Искать:

ОТ ПОДДЕРЖКИ К ПОЛНОЦЕННОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Торговля людьми — одна из самых тревожных и трудноискоренимых форм транснациональной преступности современности. Вовлечение человека в рабский труд, сексуальную эксплуатацию или другие формы принудительной деятельности нарушает не только основные права и свободы, но и подрывает устои гуманного общества. Узбекистан, как и множество стран мира, не остается в стороне от этой проблемы, прилагая усилия для ее предотвращения и искоренения.

В последние годы Узбекистан добился ощутимых результатов в создании законодательных основ борьбы с торговлей людьми. Принятые законы направлены не только на уголовное преследование преступников, но и на обеспечение прав жертв.

Одним из краеугольных камней национальной стратегии стало развитие международного партнерства. Узбекистан активно взаимодействует с ООН, МОМ, ОБСЕ, а также с соседними государствами. Такой формат позволяет не только обмениваться успешными практиками, но и координировать усилия по пресечению трансграничных каналов торговли людьми.

Сотрудничество особенно важно в сфере миграционной политики: нередко граждане становятся жертвами уже за пределами родины. Здесь помощь дипломатических представительств, а также участие в многосторонних соглашениях становятся критически важными.

Одним из самых действенных механизмов борьбы с торговлей людьми является профилактика. В Узбекистане все активнее развиваются кампании по повышению общественного сознания: проводятся информационные мероприятия, распространяются образовательные материалы, организуются тренинги для уязвимых групп населения, особенно молодежи и женщин.

Понимание населением рисков, связанных с нелегальной миграцией или сомнительными предложениями о трудоустройстве, позволяет значительно снизить уязвимость перед преступниками. Вместе с тем необходимо шире использовать потенциал СМИ и цифровых платформ в антипрофилактической работе.

Государство оказывает широкий спектр помощи пострадавшим: юридическую, медицинскую, психологическую и социальную. Созданы центры помощи, реализуются программы восстановления документов, содействия в трудоустройстве и возвращения в общество. Эти усилия — важный элемент правозащитной политики.

Но стоит признать: необходимо дальнейшее наращивание ресурсов, подготовка специалистов и расширение доступности помощи в отдаленных регионах. Каждая жертва должна чувствовать не просто сочувствие, а реальную поддержку системы.

Торговля людьми — проблема, которую невозможно решить усилиями одного только государства. Это глобальный вызов, преодоление которого требует комплексного и многоуровневого подхода. В Узбекистане уже заложены прочные основы для эффективной борьбы с этим злом: есть законодательная база, развивающаяся инфраструктура поддержки жертв, международные связи и профилактические механизмы.

Однако ключ к успеху — в слаженности действий. Только при тесной координации между органами власти, гражданским обществом, международными партнерами и самими гражданами можно искоренить это преступление и обеспечить безопасность, достоинство и справедливость для всех членов общества.

Фаррух ЭРГАШЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЙ

Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции стало фундаментом для последовательного обновления всей правовой системы страны. В этом контексте значимой вехой стал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление гарантий деятельности судов и прав и свобод граждан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции».

Документ стал логическим продолжением глубинных реформ в сфере правосудия, инициированных в последние годы. Его основная цель — укрепление независимости судебной системы, повышение прозрачности и объективности судопроизводства, а также обеспечение надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и предпринимателей.

Одним из важнейших положений стало закрепление принципа презумпции невиновности в Уголовно-процессуальном кодексе. Теперь подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность. Более того, он имеет полное право хранить молчание на любом этапе следствия и судебного разбирательства. Это является отражением международных правовых стандартов и шагом к более справедливому правосудию.

Закон исключает возможность вынесения обвинительного приговора исключительно на основании признания вины. Такое признание теперь не может быть единственным доказательством. Кроме того, закреплено право свидетелей отказаться от дачи показаний против себя или близких родственников. Это усилит защиту от давления и обеспечит большую юридическую защищенность участников процесса.

Установлено, что судья не может быть отстранен от рассмотрения дела, приостановлен в полномочиях или переведен на другую должность без соблюдения четко определенной процедуры. Любое вмешательство в его деятельность строго запрещено. Судьи не подотчетны внешним органам и действуют исключительно в рамках закона, что укрепляет принцип разделения властей и институциональную независимость судебной власти.

Законом уточнен порядок законодательной инициативы со стороны Верховного суда. Теперь он может вносить предложения только в рамках своей компетенции, что обеспечивает правовую ясность и согласованность в законотворческом процессе.

Принятый документ — принципиальный шаг к построению эффективной, открытой и справедливой судебной системы. Он направлен на реализацию базовых положений Конституции, особенно тех, которые касаются прав человека и обеспечения правосудия.

Особую значимость имеет то, что этот закон укрепляет доверие граждан к суду как к институту, обеспечивающему защиту, а не формальное рассмотрение дел. В условиях активной модернизации всех сфер жизни общества, укрепление правовой основы государства становится краеугольным камнем устойчивого развития.

Шамсиддин ТОЖИЕВ,

председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

В Узбекистане продолжается масштабное реформирование судебной власти в рамках реализации положений обновленной Конституции, принятой в 2023 году. Эти изменения направлены на укрепление прав и свобод граждан, обеспечение независимости судей и модернизацию правовых механизмов, регулирующих деятельность судебной системы.

Одним из ключевых направлений реформ стало совершенствование нормативной базы, регламентирующей деятельность Верховного суда — высшего органа судебной власти. Согласно новым конституционным нормам, его полномочия были уточнены, что потребовало пересмотра законов «О судах», «О Высшем судейском совете» и Уголовно-процессуального кодекса.

Принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление гарантий деятельности судов и прав и свобод граждан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции» стал не просто технической адаптацией, а содержательной реформой. Его цель — привести всю судебную систему в соответствие с современными правовыми стандартами и духом Конституции.

Особое внимание уделено уголовному судопроизводству. В обновленном Уголовно-процессуальном кодексе четко зафиксировано: подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, имеет право на молчание, а признание вины не может быть единственным доказательством. Все сомнения трактуются в пользу обвиняемого. При этом судимость одного лица не должна влиять на права его родственников.

Эти нормы соответствуют международным правовым стандартам, в том числе Европейской конвенции по правам человека, и формируют эффективный правовой механизм защиты личности от возможного произвола.

Изменения в Закон «О судах» закрепили принцип подлинной независимости судебной власти. Судьи теперь подчиняются исключительно Конституции и законам. Закон жестко регламентирует основания для их отстранения, перевода или приостановления полномочий.

Важным элементом реформ стало расширение доступа граждан к юридической помощи. Закон гарантирует, что каждому подозреваемому и обвиняемому будет предоставлено право на защиту с первых этапов судопроизводства. При необходимости — за счет государства. Судебные процессы могут вестись на узбекском, каракалпакском или ином языке, понятном участникам.

Юридическая помощь теперь не привилегия, а обязательная гарантия справедливого правосудия.

Новый закон — это очередной шаг на пути построения подлинно правового государства в Узбекистане. Он не ограничивается выполнением формальных требований Конституции, а способствует формированию новой судебной культуры — основанной на доверии, справедливости и верховенстве закона.

Анвар ИКРОМОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ИЗМЕНЕНИЯ В КОДЕКСАХ РАДИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГАХ

В Узбекистане принят важный законодательный акт — Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административной ответственности в связи с совершенствованием системы безопасности дорожного движения». Этот документ представляет собой системный подход к борьбе с правонарушениями на дорогах, предусматривая ужесточение санкций и внедрение новых механизмов общественного контроля. Анализ закона позволяет оценить его как значимый шаг к повышению дисциплины водителей и прозрачности в деятельности правоохранительных органов.

Одним из ключевых элементов закона стало введение уголовной ответственности за повторное вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Теперь такие действия наказываются исправительными работами до трех лет или лишением свободы на аналогичный срок. Этот шаг свидетельствует о переходе от профилактических мер к карательным, когда речь идет о систематических нарушителях, представляющих повышенную угрозу для окружающих.

Уголовная ответственность также установлена за серьезные нарушения в сфере подготовки водителей: фальсификацию экзаменов, незаконную выдачу водительских удостоверений и эксплуатацию транспортных средств, использующих альтернативные виды топлива, без соблюдения норм безопасности.

Дополнения в Кодекс об административной ответственности направлены на противодействие так называемому дорожному хулиганству. Под этим понятием подразумеваются опасные формы поведения на дороге: агрессивное вождение, дрифт, «шахматное» маневрирование и умышленные помехи другим участникам движения. Эти действия теперь подпадают под административное преследование и влекут штрафы и иные меры воздействия.

Значимым новшеством является введение системы штрафных баллов за нарушение правил дорожного движения. При достижении установленного лимита водитель лишается права управления транспортным средством на срок не менее шести месяцев. Подобная модель широко применяется в странах с развитой системой дорожного контроля и позволяет формировать у водителей устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.

Эта система ориентирована не на единичное наказание, а на выявление систематических нарушителей, что делает ее особенно эффективной в профилактической работе.

Особое внимание в законе уделено регулированию прав граждан на фиксацию действий сотрудников правоохранительных органов. Новая статья 195² Уголовного кодекса разрешает гражданам вести фото- и видеосъемку при исполнении сотрудниками служебных обязанностей, что способствует прозрачности и подотчетности правоохранительных структур.

В то же время введена ответственность за умышленное искажение содержания съемки, способствующее дискредитации сотрудника. Это решение позволяет соблюсти баланс между правами граждан на общественный контроль и защитой чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел от манипуляций и фальсификаций.

Принятый закон отражает растущую потребность общества в более безопасной и справедливой системе дорожного движения. Он направлен на ужесточение ответственности за грубые и системные правонарушения, развитие механизма превентивного воздействия и повышение прозрачности в действиях полиции. Нововведения уравновешивают интересы государства, общества и каждого участника дорожного движения.

Шухрат Бакаев,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам. 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИМПУЛЬС К СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

В Узбекистане продолжается поэтапное реформирование судебной власти в рамках реализации норм обновленной Конституции, принятой в 2023 году. Одной из ключевых задач становится совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей структуру и деятельность Верховного суда, обеспечение подлинной независимости судей, а также укрепление гарантий прав и свобод граждан в рамках уголовного судопроизводства.

Обновленная Конституция Республики Узбекистан закрепила новые принципы в сфере судопроизводства, в частности — роль и полномочия Верховного суда как высшего органа судебной власти. Это потребовало адаптации действующего законодательства, включая Законы «О судах», «О Высшем судейском совете» и Уголовно-процессуальный кодекс.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на усиление гарантий деятельности судов и прав и свобод граждан в связи с принятием Конституции Республики Узбекистан в новой редакции» стал не просто технической корректировкой, а содержательной реформой, направленной на приведение всех звеньев судебной системы в соответствие с основным законом государства. В результате формируется новая модель правосудия, опирающаяся на принципы верховенства права, презумпции невиновности и независимости судей.

Один из самых значимых шагов — переработка положений Уголовно-процессуального кодекса. В документе уточняется, что подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;  допускается молчание как форма защиты; признание вины не может быть единственным доказательством вины; сомнения трактуются исключительно в пользу обвиняемого; судимость одного лица не может ограничивать права его родственников.

Эти положения соответствуют лучшим мировым стандартам и принципам Европейской конвенции по правам человека, создавая прочный правовой щит для защиты личности от произвола.

Изменения в Закон «О судах» закрепляют принцип независимости судебной власти от других ветвей власти и любых внешних влияний. Судьи теперь подчиняются исключительно Конституции и законам. Установлены строгие правила отстранения судей от дел, перевода на другие должности или приостановления их полномочий.

Особо подчеркнуто, что реорганизация суда не может служить основанием для освобождения судьи от должности — это важный элемент институциональной устойчивости.

Ряд поправок расширяет доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Закон гарантирует, что каждому подозреваемому и подсудимому будет обеспечено право на защиту на всех стадиях судопроизводства; в случае необходимости помощь предоставляется за счет государства; судопроизводство может вестись на узбекском, каракалпакском или другом языке, понятном участникам процесса.

Таким образом, юридическая помощь становится гарантией справедливости.

Принятый закон является очередным важным звеном в процессе построения правового государства. Он направлен не только на формальное исполнение Конституции, но и на формирование новой судебной культуры — культуры доверия, законности и справедливости.

Узбекистан делает уверенный шаг к тому, чтобы судебная система стала не формальным механизмом, а подлинной опорой защиты прав граждан и основой демократического устройства. Важнейшее условие успеха — это системная реализация норм на практике, реальная независимость судей и повседневное соблюдение прав человека.

Муроджон МИРЗАЖОНОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.

ИМУЩЕСТВО В БРАКЕ: ЗАКОН, ПРАКТИКА И ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

В Узбекистане вопросы собственности между супругами регулируются Семейным кодексом, который закрепляет как общее правило, так и его исключения. Однако за сухими юридическими формулировками скрываются жизненно важные вопросы: кому достанется жилье, автомобиль, бизнес или даже бытовая техника после развода?

Согласно статье 23 Семейного кодекса Республики Узбекистан, все имущество, приобретенное супругами в браке, считается их совместной собственностью, независимо от того, кто из них фактически его приобрел. Причем это правило распространяется и на имущество, купленное до официальной регистрации брака, если оно было оплачено из общих средств.

Такая формулировка отражает принцип равенства супругов в имущественных отношениях. Но в жизни все чаще возникают ситуации, когда такой подход кажется одной из сторон несправедливым. Именно поэтому законодатель предусмотрел возможность изменить режим собственности через брачный договор или установить отдельный статус имущества по закону.

Разделение между совместным и личным имуществом закреплено в статье 25 Семейного кодекса. Личной собственностью одного из супругов признаются имущество, которым он владел до вступления в брак; подарки и наследство; безвозмездные приобретения в браке.

Однако именно в этой грани между «общим» и «личным» кроется множество спорных моментов, которые в случае развода становятся предметом судебных тяжб.

Когда супруги не могут договориться самостоятельно, они обращаются в суд. При этом суд исходит не только из формальной даты расторжения брака, но и из фактического прекращения совместной жизни.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан внес важные разъяснения в эту сферу. Согласно пункту 7 Постановления «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о разделе общего имущества супругов», если супруги фактически прекратили семейные отношения до расторжения брака, проживали отдельно и вели раздельные финансы, суд может признать имущество, приобретенное после разъезда, личным.

Это положение фактически делает важным не только юридический, но и жизненный статус отношений. Например, если супруг купил машину или квартиру после того, как они с женой перестали жить вместе и вели самостоятельные бюджеты, эта собственность может быть признана личной, даже несмотря на то, что брак юридически не был расторгнут.

Важно отметить, что даже после таких уточнений, имущественные споры остаются одними из самых сложных и болезненных. Ведь речь идет не только о вещах, но и о чувствах, ожиданиях, нередко — о детях и общем прошлом. Законодательство пытается учитывать эти нюансы, вводя гибкие механизмы: от брачного договора до учета фактического положения вещей.

В этом контексте можно отметить зрелость правовой системы Узбекистана, которая отходит от формализма и делает акцент на справедливость и реальную картину отношений. Это важно в условиях трансформации семьи как социального института, когда традиционные модели уступают место более сложным и разнообразным формам совместной жизни.

Современное семейное право Узбекистана — это инструмент, позволяющий разрешать конфликты справедливо, учитывая не только букву закона, но и жизненные обстоятельства. Закон работает не только тогда, когда все хорошо, но особенно тогда, когда отношения рушатся. Именно тогда важно, чтобы правовая система могла предложить честный и прозрачный механизм защиты интересов всех сторон.

Шахноза ИБРАГИМОВА,

судья Яккасарайского межрайонного суда по гражданским делам.

ИНФОРМИРОВАНИЕ — ПЕРВЫЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ

В условиях стремительного развития цифровых технологий и роста активности в онлайн-пространстве перед Узбекистаном, как и перед многими другими странами, встала серьезная и многогранная угроза — мошенничество. Современные злоумышленники используют все более изощренные методы, чтобы завладеть чужими деньгами, личной информацией и имуществом. Противодействие этим преступлениям требует системного подхода: законодательного, информационного, международного и, что особенно важно, — персонального.

Главной мишенью мошенников остается недостаточная осведомленность граждан. Именно поэтому просвещение населения — один из ключевых элементов национальной стратегии борьбы с мошенничеством.

Эта работа направлена не только на предупреждение, но и на формирование нового типа мышления — критического, внимательного, способного отличить правду от обмана. Люди должны понимать, что мошенники используют психологическое давление, манипуляции и технические уловки, и что единственным эффективным способом защиты является грамотность и осторожность.

Вторым ключевым элементом борьбы с мошенничеством является ужесточение законодательства. В Узбекистане за последние годы принят ряд нормативных актов, усиливающих ответственность за мошеннические действия, в том числе — в сфере финансов, информационных технологий и потребительских отношений.

Особое внимание уделяется борьбе с киберпреступностью — новым, но уже широко распространенным видом мошенничества. Законодательство адаптируется к вызовам времени, позволяя правоохранительным органам действовать оперативно и эффективно, не теряя времени на сложные формальности. Благодаря этому усиливается не только наказуемость преступников, но и превентивная функция права — потенциальные мошенники получают сигнал о неотвратимости ответственности.

Мошенничество не знает границ. Интернет позволяет преступникам действовать с любой точки мира, а значит, борьба с ним требует международной солидарности. Узбекистан активно участвует в международных инициативах, направленных на обмен информацией, совместное расследование преступлений и усиление контроля над трансграничными преступными схемами.

Эта работа позволяет не только эффективно пресекать международное мошенничество, но и укреплять авторитет страны как ответственного участника глобальной системы безопасности.

Наряду с мерами государства, немалую роль в защите от мошенничества играет поведение самих граждан. Каждый должен осознавать, что его финансовая и информационная безопасность — прежде всего его личная ответственность.

Критически важно:

–  не передавать личные данные незнакомым лицам;

– проверять репутацию компаний и сайтов;

– быть внимательным к подозрительным звонкам, письмам и сообщениям;

пользоваться антивирусными программами и защищенными каналами связи;

при малейшем подозрении — обращаться к специалистам или в органы внутренних дел.

Важно помнить: чем быстрее будет зафиксирован факт мошенничества и начато официальное расследование, тем выше шансы восстановить справедливость и возместить ущерб.

Борьба с мошенничеством — не краткосрочная кампания, а долгосрочный и комплексный процесс, требующий участия всех сторон: государства, общества и каждого человека. Узбекистан уже сделал важные шаги в этом направлении: усилил законы, активизировал профилактику, расширил международное сотрудничество.

Мошенничество — это вызов времени, на который нельзя ответить только силовыми методами. Необходимо формировать культуру безопасности, развивать правовую грамотность и цифровую устойчивость. Только так можно построить общество, где доверие и справедливость будут сильнее обмана.

Дилмурод ТУРСУНОВ,  

следственный судья Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

ГАРАНТИЯ СТАБИЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В условиях углубляющейся правовой реформы и укрепления частного сектора экономики вопросы защиты интересов участников корпоративных отношений приобретают особое значение. Обновленная Конституция Узбекистана в статье 21 устанавливает, что осуществление прав и свобод одного лица не должно нарушать прав и законных интересов других. Это базовое положение закономерно влияет и на корпоративное право, где каждый участник общества несет не только права, но и обязательства по отношению к другим участникам.

Особенность корпоративных правоотношений — в их внутренней взаимосвязи. Участники общества с ограниченной ответственностью (ООО) связаны между собой общей целью, совместной деятельностью и ведением дел. Поэтому реализация одним из участников своих прав, например, при продаже доли, затрагивает интересы остальных.

Закон «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» в статье 20 прямо закрепляет преимущественное право других участников общества на приобретение доли, выставленной на продажу. Это правило направлено на сохранение стабильности в структуре участников и защиту от непредсказуемых внешних влияний.

Преимущественное право — далеко не новое понятие в гражданском праве. Оно закреплено и в Гражданском кодексе Узбекистана. Однако, в корпоративной среде, преимущественное право приобретает особую значимость. Продажа доли постороннему лицу может повлиять на внутренние процессы управления, нарушить сложившееся деловое доверие и изменить баланс интересов в обществе.

Закон требует, чтобы участник, намеревающийся продать свою долю, письменно уведомил об этом других участников и само общество, указав цену и условия сделки. Срок для реализации преимущественного права составляет один месяц, если уставом не предусмотрено иное. Если право не реализовано — долю можно продать третьему лицу.

Однако на практике нередко фиксируются случаи, когда этот порядок нарушается. Сделки совершаются без уведомления или с формальными нарушениями, что ставит под угрозу правовую защиту других участников. В таком случае закон предоставляет правовой инструмент — требование в суде о передаче прав и обязанностей покупателя. Такое требование должно быть заявлено в течение трех месяцев.

В судебной практике наблюдаются два основных подхода:

1. Признание сделки недействительной на основании нарушения законодательства;

2. Передача прав и обязанностей покупателя в пользу заявителя, обладающего преимущественным правом.

Иногда оба требования объединяются в одном иске. Это говорит о

Преимущественное право участников ООО — это не формальность, а важный механизм защиты интересов, направленный на баланс и устойчивость корпоративных отношений. В условиях усиливающейся предпринимательской активности в Узбекистане совершенствование нормативной базы и правоприменения в этой сфере становится насущной необходимостью. Только при условии эффективной реализации такого права можно говорить о полноценной защите законных интересов всех участников бизнеса — в духе Конституции и принципов правового государства.

Мансур ЭРГАШЕВ,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НА МЕСТЕ

В соответствии с планом мероприятий по проведению выездных приемов для рассмотрения обращений физических и юридических лиц, в махалле «Нилуфар» Сергелийского района столицы был организован прием граждан с участием представителей Ташкентского городского суда, Ташкентского городского административного суда и Народной приемной города Ташкента. В рамках мероприятия юридическую помощь получили 11 человек.

Из числа обратившихся 6 граждан подали обращения по уголовным делам, 3 — по гражданским, 1 — по административному и 1 — по экономическому делу.

В ходе приема по 7 обращениям были даны подробные юридические разъяснения, а оставшиеся 4 были решены положительно на месте.

 В частности, по результатам рассмотрения представлений об отмене приговора, условно-досрочно были освобождены двое осужденных, приговоренных к исправительным работам, и двое — к ограничению свободы.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ: ПРАВО НА ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР

Что значит быть дееспособным и как защищаются права тех, кто не может отвечать за себя?

Эта правовая категория отражает способность человека осознанно принимать решения, вступать в юридически значимые отношения и нести ответственность за свои действия. В Узбекистане, как и во многих странах, эта способность напрямую связана с возрастом и психическим состоянием.

Полная дееспособность: право и ответственность

Согласно статье 22 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, гражданин считается полностью дееспособным с момента достижения 18 лет. Это означает, что он может: самостоятельно заключать сделки, управлять имуществом, выступать в суде. Однако дееспособность — не только права, но и обязанности. Наряду с возможностью распоряжаться своими правами человек берет на себя юридическую ответственность за последствия своих действий.

Частичная дееспособность: шаг к взрослой жизни

Частично дееспособными признаются: лица от 14 до 18 лет — могут совершать мелкие сделки, но для серьёзных — требуется согласие родителей; лица с ограниченными возможностями психического характера — в зависимости от диагноза, степень их дееспособности может быть ограничена судом.

Полная недееспособность: когда нужна опека

Суд может признать человека полностью недееспособным, если он не способен понимать значение своих действий. Назначается опекун. Также существует ограниченная дееспособность, например у граждан, злоупотребляющих алкоголем, — назначается попечитель.

Историческая перспектива

Понятие дееспособности зародилось в Древнем Риме. Тогда она зависела не от возраста, а от статуса: раб — не дееспособен, свободный — дееспособен. Со временем, особенно в Европе, право стало ориентироваться на возраст и психическое здоровье, а не на происхождение.

Международные стандарты

Всеобщая декларация прав человека (ст. 6) и Конвенция о правах инвалидов признают равную правоспособность всех лиц. Узбекистан, ратифицировав Конвенцию, обязуется защищать права людей с инвалидностью, внедрять систему поддерживаемого принятия решений и обеспечивать доступ к правосудию.

Защита прав недееспособных в Узбекистане

Опека и попечительство — назначаются хокимиятами. Контроль за опекунами — защита интересов подопечных. Государственная поддержка включает пенсии, медпомощь, реабилитацию. Сделки недееспособных без представителя — ничтожны.

В заключение

Дееспособность — основа юридической личности. Но общество должно заботиться и о тех, кто не может сам защищать свои права. Закон Узбекистана стремится к балансу между защитой и уважением.

Дилноза АБДУКАДЫРОВА,

судья Учтепинского межрайонного

суда по гражданским делам.

Перейти к содержимому