Искать:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ДЕЙСТВИИ

Как известно, в результате продуманной, планомерной и справедливой правовой политики, проводимой в нашей стране и продолжающейся сегодня более интенсивно, нормы, касающиеся судебно-правовой системы, в частности прав и свобод человека, нашли свое отражение в Конституции в новой редакции, и эти нормы применяются непосредственно на практике.

За 9 месяцев 2024 года судами по гражданским делам города Ташкента проведена определенная работа по осуществлению правосудия, защите прав и охраняемых законом интересов граждан.

Сравнительный анализ показателей за 2023—2024 годы демонстрирует существенный рост судебной активности. Количество рассмотренных гражданских дел возросло на 17,55%. Также число дел, разрешенных путем судебного приказа, показало значительный рост на 122,8%.

Распределение общего количества рассмотренных дел (198 949) по межрайонным судам Ташкента:

– Яккасарайский межрайонный суд – 47 269 дел;

– Мирабадский межрайонный суд – 43 536 дел;

– Шайхантахурский межрайонный суд – 38 899 дел;

– Учтепинский межрайонный суд – 35 212 дел;

– Мирзо-Улугбекский межрайонный суд – 34 033 дела.

Анализ динамики судебных дел за 9 месяцев 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года показывает разнонаправленные тенденции.

Категории дел, показавшие снижение:

– лишение родительских прав;

– ограничение дееспособности/признание недееспособности;

– восстановление на работе;

– договоры аренды;

– споры о включении в жилое помещение.

Категории дел, показавшие рост:

– индивидуальные трудовые споры;

– расторжение брака;

– взыскание алиментов на содержание родителей;

– усыновление;

– взыскание заработной платы;

– договоры купли-продажи;

– споры по кредитным договорам;

– установление права собственности на жилье.

Наиболее значительные изменения наблюдаются в категориях кредитных споров (наибольший рост) и договоров аренды (наибольшее снижение).

Анализ апелляционной практики по гражданским делам показывает снижение количества рассмотренных апелляционных жалоб и протестов на 9,39% по сравнению с предыдущим годом.

Общая статистика обжалования судебных актов:

– Апелляционных жалоб и протестов – 2 132;

– Кассационных жалоб и протестов – 364;

– Ревизионных жалоб и протестов – 816.

Данная статистика свидетельствует о высокой устойчивости судебных решений, особенно на стадии ревизионного производства, где более 89% решений остаются без изменений.

Анализ судебной практики текущего периода выявил несколько значимых тенденций.

Отмечено существенное сокращение количества гражданских дел по кредитным и долговым обязательствам. Данное снижение связано с тем, что банковские учреждения стали чаще использовать механизм судебного приказа для взыскания задолженностей, вместо подачи исковых заявлений.

Увеличение количества дел наблюдается в следующих категориях:

– взыскание обязательных взносов с членов частных товариществ собственников жилья;

– взыскание задолженности по претензиям, основанным на письменных соглашениях с признанием долга.

Рост по данным категориям обусловлен общим увеличением дебиторской задолженности.

– За январь-сентябрь текущего года рассмотрено 6 313 дел о расторжении брака. Это на 117 дел больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было рассмотрено 6 196 дел.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

КОНФЛИКТ НЕ НА ТРЕЗВУЮ ГОЛОВУ

Жизнь часто преподносит нам испытания, которые проверяют нашу силу духа и способность справляться с непредвиденными обстоятельствами. Такая проверка выпала на долю Ларисы Агафоновой (имена и фамилии изменены), 38-летней женщины, обвиняемой в нанесении ножевого ранения своему сожителю Анатолию Абдиеву.

Следует отметить, что Ларису можно считать рецидивисткой. Она была судима 6 раз. Среди преступлений, которые она совершала — трижды — кража, разбой, грабеж, умышленное тяжкое телесное повреждение.

В судебном заседании Агафонова признала свою вину и подробно изложила обстоятельства трагического инцидента, потрясшего ее жизнь. Знакомство с Анатолием произошло в 2016 году, и с тех пор они жили вместе, создав семью — у них родились двое детей. Казалось, их союз был крепким, но роковым образом все рухнуло в один январский день 2024 года.

Лариса рассказала, что в ночь на 3 января они с Анатолием вместе употребляли спиртные напитки — она пила пиво, а Анатолий увлекся водкой. На следующее утро, когда она отказала ему в очередной дозе алкоголя, он разгневался и начал ее избивать. В ходе конфликта Агафонова, находясь в состоянии аффекта, схватила кухонный нож и, пытаясь остановить Анатолия, ранила его в живот. Она не могла точно вспомнить, как именно все произошло, так как они оба были сильно пьяны.

После этого Лариса сразу же вызвала скорую помощь, пыталась оказать первую помощь, а затем сообщила о случившемся своей подруге. Раскаиваясь в содеянном, Агафонова просила суд строго не наказывать ее, ссылаясь на то, что на ее иждивении находятся двое малолетних детей.

При назначении наказания для подсудимой суд принял во внимание следующие смягчающие — раскаяние в содеянном, наличие у нее двоих несовершеннолетних детей, отсутствие претензий со стороны потерпевшего. Среди отягчающих обстоятельств — совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.

Руководствуясь требованиями постановления Пленума Верховного суда, принципами гуманизма и справедливости, а также учитывая, что Лариса Агафонова ранее была судима, но потерпевший не имеет к ней претензий, и данное преступление было совершено в результате неправомерных действий потерпевшего, суд счел возможным назначить ей наказание в виде лишения свободы ниже низшего предела.

Суд признал Ларису виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом «ж» части 7 статьи 1261 (семейное (бытовое) насилие) Уголовного кодекса Республики Узбекистан.  Ей назначено наказание 3  года лишения свободы в колонии общего режима.

Этот случай должен послужить напоминанием всем нам о важности ответственного подхода к употреблению алкоголя и разрешению семейных конфликтов. Только осознание ценности человеческой жизни и любви может предотвратить подобные трагедии в будущем.

Мехрибон Хасанова,

судья Сергелийского районного суда по уголовным делам.

НОВЫЙ ВЕКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, выступив на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, вновь продемонстрировал твердую приверженность Узбекистана вкладу в глобальную безопасность и устойчивое развитие.

Это выступление стало ярким акцентом на значимости регионального сотрудничества, поддержке молодежи и охране экологии, а также на решимости Узбекистана вносить свой вклад в построение устойчивого мира и процветающего Центральноазиатского региона.

В своей речи глава государства подчеркнул необходимость объединения усилий для решения ключевых проблем современности, таких как изменение климата, угроза мирового продовольственного кризиса и обеспечение энергетической безопасности.

Президент Узбекистана особое внимание уделил вопросам устойчивого развития, подчеркнув, что Узбекистан намерен активно участвовать в реализации Повестки дня ООН на период до 2030 года. Страна взяла на себя обязательства по улучшению качества жизни населения, борьбе с бедностью и укреплению экономики в условиях глобальной нестабильности.

Кроме того, Узбекистан активно продвигает инициативы по улучшению социальной инфраструктуры, образованию и здравоохранению, признавая важность человеческого капитала в построении устойчивого общества.

Одной из ключевых тем выступления лидера Узбекистана стало изменение климата и экологические вызовы, с которыми сталкивается не только Узбекистан, но и весь мир. Он напомнил о катастрофическом состоянии Аральского моря, трагедия которого стала символом экологических последствий человеческой деятельности. Узбекистан, будучи одной из стран, пострадавших от этой экологической катастрофы, активно сотрудничает с другими странами региона для смягчения ее последствий.

Важной частью выступления Президента стало предложение по укреплению регионального сотрудничества в Центральной Азии. Шавкат Мирзиёев указал на положительные изменения, произошедшие за последние годы в отношениях между странами региона. Узбекистан активно работает над решением пограничных вопросов, укрепляет сотрудничество в сфере экономики, транспорта и логистики, а также ведет активный диалог по вопросам обеспечения безопасности.

Не менее важной темой выступления стала поддержка молодежи. Глава государства подчеркнул, что будущее стран и всего мира зависит от их молодежи, и призвал к активной поддержке молодых людей через улучшение системы образования, доступ к достойным рабочим местам и создание возможностей для личностного роста.

Узбекистан также демонстрирует готовность к укреплению международного сотрудничества на самых различных уровнях. Глава государства выразил заинтересованность в активном взаимодействии с ООН, МВФ, Всемирным банком и другими международными организациями для совместного решения глобальных вызовов. Президент подчеркнул, что Узбекистан придерживается курса открытости и готов к установлению новых партнерских отношений, обмену опытом и привлечению передовых технологий.

Выступление Президента Узбекистана на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало важным шагом в продвижении интересов страны на мировой арене.

Мухтарама Тургунова,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ПРАВОСУДИЕ В ЦИФРАХ: ТЕНДЕНЦИИ В УГОЛОВНЫХ ДЕЛАХ В СТОЛИЦЕ

В Ташкентском городском суде прошла пресс-конференция, посвященная итогам деятельности столичных судов за девять месяцев текущего года.

На мероприятии председатель Ташкентского городского суда Эркин Ходжакулов констатировал, что  в период с января по сентябрь 2024 года уголовными судами столицы  было проведено рассмотрение 7 170 уголовных дел, что на 2,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

В отчетном периоде суды вынесли приговоры по 5 374 уголовным делам, затрагивающим 6 784 человека. Прекращено 1 727 уголовных дел по 1 787 обвиняемым.

В 23 уголовных делах, касающихся 24 лиц, были применены принудительные меры медицинского характера.

По решению судов 714 человек были освобождены непосредственно в зале суда, в то время как 411 обвиняемых были взяты под стражу.

Общее количество осужденных достигло 6 784 человека, что на 157 человек больше по сравнению с предыдущим годом, когда этот показатель составлял 6 627 человек.

Назначенные судами наказания распределились следующим образом:

– штрафы получили 879 человек;

– исправительные работы были назначены 1 386 осужденным;

– ограничение свободы применено к 1 184 лицам;

– лишение свободы получили 2 864 человека;

– обязательные общественные работы назначены 41 осужденному;

– условное осуждение применено к 194 лицам;

– оправдательные приговоры вынесены 92 лицам.

В течение девяти месяцев 2024 года вышестоящие судебные инстанции (апелляционная, кассационная и ревизионная) провели пересмотр 2 433 уголовных дел по жалобам и протестам. Эти дела затрагивали 2 899 физических лиц.

За девять месяцев 2024 года уголовные суды столицы рассмотрели 72 039 административных дел, что на 3 760 дел больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Судами вынесено частное определение по 6 202 делам.

Кроме того, 2 182 уголовных дела были рассмотрены на выездных судебных заседаниях.

КОРРУПЦИЯ: УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ

Коррупция является одной из наиболее острых проблем, с которой сталкиваются многие страны. Она негативно влияет на экономическое развитие, подрывает доверие к государственным институтам и мешает созданию благоприятной деловой среды. В последние годы Узбекистан предпринимает значительные усилия для борьбы с коррупцией и повышения уровня прозрачности.

Одним из ключевых шагов в борьбе с коррупцией стало принятие нового законодательства, направленного на обеспечение прозрачности и усиление контроля за деятельностью государственных органов. В 2017 году был принят Закон «О противодействии коррупции», который заложил основу для создания антикоррупционной инфраструктуры в стране.

Внедрение цифровых технологий помогает сократить возможности для взяточничества и уменьшает количество бюрократических барьеров.

Кроме того, в Узбекистане ведется активная работа по повышению прозрачности в сфере государственных закупок. Системы электронных торгов и открытых тендеров позволяют минимизировать риск коррупции в процессе распределения государственных заказов. В 2022 году Узбекистан внедрил специализированные платформы, которые помогают контролировать эти процессы и предотвращать необоснованные решения.

Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями в борьбе с коррупцией. Страна является участником Конвенции ООН против коррупции (UNCAC), что позволяет получать экспертную помощь и обмениваться передовым опытом с другими странами.

Важной частью борьбы с коррупцией является повышение общественного сознания и образовательные программы.

Государство продолжает предпринимать шаги для улучшения ситуации, в том числе усиливая наказания за коррупционные преступления и стимулируя граждан к участию в антикоррупционных инициативах.

Борьба с коррупцией остается приоритетной задачей, и страна уже добилась значительных успехов в этой сфере. Однако для дальнейшего успеха необходимо продолжать укреплять институциональные механизмы и повышать уровень гражданского участия.

Толибжон Обидов,

председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.

СИСТЕМНАЯ БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ОТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В современном Узбекистане противодействие коррупции признано стратегическим приоритетом государственной политики. Коррупционные явления, препятствующие экономическому росту и снижающие эффективность государственного управления, требуют комплексного подхода к их искоренению. Руководство страны реализует многовекторную программу противодействия коррупции, сочетающую институциональные реформы с технологической модернизацией.

Фундаментом антикоррупционной политики стал Закон «О противодействии коррупции». В рамках его реализации создано специализированное Агентство по противодействию коррупции, координирующее национальную антикоррупционную стратегию. Институциональные преобразования направлены на формирование эффективной системы предупреждения и выявления коррупционных проявлений.

Внедрение электронного правительства стало ключевым элементом антикоррупционной стратегии. Цифровизация государственных услуг существенно сокращает административные барьеры и минимизирует коррупционные риски. Особое внимание уделяется развитию электронных платформ в сфере государственных закупок, обеспечивающих прозрачность тендерных процедур и эффективный контроль за расходованием бюджетных средств.

Участие Узбекистана в Конвенции ООН против коррупции (UNCAC) способствует интеграции международных антикоррупционных стандартов в национальную практику. Взаимодействие с международными экспертами позволяет совершенствовать механизмы противодействия коррупции с учетом мирового опыта.

Достигнутые результаты создают основу для дальнейшего совершенствования антикоррупционных механизмов. Приоритетными направлениями остаются укрепление институциональной базы противодействия коррупции, расширение сферы применения цифровых технологий, развитие общественного контроля, совершенствование образовательных программ по формированию антикоррупционной культуры.

Системный подход к противодействию коррупции, сочетающий законодательные реформы, цифровую трансформацию и международное сотрудничество, создает предпосылки для дальнейшего укрепления правового государства и развития благоприятной деловой среды в Узбекистане.

Мухаммад Каюмов,

судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ В ЧИЛАНЗАРСКОМ РАЙОНЕ СТОЛИЦЫ

В хокимияте Чиланзарского района прошел выездной прием руководителей правоохранительных органов столицы.

В нем приняли участие прокурор города Ташкента, председатель Ташкентского городского суда, начальник Главного управления внутренних дел города Ташкента, начальник управления юстиции города Ташкента, руководители управления Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре, руководство налогового управления.

На выездном приеме по судебно-правовым вопросам обратились 15 соотечественников. Помощь им оказали председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда А. Рахматов, председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам И. Сабиров и заместитель председателя Чиланзарского районного суда А. Мухиддинов, председатель Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам А. Сулайманов, судья Ташкентского городского административного суда Т. Салимов.

Большая часть обращений касалась гражданского права (8), меньшая — уголовного (5), по административным делам (2). Все заявители получили квалифицированные юридические разъяснения.

ВЫБОРЫ-2024: ОТ ОКРУГОВ К ПАРТИЙНЫМ СПИСКАМ

27 октября в республике пройдут выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса, которые привлекают значительное внимание как внутри страны, так и за ее пределами. Эти выборы являются важным этапом демократических преобразований и политической жизни государства.

Они  станут историческими, так как впервые применится смешанная избирательная система, объединяющая мажоритарный и пропорциональный принципы. Из 150 депутатов палаты, 75 будут избраны по одномандатным округам, а еще 75 – по партийным спискам. Нововведение направлено на укрепление роли политических партий в политической жизни страны.

Избирательная кампания началась 26 июля 2024 года, и в ней приняли участие пять зарегистрированных политических партий. Важно отметить, что для выдвижения кандидатов партии должны включить в свои списки не менее 40% женщин, что отражает стремление к более широкому представительству различных социальных групп в парламенте.

Система относительного большинства, применяемая на этих выборах, означает, что для победы достаточно набрать больше голосов, чем у соперников в соответствующем округе, что исключает необходимость проведения второго тура голосования. Ожидается, что в выборах примут участие около 30 тысяч кандидатов и их доверенных лиц, а также более 120 тысяч членов избирательных комиссий и наблюдателей, включая международных представителей.

Важно отметить, что избирательные комиссии уделяют большое внимание обеспечению прозрачности и открытости процесса голосования. Активно задействуются как международные, так и внутренние наблюдатели, что способствует повышению доверия к итогам выборов.

В выборах участвуют 5 крупных политических партий. Каждая из них ведет активную кампанию, предлагая свои программы для дальнейшего социального и экономического развития страны. В этом году особое внимание уделяется темам борьбы с коррупцией, улучшению социальной защиты населения, развитию инфраструктуры и стимулированию малого и среднего бизнеса и экологии.

Узбекистан приглашает международные организации для мониторинга выборов, включая представителей ОБСЕ, ШОС и СНГ. Присутствие международных наблюдателей помогает обеспечить соблюдение международных стандартов и укрепить демократические институты страны.

Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса 27 октября — это ключевой момент в политической жизни Узбекистана.

Муроджон Мирзожонов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.

НА ЧТО НАПРАВЛЕН ЗАКОН «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ И УВЕДОМИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ»?

В связи с принятием 14 декабря 2017 года Закона «Об административных процедурах», возникла необходимость принятия другого документа для регулирования отношений в области лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур, так как настоящий закон не в полной мере урегулировал отношения в сфере лицензирования, а также разрешительных и уведомительных процедурах.

5 марта 2021 года был принят Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах». C его появлением все соответствующие положения совмещены в один документ.

В соответствии со ст. 5 закона, лицензирование и разрешительные процедуры необходимы в случаях, если осуществление отдельных видов деятельности или действий физическими или юридическими лицами может повлечь за собой нанесение вреда жизни и здоровью граждан, ущерба правам и законным интересам физических и юридических лиц, ущерба общественной безопасности и (или) вреда окружающей среде.

Существуют определенные виды деятельности или действий, для которых необходимо лицензирование или получение документа разрешительного характера  или уведомление уполномоченных органов. Перечень видов лицензируемой деятельности, а также об их лицензионных, разрешительных, уведомительных требованиях и условиях можно подробно изучить в законе.

Лицензия требуется для занятия определенными видами деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, здоровью граждан, общественной безопасности, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Вместе с тем, в настоящее время лицензированию подлежат 49 вида деятельности (разделенных на 198 подвидов), по которым лицензирующими органами определены в целом 30 органов государственного и хозяйственного управления, включая областные и районные хокимияты.

Документ разрешительного характера выдается уполномоченным органом в форме разрешения, согласования, заключения, дающий право на осуществление определенной деятельности при обязательном соблюдении разрешительных требований и условий.

Уведомительная процедура — комплекс мероприятий, связанных с процессом направления уведомления, а также приостановления, возобновления, прекращения деятельности уведомителя и введения запрета на осуществление деятельности в уведомительном порядке.

Заявления соискателей о выдаче лицензий или документов разрешительного характера, а также приложенные к ним документы могут приниматься компетентными органами посредством специальной электронной системы (license.gov.uz), через Единый портал интерактивных государственных услуг – ЕПИГУ (www.my.gov.uz) либо путем личного обращения через Центр государственных услуг.

Лицензирующий орган изучает соответствие соискателя лицензии ее требованиям и условиям. При помощи электронной цифровой подписи отправляет лицензию и уведомление об уплате государственной пошлины в Центр государственных услуг (в случае личного обращения) или через ЕПИГУ (в случае подачи заявления в электронном виде). В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, направляется уведомление с указанием причин отказа и срока для их устранения.

Центр государственных услуг информирует лицензиата о реквизитах банковского счета и сроке уплаты государственной пошлины и предоставляет лицензию при уплате государственной пошлины.

Выдачи лицензии или документа разрешительного характера либо отказа в его выдаче не должен превышать двадцати рабочих дней.

Согласно нормативно-правовому акту, компетентными органами в области лицензирования, прохождения разрешительных и уведомительных процедур на территории Республики Узбекистан, является Кабинет Министров и лицензирующие органы, перечень которых указан в Законе. Так же, согласно Указу Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур» от 24 августа 2020 года Агентство государственных услуг является уполномоченным органом по ведению информационной системы «Лицензия», где и подается заявка на получение лицензии, разрешительных документов или уведомления. Кроме того, указанное Агентство пользуется правом контролировать государственные органы и другие организации, осуществляющие процедуры лицензирования, выдачи разрешительных документов и уведомления.

Виды деятельности, для которых необходимо получить лицензию, указаны в Приложении №1. Лицензии бывают двух видов — типовые (простые) и индивидуальные.

К типовым (простым) лицензиям относятся лицензии, выдаваемые неограниченному кругу юридических и физических лиц, в случае, если они отвечают единым лицензионным условиям и требованиям, предъявляемым к осуществлению соответствующего вида деятельности.

К индивидуальным лицензиям относятся лицензии, выдаваемые юридическим и физическим лицам на основе особых лицензионных требований и условий, предоставляющие лицензиатам исключительные права при осуществлении данного вида деятельности. Индивидуальные лицензии ограничиваются в количестве по территории действия, по объекту деятельности либо по иным основаниям, определяемым Кабинетом Министров. Такой вид лицензий, как правило, выдается на основе конкурса (тендера). Например, это указано в Постановлении Кабинета Министров от 20 декабря 2004 года, а именно в Положении о порядке конкурсного распределения радиочастот и выдачи индивидуальных лицензий на право осуществления деятельности в области телерадиовещания.

Лицензия на каждый вид лицензируемой деятельности выдается отдельно и может быть выдана на подвид (подвиды) лицензируемого вида деятельности. Срок действия лицензий не ограничен, за исключением лицензий, выдаваемых со сроком не менее чем на 5 лет на осуществление:

  1. медицинской и фармацевтической деятельности;
  2. деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  3. деятельности по культивированию, ввозу (вывозу), переработке, хранению, реализации (отпуску), приобретению и перевозке растения каннабис с содержанием наркотического средства в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ;
  4. деятельности, связанной с эксплуатацией и оказанием услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи и сетей распространения телерадиопередач;
  5. деятельности в сфере добычи, переработки и реализации нефти, газа (в том числе сжатого природного и сжиженного углеводородного) и газового конденсата;
  6. аффинажной деятельности.

По истечению срока лицензия может быть продлена по заявлению соискателя.

Лицензиат может расширить осуществляемую на основании лицензии деятельность другим подвидом, для которого так же необходима лицензия. Для этого, лицензиат доложен подать заявление на выдачу лицензии, которая позволит осуществить подвид деятельности. Стоит отметить, что подвид деятельности должен быть осуществлен в той же области что и основная деятельность лицензиата. Второй этап данной процедуры заключается в информировании уполномоченного органа лицензиатом, в порядке, установленным лицензионным требованиям и условиям, которые предъявляются к соответствующему подвиду деятельности. Далее уполномоченный орган вносит изменения в ранее полученную лицензиатом лицензию касательно соответствующего подвида, для которого необходима лицензия.

Виды деятельности или действий, для осуществления которых требуется получение разрешительного документа, указаны в Приложении №2. Данный документ выдается на неограниченный срок, за исключением случаев, предусмотренных их паспортами или документов выдающиеся для выполнения разового действия. В случае истечения срока действия документа, он может быть продлен по заявлению. Стоит отметить что, если соискатель надлежащим образом соблюдал разрешительные требования и условия, то он имеет приоритетное право на продление срока действия разрешительного документа, в случае если выдача данного документа производится на конкурсной (тендерной) основе. Данное преимущество применяется в случае, если предложение соискателя, соблюдавшего разрешительные требования и условия, равноценно оптимальному предложению другого соискателя, участвующего в конкурсе (тендере).

Порядок лицензирования и прохождения разрешительных процедур устанавливается Единым положением «О порядке лицензирования отдельных видов деятельности посредством специальной электронной системы», утвержданным Постановлением правительства от 21 февраля 2022 года.

В первую очередь, соискатель лицензии должен зарегистрироваться через систему ONE-ID. Это требуется для получения доступа в систему «Лицензия» и получения услуги по выдаче лицензии.

Заявление о выдаче лицензий или разрешительных документов, а также приложенные к ним документы, подаются соискателем в электронной системе «Лицензия» или через Единый Портал Интерактивных Государственных Услуг и подтверждается электронной цифровой подписью. Общая информация о соискателе лицензии вводится автоматически на основании информации, содержащейся в ключе ЭЦП. Вместе с этим соискатель должен оплатить государственную пошлину и (или) необходимые сборы (за рассмотрение заявления, выдачу).

В общем порядке, документами, необходимыми для получения лицензии и разрешительного документа являются:

– для юридического лица – идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

– для физического лица – фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, или персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ);

– вид (подвид) деятельности (действий), которые соискатель намерен осуществлять;

– другие сведения, подтверждающие выполняемость соискателем лицензионных или разрешительных требований и условий.

Документы загружаются в онлайн платформу в формате PDF, PNG или JPEG.

Соискатель автоматически получает соответствующий документ (отметку), который подтверждает регистрацию заявления и прилагаемых к нему документов.

Далее, заявление рассматривается уполномоченным органом, который в течение сроков, предусмотренных для каждого вида деятельности в соответствующем паспорте, должен предоставить выдачу или отказ лицензии или разрешительного документа.

Не позднее одного дня с даты принятия решения о выдачи лицензии или разрешительного документа или об его отказе, уполномоченный орган размещает свое решение в электронной системе «Лицензия». Далее, в срок не превышающий одного рабочего часа с момента размещения данного решения, соискатель уведомляется о принятом решении в электронной форме посредством электронной системой. Если уполномоченный орган не принимает решение в течении установленного срока, соискатель имеет право осуществлять свою деятельность (действие), при этом известив уполномоченного органа в электронной форме посредством электронной системой или ЕПИГУ.

В случае принятия лицензирующим органом положительного решения, соискатель лицензии должен произвести оплату госпошлины, которая устанавливается для каждого вида деятельности Законом «О государственной пошлине».

После оплаты государственной пошлины и загрузки инвойса в ИС «Лицензия» формируется лицензия с проставленным QR-кодом (матричным штрих-кодом) и направляется в электронной форме в персональный кабинет соискателя в ИС «Лицензия» или на ЕПИГУ.

Лицензии и разрешительные документы оформляются в электронной форме с проставлением уникального QR-кода, за исключением документов, требующих оформления на специальных бумажных бланках в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан. Лицензии и разрешительные документы, выданные в электронной форме, могут быть распечатаны в бумажном виде, что будет иметь равную силу.

Основанием для отказа в выдаче лицензии или разрешительного документа является:

– представление соискателем документов не в полном объеме;

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверных или искаженных сведений;

несоответствие соискателя лицензионным и разрешительным требованиям и условиям.

Отказ в выдаче по иным основаниям, в том числе по мотивам нецелесообразности выдачи документов, не допускается. Соискатель имеет право на устранение недостатков в срок установленный уполномоченным органом (не более 30 рабочих дней) и в иных случаях на подачу повторного рассмотрения (устранение причин отказа соискателем со сроком не менее 10 рабочих дней с момента уведомления и не более 5 рабочих дней для повторного рассмотрения уполномоченному органу).

Основанием для переоформления является:

– преобразование субъекта предпринимательства — юридического лица;

– изменение фамилии, имени, отчества или места деятельности субъекта предпринимательства – физического лица;

– слияние субъектов предпринимательства – юридических лиц;

– прекращение действия лицензии для подвида лицензируемого вида деятельности или объединения нескольких видов;

– изменение сведений, указанных в разрешительных документах.

Переоформление и выдача осуществляются в срок не более 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления. При переоформлении лицензии или разрешительного документа взимается сбор в размере 50% от суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя о выдаче лицензии или разрешительного документа.

Основанием для изменения является:

– расширения вида деятельности, осуществляемой на основании лицензии, другим подвидом лицензируемого вида деятельности;

– начала осуществления филиалами и представительствами деятельности;

– изменения адреса осуществления деятельности, в случае, если по отношению к его месту нахождения установлены лицензионные и разрешительные требования и условия.

При изменении лицензии взимается государственная пошлина, а при изменении разрешительного документа взимается сбор, в размере 50% от суммы, уплачиваемой за выдачу лицензии или разрешительных документов.

Основанием для приостановления действия является:

– выявление нарушений требований и условий;

– невыполнение устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом;

– самовольное заявление соискателя, в случае временного приостановления своей деятельности (на срок до 6 месяцев).

Действие лицензии или разрешительного документа приостанавливается уполномоченным органом на срок до 10 дней, а судом на срок более 10 дней, но не более 6 месяцев. Если обстоятельства приостановления лицензии или разрешительного документа были устранены соискателем, то уполномоченный орган или суд, принявший решение о приостановлении возобновляет действие лицензии в трехдневный срок со дня получения свидетельства об устранении таких обстоятельств.

Основанием для аннулирования является:

– самовольное заявление соискателя;

– ликвидации юридического лица;

– прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

– признание недееспособным физического лица;

– неуплата в установленный срок государственной пошлины или сбора;

– не устранения обязательств, повлекших за собой приостановление действия лицензии или разрешительного документа в установленный срок;

– систематическое (два и более раза в течение одного года) или однократное грубое нарушение лицензионных и разрешительных требований и условий;

использование подложных документов.

Основанием для прекращения является:

– отмена порядка лицензирования или разрешительной процедуры;

– истечение срока действия;

– выполнение розового действия;

– смерть физического лица;

– не обращение в течение шести месяцев лицензиатом или лицом, получившего разрешительный документ о возобновления действия лицензии или разрешительных документов.

Информацию об отказе, переоформления, изменения, приостановления, аннулирования прекращения действия документов можно посмотреть в системе «Лицензия».

Уведомительная процедура отличается от процесса получения лицензии или разрешительного документа тем, что для начала осуществления деятельности или действия, разрешение уполномоченного органа не требуется. Но, тем временем, физическое или юридическое лицо берет на себя обязательства по соблюдению требований и условий уведомительных процедур. Виды (подвиды) деятельности или действий, для осуществления которых требуется уведомление уполномоченного органа, указаны в Приложении №3. Требования, условия и документы, необходимые для направления уведомления, указываются в паспортах утверждаемые Кабинетом Министров по каждому виду деятельности (действий), осуществляемой в уведомительном порядке.

Уведомитель или лицо, уполномоченное действовать от его имени, направляет уведомление уполномоченному органу, указывая сведения и прилагая документы через систему «Лицензия» или через ЕПИГУ с использованием электронной цифровой подписи. При направлении уведомления, уведомитель подтверждает соответствие требований и условий предусмотренные паспортами. Для осуществления деятельности (действий), требующей уведомления за исключением уведомлений о начале розничной торговли алкогольной продукцией и реализации алкогольной продукции предприятиями общественного питания, уведомитель обязан оплатить сбор, в размере до 50 базовой расчетной величины. Направленное уведомление при соблюдении всех требований и условий, автоматически принимается и соответственно, в результате подтверждение направляется уведомителю. Информация об уведомителях, которым направлено подтверждение, автоматически формируется в реестре уведомлений.

Стоит отметить что, уполномоченный орган может не принять уведомление только в случае:

– обнаружения ложной или недостоверной информации;

– неуплаты сбора;

– не подтверждения соблюдения и выполнения требований и условий;

– приостановление деятельности (действия) уполномоченным органом;

– запрет на осуществление деятельности (действия) судом.

Деятельность (действия) уведомителя, осуществляемая в уведомительном порядке, может быть приостановлена по инициативе уполномоченного органа или судом. Уполномоченный орган может приостановить деятельность (действия) на срок, не превышающий десяти рабочих дней, в случае выявлений нарушений требований и условий и в течение одного рабочего дня направляет уведомителю решение о приостановлении через систему «Лицензия». Стоит отметить что, уведомитель имеет возможность возобновить приостановленную деятельность (действия), устранив недостатки и направив информацию об этом уполномоченному органу с приложением подтверждающих документов.

Деятельность так же может быть прекращена уполномоченным органом или по решению суда в случае:

– выявления ложной или недостоверной информации;

– не устранения недостатков уведомителем в срок установленный уполномоченным органом;

– систематического или однократного грубого нарушения требований и условий.

Также, уполномоченный орган может предусмотреть требование запрета на осуществление деятельности (действий) на срок до трех месяцев или же на срок определяемый решением суда. Что касается самого уведомителя, то он имеет право по своей инициативе прекратить свою деятельность и уведомить об этом уполномоченного органа через систему «Лицензия» или ЕПИГУ.

Информацию о приостановлении, возобновлении, прекращении, запрете осуществления деятельности можно посмотреть в системе «Лицензия»

Физические лица, совершившие правонарушения в данной области, привлекаются к уголовной и (или) административной ответственности. В частности, по ст. ст. 165, 1763, 2415 Кодекса об административной ответственности и ст.ст. 190 и 1925 Уголовного Кодекса. Что касается юридических лиц, на них налагаются штрафы по следующим правонарушениям:

– занятие деятельностью без лицензии, разрешительного документа, и без уведомления уполномоченного органа;

– использование подложных документов;

– предоставление ложной или недостоверной информации.

Решение о наложении штрафа принимается уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня оформления акта о выявлении правонарушении. В течение месяца со дня направления решения о наложении штрафа, правонарушитель может добровольно уплатить сумму штрафа, предусмотренного в данном решении. Если правонарушитель, добровольно уплачивает 70% размера штрафа от общей суммы штрафа, и обращается в уполномоченный орган с целью выдачи лицензии, разрешительного документа или направления уведомления, правонарушитель освобождается от уплаты оставшейся суммы штрафа. Размеры штрафов указываются в Приложении №4.

Стоит отметить что, в случае неуплаты правонарушителем суммы штрафа в добровольном порядке уполномоченный орган, в течение пяти рабочих дней подает в суд заявление о взыскании штрафа. Правонарушитель вправе обжаловать решение о наложении штрафа.

В заключении можно сделать вывод о том, что новое законодательство значительно облегчило процедуру лицензирования. Кроме этого, закон отменил заключение лицензионного договора, и теперь лицензия и документ разрешительного характера может выдаваться в электронном формате. И последнее нововведение, заключается во введении порядка и механизма уведомительного порядка для осуществления деятельности.

 

 

Олимжон Шамсиев,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА: ЗАЩИТА БУДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В современном мире, где права человека занимают центральное место в общественном дискурсе, особое внимание уделяется защите наиболее уязвимых групп населения. Одним из ключевых документов в этой области является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Конвенция представляет собой международный правовой документ, определяющий права детей во всем мире. Она устанавливает базовые стандарты детского благополучия на различных этапах развития ребенка и является первым юридически обязательным международным актом, обеспечивающим полный спектр прав человека для детей.

Основными принципами Конвенции являются:

– недискриминация: все права распространяются на всех детей без исключения;

-наилучшее обеспечение интересов ребенка: при принятии решений следует в первую очередь учитывать интересы детей;

– право на жизнь, выживание и развитие: государства обязаны обеспечивать право детей на жизнь и здоровое развитие;

-уважение взглядов ребенка: детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам.

Конвенция служит ориентиром для национальных законодательств и политик в отношении детей, а также основой для деятельности ЮНИСЕФ и других организаций, работающих в сфере защиты прав детей.

Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 9 декабря 1992 года. За время, прошедшее с момента ратификации Конвенции Узбекистаном, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в Узбекистане регулируются такими законодательными документами, как Конституция, Семейный кодекс, Закон «О гарантиях прав ребенка», Закон «О профилактике правонарушений», Закон «Об опеке и попечительстве», Закон «О государственной молодежной политике», Закон «Об образовании».

В настоящее время стране проводится масштабная работа по поддержке материнства и детства, созданию условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечению соблюдения требований Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый с момента принятия Конвенции, многие дети по-прежнему сталкиваются с нарушением своих прав. Бедность, вооруженные конфликты, дискриминация и изменение климата продолжают угрожать благополучию детей во многих частях мира.

Реализация принципов Конвенции требует постоянных усилий со стороны государств, международных организаций и гражданского общества. Только совместными усилиями мы сможем создать мир, в котором каждый ребенок сможет полностью реализовать свой потенциал.

Конвенция ООН о правах ребенка остается ключевым инструментом в борьбе за права и благополучие детей во всем мире. Она напоминает нам о нашей коллективной ответственности перед будущими поколениями и призывает к действиям для обеспечения лучшего будущего для всех детей.

Адила Султанова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому