Искать:

УБИЙСТВО НА КЛАДБИЩЕ, ИЛИ КАК РЕЦИДИВИСТ ИЗ ТАШКЕНТА ПОЛУЧИЛ 4-Ю СУДИМОСТЬ

Зарема Фитисова даже не предполагала, что в один из августовских вечеров она станет главным свидетелем страшного убийства.

 

21 августа 2022 года не заладилось для Заремы с самого утра. После конфликта с начальством женщина не хотела оставаться на работе. После обеда вышла из офиса, зашла в винно-водочный магазин, а потом направилась на кладбище «Домбрабад-2» в Чиланзарском районе столицы – на могилу своего сына. Зарема долгое время сидела возле нее. Женщине казалось, что сын, которого уже давно нет рядом, услышит ее и успокоит. Затем она решила пойти домой. 

 

Подходя к воротам, она увидела ранее незнакомого ей Анатолия Кислицина. Пожилой мужчина был похож на человека без определенного места жительства, который не один день скитался. Он попросил женщину купить бутылку водки. Зареме стало жаль Анатолия, и они вместе отправились в винно-водочный магазин, купили бутылку и вернулись на кладбище. Возле одной из могил они встретили Аркадия Чернышева, который также распивал спиртное. Зарема и Анатолий присоединились к нему.

 

Принял в штыки

В ходе беседы женщина узнала, что Аркадий занимается реставрацией надгробных плит, и так как его цех находится на кладбище, он частенько здесь остается, периодически выпивает. Мол, куда же без этого с такой-то работой. Анатолий был его знакомым. Во время распития алкогольных напитков между мужчинами произошла ссора. Первым поводом стало замечание Аркадия, чтобы Анатолий не грыз возле могил семечки. Мужчина пояснил, что посетители кладбища делают замечания начальству. Анатолий принял это в штыки, начал кричать и нецензурно выражаться. 

 

Чуть погодя появился новый повод, после которого ситуация вышла из-под контроля. Анатолий стал приставать к Зареме. Та сделала ему замечание, но это не помогло вразумить Анатолия. Аркадий решил поговорить со знакомым один на один и отвел его в сторону.

 

Завершение вечера

Однако разговора не получилось. Анатолий сразу же набросился на Аркадия с кулаками и повалил его, затем стал душить приятеля. Недолго думая, Аркадий достал из кармана канцелярский нож и нанес удары лезвием в область сонной артерии. Кровь хлынула фонтаном. Анатолий обмяк. Из-за того, что Аркадий был сильно пьян, он отнесся к ситуации достаточно хладнокровно – даже не стал оказывать знакомому помощь. Его беспокоило лишь то, что он испачкал свою футболку. Он снял ее, сполоснул в воде и повесил на памятник. Затем, пристроившись где возле соседней могилы, Аркадий уснул. 

 

Защищал честь женщины

Проснувшись утром, Аркадий увидел, что футболка не отстиралась, и решил выкинуть ее в арык. Спустя некоторое время проснулась Зарема. Так как накануне было выпито немало, женщина плохо себя чувствовала и попросила Аркадия, проводить ее. По дороге Аркадий рассказал, что убил своего знакомого. Пройдя половину пути, они увидели незнакомца, и Зарема, потрясенная рассказом Аркадия, неожиданно выкрикнула, что Аркадий убил человека. Незнакомец сказал, что нужно срочно идти обратно, что они и сделали. Придя на кладбище, все трое увидели, что место преступления уже оцепили сотрудники ОВД. Аркадий во всем признался и пояснил стражам правопорядка, что он защищал честь женщины. 

 

15 лет в колонии общего режима

В ходе открытого судебного заседания стало известно, что Аркадий Чернышев уже не первый раз преступает черту закона. У него уже было три судимости. 

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, смерть Анатолия Кислицина наступила в результате острой кровопотери, возникшей вследствие колото-резанного повреждения поверхности кровеносных вен и мышц. Кроме того, в его крови выявлено свыше 6.0 промилле этилового спирта, этот показатель сопоставим с тяжелой степенью алкогольного опьянения.

 

При определении вида и меры наказания подсудимого с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и принципа гуманизма и справедливости, а также приняв во внимание полное признание вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, социальное и материальное положение, его личность, судебная коллегия сочла необходимым назначить ему наказание в виде лишения свободы.

 

Кроме того, учитывая, что согласно акту Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра наркологии г. Ташкента подсудимый страдает хроническим алкоголизмом II стадии, судебная коллегия также посчитала назначить ему принудительное лечение от алкоголизма.

 

Таким образом, суд признал Аркадия Чернышева виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 97 (умышленное убийство) Уголовного кодекса Республики Узбекистан и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет в колониях общего режима.

 

Имена и фамилии изменены.

 

Уктам Кахаров,

судья Чиланзарского районного суда

по уголовным делам.

Эвелина Синотова, журналист

НА ПУТИ К УРЕГУЛИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Конституция, являющаяся правовой основой государственной независимости Республики Узбекистан, в течение прошедшего периода служила правовой основой для широкомасштабных реформ, проводимых на пути становления нового демократического правового государства и становления гражданского общества.

 

Основной закон узаконил становление независимой республики и как закон высшего уровня определил цель нашего государства, его социальный, экономический, политический строй, демократические принципы управления, стратегические направления развития общества. В нем также закреплены принципы конституционного строя и гарантированы права и свободы граждан, закреплены основы наших духовных ценностей, такие как независимость личности, разделение властей, разнообразие форм собственности, идеологическое разнообразие, демократические ценности в социальной, экономической, культурной сферах. Таким образом, Конституция является законом, словом, азбукой всех законов, считаясь документом, который занимает важное место в жизни общества, государства, каждого гражданина.

 

Как известно, уже в первые годы независимости Узбекистан на пути построения правового демократического государства и гражданского общества выбрал путь развития, получивший название «узбекская модель», разработал план перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Он определил четкие принципы, направления внешней политики, основанные на построении демократического правового государства и свободного гражданского общества с учетом национальных особенностей и традиций, переходе к рыночным отношениям, приоритету интересов независимого государства и равноправному сотрудничеству.

 

За прошедший период Конституция приобрела важное значение в коренных изменениях и обновлениях в жизни нашей страны. Конституция Республики Узбекистан в определении правового состояния человека и государства опиралась на совершенно новую концепцию, основанную на принципах приоритета прав человека, взаимной политико-правовой ответственности государства и гражданина, в которой впервые на конституционном уровне закреплена категория прав человека.

 

Новая концепция Основного закона нашла свое юридическое подтверждение в национальном конституционном праве, которое опирается на определенные принципы как конституционно-правовой статус граждан Узбекистана.

 

Права, свободы и обязанности человека реализуются на основе равенства и равноправия. Этот принцип определен в Конституции тремя способами: равенство всех граждан перед законом и судом; равенство прав и свобод граждан; равноправие мужчин и женщин.

 

Следует также уделить внимание принципу гарантированности конституционных прав и свобод. В частности, статья 2 Основного закона гласит, что государство, выражая волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица несут ответственность перед обществом и гражданами.

 

Также в Конституции акцентируется внимание на государственной защите демократических прав и свобод. Во второй части 13 статьи Основного закона юридически закреплено, что демократические права и свободы защищены Конституцией и законами, а статья 19 гласит, что права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, неприкосновенны, никто не вправе лишать их или ограничивать их без решения суда.

 

Еще один важный принцип — недопустимость ограничения прав и свобод граждан. Он исходит из признания государством неотъемлемых прав и свобод человека, которые принадлежат ему от рождения. Государство обеспечивает закрепленные Конституцией и законами права и свободы граждан (ст. 43). Права и свободы граждан могут быть ограничены только с точки зрения безопасности общества и государства, в интересах здоровья населения, нравственности и духовности народа, общественного порядка в пределах, установленных законом. Однако право граждан на жизнь, право на защиту личного достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания не могут быть ограничены.

 

Человек считается не только обладателем определенных прав и свобод, но и обладателем обязанностей. Гражданин, являясь участником различных правоотношений, не только пользуется правами, но и несет определенные обязанности перед обществом, государством и другими гражданами. Согласно статье 20 Конституции граждане обязаны при осуществлении своих прав и свобод не ущемлять законные интересы, права и свободы других лиц, государства и общества.

 

Итак, какой бы аспект жизни нашего общества мы ни выбрали, наша Конституция служит правовой основой. Защита прав и свобод каждого человека, формирование правового демократического государства и гражданского общества — главная цель Конституции нашей страны. Основной закон является правовой основой стремления нашего независимого государства к великому будущему и правовой гарантией защиты, эффективного обеспечения прав человека.

 

Эльвира Хамраева,

заместитель председателя Яккасарайского

межрайонного суда по гражданским делам

КОНСТИТУЦИЯ — ГАРАНТИЯ НАШИХ ПРАВ И СВОБОД

Первая Конституция независимого Узбекистана сформировала и укрепила надежные правовые гарантии нового независимого общества. То, что идеи и нормы Конституции Узбекистана отражают многовековой опыт и духовные ценности, богатое историческое и правовое наследие нашего народа, является залогом его жизнеспособности.

 

В то же время наша Конституция воплощает в себе лучшие практики конституционного строительства во многих демократиях, механизм обеспечения и защиты прав и интересов человека, свобод, основанный на общепризнанных нормах Всеобщей декларации прав человека и других международных документов в этой области.

 

В проекте Конституции в новой редакции учтены предложения, международные стандарты и передовой зарубежный опыт. В ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Каждое четвертое предложение нашло отражение в проекте.

 

При подготовке проекта Конституционного закона тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран. Проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.

 

Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства — нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения. В разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция, таким образом проект становится народной Конституцией.

 

Изменения, вносимые для усиления гарантий независимости судов, неприкосновенности судей и неподотчетности по конкретным делам, обеспечения их безопасности, станут важной гарантией полного и независимого осуществления правосудия.

 

Конституционная норма о том, что финансирование деятельности судов должно осуществляться только из Государственного бюджета и что оно должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, будет способствовать формированию действительно справедливой и независимой судебной системы и обеспечению беспристрастности судов.

 

Предоставление гражданам права на обращение в Конституционный суд по поводу конституционности примененного к ним судом закона является новым механизмом защиты их прав и законных интересов.

 

Акмал МИРЗАХАНОВ,
заместитель председателя Чиланзарского районного суда
по уголовным делам

НОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

9 марта глава государства подписал закон «Об управлении государственным имуществом», который регулирует отношения в области управления госимуществом.

Как известно, в Узбекистане активно происходит приватизация госимущества, которое переходит в собственность частных компаний. Новый закон предусматривает следующие основания передачи права собственности на госимущество, помимо тех, что предусмотрены гражданским законодательством:

 

— при заключении договоров и иных сделок;

 

— при приобретении доли посредством внесения имущества или права на пользование имуществом в уставный фонд или капитал хозяйственного субъекта, а также уплаты задолженности его по налогам и сборам или выплаты дивидендов, начисленных по государственной доле;

 

— на основании судебных решений.

Также новый закон определяет перечень объектов государственного имущества, право собственности на которые не может быть передано частным компаниям:

 

— земля, ее недра, водохранилища, воздушное пространство, растительный и животный мир на территории Узбекистана;

 

— объекты материального культурного наследия, архивные документы, государственные музеи и природоохранные территории, в том числе — парки и ботанические сады.

 

Также в законе перечислены субъекты управления государственным имуществом:

 

— Кабинет Министров;

 

— Агентство по управлению госактивами;

 

— специально уполномоченные государственные органы;

 

— государственные учреждения, в том числе — государственные органы;

 

— органы государственной власти на местах.

Агентство по управлению государственными активами является уполномоченным государственным органом в области управления государственным имуществом.

 

Кабинет Министров, согласно закону, устанавливает порядок и форму, в которой Агентство будет вести Реестр государственного имущества.

 

Также закон оговаривает, что ежегодно до 1 августа на официальном веб-сайте Агентства будет публиковаться сводный отчет об эффективности деятельности предприятий с участием государства за прошедший финансовый год.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

ИСКОРЕНЕНИЕ ПРИЧИН ЗАРОЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Противодействие терроризму носит в Узбекистане всеобъемлющий характер, объединяет в себе как меры по устранению условий, способствующих распространению терроризма, так и меры по предотвращению и борьбе с проявлениями терроризма. Работа осуществляется в тесной координации и сотрудничестве с международным сообществом.

 

В настоящее время в Центральной Азии укрепляется плодотворное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности. Успешно осуществляется Глобальная контртеррористическая стратегия ООН.

 

Узбекистан принимает активное участие в реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и на региональном уровне.

 

В частности, в 2011 году странами ЦА на основе многосторонних консультаций и консенсуса был принят Совместный план действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, который сегодня выступает в качестве основы для консолидации усилий соседствующих государств по борьбе с угрозой терроризма. При этом Центральная Азия стала первым регионом, где начата всеобъемлющая и комплексная реализация программного документа.

 

Помимо этого, Узбекистан является активным участником комплексных усилий по противодействию международному экстремизму и терроризму, ратифицировав 14 международных конвенций и протоколов в данной сфере. Основные положения международно-правовых документов получили свое развитие и в нашем национальном законодательстве.

 

В частности, приняты Законы Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремизму», «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения» и «О свободе совести и религиозных организациях» и другие.

 

Кроме того, в 2006 году наша страна поддержала утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН Глобальную контртеррористическую стратегию, ставшую уникальным документом по активизации и консолидации национальных, региональных и международных мер в борьбе с различными проявлениями терроризма. Единогласное принятие государствами — членами ООН данной программы, которая сегодня служит общим ориентиром в эффективном противодействии терроризму, впервые ознаменовало формирование международного консенсуса относительно единой стратегической основы для борьбы с этим злом.

 

Реализуемая в Узбекистане стратегия по борьбе с терроризмом полностью совпадает с рекомендациями ООН в этой сфере, в том числе с приоритетными направлениями Глобальной контртеррористической стратегии. Основная задача сводится к искоренению причин зарождения и распространения, устранению условий, способствующих активизации террористической деятельности, дерадикализации лиц, склонных к экстремизму и терроризму.

 

Необходимо отметить, что шестое приоритетное направление Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы — подход к глобальным проблемам, обозначенным исходя из национальных интересов и требований Глобальной контртеррористической стратегии ООН, где особенно важное значение имеет цель: «Формирование эффективных механизмов противодействия экстремизму и терроризму».

 

Несмотря на предпринимаемые меры со стороны международного сообщества угрозы международного терроризма остаются актуальной проблемой и требуют неусыпного внимания. Своевременное реагирование на исходящие угрозы, изучения истоков появления экстремистских мировоззрений, благополучие миллионов людей, населяющих обширный регион Центральной Азии не теряет своей злободневности.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ГРОЗИТ ЛИ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ?

«Каковы меры наказания за самовольный захват земельных участков? Предусмотрена ли за это уголовная ответственность?»

А. Мазурин, г. Ташкент.

Отвечает судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Баходир КАЮМОВ:

 

– 16 августа 2021 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра». Согласно изменениям к Закону «О государственной власти на местах» документы Совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их. Согласно статьи 229-1 Уголовного кодекса РУз самовольный захват земельных участков, в том числе их использование без наличия законных прав на них, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 25 БРВ, а на должностных лиц – 50 БРВ.

 

Осуществление строительных работ на самовольно захваченных земельных участках, прилегающих и не прилегающих к отведенному земельному участку, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 150 БРВ, а на должностных лиц – 300 БРВ. Кроме того, за самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена также прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы).

 

Также новой статьей 229-6 УК РУз установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу.

 

Продажа либо иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок или его части наказывается штрафом от 400 до 500 БРВ или ограничением свободы от 2 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы до 5 лет. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.

 

Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду. Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.

ПОНЯТИЕ ГОСПОШЛИНЫ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, ЕЕ РЕГУЛИРУЮЩИЕ

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Государственная пошлина в Узбекистане устанавливается в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

Этот закон был принят 6 января 2020 года и состоит из 31 статьи. Суммы ставок государственной пошлины устанавливаются в соответствии со специальным приложением к настоящему закону.

 

Согласно данному документу, плательщиками государственной пошлины являются физические и юридические лица, обращающиеся в уполномоченные учреждения и (или) к должностным лицам, и в отношении которых совершаются юридически значимое действие и (или) выдача документов.

 

В соответствии со статьей 5 настоящего закона

 

Государственная пошлина взимается:

– с подаваемых в суды по гражданским делам исковых заявлений, заявлений (жалоб) на решения, действия (бездействие) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, с заявлений по делам особого производства, апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на решения судов по гражданским делам, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об оспаривании решений третейского суда, заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных, кассационных жалоб и жалоб в порядке надзора на определения суда по гражданским делам по делам об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража), с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения суда по гражданским делам по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного третейского суда (арбитража), а также за выдачу судами по гражданским делам дубликатов и копий документов;

 

– с подаваемых в экономические суды исковых заявлений, с заявлений о признании банкротами организаций и граждан, с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, с заявлений об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в экономической сфере, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения экономического суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, с заявлений об оспаривании решений третейского суда, об обжаловании арбитражного решения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения экономического суда по делам об оспаривании решений третейского суда, об обжаловании арбитражного решения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, с заявлений о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража, с апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на определения суда по делам о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, арбитража, а также за выдачу экономическими судами дубликатов и копий документов;

 

– с подаваемых в административные суды заявлений об оспаривании ведомственных нормативно-правовых актов, заявлений (жалоб) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственного управления, иных органов, уполномоченных на осуществление административно-правовой деятельности, органов самоуправления граждан и их должностных лиц, об оспаривании действий (решений) избирательных комиссий, об оспаривании отказа в совершении нотариального действия, регистрации записей актов гражданского состояния либо действий (бездействия) нотариуса или должностного лица органа записи актов гражданского состояния, об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения административных судов, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов, а также за выдачу административными судами дубликатов и копий документов;

 

– за регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу гражданам повторного свидетельства о регистрации актов гражданского состояния и свидетельства в связи с изменением, дополнением, исправлением и восстановлением записи актов гражданского состояния;

 

– за выдачу идентификационной ID-карты гражданина Республики Узбекистан, биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан для выезда за границу, а также проездного документа лица без гражданства, за выдачу документов на право въезда из-за границы в Республику Узбекистан, о приглашении в Республику Узбекистан, за выдачу идентификационной ID-карты иностранному гражданину или лицу без гражданства, а также за рассмотрение ходатайств о приеме, восстановлении и выходе из гражданства Республики Узбекистан и заявлений о признании гражданином Республики Узбекистан, за регистрацию по месту постоянного проживания и временного пребывания граждан Республики Узбекистан, а также за регистрацию по месту постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства;

 

В соответствии со статьей 25 настоящего закона контроль за правильностью исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления государственной пошлины в Государственный бюджет Республики Узбекистан осуществляется органами государственной налоговой службы в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе».

Лица, виновные в нарушении законодательства в области установления, взыскания, освобождения от государственной пошлины и ее возврата, несут ответственность в установленном порядке.

 

В целях недопущения возникновения нарушений в этом процессе государственными налоговыми органами проводятся исследования и принимаются меры по устранению выявленных недостатков.

 

Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», подписанным Президентом Республики Узбекистан 6 февраля, внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, в том числе в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

Гулчехра ОПАЕВА,
заместитель председателя
Учтепинского межрайонного суда
по гражданским делам

НОВЫЕ РЕФОРМЫ В СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ И ИХ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Со второй половины 2016 года в Узбекистане началась реализация  новых политико-правовых реформ. 

 

В качестве нового этапа на пути социальной, правовой, демократической и светской государственности приоритетной задачей были определены реформы, служащие возвеличиванию чести и достоинства человека, обеспечению его интересов. Это, в свою очередь, обеспечило нашей стране статус субъекта международных отношений в нынешних крайне сложных условиях, наличие современного механизма защиты своей территориальной целостности и суверенитета. Особенно реформы в судебно-правовой сфере, включающие на основе абсолютно современных критериев открытость в правосудии, использование механизмов участия общественности, проявление принципа гуманизма при вынесении судебных приговоров, которые становятся повесткой дня политико-правовой политики.

 

Благодаря  правосудию обеспечивается защита прав и свобод человека. В частности, в случае, когда полностью доказано, что подсудимый совершил преступление, которое строго влечет лишение свободы на определенный срок, в нашем новом законодательстве отдан приоритет принципу гуманизма.  

 

Результаты политико-правового анализа показывают, что основное внимание главы нашего государства  направлено на совершенствование судебной деятельности.  Ибо судьба человека напрямую связана с функционированием всех сфер общественно-экономической жизни. В Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы также определена цель реализации принципа подлинного равенства и состязательности  сторон  в судебном процессе, достижения правосудия для граждан и субъектов предпринимательства.

 

В этой связи сведения, мнения и предложения, высказанные  Президентом Республики Узбекистан на прошедшем 14 ноября 2022 года совещании по обсуждению приоритетных  задач по обеспечению правосудия, имеют концептуально-стратегическое значение. С 2016 года, то есть за последние шесть лет политико-правовых  реформ в сфере  было принято более 50 законов, указов и постановлений, направленных на  укрепление судебной независимости, обеспечение беспристрастности, справедливости и законности при рассмотрении уголовных дел. 

 

В целях недопущения вмешательства в судебный процесс продлен срок полномочий судей и резко увеличена их заработная плата. Также важным новшеством  стало то, что назначение судей передано Высшему судейскому совету. 

 

Была поставлена задача усиления полномочий  судейского сообщества и поэтапного увеличения количества судей. Также глава государства дал указание по расширению масштабов цифровизации в сфере, интеграции  информационной системы, созданию дополнительных удобств для людей за счет современных технологий.

 

В Указе Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» определено  последовательное продолжение  политики совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, широкое внедрение  принципов гуманизма в систему исполнения  наказания.

 

Хотелось бы  подчеркнуть, что этот процесс является практическим отражением  того факта, что Узбекистан развивается на основе демократических ценностей.

 

Крайне  важно продолжать  укреплять  эту новую тенденцию в нашей современной государственности, где честь и достоинство, интересы человека превыше всего, а также  устойчивость наших усилий по обеспечению правосудия. Это в свою очередь будет  повышать  гордость и ответственность наших граждан, их доверие к государству.

 

Умиджон Ханаев,
судья Яшнабадского районного суда

по уголовным делам

ПРИМУТ ЛИ МЕРЫ, ЕСЛИ ПОДАМ В СУД НА СОСЕДА?

— Позади моего дома расположен приусадебный участок соседа, примыкающий к моему строению. Каждый раз, когда он поливает свой клочок земли, на котором выращивает сельхозкультуры, подтапливает мою стену. Несколько раз предупреждал. «Иди, куда хочешь. Участок мой, а с твоей стеной мне нет дела»,  – заявляет он. Если подам на него в суд, будут ли приняты меры?

А. Меликов, г. Ташкент.

Отвечает судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам Артур Худайбергенов:

 

— Согласно статье 172 Гражданского кодекса, осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник не вправе злоупотреблять своим доминирующим положением, совершать иные действия, ущемляющие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 

При осуществлении своего права собственник обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан и окружающей среде.

 

В данном случае вы можете обратиться в суд на общих основаниях с иском о взыскании ущерба. Для этого вам нужно оплатить госпошлину установленного размера и почтовые расходы, представив все необходимые доводы и доказательства.

 

При этом предоставляемое вами в суд исковое заявление должно отвечать требованиям статей 128-129, 189-191 Гражданско-процессуального кодекса.

С УЧЕТОМ МНЕНИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

В ходе всенародного обсуждения проекта Конституционного закона поступило 222 715 предложений, на основе которых дорабатывался и совершенствовался проект. Каждое четвертое предложение нашло отражение в проекте.

 

При подготовке проекта Конституционного закона тщательно проанализированы более 400 международных документов и конституции около 190 стран. Проект получил высокую оценку международных экспертов и специалистов как документ, воплощающий в себе все общепризнанные нормы международного права.

 

Количество статей Конституции увеличилось с нынешних 128 до 155, норм — с 275 до 434. Соответственно, обновлено 65 процентов текста Основного закона исходя из предложений сограждан, положения о правах и свободах человека увеличились в три с половиной раза, следовательно, есть все основания для принятия проекта в качестве Конституции в новой редакции.

 

Обновляемая Конституция объединяет все общество вокруг идеи построения развитого государства — нового Узбекистана, учитываются интересы всех слоев населения. В разработке проекта активно участвовали широкая общественность, политические партии, общественные организации, представители экспертных и научных кругов, интеллигенция, таким образом проект становится народной Конституцией.

 

Согласно вводимым нормам, возникающие в законодательстве неясности между гражданином и органами государственной власти будут толковаться в пользу гражданина, а правовые меры должны быть достаточными и соразмерными. Эти правила обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение излишних мер в отношении граждан.

 

В проекте Конституции закреплены гарантии личных прав и свобод человека в соответствии с самыми передовыми международными стандартами. В частности, лицо не может быть задержано более чем на 48 часов без постановления суда, а если законность и обоснованность задержания не доказана в суде, лицо подлежит немедленному освобождению (институт «хабеас корпус»), а при задержании должны быть понятным языком разъяснены его права и основания задержания («правило Миранды»). Кроме того, закрепляется право обвиняемого и подсудимого не свидетельствовать против себя, иными словами, «право молчания». Эти положения гарантируют неприкосновенность личной свободы и недопущение незаконного задержания людей.

 

Впервые устанавливается, что право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, электронных сообщений и иных сообщений может быть ограничено только по решению суда. В настоящее время этой прерогативой обладает прокурор, а передача полномочия судам станет принципиальным поворотом в обеспечении неприкосновенности частной жизни и конституционных прав личности.

 

Закрепляемая в Конституции гарантия о том, что права родственников не могут быть ограничены на основании судимости, означает, что лицо не несет ответственности за ошибки, совершенные его родственниками.

 

Полностью отменен принудительный труд, на протяжении многих лет негативно влиявший на международный имидж нашей страны. Тот факт, что запрет любого детского труда, отрицательно влияющего на развитие детей, прописан непосредственно в Основном законе, является гарантией того, что это зло останется в истории.

 

Анжелика Шамсутдинова,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

Перейти к содержимому