Искать:

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА  В  СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Глава государства 11 сентября подписал Указ «О стратегии Узбекистан-2030».

Документ  предусматривает 100 целей по 5 направлениям. В качестве основных определены создание каждому человеку достойных условий для реализации своего потенциала, обеспечение благосостояния населения посредством устойчивого экономического роста, сохранение водных ресурсов и охрана окружающей среды, обеспечение верховенства закона, организация государственного управления на службе и продолжение работы по превращению страны в безопасное и открытое государство.

Второй пункт четвертого направления стратегии посвящен обеспечению верховенства закона  в  судебно-правовой системе, в котором определен ряд приоритетных задач. В частности, цель 84 — обеспечение верховенства Конституции и законов, превращение надежной защиты прав и свобод человека в главный критерий судебно-правовых реформ. Она предусматривает снижение практики назначения наказания в виде лишения свободы с 30 до 20 процентов, увеличение возможности дистанционного осуществления отдельных процессуальных действий в деятельности судов и следственных органов не менее чем в 2 раза. Кроме того, установлены такие приоритетные задачи, как установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц, а также дальнейшее развитие системы административного правосудия, усиление независимости судебной власти и обеспечение открытости ее деятельности, реализация которых послужит дальнейшему повышению доверия населения к правосудию.

Устранение препятствий для обращения в суд, повышение эффективности досудебного урегулирования споров, прием электронных жалоб на результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях и участие государственного защитника в уголовных делах, связанных с предпринимательством, – все это является признаком роста человеческого достоинства в нашей стране. Это свидетельствует о том, что интересы людей ставятся на первое место.

Безусловно, этот документ является одним из важных шагов во всестороннем развитии нашей страны и одним из программных документов каждого из нас.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Борьба за свободу — борьба с торговлей людьми

Торговля людьми — преступление, которое является одной из самых жестоких и жалких форм эксплуатации человеческого достоинства. В Узбекистане ведется активная борьба с этим негуманным явлением, и страна успешно добивается прогресса в предотвращении и пресечении торговли людьми.

Наша страна принимает серьезные меры и ведет непрерывную работу по борьбе с торговлей людьми. Принятие специального Закона «О противодействии торговле людьми» в 2008 году стало важным шагом в этом направлении. Документ определяет правовые и организационные меры для предотвращения торговли людьми, защиты жертв и наказания виновных. Он включает в себя широкий спектр мер по предотвращению, выявлению и пресечению случаев торговли людьми. Закон определяет понятие торговли людьми, устанавливает ответственность за такие преступления, а также определяет механизмы оказания помощи и защиты потерпевшим.

Согласно данному Закону, торговля людьми является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы. Закон устанавливает также возможность возмещения материального и морального ущерба потерпевшим и меры социальной реабилитации для них. Особое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних и женщин, которые являются основными категориями потерпевших от торговли людьми.

Однако, несмотря на все предпринятые меры, борьба с торговлей людьми остается сложной задачей. Международное сотрудничество и координация усилий всех заинтересованных сторон играют важную роль в противодействии этому преступлению. Узбекистан активно сотрудничает с другими государствами, международными организациями и НПО, чтобы эффективно бороться с торговлей людьми и обеспечивать защиту прав своих граждан.

Важным инструментом борьбы с торговлей людьми в Узбекистане является также Национальная стратегия по противодействию торговле людьми. Она разработана с учетом рекомендаций международных организаций и определяет приоритетные направления деятельности государства в данной сфере. Стратегия включает в себя мероприятия по профилактике, защите потерпевших, пресечению преступлений, а также международному сотрудничеству в борьбе с торговлей людьми.

Таким образом, в Узбекистане существуют нормативно-правовые акты, которые регламентируют торговлю людьми и направлены на предотвращение и пресечение этого преступления. Закон «О борьбе с торговлей людьми» является основным законодательным актом в данной сфере, а также существуют другие законы и стратегии, обеспечивающие защиту прав потерпевших и сотрудничество в борьбе с торговлей людьми.

Хуршид Содиков,

судья Алмазарского районного суда по уголовным делам.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГОЗАКОНА С СОВРЕМЕННЫМИ РЕАЛИЯМИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА

В соответствии со ст.30 Конституции Республики Узбекистан никто
не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или какого-либо права на основании закона, который официально не опубликован. 
В данной статье также устанавливается запрет повторного осуждения за одно и то же преступление.

  Регламентированная в Конституции правовая норма «никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или какого-либо права на основании закона, который официально не опубликован»  определила, что  официальное опубликование законов является конституционной гарантией прав граждан. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.

Предусмотренный в ст.30 Конституции Республики Узбекистан запрет повторного осуждения- принцип non bis in idem, восходит к римскому праву и получил свое закрепление в международном праве, в частности в п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года согласно которому «никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны», в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в других международных документах.

  Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление распространяется не только на осуждение, но и на наказание. Это существенно важно, в частности, для разрешения вопроса о правомерности повторного вменения факта привлечения к уголовной ответственности не только, как признака, отягчающего квалификацию преступления, но и как основания более строгого наказания.

Внесение данных поправок позволило укрепить принцип открытости и прозрачности принимаемых мер правового воздействия (осуждение, наказание, лишение имущества или какого-либо права) со стороны государства, а также расширить гарантии обеспечения прав и свободы граждан, в частности, права на справедливое правосудие.

Реализация задач, отраженных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы и имеющих важное значение в построении справедливого, действительно народного государства, требует наличия конституционной основы и еще более прочной законодательной базы.
В этом смысле приоритетом становится гармонизация Основного Закона с современными реалиями нашего общества, сутью последовательных реформ, проводимых под руководством Президента.

Таким образом, защита прав и свобод граждан — миссия государства, которое опирается на соответствующую систему норм, принципов, механизмов и процедурно правовых правил. Провозглашение авторитета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на них в государственной деятельности — один из важнейших принципов.

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,

судья Мирабадского районного суда

по уголовным делам.

Важные шаги в борьбе с коррупцией

С первых дней независимости Узбекистан проводит целенаправленную политику по искоренению коррупции, в рамках которой осуществляется совершенствование законодательной и институциональной базы, укрепляется международное сотрудничество.

3 января 2017 года в стране принят Закон «О противодействии коррупции», в соответствии с которым основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции определены повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции; реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества; своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Существенно изменён статус и конкретизированы задачи всех государственных органов. В значительной мере усовершенствованы цели и задачи правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции. Приняты законы «Об органах внутренних дел», «О Службе государственной безопасности», реформирована система органов прокуратуры, при Генеральной прокуратуре создано Бюро принудительного исполнения, конкретизированы цели и задачи Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре.

В соответствии с Государственной программой обеспечено принятие законов о государственных закупках, о распространении правовой информации и обеспечении доступа к ней, об общественном контроле, о защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, об административных процедурах и др.

В 2019 году утверждена Национальная программа повышения правовой культуры в обществе одним из основных компонентов которой является формирование у должностных лиц антикоррупционной правовой культуры и культивирование у всех слоев населения нетерпимого отношения к любым проявлениям коррупции.

Внедрена качественно новая система работы с обращениями физических и юридических лиц, в частности созданы Народная и Виртуальная приемные Президента Республики Узбекистан. Анализ обращений граждан в эти приемные позволил выявить сферы наиболее подверженные коррупционным проявлениям на основе чего были скорректированы приоритеты государственной политики указанной сфере.

На современном этапе масштабных преобразований в Узбекистане осуществляется ряд системных реформ, в числе которых можно особо выделить административную, судебно-правовую, налоговую реформы, а также совершенствование национальной системы оказания государственных услуг.

Важным шагом в противодействии коррупции явилось утверждение Президентом страны Концепции административной реформы в качестве основных приоритетов которой определены кардинальное совершенствование системы государственной службы, её целей и задач; снятие правовых барьеров и организационных препон для развития предпринимательства; совершенствование правовых и институциональных основ оказания государственных услуг и регламентации административных процедур; реализация административной реформы, оптимизация функций органов государственного управления, дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство», делегирование несвойственных функций государства частному сектору; оптимизация целей, задач и функций судебных и правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции; налаживание межведомственного взаимодействия между государственными органами, населением и институтами гражданского общества; совершенствование систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование высоких нравственных качеств.

Указами Президента коренным образом реформирована система оказания государственных услуг, созданы Центры государственных услуг, в систему внедрены ИКТ и инновационные решения, базы данных государственных органов и иных организаций интегрированы в единую систему межведомственного электронного взаимодействия, расширена практика оказания государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг.

Кроме того, в целях дальнейшего повышения открытости и прозрачности бюджетных данных, усиления парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств в 2019 году принято Постановление Президента «О мерах по обеспечению открытости бюджетных данных и активного участия граждан в бюджетном процессе», в соответствии с которым осуществлен запуск информационного портала «Открытый бюджет» позволивший усилить действенность общественного контроля за распределением бюджетных расходов и предотвратить коррупцию в указанной сфере.

Нилуфар Дадабаева,

судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.

Защита прав собственности, обеспечение их гарантий и неприкосновенности в судебных инстанциях

Каждый имеет право на неприкосновенность своей собственности, что позволяет свободно распоряжаться ею и обеспечивает равенство перед законом.

Хотя проводятся реформы и принимаются меры для защиты собственности, все еще возникают проблемы и споры. Например, государственные органы могут изъять имущество, используя незаконное решение должностного лица о сносе, что вызывает законные нарекания у владельцев. Кроме того, владельцы сталкиваются с проблемой невозмещения ущерба, причиненного их собственности, а также разрушения недвижимости по необоснованным причинам.

В результате реформ в судебной системе, в том числе благодаря внесению ряда норм в Конституцию в новой редакции, были усилены гарантии прав собственности, их защита и неприкосновенность в судах.

Ранее данная процедура регулировалась постановлением Кабинета Министров «О дополнительных мерах по обеспечению гарантий имущественных прав физических и юридических лиц и совершенствованию порядка изъятия земельных участков и выплаты компенсации» от 16 ноября 2019 года. 29 июня 2022 глава государства подписал Закон «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией», согласно которому был определен порядок принятия решения об изъятии земельных участков, а также порядок предоставления компенсации. Логическим продолжением стало закреплении соответствующей нормы в Конституции в новой редакции: «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков».

Так, в Конституции впервые предусмотрено, что земля может находиться в частной собственности. Эта норма восполнила пробел в отношениях собственности как одна из революционных новаций Основного закона.

При этом определено, что никто не может быть лишен своего жилища, иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков. Данной статьей устанавливаются два вида существенных конституционных гарантий в отношении собственников жилья: судебная гарантия и гарантия получения компенсации при лишении жилья.  Судебная гарантия означает, что лишение права собственности на жилье без решения суда не допускается. При этом обстоятельства, повлекшие прекращение права собственности, рассматриваются судом объективно на основании действующего законодательства. Этот порядок гарантирует, что собственник не будет необоснованно лишен имущественных прав.

Вторая гарантия, которая гарантирует компенсацию в случае лишения жилья, защищает экономические интересы владельца. Это правило обеспечивает возмещение стоимости жилья и убытков, которые могут возникнуть в результате его лишения, в соответствии с законодательством.

Кроме того, в целях обеспечения защиты и неприкосновенности частной собственности через суд отменены процедуры, требования и ограничения, прямо или косвенно препятствующие праву владения, пользования и распоряжения частной собственностью и полной реализации принципов рыночной экономики в отношениях собственности.

Была прекращена практика отмены актов, которые служат основанием для получения права на земельные участки, включая акты Кабинета Министров, органов государственной власти на местах и вышестоящих органов, а также должностных лиц. Теперь это возможно только в случае судебного решения, исключая ситуации, когда акты были отменены или признаны недействительными по решению суда или в результате протеста прокурора.

В новой Конституции подчеркивается значимость защиты собственности от произвольных и незаконных вмешательств, что обеспечивает ее неприкосновенность и повышает доверие собственников к государству. Это является основой для свободного владения и использования имуществом.

Шухрат АББАСОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда –

председатель судебной коллегии по гражданским делам.

Оставление ребенка без присмотра становится преступлением

В республике принимаются меры, направленные на совершенствование судебной системы, обеспечение надежной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства и граждан, в том числе детей, а также на реформирование и дальнейшее развитие системы дошкольного образования.

15 марта текущего года лидер страны подписал Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». В законе четко предусмотрена ответственность для родителей или лиц их заменяющих в случае оставления ребенка без надзора на территории иностранного государства.

Так, в соответствии с документом, оставление ребёнка, имеющего гражданство Узбекистана, без надзора на территории иностранного государства отцом, матерью или лицом, их заменяющим, либо сопровождающим лицом, влечёт наложение штрафа от 10 до 50 базовых расчётных величин.

При рассмотрении такого дела суд возлагает на лицо, совершившее это административное правонарушение, обязанность по возвращению ребёнка в Узбекистан в течение максимум 30 дней либо принятию мер по устранению правонарушения. По просьбе отца, матери или лица, их заменяющего либо сопровождающего лица, этот срок может быть продлён ещё на 30 дней.

Следует также отметить, что УК дополнился статьёй 122−1. Она устанавливает уголовную ответственность за то же деяние, совершенное после применения административного взыскания, либо необеспечение возвращения ребёнка в Узбекистан. Это наказывается штрафом от 50 до 100 БРВ или исправительными работами до 3 лет или ограничением свободы от 1 года до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет.

То же деяние, совершенное повторно или опасным рецидивистом или повлёкшее причинение средней тяжести или тяжкого телесного повреждения, наказывается обязательными общественными работами от 360 до 480 часов или ограничением свободы от 3 до 5 лет либо лишением свободы от 3 до 5 лет.

То же деяние, совершенное особо опасным рецидивистом, повлёкшее смерть потерпевшего или повлёкшее иные тяжкие последствия наказывается лишением свободы от 5 до 8 лет.

 

Умидджан ХАНАЕВ,

судья Яшнабадского районного суда по уголовным делам.

Только на основании решения суда

Новая Конституция уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, укреплению гражданского общества и развитию демократии. В ней закреплены принципы разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную, а также гарантии независимости судебной системы.

Так, в статье 31 обновленного Основного закона говорится, что «каждый имеет право на неприкосновенность жилища. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом. Производство обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда».

Возможность совершения действий, направленных на ограничение права личности на конституционную неприкосновенность с разрешения суда, предотвращает необоснованное нарушение гражданами неприкосновенности имущества, жилого помещения, а также неприкосновенности частной жизни и личных данных.

Эти следственные и процессуальные действия напрямую затрагивают право личности на неприкосновенность. Обыск является следственным действием, связанным с ограничением гарантий неприкосновенности жилища, а прослушивание телефонных разговоров связано с ограничением гарантий неприкосновенности личной жизни.

Согласно требованиям правила «Хабеас корпус» любое действие, связанное с ограничением свободы личности, должно совершаться только на основании решения суда. Теперь следователю, дознавателю и прокурору необходимо будет обосновать суду необходимость проведения обыска и прослушивания телефонного разговора. Только когда суд разрешит прослушивать телефонные разговоры лица, его жилье может быть обыскано. Поскольку суд не имеет ведомственного или иного интереса к уголовному делу в отношении прокурора, он нейтрален.

Аброр Саидов,

председатель Алмазарского районного суда по уголовным делам.

Расширяется деятельность административных судов

В нашей стране особое внимание уделяется демократизации и обеспечению независимости судебной системы. Реформы, проводимые в системе, способствуют повышению доверия граждан и предпринимателей к судебным органам, обеспечению стабильности судебных решений.

Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами» от 26 апреля 2023 года является логическим продолжением проводимых реформ в целях совершенствования деятельности административных судов при рассмотрении споров, вытекающих из публично-правовых отношений. Настоящим законом введен ряд норм, направленных на усиление роли административных судов при рассмотрении жалоб на решения государственных органов. В частности, введен новый принцип административного судопроизводства —делопроизводство по принципу «активного участия суда». При этом установлено, что административные суды обязаны по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства для установления фактического состояния дела, а лица, участвующие в деле, должны оказывать содействие суду в расследовании фактического состояния дела и сборе доказательств.

Следует отметить, что вышеупомянутым законом было внесено еще одно важное изменение – принцип «единого окна» в судебную систему. Отныне заявления будут приниматься на основе «единого окна», независимо от того, относится ли дело к гражданскому, экономическому или административному суду. В частности, при разъяснении по административному судопроизводству теперь отменен порядок отказа в приеме или прекращения производства по делу в связи с тем, что заявление (жалоба) заявителя, обратившегося в административный суд, не относится к данному суду. В соответствии с новым порядком установлено, что при обнаружении заявления (жалобы), поданного в административный суд с нарушением правил судебной принадлежности, в течение 5 дней следует направить материалы дела в соответствующий суд с вынесением постановления «о передаче заявления (жалобы) на рассмотрение в суд по гражданским делам или в экономический суд».

Закон также установил новую норму о заключении договорного соглашения с целью прекращения спора между сторонами. Теперь сторонам предоставлен механизм достижения примирения по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, на основе их добровольного согласия, право заключать мировое соглашение. Основной задачей договорного соглашения является сближение позиций сторон по конкретным административным делам, выявление дополнительных возможностей урегулирования условий разрешения спора и, исходя из собственных интересов и возможностей, предоставление возможности для достижения результатов примирения путем взаимных переговоров.  Кодекс Об административном судопроизводстве Республики Узбекистан  был дополнен новой, 151-й главой, определяющей процессуальный порядок заключения договорного соглашения. По нему стороны могут разрешать спор на всех этапах административного судопроизводства, в том числе и в процессе исполнения судебного акта, заключая мировое соглашение. При этом соглашение сторон допускается только при наличии у ответчика права на применение или отказ от применения соответствующей меры по собственному усмотрению на основании собственной оценки ответственным лицом законности и целесообразности одной из мер, допущенных в рамках законодательства.

В соответствии с документом первоочередной задачей административных судов является обеспечение верховенства закона в отношениях граждан и субъектов предпринимательства с органами государственной власти, а также эффективная защита их прав и законных интересов. При выполнении этой задачи важно своевременное оформление судебных документов.

Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами» расширена категория дел, относящихся к административным судам.

Подводя итог, можно сказать, что любое новое законодательство, принимаемое в целях реформирования судебной системы, на практике выступает не только как гарантия гражданам и предпринимателям достижения справедливости, но и как гарантия безусловного исполнения судебных решений и совершенствования судебной деятельности в рамках международных требований.

Олимжон ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

«Стратегия Узбекистан — 2030»: независимость судебной власти

11 сентября текущего года главой государства был подписан Указ «О стратегии Узбекистан —2030». Кроме того,  было принято постановление о ее своевременной реализации.

Следует отметить, что стратегия включает в себя 100 целей и 5 приоритетных направлений:

1. Обеспечение благосостояния населения путем устойчивого экономического роста;

2. Экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды;

3. Обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу;

4. Последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство».

В качестве приоритетной задачи в Стратегии «Узбекистан-2030» определено обеспечение эффективного судебного контроля за действиями государственных органов и должностных лиц, а также развитие системы административной юстиции.

В документе также отражена цель радикального улучшения статуса адвокатуры и развития системы квалифицированной юридической помощи. Для достижения этой цели предлагается перевести институт на систему самоуправления и обеспечить его истинную независимость от государственных органов и других структур. Это, в свою очередь, способствует повышению роли и места адвокатуры в эффективной защите прав и законных интересов человека.

Важный документ также предписывает увеличить число адвокатов до не менее чем двух тысяч, а также достичь не менее 50% уровня электронного документооборота между адвокатами и государственными органами по гражданским, административным и экономическим делам.

Таким образом, в Стратегии Узбекистан — 2030 отражены такие вопросы, как социально-экономическое развитие страны, обеспечение прав и свобод человека, послужит выведению последовательных реформ в данном направлении на совершенно новый уровень.

Муроджон Мирзожонов,

председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

Новый Основной закон обеспечит справедливость и процветание

Принятие новой редакции Конституции Узбекистана на референдуме 30 апреля 2023 года является значимым прогрессом в обеспечении прав человека и развитии демократии в стране.

Новая конституция закрепляет ряд важных принципов, в том числе верховенство закона, разделение властей, продвижение демократии и надлежащего управления и т.д. Эти изменения рассматриваются как важный шаг к превращению Узбекистана в более демократичное и открытое общество.

Конституция гарантирует право на частную собственность и устанавливает ряд экономических свобод. В ней также излагается приверженность правительства экономическому развитию и социальной справедливости.

Новая редакция Конституции Узбекистана является важным шагом в развитии страны, обеспечивая надежную основу для демократического и правового развития. Ее принятие также может способствовать экономическому прогрессу Узбекистана.

В самом начале Конституции говориться, что Узбекистан — суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. До этого в конституции не было конкретно уточнено, что Узбекистан светское государство.

Также в нем установлено, что государство выражает волю народа, служит его интересам. Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. Это большой шаг в сторону обеспечения прав и свобод граждан.

Кроме того, отныне арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов.

Еще одним новшеством стало то, что теперь лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания. Слова «на понятном ему (лицу) языке» до этого не было предусмотрено ни в одном документе. Теперь простое зачитание прав задержанному лицу недостаточно. Необходимо объяснить и разъяснить, что именно подразумевается под этими правами.

В Конституции принятым в новой редакции каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. Данная норма обеспечивает доступ к профессиональной юридической помощи всего населения.

В Основном законе принятом в новой редакции предусмотрены ряд и других новшеств, которые служат защите прав и свобод человека.

Это лишь некоторые из прав и свобод человека, гарантированных Конституцией Узбекистана. Важно помнить, что эти права не являются абсолютными. Правительство может ограничить эти права при определенных обстоятельствах, но только если ограничения необходимы для защиты национальной безопасности, общественного порядка или прав других лиц.

Следовательно, принятие Конституции является значительным прогрессом для Узбекистана, имеющим потенциал сделать страну более демократичной, справедливой и процветающей.

Зафар БОБОНОВ,

председатель Сергелийского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому