Искать:

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА — ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ

В Ташкентском государственном юридическом университете в смешанном формате прошел круглый стол на тему «Права человека — высшая ценность».

 

В мероприятии приняли участие доктор юридических наук, профессор, декан факультета международного права  и сравнительного правоведения ТГЮУ Д. Умарханова, доктор юридических наук,  профессор кафедры Международного права и прав человека Г. Юлдашева, судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам  М. Каюмов,  судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Б. Каюмов, профессорско-преподавательский состав, студенты.

Участники в беседе за «круглым столом» отметили, что  права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

 

В основе концепции прав человека лежат две основные ценности: первая – это человеческое достоинство, а вторая – равенство. Права человека можно понимать как нечто, определяющее базовые нормы, необходимые для того, чтобы жить с чувством достоинства, и их универсальность вытекает из того, что, по крайней мере, в этом все люди равны.

29 декабря 2022 года было принято Совместное Постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан о реализации данной резолюции. Совместным постановлением была утверждена “Дорожная карта», которая включает в себя более 50 конкретных мер по 13 направлениям. Это совместное постановление согласуется с принципом «построение гуманного государства путем возвышения чести и достоинства человека и дальнейшего развития свободного гражданского общества», определенным в Стратегии развития Нового Узбекистана.

 

Этот документ основан на идее реформ, проводимых в Узбекистане по принципу «достоинство человека и интересы человека превыше всего» для обеспечения устойчивого развития человека, общества и государства,  также послужат реализации Глобальной повестки дня нашей страны на период до 2030 года.

 

В ЧЕМ СУТЬ МЕДИАТИВНОГО СОГЛАШЕНИЯ?

1 января 2019 года в силу вступил Закон «О медиации». Основная цель документа — регулирование отношений, связанных с применением медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальным трудовым спорам и спорам, возникающим из семейных правоотношений, если законом не предусмотрено иное.

 

Медиация — это своего рода посредничество, то есть способ разрешения возникшего спора с помощью посредника на основе добровольного согласия для достижения сторонами взаимоприемлемого решения. Данный процесс применяется на основании волеизъявления сторон. Медиация может применяться как во внесудебном порядке, так и в процессе рассмотрения спора в судебном порядке, а также в процессе исполнения судебных актов и актов других органов.

 

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами при осуществлении процедуры в процессе судебного разбирательства, рассмотрения спора в уполномоченном государственном органе, немедленно направляется в тот же суд или уполномоченный государственный орган, в производстве которого находится соответствующее дело. Стороны, посредник, а также другие лица, присутствующие при осуществлении процедуры посредничества, независимо от того, связаны ли споры с предметом посредничества, находятся в процессе обсуждения, если стороны не договорились об ином правиле:

 

о предложении одной из сторон о применении медиации, а также о готовности одной из сторон принять участие в ее осуществлении;

 

о замечаниях или предложениях, высказанных одной из сторон относительно возможности разрешения спора;

 

о признаниях, высказанных одной из сторон в ходе осуществления процедуры медиации;

 

одна из сторон не вправе ссылаться на информацию о готовности принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

В случае достижения сторонами взаимоприемлемого решения о возникшем споре или об условиях и сроках исполнения обязательств по результатам осуществления процедуры медиации между сторонами заключается в письменной форме медиативное соглашение. Лицо, в интересах которого государственным органом или иным органом был предъявлен иск, вправе заключить медиативное соглашение без участия данного государственного органа или иного органа. Следует также отметить, что медиативное соглашение имеет обязательную силу для сторон, его заключивших, и исполняется сторонами добровольно в порядке и сроки, предусмотренные соглашением.

 

В случае неисполнения медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд с просьбой о защите своих прав. Если между сторонами заключено посредническое соглашение, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

 

Дилфуза ОПАЕВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам.

МОГУТ ЛИ ОТКАЗАТЬ В ВЫПЛАТЕ «ДЕКРЕТНЫХ» В ЧАСТНОМ ДЕТСКОМ САДУ?

— Невестка работает в частном детском саду. Недавно вышла в декретный отпуск. Говорят, что здесь не дают декретных денег. Законно ли это?

К. Абдубакиев, г. Ташкент.

— Отвечает судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам Азизбек Джалилов:

 

— Согласно статье 14 Трудового кодекса, субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста и заключившие трудовой договор с работодателем.

 

Согласно статье 15 работодателями могут быть частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем и индивидуальные предприниматели, осуществляющие найм работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

Согласно статье 233 настоящего Кодекса, женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов и пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или при рождении двух или более детей – семьдесят) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

 

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

 

Согласно статье 286 настоящего Кодекса, пособие по беременности и родам выплачивается в размере полного заработка в течение всего отпуска по беременности и родам. В соответствии со статьей 287, при рождении ребенка выдается единовременное пособие. Размер пособия на каждого рожденного ребенка и порядок его выплаты устанавливаются законодательством. 

 

На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 25 июля 2022 часть декретных выплат женщин, работающих по трудовому договору в субъектах хозяйственной деятельности с образованием юридического лица независимо от вида деятельности, производится за счет государственного бюджета.

 

Остальная часть выплачивается предпринимателем. 

 

Исходя из вышеизложенного, вашей невестке положено выплатить декретные. В случае возникновения спора, вы имеете право обратиться в соответствующий суд по гражданским делам.

ЖИТЕЛЬ ТАШКЕНТА ПОЛУЧИЛ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ ЗА СЕДЬМОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

41-летний Анвар Ходжаев – обладатель шести судимостей. Среди них кража, грабеж, умышленное легкое телесное повреждение и трижды нарушение правил административного надзора. Седьмую он заработал по глупости, находясь в нетрезвом состоянии. 

 

Общие интересы

Павла Игнатова Анвар считал своим закадычным другом. Приятели были знакомы около 15 лет. Были у мужчин, конечно, и общие интересы – пристрастие к алкоголю. Они нередко вместе выпивали.

 

Этот трагический день, который подпортил размеренную жизнь 41-летнего рецидивиста, произошел 8 июня 2021 года. Проснувшись после очередного вечернего «застолья», Анвар решил опохмелиться. Денег у него не было, и он решил пойти на рынок «Катартал» и продать свой мобильный телефон. Там мужчина и встретил своего друга, который нес бутылку водки. Павел предложил Анвару распить ее вместе, и мужчины направились к дому Анвара. Сели на одной из скамеек во дворе и дело пошло… 

 

Начало конфликта

Так как это было утром, и мужчины толком не позавтракали, их очень быстро «развезло».  Павел начал кричать, ругаться бранными словами и вести себя неподобающе. Анвар попросил приятеля вести себя потише, чтобы на них не обращали внимания соседи. Начав раздражаться, Анвар пригрозил, что «успокоит» его ножом… Но находившийся под воздействием алкоголя Павел не воспринял его слова всерьез и продолжил привлекать внимание окружающих громкими криками.

 

«Утихомирил»…

Все закончилось тем, что Анвар вытащил из кармана недавно купленный нож и ударил Павла в ногу. Увидев, что у собутыльника ручьем хлынула кровь, Анвар хотя и был нетрезв, однако сообразил, что нужен жгут или что-то подобное, чтобы перевязать ногу. Поэтому он сходил домой и вынес шнурок, после чего оказал другу помощь, но не вызвал «скорую». 

 

Затем Анвар снова зашел домой, вспомнив, что нужно выгулять собаку. Спустившись по лестнице уже вместе с псом, он обнаружил, что Павел все так же сидел на скамейке и истекал кровью. Приближалось время обеда, и, не желая того, чтобы кто-либо увидел Павла, Анвар стал уговаривать его пойти домой.

 

Павел, естественно, уже не мог никуда идти самостоятельно. И Анвар с собакой ушел по привычному маршруту. Обойдя окрестности, мужчина направлялся в сторону дома, и там его уже ждали сотрудники правоохранительных органов, которые забрали его в РОВД.

 

Трагический конец истории

Раненный Павел был доставлен в Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи. Согласно судебно-медицинской экспертизе было установлено, что телесное повреждение у пострадавшего не являлось опасным для жизни, но вызвало длительное расстройство здоровья сроком больше трех недель. Поэтому было отнесено к телесным повреждениям средней тяжести. 

 

Спустя какое-то время, получив необходимое лечение, Павел выписался. Однако 25 августа скончался в своей квартире. Читатель может задать весьма справедливый вопрос – а причем здесь Анвар?

 

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы в процессе лечения рана стала плохо заживать и, возможно, ускорила смерть потерпевшего.

 

С учетом всех обстоятельств

В ходе открытого выездного судебного заседания Анвар полностью признал свою вину. Он также раскаялся в содеянном и просил суд назначить ему более мягкое наказание.

 

Суд, обсуждая вопрос юридической квалификации содеянного подсудимым, пришел к выводу, что его действия следует квалифицировать по п. «м» ч. 2 ст. 105 (умышленное средней тяжести телесное повреждение) Уголовного кодекса РУз. 

 

При определении вида и меры наказания подсудимому суд с соблюдением ст. 55 (обстоятельства, смягчающие наказание) УК РУз, учитывая его семейное и материальное положение как обстоятельства, смягчающие наказание, а также обращая внимание на то, что он был ранее судим, находился в состоянии алкогольного опьянения, посчитал назначить ему наказание в виде ограничения свободы. 

 

Таким образом, суд приговорил признать Анвара Ходжаева виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «м» ч. 2 ст. 105 (умышленное средней тяжести телесное повреждение) УК РУз. Ему было назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 3 года.

Имена и фамилии изменены.

 

Фарход Эргашев,

судья Чиланзарского районного суда

по уголовным делам, 

Эвелина Синотова,

журналист.

ЧТО ТАКОЕ ШТРАФ И КОГДА ОН ПРИМЕНЯЕТСЯ?

Согласно статье 112 Налогового кодекса Республики Узбекистан финансовые санкции являются мерой ответственности за налоговое правонарушение и применяются в виде взыскания денег (штрафов и пеней) за совершенное правонарушение.

 

Финансовые санкции применяются не только за налоговые правонарушения, но и за нарушение правил, установленных отдельными законодательными актами, постановлениями Кабинета министров.

 

Вот почему, когда говорят о финансовом штрафе, нарушении требований законодательства или договора, закон является мерой материального воздействия, применяемой к лицам, признанным виновными в совершении неправомерных действий, и применяется регулирующим органом или судом в установленном порядке.

 

Штраф — это единовременная сумма, которая устанавливается налоговым законодательством в процентах или в размере, кратном определенной сумме. Применение финансовых санкций является мерой правового воздействия.

 

Право надзорных органов обращаться в экономические суды с заявлениями о применении мер правового воздействия установлено статьей 217 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан.

 

В соответствии с установленным порядком заявление о применении меры правового воздействия подается в суд в письменной форме. Оно подписывается заявителем или его представителем.

 

В заявлении о применении к суду меры правового воздействия указываются лица, участвующие в деле, а также их местонахождение и место жительства, наименование контролирующего органа, установившего факт правонарушения, обстоятельства, послужившие основанием для предъявленного требования, доказательства, подтверждающие основания предъявленного требования, нормативные правовые акты, предусматривающие ответственность за действия или бездействие юридического лица или гражданина, послужившие основанием для обращения в суд, требование заявителя, сведения о соблюдении порядка досудебного разрешения спора с ответчиком (ходатайство).

 

Особенностью при рассмотрении дел о применении меры правового воздействия является то, что суды вправе возлагать на заявителя обязанность информировать участвующих в деле лиц о времени и месте судебного заседания, в частности, ответчика.

 

Согласно ст. 221 Экономического процессуального кодекса дело о применении финансовых санкций рассматривается не менее чем через месяц после поступления заявления в суд. При рассмотрении дела в суде суд проверяет, насколько точен расчет суммы финансовых санкций. Заключение мирового соглашения или посреднического соглашения по данной категории дел не допускается.

 

Таким образом, в законодательстве четко прописан порядок применения финансового штрафа. Строго соблюдая его, можно разрешить любой спор или проблему законно и справедливо.

 

Кеунимжаева Бибиназ,

судья судебной коллегии по экономическим

делам Ташкентского городского суда.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПОД НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ

В Узбекистане вопросы поощрения, соблюдения и защиты прав человека рассматриваются как один из приоритетов государственной политики и взаимодействия с международными партнерами. Сегодня в стране создана устойчивая политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека.

 

В 2016 году официально вступили в силу 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. ЦУР призывают все страны содействовать процветанию при одновременном обеспечении защиты прав и свобод человека. Они не только отражают идеологию устойчивого развития и сбалансированно сочетают социальные, экономические и экологические приоритеты, но и содержат конкретные инструменты достижения.

 

В 2017 году Республика Узбекистан перешла на важнейший этап своего демократического и правового развития, фазу дальнейшего реформирования всех сторон жизни общества. Стратегической программой политических и экономических реформ в Республике Узбекистан стала, утвержденная Президентом Республики Узбекистан 7 февраля 2017 года «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах», положившая начало новому этапу коренных демократических преобразований и модернизации страны, а также дальнейшего совершенствования системы обеспечения прав, свобод и законных интересов человека.

 

В целях коренного повышения эффективности проводимых реформ, создания условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития государства и общества, реализации приоритетных направлений по модернизации страны и либерализации всех сфер жизни принята стратегия развития Нового Узбекистана в 2022-2026 годах.

 

Первое направление – совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации;

 

Второе направление – обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства, повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений, полную реализацию принципа состязательности в судебном процессе, совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг;

 

Третье направление – развитие и либерализация экономики, направленные на дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, модернизацию и интенсивное развитие сельского хозяйства, продолжение институциональных и структурных реформ по сокращению присутствия государства в экономике, дальнейшее усиление защиты прав и приоритетной роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, районов и городов, активное привлечение иностранных инвестиций в отрасли экономики и регионы страны путем улучшения инвестиционного климата;

 

Четвертое направление – развитие социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование государственной молодежной политики;

 

Пятое направление – обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики, направленные на укрепление независимости и суверенитета государства, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, укрепление международного имиджа страны.

 

В рамках практической реализации программного документа принято 29 законов и свыше 900 подзаконных актов, в том числе «О противодействии коррупции», «О порядке отбывания административного ареста», «Об Уполномоченном при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства», «О распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней», «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» и др. Приняты Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы распространения актов законодательства» от 2.02.2017 г., «О мерах по коренному совершенствованию деятельности юридической службы» от 8.02.2017 г., «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» от 12.04.2017 г.; «О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц» от 10.04.2017 г.; Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» от 03.02.2017 г.

 

Таким образом, в Узбекистане уделяется большое внимание защите прав человека и эта работа усилится.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам.

КАЖДАЯ ПЯТАЯ ЖЕРТВА – ДЕТИ

Одной из конституционных гарантий свободы личности является то, что за торговлю людьми законом установлена уголовная ответственность. Статья 135 Уголовного кодекса гласит «торговля людьми, то есть купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение в целях его эксплуатации».

 

Торговля людьми – это глобальная проблема, которая затрагивает жизнь миллионов людей практически в любой стране мира и которая лишает их человеческого достоинства. Являясь одним из самых тяжких преступлений в мире, торговля людьми вводит в заблуждение и превращает в жертв женщин, мужчин и детей из всех уголков мира и ежедневно заставляет их быть объектом эксплуатации. Хотя самой известной ее формой является сексуальная эксплуатация, сотни тысяч жертв становятся также объектом торговли для целей принудительного труда, подневольной работы в качестве домашней прислуги, детского попрошайничества или извлечения органов.

 

Это преступление затрагивает почти все страны мира либо в качестве исходного пункта, либо пункта транзита, либо пункта конечного назначения, при этом жертвы из по меньшей мере 127 стран сообщают о том, что их эксплуатировали в 137 государствах. В мировом масштабе каждая пятая жертва торговли людьми – это дети.

 

Распространение торговли людьми также связано с ограниченностью доступа населения к эффективной занятости, образованию, социальной защите и другим ресурсам, а также с распространением бедности, сегрегацией на рынке труда. Например, среди основных причин, толкающих женщин в ситуации торговли людьми, эксперты называют бедность и гендерную дискриминацию – факторы, препятствующие получению образования, трудоустройству и обретению уверенности в будущем.

 

Торговля людьми, особенно массовая, не может являться национальной проблемой: это проблема глобального масштаба. Поэтому в Генеральной Ассамблее, помимо множества резолюций на эту тему, существует так же Совет по Правам Человека, которые принимает международные постановления для предотвращения торговли людьми.

 

В Узбекистане борьба с данным злом современности поднялась до уровня государственной политики. Об этом свидетельствует принятие за последние ряда нормативно-правовых актов в данной сфере. Кроме того, в июле 2019 года был издан Указ главы государства, на основании которого Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была преобразована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду во главе с Председателем Сената. Также учрежден институт Национального докладчика по данному вопросу. Разработана «дорожная карта» по улучшению позиции Узбекистана в сфере противодействия торговле людьми и принудительному труду с учетом рекомендаций Международной организации труда, Госдепартамента США, международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch». Важным шагом стало принятие программы практических мер по обеспечению защиты прав и свобод граждан Республики Узбекистан, находящихся за рубежом.

 

На сегодняшний день в стране на системной основе проводится профилактическая работа, направленная на противодействие любым формам преступности. В результате профилактической и разъяснительно-агитационной деятельности по усилению противодействия торговле людьми, а также воспитательной работы среди населения, особенно молодежи, за годы преступления, связанные с торговлей людьми, сократились.

 

17 апреля 2008 года принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в области противодействия торговле людьми. При разработке данного закона, наряду с общепризнанными нормами международного права, был учтен опыт законодательного регулирования конкретных иностранных государств. Спустя 12 лет, в 2020 году Президент Узбекистана подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.

 

Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Сегодня противостоять этому виду преступления можно только сообща. Решением данной проблемы является повышение правовой грамотности населения.  Сегодня все силы правоохранительных органов, гражданского общества, а также судебной системы сосредоточены на том, чтобы донести до наших соотечественников, что торговля людьми – преступление против личности человека, за которое полагается справедливое наказание.

 

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,
судья Мирабадского районного суда
по уголовным делам.

КАК ДОКАЗАТЬ, ЧТО КРЕДИТ НЕ МОЙ?

— Год назад дальний родственник купил в кредит телевизор и ноутбук, оформив их на мое имя. Недавно пришло извещение из суда. Оказывается, из-за неуплаты стоимости купленного родственником, на меня начислены долг и пеня. Как быть, как доказать, что кредит не мой?

Н. Васильев, г. Ташкент.

Отвечает Гулчехра Опаева, заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам:

 

— В судебной практике подобных дел становится все больше. На судебных заседаниях большинство ответчиков ссылаются на то, что фактическими получателями кредитов являются их родственники, близкие, знакомые. Уверяют, что они только подписывали официальные бумаги по этому поводу.

 

Согласно статье 353 Гражданского кодекса Республики Узбекистан договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 

 

В соответствии со статьей 744 настоящего кодекса, по кредитному договору одна сторона — банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другой стороне (заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. 

 

Согласно статье 422 Гражданского кодекса когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку и переданный ему товар, продавец вправе отказаться от исполнения договора и обратить взыскание на товар в порядке, предусмотренном для взыскания предмета залога.

 

Исходя из сказанного, раз вы добровольно взяли всю ответственность, предусмотренную кредитным договором, на себя, кредитор вправе подать исковое заявление в суд на вас, в случае обоснованности иска, взыскать задолженность.

КОРРУПЦИЯ — ЭТО ЗЛО, И НАША  ЗАДАЧА – ПРЕДОТВРАТИТЬ ЕГО

В последние годы в Узбекистане проводятся масштабные реформы, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией, пресечение коррупционных факторов во всех сферах государственного и общественного строительства.

 

Принимаются меры по совершенствованию системы оценки коррупционных рисков, возникающих при выполнении задач и функций, возложенных на государственные органы, а также по внедрению шаблонов честности на государственной службе, устранению бюрократических барьеров и сокращению теневой экономики. В судебной системе, как и во всех сферах, реализуется проект «сфера без коррупции».

 

Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» приобретает важное значение для своевременной и качественной реализации мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизни общества и государства. Также принят ряд указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, направленных на меры по совершенствованию системы. Внесены соответствующие изменения в статьи 210, 211, 212, 213 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, касающиеся преступлений, связанных с коррупцией.

 

Следует отметить, что понятие коррупции определено статьей 3 Закона «О противодействии коррупции», согласно которой коррупция — незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление такой выгоды.

 

В соответствии со статьей 7 настоящего Закона Агентство по противодействию коррупции, Генеральная прокуратура, Служба государственной безопасности, Министерства внутренних дел, юстиции, Генеральная прокуратура являются государственными органами, непосредственно осуществляющими деятельность по борьбе с экономическими преступлениями. В частности, в противодействии коррупции указанные государственные органы осуществляют меры по повышению правосознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, предупреждению ее во всех сферах жизни государства и общества.

 

Также своевременное выявление коррупционных правонарушений, их пресечение, устранение их последствий, причин и условий, обеспечивает принцип неотвратимости ответственности за совершение такого рода правонарушений.

 

Принятие в новом Узбекистане ряда антикоррупционных законодательных актов и проводимые на местах пропагандистские мероприятия по их исполнению, а также внесение изменений в Уголовный кодекс способствуют тому, что в нашем государстве борьба с этим злом современности вышла на новый уровень. Поэтому каждый из нас должен признать своим главным долгом бороться с этим злом на благо нашей страны.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда.

ВНИМАНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ЗАЩИТЕ ЕГО ПРАВ И СВОБОД

Указ Президента Республики Узбекистан от 16 января 2023 года «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов» стал ярким примером внимания к человеку, надежной защиты его прав и свобод.

 

Документ предусматривает дальнейшее расширение правосудия в рамках принципа «Новый Узбекистан — новый суд», ускорение реформирования судебно-правовой системы, внедрение в отрасль передовых международных стандартов. С этой целью в соответствии с данным документом утверждена краткосрочная стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы.

 

В соответствии с документом реализуется ряд приоритетных задач, направленных на обеспечение правосудия. В частности, на основе идеи «за человеческое достоинство» формируется поистине справедливая судебная система, деятельность которой направлена на эффективную защиту интересов народа и человеческого достоинства.

 

Добиваясь принятия справедливых судебных решений, укрепляется доверие народа, в том числе предпринимателей, к судебной системе. Прежде всего, необходимо добиться того, чтобы каждый человек видел в лице суда и судей своего надежного защитника. Также будут созданы все возможности для граждан и предпринимателей отстаивать свои права и законные интересы в судах, будут в полной мере реализованы принципы равенства сторон и споров в судебном процессе. Совершенствуется законодательство, направленное на обеспечение беспристрастности судов на практике.

 

Деятельность судов будет полностью оцифрована, будут внедрены технологии искусственного интеллекта. Совершенствуется межведомственный электронный обмен информацией, расширяются возможности дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Еще одним важным вопросом в документе является то, что гарантии независимости и неприкосновенности судей будут усилены, а также будут разработаны эффективные механизмы предотвращения случаев неуважения к суду и вмешательства в судебный процесс. Обеспечивается строгое исполнение судебных решений, повышается ответственность государственных органов и органов местного самоуправления в этом отношении.

 

Известно, что любое влияние или давление на судью подрывает качество правосудия. Следовательно, в вышеуказанном указе отмечается, что любое вмешательство в работу судей строго наказывается с целью обеспечения их подлинной независимости.

 

Соответственно, будут разработаны эффективные механизмы предупреждения случаев неуважения к суду, усиление мер административной ответственности за это и установление уголовной ответственности, усиление мер ответственности за вмешательство в решение судебных дел и неисполнение судебного акта.

 

Кроме того, будет сформирован корпус прокуроров, специализирующихся на содействии отправлению правосудия.

 

Наряду с этим, разрабатывается концепция информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы предусматривающая доведение до общественности широкого спектра дел, проводимых судами.

 

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому