Искать:

УСКОРЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Глава государства подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». Чем уникален данный документ?

 

Во-первых, указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. В ее рамках одной из задач обеспечения правосудия определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Во-вторых, согласно документу, определены меры по разработке эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, усилению мер административной ответственности за это и установлению уголовной ответственности.

 

Следующие органы (должностные лица) определены корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия:

 

— управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям.

На базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере будет создан Департамент анализа законодательства в сфере правосудия.

Документом предусматривается создание Концепции информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬ РАЗМЕР АЛИМЕНТОВ?

Вопрос алиментов сегодня — актуальная проблема. В данной ситуации одна сторона хочет получить больше, другая же заплатить меньше. Можно ли уменьшить размер алиментов? Какие  документы для этого требуются? Необходимо ли платить госпошлину?

Об этом рассказала судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Гузал АБДУРАХМАНОВА:

 

Чтобы уменьшить размер алиментов, родитель, выплачивающий алименты, вправе обратиться с исковым заявлением в суд по гражданским делам по месту жительства ответчика. Исковое заявление должно быть подготовлено в письменной форме в рамках требования статьи 189 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.

 

Подать иск о снижении размера алиментов вправе только родитель, выплачивающий алименты. Также на основании доверенности, оформленной от его имени в установленном законом порядке, его доверенные лица вправе предъявить иск.

Оформление доверенности осуществляется в порядке, установленном главой 10 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

 

К заявлению прилагаются следующие документы:

 

— копия документа, удостоверяющего личность;

 

— копия свидетельства о рождении ребенка;

 

— копия судебного акта по делу о взыскании алиментов;

 

— доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для уменьшения размера выплачиваемых алиментов;

 

— документ, подтверждающий уплату госпошлины;

 

— необходимо также предоставить такие документы, как подтверждение оплаты почтовых расходов. Кроме того, истцом могут быть представлены и другие доказательства, подтверждающие его требование.

Так как данный спор относится к спорам неимущественного характера, согласно Закону Республики Узбекистан «О государственной пошлине» по данным категориям дел установлена оплата госпошлины в размере 2 базовых расчетных величин.

 

С 1 января 2023 года на основе норм, касающихся оплаты почтовых расходов при обращении в суды по гражданским делам, установлено взыскание почтовых расходов в размере 10% от базовой расчетной величины при обращении в суд с иском.

 

Следует отметить, что еще одним основанием для уменьшения размера алиментов являются судебные акты на взыскание алиментов отдельно вынесенные на детей от других браков.  Суд уменьшает размер алиментов исходя из норм, установленных статьей 99 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

 

Также размер алиментов может быть уменьшен, если отец (мать), выплачивающий алименты, является инвалидом и испытывает финансовые затруднения или если получатель алиментов имеет самостоятельный доход.

 

Согласно статье 105 Семейного кодекса, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Нахождение родителей на содержании в государственных или негосударственных учреждениях не освобождает трудоспособных совершеннолетних детей от заботы о них и оказания им материальной помощи.

ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

16 января глава государства подписал два указа касательно  судебной сферы — «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов» и «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия».

 

Первым указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. В рамках этой стратегии одной из задач обеспечения правосудия определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Согласно документу, определены меры по разработке эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, усилению мер административной ответственности за это и установлению уголовной ответственности.

 

В документе поставлена задача создать Корпус специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия. В него войдут управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах; соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах; соответствующие заместители и помощники прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям.

 

Основными задачами Корпуса специализированных прокуроров станут:

 

– обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах в порядке, установленном в Законе «О прокуратуре» и процессуальном законодательстве; 

 

– оказание содействия в эффективном осуществлении деятельности правосудия с использованием равных прав наряду с другими участниками судебного процесса, качественную поддержку государственного обвинения в судах по уголовным делам, основываясь исключительно на законе с сохранением беспристрастности;

 

– достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

 

– оказание содействия в работе по повышению практических навыков и квалификации сотрудников органов дознания и следствия исходя из судебной практики.

На базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере будет создан Департамент анализа законодательства в сфере правосудия. Также будет разработана Концепция информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.


Вместе с тем в Узбекистане в порядке предварительного эксперимента запустят информационную систему участия прокурора в судах. Эта мера обозначена в Указе Президента «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия». 

 

Согласно документу, Генеральному прокурору поручено совместно с Министерством цифровых технологий за счет внебюджетных средств до 1 сентября 2023 года создать и запустить в порядке предварительного эксперимента информационную систему «Участие прокурора в судах» в деятельности Корпуса специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия, а с 2024 года – полностью внедрить ее в практику.

 

А с 1 июля 2023 года планируется полностью наладить взаимный документооборот путем интеграции информационных систем Генеральной прокуратуры и Верховного суда.

 

Наргиза Касимова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда 

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН — НОВЫЙ СУД

16 января глава государства принял Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

Документом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. В рамках Стратегии одной из задач обеспечения правосудия определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Согласно Указу, определены меры по разработке эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, усилению мер административной ответственности за это и установлению уголовной ответственности.

 

Следующие органы (должностные лица) определены корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия:

 

— управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям.

На базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере будет создан Департамент анализа законодательства в сфере правосудия.

 

Также, будет разработана Концепция информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Важнейшим условием формирования правового государства является обеспечение верховенства Конституции над издаваемыми законами и иными нормативно-правовыми актами, что предполагает необходимость ее особой правовой защиты. Воплощение в жизнь принципов демократического правового государства напрямую зависит от того, насколько эффективно действует механизм охраны Конституции. Главным определяющим элементом этого механизма является конституционный контроль.

 

Конституция как политико-правовой документ определяет основы конституционного строя и определяет условия и принципы формирования всех ветвей власти. Основная роль конституционного правосудия в укреплении системы сдержек и противовесов заключается в обеспечении строгого соблюдения конституционных принципов и норм в процессе правотворческой деятельности органов государства.

 

В случае злоупотребления одной из ветвей власти и превышения правотворческих полномочий, предусмотренных Конституцией, задача органа конституционного правосудия состоит в принятии мер, обеспечивающих соответствие нормативно-правовых актов положениям Конституции, посредством целого ряда судебно-правовых механизмов и процедур.

 

Место Конституционного суда в системе высших органов государства определяется необходимостью обеспечения единства системы законодательства, устранения в нем противоречий, соответствия всех нормативно-правовых актов положениям Конституции. Деятельность органа, осуществляющего конституционное правосудие, является существенным элементом государственного механизма, построенного на принципах разделения властей, т.к. позволяет контролировать соблюдение каждым органом закрепленной за ним компетенции.

 

Следует отметить, что система конституционного правосудия может эффективно и полноценно функционировать только при наличии определенных организационно-правовых предпосылок. К их числу можно отнести: функциональную, институциональную, организационную, материально-финансовую обеспеченность; наличие системы гарантий независимости конституционного правосудия и судей; строгое обеспечение принципа разделения властей; отлаженность механизма осуществления конституционного правосудия, т.е. конституционного судопроизводства; строгое определение предмета конституционного правосудия; определение достаточного круга субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный суд; достаточное материально-финансовое обеспечение конституционного правосудия; наличие квалифицированных кадров, обладающих глубокими знаниями и навыками в юридической сфере; необходимый уровень правовой культуры и правосознания в обществе.

 

Сегодня успешное развитие независимого Узбекистана обоснованно связывается со стабильностью конституционного строя, с отражением в законодательстве страны правовых ценностей и ориентиров, заложенных в Конституции. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные идеи, нормы и направления демократического правового развития общества и государства. За прошедшие годы в Республике Узбекистан создана последовательно развивающаяся модель конституционного правосудия с учетом мировых тенденций развития конституционного правосудия, при этом сохраняются идентичность и особенности узбекской системы конституционного правосудия.

 

Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда
по уголовным делам

РАВНОЦЕННАЯ ОПЛАТА ЗА ТРУД

Регулирование трудовых отношений, соблюдение интересов работников, работодателей и государства являются целью Трудового кодекса.
 
Так как действующий кодекс был принят 27 лет назад, он не соответствовал современным требованиям и не предусматривал новых форм занятости. Некоторые его положения не были адаптированы к определенным международным договорам, ратифицированным Узбекистаном.

В
 первой главе первого раздела Трудового кодекса в новой редакции отображены цель и задачи трудового законодательства, сфера его применения. В действующем кодексе они не были четко определены. Внесенные изменения способствуют устранению возможных конфликтов с другими отраслями трудового права. В их числе определение дифференцированного размера выходного пособия в зависимости от стажа. Его размер  в пределах от пятидесяти до двухсот процентов среднемесячного заработка в зависимости от стажа сотрудника в данной организации.

Еще
 одним важным новшеством является порядок предоставления дополнительного отпуска за многолетнюю работу. Статья 220 нового кодекса предусматривает предоставление работнику дополнительного трудового отпуска за каждые пять лет работы в одной организации или отрасли продолжительностью два календарных дня, но не более восьми календарных дней в общей сложности. Кроме того, регулируется порядок проведения служебных проверок и увольнения. 
 
Это уменьшает количество споров, возникающих между сторонами по поводу правомерности применения дисциплинарных взысканий. В новом кодексе сформулирован единый порядок определения среднего заработка, что значительно упрощает процесс его расчета. Документом также определяется, что работодатель за каждый день задержки зарплаты наказывается штрафом в десять процентов от ставки рефинансирования.

В
 новом кодексе более полно разъясняются права и обязанности работодателя. В частности, статья 24 предусматривает следующие права работодателя: заключать, изменять и прекращать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных иными законами, а также инициировать коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

Указано
 привлечение работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный им работодателю. Предусмотрена еще одна новая норма  право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов.
 
В новом Трудовом кодексе расширены и детализированы права работодателя. Нашли также отражение особенности регулирования труда отдельных категорий работников, нуждающихся в социально-правовой защите,  женщин и лиц, занятых выполнением семейных обязанностей, работников в возрасте до 18 лет, лиц с инвалидностью, работающих по совместительству, и индивидуальных предпринимателей. 

 

При этом в Основной закон, регулирующий трудовые отношения, вносится ряд норм, обеспечивающих трудовые права женщин и гарантирующих их социальную защиту. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности статья 244 кодекса устанавливает, что мужчины и женщины должны получать равные выплаты за труд равной ценности. Также предусмотрено создание таких возможностей, как недопущение отзыва беременных женщин из ежегодного трудового отпуска, предоставление по желанию работника дополнительного трудового отпуска по уходу за ребенком.

 

В целом задачи, определенные в документе, служат защите трудовых прав граждан и устранению проблем, возникающих при решении споров. Обеспечение его эффективной реализации возлагает на парламент большую ответственность.
 
Маликахон ЗАКИРОВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

ЗА САМОВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЛИ ГРОЗИТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

В 2021 году Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра». На что направлен данный документ?

 

Согласно изменениям к Закону «О государственной власти на местах», документы Совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их. Согласно статьи 2291 Уголовного кодекса самовольный захват земельных участков, в том числе их использование без наличия законных прав на них, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 25, а на должностных лиц – 50 БРВ.

 

Осуществление строительных работ на самовольно захваченных земельных участках, прилегающих и не прилегающих к отведенному земельному участку, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 150, а на должностных лиц – 300 БРВ. Кроме того, за самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена также прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы).

 

Также новой статьей 2296 Уголовного кодекса установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу. Продажа либо иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок или его части наказывается штрафом от 400 до 500 БРВ или ограничением свободы от 2 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы до 5 лет. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.

 

Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду. Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.

 

Право районных хокимов на сдачу земли в аренду ограничено. Соответственно, с районными хокимиятами заключаются договоры аренды на следующие виды земельных участков:

 

– предоставленные правительством научно-исследовательским и образовательным учреждениям, агропромышленным кластерам, инвесторам;

 

– выделенные на основании решения хокима области после утверждения результатов электронного конкурса;

 

– предоставленные на электронном аукционе;

 

– выделенные правительством предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям, иностранным физическим и юридическим лицам.

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам

КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ В ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУДЫ?

Какие требования существуют для предоставления иностранных документов в экономические суды?

А. Зоиров, г. Ташкент.

Отвечает судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда Бибиназ Кеунимжаева:

 

— Согласно статье 246 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме учреждениями, организациями и гражданами иностранных государств вне пределов Республики Узбекистан по нормам иностранного права в отношении учреждений, организаций и граждан Республики Узбекистан или иностранных лиц, принимаются экономическими судами Республики Узбекистан лишь при наличии консульской легализации указанных документов либо проставления апостиля на них, если иное не предусмотрено законодательством или международным договором Республики Узбекистан, участником которого является Республика Узбекистан и государство, от учреждений и организаций которого исходят эти документы.  

 

Составленные на иностранном языке документы при представлении в экономический суд Республики Узбекистан должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на государственный язык, либо на язык, на котором ведется экономическое судопроизводство.

МОЖЕТ ЛИ СЫН ОСТАТЬСЯ С ОТЦОМ ПРИ РАЗВОДЕ?

«Хочу развестись с женой. Она согласна. Полгода назад, когда обсуждали эту тему, она заявила следующее: «Не буду никому предъявлять претензии. Мне не нужен и ребенок. Пускай остается с отцом. Только бы покинуть этот дом» и написала соответствующую расписку. Могу ли при подаче заявления на развод предъявить суду эту расписку и попросить оставить у себя сына?»

П. Назриев, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии Ташкентского городского суда Ахрор СУЛАЙМОНОВ:

 

— При обращении в суд по поводу расторжении брака вы можете потребовать оставить у себя сына на воспитание. Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного суда № 6 от 20 июля 2011 года «О практике применения судами законодательства по делам о расторжении брака» исковое заявление о расторжении брака должно отвечать требованиям статей 189 и 190 Гражданского процессуального кодекса РУз. В нем, в частности, подлежат указанию дата и место регистрация брака, наличие от брака детей, их возраст, достигнуто ли супругами соглашение о содержании и воспитании несовершеннолетних детей, мотивы расторжения брака, другие требования, которые могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака. К заявлению о расторжении брака прилагаются свидетельство о заключении брака, копии свидетельств о рождении детей, документы о заработке и иных источниках доходов супругов, об уплате государственной пошлины, доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования, а также заключение примирительной комиссии схода граждан по месту жительства истца, свидетельствующее о досудебном урегулировании спора о расторжении брака.

 

В соответствии со статьей 44 Семейного кодекса РУз при рассмотрении дела о расторжении брака супруги могут представить суду соглашение по вопросам:

 

– о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака;

 

– о порядке и размерах выплаты алиментов на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга;

 

– о разделе общего имущества супругов.

При отсутствии такого соглашения либо наличии между супругами спора по указанным вопросам они подлежат рассмотрению по существу одновременно с требованием о расторжении брака.

НЕ ПОВТОРЯТЬ ОШИБОК

Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими нормами права и не предусматривает процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства дел в отношении совершеннолетних обвиняемых. Но в этом процессе есть свои нюансы.

 

Учитывая психологические, возрастные особенности несовершеннолетнего, национальным законодательством установлены правила, применяемые при производстве по делам об уголовных правонарушениях. Они создают дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов, направлены на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств правонарушения, выявление причин и условий, способствовавших их совершению, а также повышение воспитательного воздействия.

 

Согласно стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия применительно к данной категории лиц, система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение их благополучия и того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. Исходя из международных требований и национального законодательства судопроизводство по делам несовершеннолетних должно способствовать предупреждению новых преступлений.

 

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Узбекистана исходит из необходимости максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Данный вид судебного разбирательства проводится по общим правилам, обозначенным в Уголовно-процессуальном кодексе, с соблюдением некоторых особенностей. В частности, законом предусмотрено ограничение гласности по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних. В соответствии с минимальными стандартами правил ООН, конфиденциальность отправления правосудия в отношении подростка направлена на избежание причинения ему вреда из-за ненужной гласности и вероятности влияния уголовного процесса на его репутацию в будущем.

 

Следует отметить, что при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, кроме обстоятельств, указанных по общим правилам, подлежат доказыванию: точный возраст юного, характерные черты личности и состояние здоровья, условия его жизни и воспитания, наличие или отсутствие взрослых подстрекателей и иных соучастников. 

 

В данном процессе обязательно участие защитника. Отказ несовершеннолетнего подсудимого от него не может быть принят судом. В качестве законных представителей могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится подросток или недееспособный участник процесса. 

 

При рассмотрении дела в случаях, если несовершеннолетним впервые совершено менее тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, или совершившего повторно преступление, не представляющее большой общественной опасности, суд обязан обсудить вопрос об освобождении несовершеннолетнего от наказания и применения к нему принудительной меры. Впервые совершивший преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобожден от ответственности с передачей материалов на рассмотрение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних. 

 

Допрос свидетелей и потерпевших по делам рассматриваемой категории также имеет определенную специфику, поскольку ими часто выступают также несовершеннолетние. При допросе обязательно должны присутствовать законные представители и педагог. Для правильного решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности и о назначении ему наказания существенное значение имеет установление условий жизни. Необходимо выяснять, кто занимался воспитанием подростка, их моральный облик, образовательный и культурный уровень, материальные и жилищные условия семьи.

 

Целью судебного процесса является оказание помощи несовершеннолетнему, преступившему закон, в пресечении и предупреждении совершения в будущем аналогичных правонарушений, вынесении справедливого решения с учетом исключительных обстоятельств конкретного дела, а также защиты общества в целом от правонарушений.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам города Ташкента

Перейти к содержимому