международное сотрудничество в формах обмена информацией и оказания взаимной помощи.

 

30 июля 2010 года своей резолюцией Генеральная Ассамблея одобрила Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми, в котором обратилась ко всем соответствующим органам ООН с решительным и настоятельным призывом координировать усилия для эффективной борьбы с торговлей людьми и для защиты прав жертв такой торговли.

 

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере.

 

Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

 

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились.

 

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств.

 

Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

 

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Резюмируя, выше сказанное, можно сказать, что сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения. Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми — преступление против личности человека, за которое полагается справедливое наказание.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ВНЕСУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

Медиация является одной из альтернативных форм внесудебного разрешения споров при содействии беспристрастной, незаинтересованной третьей стороны – медиатора, который помогает достичь соглашения между спорящими сторонами. Цель применения медиации – достижение взаимовыгодного для сторон результата посредством сотрудничества и переговоров. Медиатор помогает сторонам понять точки зрения друг друга и делать взаимные уступки.

 

1 января 2019 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «О медиации», принятый 3 июля 2018 года. Этим документом был сделан шаг в сторону реформирования вопросов досудебного регулирования споров.

 

Закон призван регулировать отношения, связанные с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальным трудовым спорам и спорам, возникающим из семейных правоотношений.

 

Закон допускает осуществление деятельности медиатора как на профессиональной, так и непрофессиональной основе и эта деятельность не является предпринимательской. При этом, деятельность медиатора на профессиональной основе может осуществляться платно либо безвозмездно, тогда как ведение этой деятельности на непрофессиональной основе производится безвозмездно.

 

В соответствии со статьей 12 Закона осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе может лицо, прошедшее специальный курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан, а также внесенное в реестр профессиональных медиаторов.

 

Согласно статьи 14 Закона «Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента ведется Реестр профессиональных медиаторов, который размещается на их официальных веб-сайтах, а также официальном веб-сайте Министерства юстиции Республики Узбекистан».

 

Законом установлено, что медиативное соглашение имеет обязательную силу для заключивших его сторон и исполняется ими добровольно в порядке и в сроки, предусмотренные в соглашении. При неисполнении медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

 

При этом, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О нотариате», нотариусы могут выступать в качестве медиаторов.

 

Согласно документу, медиатор несет ответственность перед сторонами за вред, причиненный вследствие проведения процедуры медиации, в порядке, установленном законодательством.

 

Гузал ЗИГАНШИНА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО УВЕЛИЧИТЬ СУММУ ИСКА?

— Мы подали иск в суд о взыскании долгов с Акционерного общества. Однако выяснилось, что сумма долга превышает сумму, представленную в иске. Имеем ли мы право увеличить сумму претензии в этом случае?

А. Арафеева, г. Ташкент.

Отвечает судья судейской коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда Бибиназ Кеунимжаева:

 

— Согласно части первой статьи 157 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан истец может воспользоваться правом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить сумму требований, до принятия решения об урегулировании в суде первой инстанции. Эта норма не применяется, если зарегистрированное право может быть использовано истцом, а также при обжаловании решения мирового соглашения, в судебных инстанциях или при отмене судебного документа по вновь возбужденному делу, когда дело повторно слушается в суде первой инстанции.

 

Изменение предмета иска указывает на изменение материальных и юридических требований истца к ответчику. Изменение основания иска указывает на изменение обстоятельств, при которых истец обосновывал свои требования к ответчику.

 

Под увеличением суммы исковых требований понимается увеличение суммы иска, заявленного истцом по этому иску, как указано в исковом заявлении. Увеличение суммы исковых требований не может быть связано с подачей истцом дополнительных требований, которые не упомянуты в иске. В частности, требование о применении имущественных санкций не следует рассматривать как увеличение суммы требований по иску о взыскании основного долга. Поскольку такое заявление считается новым, не являющимся предметом иска, оно не рассматривается, и суд выносит определение об отказе в принятии такого заявления.

 

О принятии ходатайства об изменении предмета или основания иска, представленного в ходе судебного заседания, об увеличении или уменьшении суммы требований иска, объявляется в судебном заседании. Заявление об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении суммы требований должно быть подано в суд в письменной форме.

ВОЗМОЖНО ЛИ СОХРАНИТЬ РАБОТУ ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ ЗА РУБЕЖ?

— Исходя из семейных обстоятельств, хочу поехать работать за границу. Но я не хочу увольняться с работы. Могу ли я сохранить свою работу, если я возьму сначала оплачиваемый отпуск, а потом возьму отпуск за свой счет? В отделе кадров говорят, что это невозможно. 

Б. Ахмадов, г. Ташкент.

Отвечает председатель Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Ахрор Сулайманов:

 

— Согласно Трудового кодекса, каждому работнику, в том числе работающему по совместительству, для отдыха и восстановления трудоспособности предоставляется годовой отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Работнику предоставляется основной годовой отпуск продолжительностью не менее 15 дней. 

 

Значит, работодатель обязан предоставить работнику годовой трудовой отпуск. По заявлению работника ему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем, но не может в общей сложности превышать трех месяцев в течение двенадцатимесячного периода.

 

Значит, вы имеете право получить годовой трудовой отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка, а также на основании собственного заявления и по согласованию с работодателем отпуск без сохранения заработной платы на срок не более трех месяцев.

ЗАСЛУЖИТЬ СНИСХОЖДЕНИЕ

— Мой знакомый оступился и совершил правонарушением. Сейчас идет разбирательство. Слышал, что если он будет помогать следствию, то получит снисхождение.  Как должно учитываться активное способствование раскрытию и расследованию преступления?

Отвечает судья по уголовным делам Ташкентского городского суда Анжелика Шамсутдинова:

 

— Производство по уголовному делу должно быть направлено не только на привлечение к ответственности виновных лиц и назначение им наказания, оно должно соответствовать принципам справедливости и гуманизма. В связи с этим лица, которые своим поведением непосредственно после совершения преступления и в период расследования уголовного дела доказывают раскаяние и отрицательное отношение к содеянному, активно способствуют раскрытию и расследованию преступления, заслуживают снисхождения.

 

В соответствии с пунктом «а» части 1 ст. 55 Уголовного кодекса Республики Узбекистан явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления является смягчающим обстоятельством и должно быть учтено при назначении наказания в соответствии с требованиями ст. 54 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

 

Кроме того согласно ст.571 Уголовного кодекса Республики Узбекистан при наличии обстоятельств, смягчающих наказание, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 55 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан (явка с повинной, чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления) и отсутствии обстоятельств, отягчающих наказание, предусмотренных частью 1 статьи 56 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, срок или размер наказания не может превышать двух третей максимального наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, за исключением лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. ст. 97 ч.2, 155 ч. 1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

 

Согласно части 1 ст. 71 Уголовного кодекса Республики Узбекистан лицо, впервые совершившее преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, может быть освобождено судом от наказания, если оно явилось с явкой с повинной, активно способствовало раскрытию преступления и загладило причиненный вред.

ОБМАН ИЛИ МОШЕННИЧЕСТВО?

Наиболее распространенными в современной преступности являются преступления против собственности. Большое разнообразие преступлений против собственности вызывает пристальное внимание. Общественная опасность хищений чужого имущества определяется тем, что в своей массе они вносят дезорганизацию в экономическую жизнь страны, создают возможности для паразитического обогащения одних за счет других.

 

Одним из распространенных преступлений против собственности является мошенничество. Способы мошенничества разнообразны и направлены на извлечение неконтролируемых доходов, незаконное завладение чужим имуществом.

 

Изучение проблем уголовно-правовой борьбы с мошенничеством является одной из актуальных задач теории и практики отечественного правоведения.

 

Объективная сторона мошенничества складывается из трех основных элементов:
– общественно – опасного действия (бездействия);
– последствий преступления (преступного результата);
– причинной связи между этим действием (бездействием) и наступившим результатом.

 

Общественно – опасное действие при мошенничестве заключается в хищении чужого имущества или приобретении прав на таковое путем обмана или злоупотребления доверием.

 

Обман и злоупотребление доверием представляют собой способы совершения мошенничества. Именно способом действия мошенничество отличается от других форм хищения.

 

В юридической литературе нередко говорится об обмане как средстве завладении имуществом при мошенничестве. Иногда обман и злоупотребление доверием рассматривается и как средство мошеннического получения имущества, и как способ совершения этого преступления.

 

Обман (злоупотребление доверием) — акт человеческого поведения. Завладевая имуществом, мошенник не только обманывает, но и берет, получает, удерживает имущество, совершая разнообразные действия, однако, при мошенничестве обман (злоупотребление доверием) составляет основу действий преступника.

 

Исходя из того, что обман составляет основу мошеннического действия и само представляет собой акт человеческого поведения, можно говорить о причинной связи между обманом и завладении имуществом как преступным результатом мошенничества.

 

Содержание мошеннического обмана составляют обстоятельства, в отношении которых мошенник вводит в заблуждение потерпевшего. Эти обстоятельства носят самый разнообразный характер. Обман может касаться предметов, лиц, действий, событий, их фактических или юридических свойств. Содержанием обмана являются обстоятельства как объективного, так и субъективного характера (например, намерения субъекта).

 

События, по поводу которых создается заблуждение, могут относиться к настоящему, прошедшему и будущему времени.

 

Практика показывает, что обман относительно будущих событий встречается довольно часто, особенно, если речь идет о действиях самого виновного (ложные обещания). Обманывая относительно своих действий в будущем, мошенник, тем самым, создает неверное представление о своих действительных намерениях, которые у него имеются в данный момент. Ложное обещание – наиболее типичный обман в обстоятельствах, относящихся к будущему.

 

В целом, мошенничество является серьезным преступлением, которое может причинить большой ущерб жертве. Поэтому необходимо быть осторожным и бдительным, чтобы избежать попадания в ловушку мошенников.

 

Наргиза Касимова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ПРАВОСУДИЕ, ОТВЕЧАЮЩЕЕ ПРИНЦИПАМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

В рамках конституционной реформы особое значение приобретает вопрос гарантий справедливости судебных решений. Государство — гарант обеспечения, реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Высшей ценностью провозглашены человек, его свобода, честь и достоинство, права и законные интересы.

 

Судебные органы являются основным органом государства, осуществляющим защиту прав и свобод личности. Правосудие может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективную защиту и восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц. Несправедливое судебное решение подрывает доверие народа к государству, формирует разочарование в возможности защиты прав законными способами, а также влечет за собой случаи самосуда или использования иных способов восстановления своих прав и наказания виновных. Вышеуказанное определяет важность обеспечения справедливости решений, принимаемых судами, и решения ряда вопросов в данной сфере.

 

В статье 55 новой редакции Конституции закреплено право каждого на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки для восстановления своих нарушенных прав и свобод. В действующей редакции Конституции данная норма отсутствует.

 

Положение о справедливости судебных решений отражено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других общепризнанных международных документах. В данных документах это право определено как «право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

 

Исходя из положений норм данных международных документов можно сделать вывод о том, что справедливость принятого решения непосредственно основывается на независимости и беспристрастности суда.

 

Принцип независимости судебной власти отражен в Конституции, Законе Республики Узбекистан «О судах», постановлениях Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан «О судебной власти», «О судебном приговоре» и других подзаконных актах. При этом принцип независимости не только дает судам права, но и требует от них справедливого судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

 

На данном этапе в нашей стране проводится масштабная работа по реформированию судебной системы. Была принята Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023—2026 годы, утвержденная указом Президента от 16 января 2023 года. В ее рамках предусмотрена реализация комплекса приоритетных задач. Следует признать, что имеются отдельные нарушения в данной сфере, для искоренения которых государством реализуется комплекс системных мер. Одним из важных направлений является противодействие коррупции в судах, которое предусматривает принятие соответствующих мер по превращению судебной системы в сферу без коррупции, а также создание эффективных механизмов предупреждения конфликта интересов в судах.

 

В национальном уголовно-процессуальном законодательстве закреплена возможность использования аудио- и видеозаписи, но только с разрешения председательствующего суда. По инициативе суда или по ходатайству участников экономического судопроизводства может проводиться аудио- или видеозапись судебного заседания. Фотосъемка, аудио- и видеозапись в гражданском судопроизводстве допускаются с согласия сторон и разрешения председательствующего на судебном заседании.

 

Аудио- и видеозапись дисциплинирует всех участников судопроизводства, является профилактическим средством проявления неуважения к суду, позволяет вести электронное протоколирование судебного заседания, может быть представлена при пересмотре дела в последующих инстанциях, а также в целом способствовать осуществлению независимого и беспристрастного судебного разбирательства.

 

Конституционное закрепление гарантий восстановления нарушенных прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки будет способствовать росту доверия общества к судебной системе, а также к авторитету судебной системы, выполнению судами своей роли по поддержанию конституционализма и правопорядка, укреплению принципов справедливости и гуманизма в ходе судебного разбирательства, защите прав человека в целом, поскольку осуществление всех иных прав целиком зависит от надлежащего отправления правосудия.

 

Бобомурод КАРИМОВ,
судья Учтепинского районного суда
по уголовным делам

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ПОЛУЧИЛИ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

В махалле «Рохат» Бектемирского района прошел выездной прием граждан, организованный Ташкентскими городским и административным судами.

В мероприятии приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов и его заместители, председатель Ташкентского административного суда У. Алмамедов, предеседатели и судьи районных и межрайонных судов.

В общей сложности на выездном приеме было принято 37 граждан.

 

18 обращений были направлены по уголовным делам,  18 — касались апелляционной инстанции по гражданским делам,   одно  — по экономическим.

 

Наряду с этим, в ходе мероприятия Бектемирским районным судом по уголовным делам 5 человек были досрочно освобождены от отбывания наказания.

Как отметила председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам столицы Эльза Шамсутдинова, народные приемы — это открытый диалог. Место, где решаются насущные проблемы населения. Здесь каждое обращение стоит под строгим учетом и контролем. Безусловно, для обеспечения прав и интересов человека, прежде всего, важно общаться с людьми, подробно изучить их жизненные проблемы и потребности. Такие приемы, организуемые в целях социальной защиты населения, правовой помощи молодежи и женщинам, считаются важной частью этого процесса.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ОТЦОВСТВА

Установление отцовства — это признание факта, что мужчина — отец данного ребенка. Такой факт регистрируют в загсе на основании совместного заявления родителей по заявлению отца.

 

Если ребенок рожден в браке, мужа автоматически вписывают в свидетельство о рождении в качестве отца. Если же брака не было, отцовство нужно устанавливать.


В настоящее время встречается немало случаев, когда молодые люди не вступают в законный брак. В таких семьях имеются проблемы с установлением отцовства, а также с заполнением в свидетельстве о рождении ребенка графы «Отчество». Однако следует отметить, что в данном случае национальное законодательство направлено на защиту прав и интересов женщин и детей.
Следует иметь в виду, что законом не предусмотрен срок исковой давности по делам данной категории, отцовство может быть установлено судом в любое время после рождения ребенка. Установить отцовство можно добровольно или через суд. Добровольно отцовство устанавливают в загсе по совместному заявлению родителей ребенка. Его обычно подают вместе с другими документами сразу после рождения внебрачного ребенка. Тогда свидетельство о рождении будет уже с данными отца.


Установить отцовство над ребенком, рожденным от родителей, фактически не состоящих в законном браке, помо-жет только суд. Для этого мать ребенка должна обратиться в суд по гражданским делам с иском об установлении отцовства. Такие иски также могут быть предъявлены в суд по месту жительства истца.


В случае рождения ребенка от родителей, не состоящих в законном браке, в соответствии со статьей 62 Семейного кодекса Республики Узбекистан отцовство устанавливается по совместному заявлению обеих сторон. Однако при отсутствии заявления отца отцовство может быть установлено в судебном порядке в случаях, указанных в статье 61 Семейного кодекса.


При установлении отцовства суд учитывает следующие условия. Во-первых, тот факт, что мать ребенка жила и вела общее хозяйство с ответчиком до рождения ребенка, что они совместно воспитывали или обеспечивали ребенка.

 

Совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведение общего хозяйства подтверждаются наличием обстоятельств, характерных для семейных отношений (проживание в одном жилом помещении до рождения ребенка, ведение общего бюджета, совместное питание, взаимный уход, приобретение имущества общего пользования). Прекращение таких отношений между сторонами до рождения ребенка не является основанием для отказа в иске об установлении отцовства.


Согласно постановлению пленума Верховного суда «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении отцовства», в целях установления происхождения ребенка в необходимых случаях (например, времени появления плода, наличия способности к деторожде-нию) суд при наличии вышеизложенных обстоятельств вправе по собственной инициативе или по ходатайству сторон назначить судебно-медицинскую экспертизу по делу. Выводы экспертизы являются одним из средств доказывания, и в связи с этим они должны оцениваться судом по совокупности других доказательств, собранных по делу.


Статья 64 Семейного кодекса предусматривает, что все правоотношения родителей и детей должны быть основаны на факте рождения детей от конкретных родителей. Этот факт определяется в предусмотренном законом порядке. То есть не важно — расписаны родители или нет. Если факт отцовства установлен, это является основанием для возникновения взаимных прав/обязанностей.


Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дети, рожденные вне брака, после установления факта отцовства имеют равные права с детьми этого же отца, которые были рождены в браке. Поддержка внебрачных детей, закрепленная законодательством в Семейном кодексе, необходима в связи с тем, что с каждым годом их становится все больше.


Маликахон ЗАКИРОВА,
судья судебной коллегии Ташкентского городского суда по
гражданским делам

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПОВЫСИТ КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ

Информатизация судебных систем путем внедрения современных IT-технологий является одним из наиболее эффективных способов повышения уровня доступности и качества правосудия в мире.

 

Внедрение электронных сервисов правосудия способно значительно ускорить процесс судопроизводства, сократить нагрузку на аппарат суда, повысить уровень открытости судебной системы, а главное – облегчить доступ граждан (представителей хозяйствующих субъектов) к судебной процедуре через сокращение расходов, обусловленных необходимостью физического присутствия сторон и/или привлечения профессионального представителя.

 

Помимо этого, применение информационных технологий в сфере правосудия способствует расширению практик досудебного и внесудебного урегулирования, деэскалации споров на ранней стадии, а также компенсирует пробелы в области правового знания граждан, препятствующие им эффективно защищать собственные права.

 

В Узбекистане в свете реформ, проводимых в судебно-правовой сфере, вопросу широкого внедрения информационных технологий в систему правосудия отведено одно из первых мест.

 

Так, в целях либерализации института обращения граждан и субъектов предпринимательства в суды по защите своих прав и интересов, повышения уровня достижения правосудия, а также обеспечения открытости и прозрачности деятельности судов в целом Президент Узбекистана подписал постановление «О мерах по цифровизации деятельности органов судебной власти» от 3 сентября 2020 года № ПП–4818.

 

Данным постановлением утверждены Программа цифровизации деятельности органов судебной власти в 2020–2023 годах и «дорожная карта» по интеграции информационных систем судов с информационными системами государственных органов и организаций, предусматривающая автоматическое распределение дел между судьями в судах апелляционной и кассационной инстанций, извещение участников о времени и месте судебного заседания путем отправки смс-сообщений на бесплатной основе, а также ожидается поэтапное интегрирование к информационной системе 28 государственных органов и организаций, в том числе Виртуальной приемной Президента и приемных Премьер-министра, так как на сегодняшний день в связи с отсутствием интеграции между информационными системами министерств и ведомств взаимный обмен данными при рассмотрении дел в судах осуществляется в основном в бумажной форме.

 

Документ является первым шагом к цифровизации судебной системы Узбекистана. При этом глава государства обозначил цель полной цифровизации судебной системы с внедрением передовых систем электронного правосудия. С концептуальной точки зрения реформирование судебной системы с помощью цифровизации на данном этапе направлено на улучшение обеспечения одного из основных прав человека – права на судопроизводство, а также одной из приоритетных задач судопроизводства – своевременное рассмотрение и разрешение дел в целях защиты личных, политических, экономических и социальных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Республики Узбекистан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и органов самоуправления граждан.

 

В настоящее время в национальную судебную систему Узбекистана внедрены такие элементы цифровизации, как электронная подача исковых заявлений (заявлений) и документов, приложенных к ним), видеоконференцсвязь, электронная оплата госпошлины, доступ к текстам судебных актов и ведение электронной отчетности.

 

Следует отметить, что  технические средства является насущной необходимостью, поскольку позволяет существенно снизить издержки судопроизводства для граждан и организаций, резко повысить доступность правосудия.

 

Зафар Бобонов,
председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам

Перейти к содержимому