Искать:

ГРАЖДАНСКИЕ СУДЫ: РАБОТА ПО ОТПРАВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ

На брифинге, прошедшем в Ташкентском городском суде, посвященном итогам работы судов за 9 месяцев заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам Шухрат Аббасов отметил, что за отчетный период была проведена определенная работа по отправлению правосудия.

В частности, судебной коллегией по гражданским делам Ташкентского городского суда и межрайонными судами по гражданским делам было рассмотрено в общей сложности 114 544 дела.

Из рассмотренных дел 36,6% составили гражданские дела, 53,3% — судебные постановления, 0,09% — урегулированные дела, связанные с решениями арбитражных судов.

Согласно анализу, количество урегулированных дел снизилось на 18,9%, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в то время как количество заявлений, урегулированных в порядке судебного приказа увеличилось на 112 %.

Среди дел, рассмотренных судами, за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество дел снизилось по следующим категориям:

  • дела, связанные со спорами по кредитному договору;
  • споры о возврате самовольно занятых земель и сносе построенного на них жилья или сооружения;
  • дела о взыскании долгов;
  • споры о взыскании ущерба, причиненного незаконным привлечением к ответственности;
  • дела по договору купли-продажи;
  • дела об ограничении дееспособности гражданина или о признании гражданина недееспособным;
  • дела по договору дарения;
  • дела о взыскании алиментов;
  • споры, возникающие из-за прав интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, за отчетный период на основании судебных документов в органы Бюро принудительного исполнения направлено для исполнения 162 826 исполнительных документов на общую сумму 3,3 триллиона сумов.

Согласно анализу дел, за счет увеличения количества обращений субъектов предпринимательства и банковских учреждений с заявлениями о выдаче судебного приказа о взыскании имеющейся задолженности с должников в текущем периоде количество гражданских дел по спорам по кредитным и долговым договорам значительно сократилось по сравнению с предыдущим годом.

Дела, связанные со сносом земельных и незаконных сооружений, сократились в основном за счет ликвидации случаев самовольного возведения гражданами сооружений, не предназначенных для строительства зданий, и произвольного захвата пустующих земельных участков, находящихся в резерве.

Кроме того, за 9 месяцев текущего года судами было рассмотрено 6 196 гражданских дел о расторжении брака. Из рассмотренных дел 2 748 были удовлетворены, 27 33 — были отклонены, 624 — остались без рассмотрения, 91 дело было прекращено. В целях сохранения семей, воспитания детей в полных семьях судами на местах регулярно проводились встречи с населением.  

7 001 УГОЛОВНОЕ ДЕЛО В ОТНОШЕНИИ 8 482  ЛИЦ

В Ташкентском городском суде прошел брифинг по итогам деятельности судов за 9 месяцев текущего года.

В мероприятии приняли участие председатели и судьи уголовных, административных, экономических судов, а также по гражданским делам.

Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов отметил, что за 9 месяцев текущего года Ташкентским городским и районными судами по уголовным делам  рассмотрено 7 001 уголовное дело в отношении 8 482  лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года  количество рассмотренных дел сократилось на 5,6%, а число привлеченных к ответственности лиц — на 8,3%.

Уголовными судами за отчетный период в отношении 127 лиц вынесены оправдательные приговоры, в 1 675 случаях необоснованно предъявленные следственным органом обвинения были сняты.

При отправлении правосудия на основании поручительства в отношении 47 лиц были назначены более мягкие наказания, не связанные с лишением свободы, 2 186 лица были освобождены от наказания досрочно.

Из уголовных дел 3 552 составили преступления, не представляющие большой общественной опасности, 1 624 — менее тяжкие, 2 903 — тяжкие и 403 — особо тяжкие. 980 осужденных — женщины, 220 — несовершеннолетние, 3 815 — молодые люди, 208 — мужчины старше 60 лет, 58 — иностранные граждане и 12 —  предприниматели.

Исходя из задач, поставленных главой государства перед судами, за прошедший период на выездных судебных заседаниях было рассмотрено 2 264  уголовных дела, вынесено 5 985  частных судебных постановлений об устранении причин преступления и условий, способствовавших их совершению, обобщено 26 вопросов судебной практики. В результате районным судам были даны соответствующие указания и рекомендации.

НОВАЯ ПРОЦЕДУРА ПЕРЕСМОТРА ПРИГОВОРОВ

Президент 27 сентября подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений».

Согласно документу, теперь подать апелляционную жалобу (протест) на приговор можно в течение 10 суток (ранее – 20 суток).

Также УПК дополняется главой, предусматривающей порядок пересмотра дел в ревизионном порядке. Так, жалобу в ревизионном порядке можно подать на приговоры, определения:

  • суда первой инстанции, рассмотренные в апелляционном или кассационном, соответствующем ревизионном порядке;
  • судов апелляционной или кассационной, соответствующей ревизионной инстанции.

Пересмотр в ревизионном порядке обвинительного приговора или определения суда, если в жалобе или протесте ставится вопрос об ухудшении положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения о прекращении дела допускается лишь в течение года со дня вступления его в законную силу.

Доказательства, не исследованные судами предыдущих инстанций, принимаются судом, при этом лицо должно объяснить, по каким не зависимым от него причинам не имело возможность представить суду первой, апелляционной или кассационной инстанции эти доказательства.

Суд, рассмотрев уголовное дело в ревизионном порядке по результатам принимает одно из следующих решений:

об оставлении приговора, определения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а жалобу – без удовлетворения;

об отмене приговора, определения суда апелляционной или кассационной инстанции и оставлении без изменения приговора, определения суда первой инстанции;

об отмене всех принятых по делу судебных решений и вынесении обвинительного или оправдательного приговора;

об отмене всех принятых по делу судебных решений и прекращении дела;

об отмене всех принятых по делу судебных решений и направлении уголовного дела в суд первой инстанции;

об изменении приговора, определения суда первой, апелляционной или кассационной инстанции;

о прекращении производства в ревизионном порядке, в случае отзыва жалобы, протеста.

Кроме того, отныне при рассмотрении уголовного дела в апелляционном, кассационном, ревизионном порядке суд не ограничивается доводами жалобы или протеста и проверяет дело в полном объеме в отношении всех осужденных, в том числе и не подавших соответствующую жалобу, или в отношении которых не подана жалоба (протест).

Дилшод РАЖАБОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

 

 

 

Защита прав детей и обеспечение их достойного будущего

Проблема с выплатами алиментов является одной из наиболее острой и актуальной. Отсутствие своевременных и полных выплат алиментов оказывает негативное воздействие на жизнь тысяч семей, а также причиняет вред детям, которые остаются без должной материальной поддержки.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан, выплата алиментов является обязанностью родителей, которая обеспечивает нормальные условия жизни для детей, проживающих с одним из родителей. Однако, на практике, многие родители не исполняют своих обязательств и не выполняют установленные нормативы по выплате алиментов.

Одной из причин неплатежей алиментов является экономическая нестабильность и низкий уровень доходов некоторых родителей. В условиях экономической трудности и недостатка средств, многие родители не в состоянии своевременно исполнить свои финансовые обязательства перед детьми и другими семьями, которые нуждаются в алиментах. Кроме того, существуют и другие факторы, которые вносят свой вклад в проблему с выплатой алиментов. В некоторых случаях, родители не выплачивают алименты из-за личных недоразумений и конфликтов между ними.

Неплатежи алиментов оказывают серьезное негативное воздействие на качество жизни детей. Отсутствие финансовой поддержки и стабильности позволяет детям часто оказываться в бедности, что приводит к затруднениям в получении необходимого питания, образования и медицинской помощи. Кроме того, данная ситуация сказывается на психологическом здоровье детей, которые испытывают тревогу, стресс и чувство отчуждения из-за отсутствия поддержки со стороны обоих родителей.

С целью решения данной проблемы, государство приняло ряд мер. Так, взыскание алиментов происходит путем автоматического вычета из заработной платы и других доходов должников. Также, были внедрены электронные системы контроля и учета алиментов, которые позволяют более эффективно отслеживать неплатежи и быстрее привлекать должников к юридической ответственности.

Однако, несмотря на принимаемые меры, проблема с алиментами остается актуальной. Требуется повышение информационной осведомленности граждан о своих правах и обязанностях в отношении выплаты и получения алиментов, а также обеспечение социально-экономической поддержки для родителей, находящихся в затруднительном положении.

В целом, решение проблемы с алиментами требует комплексного подхода и взаимодействия государства, общественных организаций, судебных и правоохранительных органов. Только совместными усилиями можно обеспечить защиту прав детей и обеспечение их достойного будущего.

 

Ахрор Сулайманов,

председатель Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.

КОНСТИТУЦИЯ – ОТРАЖЕНИЕ МЕЧТ, ЖЕЛАНИЙ, ПРАВ  И ИНТЕРЕСОВ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА

Сейчас мы стоим на пороге еще более ответственного, решающего исторического этапа, вступаем в принципиально новый период развития страны. Приняв обновленную Конституцию, мы создали правовой фундамент Третьего Ренессанса в Узбекистане. Сегодня каждый соотечественник, стремящийся внести достойный вклад в достижение такой великой цели нашего народа, должен действовать, опираясь прежде всего на этот фундамент.

                                                                                                                         Ш.М.Мирзиёев

 

Конституция – это фундамент, на котором строится каждое государство, обеспечивая соблюдение законов и прав граждан. История Узбекистана тесно переплетена с историей его Конституции. С самого момента обретения независимости в 1991 году, страна проделала недолгий, но трудный путь, сталкиваясь с разнообразными политическими и социальными вызовами. В течение десятилетий Конституция Узбекистана совершенствовалась в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и потребностями страны.

Первая Конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года и установила фундаментальные принципы независимости, суверенитета и прав человека. Однако, с течением времени стало ясно, что дополнительные изменения и реформы, которые могли бы расширить гарантии гражданских прав и свобод, а также укрепить институты гражданского общества, необходимы для адаптации Конституции к современным вызовам.

Серьезные обсуждения о реформировании Конституции начались в стране еще в начале 2020-х годов. Общество и Правительство признали необходимость улучшения законодательной базы для обеспечения более активного участия граждан в политической жизни страны и создания более эффективных институтов гражданского общества и государственной власти. Эти усилия по реформированию Конституции получили широкую поддержку как со стороны политических партий, так и со стороны гражданского общества.

В 2023 году началась новая глава в истории Конституции Узбекистана. Наступил момент, когда страна решила внести существенные изменения в свой основной правовой документ, чтобы лучше отражать потребности современного общества.

И как отметил Президент Республики Узбекистан 30 апреля стала неизгладимой страницей в истории нашей страны, ведь в этот день произошло уникальное и знаковое событие. Впервые в истории нашего государства мы приняли новую Конституцию через широкий всенародный референдум.

Одной из важнейших задач этой Конституции было сплотить наш народ еще теснее и сделать Конституцию таким, чтобы каждый гражданин мог увидеть в ней отражение своих мечт, желаний, прав и интересов. Другими словами, это была попытка предоставить возможность каждому человеку нашей страны находить решение своих жизненных проблем в этом важном правовом документе.

Проведенный референдум четко продемонстрировал, насколько  население страны развило свое политическое и юридическое мышление. Это подтверждает, что народ непосредственно, активно участвовал в создании новой Конституции и внес свой вклад в формирование законов.

2023 год в Узбекистане пришел с надеждой на новое будущее. Этот год стал свидетельством начала важных исторических изменений в Конституции Узбекистана. Это время, когда страна решила пересмотреть свой основной правовой документ, чтобы лучше соответствовать вызовам современного мира и ожиданиям своих граждан.

С начала года начались живые обсуждения и дебаты в обществе, политических и правительственных кругах о том, какие изменения и реформы необходимо внести в Конституцию. Этот процесс был открытым и включал широкий круг участников, включая представителей различных политических партий, общественных активистов и экспертов в области права и политики.

Одним из ключевых моментов начала реформ 2023 года стало стремление к улучшению механизмов участия граждан в политической жизни страны. Узбекистан начал двигаться в направлении активизации демократических процессов и усиления роли граждан в формировании политики и принятии решений. Это было сделано с учетом мнения и пожеланий граждан и призвано создать более ответственные и отзывчивые органы власти.

Важным аспектом начала реформ было стремление к обеспечению более широкой защиты прав и свобод граждан. Узбекистан стремится к совершенствованию механизмов судебной защиты, укреплению гарантий свободы слова и медиа, а также к соблюдению международных стандартов прав человека.

В 2023 году Узбекистан внес множество изменений в  свою Конституцию, которые оказали глубокое воздействие на страну и ее граждан. Однако, эти изменения не были внесены в изоляции от общества, они стали результатом активного участия народа, который считал важным принять активное участие в формировании своей будущности.

Одной из заметных черт конституционной реформы было стремление к вовлечению каждого гражданина в этот процесс. Общественные консультации, форумы, исследования мнений и предложений граждан стали неотъемлемой частью процесса реформирования. Каждый гражданин имел возможность выразить свое мнение, высказать свои предложения и поделиться своим видением будущего Узбекистана.

Это активное участие народа оказало глубокое воздействие на формирование ключевых изменений и реформ. Конечный результат был результатом коллективных усилий и разнообразных точек зрения. В этом контексте Конституция стала не просто документом, но и отражением множества мечт, желаний, прав и интересов граждан.

Результатом этой уникальной коллективной работы стали несколько ключевых изменений в Конституции Узбекистана, направленных на создание более открытой и ответственной системы управления, а также на укрепление защиты прав и свобод граждан. Вслед за этими изменениями, Узбекистан начал разрабатывать законы, которые соответствуют новой Конституции и уделяют особое внимание участию граждан в принятии решений.

Эти реформы не только укрепили связь между правительством и гражданами, но также создали обещающую рамку для будущего развития Узбекистана.

Реформы Конституции Узбекистана в 2023 году имели огромное значение для будущего страны и ее граждан. Эти изменения затронули множество аспектов политической и правовой системы и призваны содействовать современным вызовам.

Одним из важнейших аспектов этих реформ было усиление демократических процессов и активизация участия граждан в политической жизни. Новая Конституция предоставила более широкие возможности для свободного выражения мнений и участия в принятии решений. Это содействует формированию более ответственных и открытых органов власти, которые могут лучше отражать интересы и потребности граждан.

Конституционные реформы, внесенные в судебную систему, имеют стратегическое значение для обеспечения справедливости и законности. Одним из ключевых аспектов этих реформ является укрепление независимости судей. Теперь судьи обладают большей независимости и защитой от внешних влияний, что способствует более объективным и непредвзятым решениям в судебных делах.

Кроме того, реформы Конституции придали новый импульс судебной системе и гарантиям соблюдения прав человека. Укрепление механизмов судебной защиты и обеспечение свободы слова и медиа стали важными шагами в обеспечении справедливости и прозрачности. Безусловно, эти реформы способствуют укреплению правосудия и обеспечению конституционных прав граждан нашей страны.

Новая Конституция провозглашая, что обеспечение прав и свобод человека являются высшей целью государства, в ней нормы касающиеся прав граждан увеличены в более 3-х раз.

Теперь в Конституции закреплено, что никто не может быть подвергнут наряду с арестом, содержания под стражей, но и задержанию, заключению под стражу или иному ограничению свободы иначе как на основании закона.

При этом, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Следует особо подчеркнуть, без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов и согласно по «Правилу Миранды» каждому лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания. Согласно этим правилам каждому задержанному лицу в первые же секунды должны быть разъяснены на простом языке его право молчать, при допросе требовать адвоката и другие права.  Следовательно, в Конституции отражены почти все меры защиты лиц попавших под уголовное преследование от произвола должностных лиц государственных органов.

Дополнение Конституции нормой, что все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного является общечеловеческой нормой. Эта норма важная гарантия презумпции невиновности. При этом, подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание. Обычно, лица при возбуждении уголовного дела в отношении его попадают в тяжелое психологическое состояние, теряются, и  не всегда могут контролировать себя, а также осознавать полностью свои права.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников. Лицо не может быть признано виновным или подвергнут наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него.

Дознаватель, следователь, прокурор и суд обязаны полностью выяснить совершено ли преступление, кто виновен в его совершении, и все обстоятельства, связанные с ним. Эта норма на конституционном уровне возлагает особенную ответственность на органы следствия при доказательстве вины обращать пристальное внимание не только на признательные показания лица, но и обязанность предъявлять обвинение только проверенными следственным путем в совокупности другими достоверными доказательствами.    

Внесение данной нормы в Конституцию имеет значение для выяснения правды при совершении преступления, а также не допускать привлечения к уголовной ответственности невиновных лиц и в тоже время выяснять действительно виновных лиц совершивших преступление. 

 

Норма о судимости лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников помог снять ограничения осуществления прав их.

Согласно части второй статьи 31 Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда. Ограничение любого действия лица, связанного с его ограничением свободы, может быть осуществлено только на основании решения суда. Это является одним из правил «Хабеас корпус».

При этом необходимость проведения обыска в жилище и прослушивание телефонных переговоров должны быть обоснованы дознавателем, следователем и прокурором. Только после разрешения суда можно будет прослушать телефонные переговоры, провести обыск в месте проживания лица.

Потому что, в данном случае, суд в отношении лица, на которого со стороны дознавателя, следователя и прокурора возбуждено уголовное дело является нейтральным, беспристрастным. Таким образом, осуществление с разрешения суда ограничение конституционных прав лиц при проведении следственных действий обеспечивает защиту и неприкосновенность частной жизни,  чести и достоинства лица, касающиеся его личных сведений.       

В соответствии со статьей 47 Основного закона каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен своего жилища иначе как по решению суда и в соответствии с законом. В случаях и порядке, предусмотренных законом, собственнику, лишенному своего жилища, обеспечивается предварительное и равноценное возмещение стоимости жилья и понесенных им убытков. Этим были решены злободневные вопросы о сносе жилищ граждан в одностороннем порядке, без предварительного возмещения стоимости жилья и понесенных им убытков.

Каждому для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантируется право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.

Каждый вправе в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта норма гарантирует возможность для каждого гражданина, право для обращения в международные организации после рассмотрения обращения гражданина соответсствующими государственными органами и судом, и если после этого не были защищены их права или не были приняты меры.

Это право дает лицу, если он не удовлетворен созданными всеми механизмами правовой защиты в государстве, то может защищать и оспаривать свои права на международном уровне, использовав международные акты (конвенции, соглашения, пакты и другие). 

Также в части второй статьи 133 Конституции закреплено, что граждане и юридические лица вправе обращаться в Конституционный суд Республики Узбекистан с жалобой о соответствии Конституции закона, примененного в отношении них судом в конкретном деле, рассмотрение которого в суде завершено, и если все другие средства судебной защиты исчерпаны.

Этой нормой установлено право обращения в Конституционный суд с жалобой о проверке соответствия Конституции примененного закона со стороны суда, если гражданин или юридическое лицо считают, что по их мнению при рассмотрении уголовного, гражданского, экономического или административного дела, во-первых, закон нарушает их конституционные права и свободы, во-вторых, закон не соответствует Конституции, в-третьих, закон применен в рассмотренном, конкретном деле, в-четвертых, все другие средства судебной защиты исчерпаны.  

В новой редакции нашей Конституции была представлена новая глава, посвященная адвокатуре. Это стало важной частью конституционного документа устанавливающей основы оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в стране.
 Адвокатура в Узбекистане основывается на принципах законности и независимости, что предоставляет собой фундаментальную гарантию обеспечения прав и законных интересов граждан.

Одним из важных положений новой редакции Конституции является запрет на вмешательство в работу адвокатов. Это означает, что никакие ограничения или вмешательства в их профессиональную деятельность не допускаются. Такое положение способствует независимости адвокатов и обеспечивает надежные условия для защиты граждан.

Эти нововведения в Конституции свидетельствуют о стремлении государства к созданию справедливой и прозрачной системы правосудия, где адвокаты занимают важную роль в обеспечении соблюдения прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Эта глава подчеркивает значение адвокатуры как важного института в защите прав человека и правопорядка в Узбекистане.

Значение этих реформ также распространяется на экономический сектор Узбекистана. Усиление правовой защиты инвестиций и предпринимательства создает более благоприятную среду для бизнеса и привлечения иностранных инвестиций. Это может способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

Исключительно важным следствием реформ Конституции является укрепление позиции Узбекистана на мировой арене. Соблюдение международных стандартов прав человека и демократии укрепляет доверие к стране и содействует развитию долгосрочных партнерств с другими странами и международными организациями.

Наконец, эти реформы ставят Узбекистан в лучшее положение для решения сложных вызовов и задач, стоящих перед страной. Они создают основу для устойчивого развития, способствуя обеспечению процветания и благополучия граждан.

Реформы Конституции Узбекистана привлекли внимание международного сообщества и вызвали широкую международную реакцию. Эти изменения были встречены положительно и с интересом, поскольку они выразили стремление Узбекистана к усилению демократических процессов и соблюдению прав человека.

Многие страны и международные организации выразили свою поддержку Узбекистану в этом ключевом периоде его развития. Партнеры по сотрудничеству приветствовали шаги Узбекистана в сторону более открытой и демократической системы и выразили готовность содействовать внедрению и поддержанию этих реформ.

Узбекистан вступает в новый этап своей истории, и существует ряд вызовов, которые необходимо преодолеть. Одним из таких вызовов является обеспечение эффективной реализации новых норм и положений Конституции, а также обучение граждан и учреждений, чтобы они могли лучше использовать свои права и возможности.

С другой стороны, новая Конституция предоставляет Узбекистану больше возможностей для участия и развития международных отношений. Страна может активно сотрудничать с международными организациями, развивать торговые связи, участвовать в решении глобальных проблем и привлекать инвестиции для содействия устойчивому экономическому росту.

Реформы Конституции Узбекистана в 2023 году открывают новую главу в развитии этой важной страны Центральной Азии. Они пришли в ответ на изменяющиеся вызовы мира и в стремлении Узбекистана стать более современным, демократичным и открытым обществом.

Эти изменения в Конституции, направленные на усиление демократических институтов, соблюдение прав человека и поддержку экономического развития, несомненно, имеют важное значение для будущего страны. Они подчеркивают роль Узбекистана в мировом сообществе и его стремление к соблюдению международных стандартов и норм.

Ключевым элементом этого процесса было активное участие граждан Узбекистана, что свидетельствует о желании народа принимать активное участие в формировании своего будущего. Этот диалог между властью и обществом создает основу для более сильной и устойчивой системы управления.

В свете этих больших перемен, Узбекистан открывает новые перспективы для себя и своих граждан. Это вызов для страны продолжать, углублять свои реформы, укреплять демократические институты и продвигаться вперед к светлому будущему для всех своих граждан.Именно на основе приобретенного в процессе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана опыта и результатов общественного обсуждения была разработана Стратегия «Узбекистан-2030», которая утверждена Указом Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2023 года № УП-158.

В обновленных конституционно-правовых условиях требуется усовершенствовать основные направления развития страны и вывести осуществляемые широкомасштабные реформы на совершенно новый этап. При этом, одним из приоритетных направлений является обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу.  

Стратегия будет способствовать для установления эффективного судебного контроля государственных органов и их должностных лиц, повышения доступа граждан к правосудию. Будут рассмотрены вопросы выдачи санкции на некоторые ограничения лиц, расширения применения мер пресечения и правового воздействия, назначения наказания. Несомненно, это будет способствовать лицам, совершившим преступления встать на путь исправления.  

Новый Узбекистан сегодня демонстрирует свою решимость к прогрессу и соблюдению ценностей, которые делают наш мир более справедливым и открытым для всех. Эти реформы становятся важным элементом нашей истории, и Узбекистан продолжит двигаться вперед, руководствуясь своими национальными интересами и вкладываясь в международное сотрудничество. И я как все граждане, живущие на нашем родном, многонациональном Узбекистане, уверен в будущее и что Новый Узбекистан станет мощным, процветающим государством, занимающий достойное место на мировой арене. 

 

                                                                                                      Ибрагим Алимов,

               заместитель председателя Ташкентского городского суда –  

               председатель судебной коллегии по экономическим делам.

 

78-Я СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ООН: ИНИЦИАТИВЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ УЗБЕКИСТАНА

Президент в своем выступлении на 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН выступил с рядом инициатив по поддержанию мира, борьбе с экстремизмом и изменением климата, а также поддержке женщин и молодежи.

В ходе своего выступления президент озвучил ряд инициатив и приоритетных задач Узбекистана.

 «За последние годы мы добились значительных результатов в защите прав человека в Узбекистане. В нашей стране полностью отменен принудительный и детский труд. На протяжении прошлого столетия миллионы людей в Узбекистане были вынуждены собирать хлопок. В результате узбекскому хлопку был объявлен бойкот, а страна на долгие годы попала в «черные списки». Благодаря нашей твердой воле все это осталось в прошлом. Наш народ полностью освободился от хлопкового рабства», – сказал Шавкат Мирзиёев.

Глава государства отметил, что в новой Конституции гарантирован запрет на принудительный труд и за него установлена уголовная ответственность. Он также призвал усилить борьбу с принудительным и детским трудом в глобальных масштабах.

Государства-члены ООН должны действовать еще сплоченнее в борьбе с такими общими угрозами, как международный терроризм.

Также подчеркивалось, что нельзя допускать случаев религиозной нетерпимости и исламофобии, которые в последнее время наблюдаются в некоторых странах.

Президент предложил создать в Узбекистане под эгидой ЮНЕСКО Международный центр межрелигиозного диалога и толерантности и провести в 2024 году в Узбекистане международную конференцию на тему «Ислам – религия мира и добра».

Шавкат Мирзиёев также призвал мировое сообщество объединиться в решении проблемы Афганистана и выработать под руководством ООН согласованную и конструктивную позицию по Афганистану.

«В этот переломный исторический момент нам всем следует задуматься о том, какую планету мы оставим будущим поколениям. Только общими стремлениями и совместными усилиями можно достичь прочного мира и процветания. Больше, чем когда-либо, нам нужны взаимное доверие, солидарность и сотрудничество», – заявил Президент.

Акбарали ТУРАБОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.

ОСВОБОЖДЕНЫ 34 ЛИЦА, ОТБЫВАЮЩИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ НАКАЗАНИЕ

Выездные приемы граждан по судебно-правовым вопросам с участием председателя Ташкентского городского суда и судей продолжились в Яшнабадском районе столицы.

Мероприятие организовано для жителей Яшнабадского, Мирзо-Улугбекского, Юнусабадского и Мирабадского районов города Ташкента. На нем было принято 45 граждан.

По 23 обращениям были даны юридические разъяснения, 22 вопроса были положительно решены на месте.

В рамках выездных приемов экономическими и уголовными судами проведены выездные судебные заседания. В результате по представлениям службы пробации уголовными судами освобождены 34 лиц, отбывающих условно-досрочное наказание.

 

117 обращений положительно решены на месте

В столице проходят выездные приемы по судебно-правовым вопросам, организованные по инициативе Народной приемной Президента Республики Узбекистан. Одно из них было организовано для жителей Сергелийского и Чиланзарского районов города Ташкента.

В мероприятии приняли участие председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов,  председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, а также судьи по уголовным и гражданским делам, экономических и административных судов.

В ходе выездного приема было рассмотрено 211 обращений граждан. По 104 рассмотренным вопросам даны  юридические разъяснения, 117 обращений соотечественников положительно разрешены  на месте.

В ходе выездных приемов проведены выездные судебные заседания, на которых по представлению службы пробации рассмотрены уголовные дела лиц, отбывающих наказание. В том числе приговоренных на исправительные работы, лишенных определенных прав, и чья свобода была ограничена.

Выездные приемы продолжаются.

Никто не должен быть вынужден работать

Если оглянуться на недавнее прошлое, то наши соотечественники в возрасте от семи до семидесяти лет привлекались к принудительному труду.

Возьмем, к примеру, сбор хлопка и выполнение плана. До недавнего времени учащиеся старших классов всех общеобразовательных школ, техникумов, профессиональных колледжей и высших учебных заведений за исключением образовательных учреждений столицы, с первых дней учебного года отправлялись на сбор хлопка. Не говоря уже о рабочих-служащих предприятий, организаций и учреждений. Кроме того, председатели местных сходов граждан махалли также должны были привлекать жителей своего района к уборке урожая.

В последние годы по инициативе главы государства был отменен принудительный труд. Эти реформы признаны всем мировым сообществом и международными институтами. Были усовершенствованы законодательные акты и установлены соответствующие меры ответственности за привлечение к принудительным работам. Так, 27 марта 2023 года принят Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за воспрепятствование выполнению служебных обязанностей педагогическими работниками».

В соответствии с документом дополнение было внесено в статью 1482 Уголовного кодекса под названием административное принуждение к труду. Согласно ему, административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное после применения административного взыскания за такое же деяние, —наказывается штрафом от ста до ста пятидесяти базовых расчетных величин или лишением определенного права до двух лет либо исправительными работами до двух лет. То же действие, совершенное в отношении несовершеннолетнего, — наказывается штрафом от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет. Административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное в отношении педагогического работника образовательной организации, после применения административного взыскания за такое же деяние, — наказывается штрафом от ста пятидесяти до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до трех лет.

В свою очередь  статья 51 Кодекса об административной ответственности под названием административное принуждение к труду дополнена второй частью. Согласно которой, административное принуждение к труду в отношении педагогического работника образовательной организации, —влечет наложение штрафа от ста до ста пятидесяти базовых расчетных величин.

Примечательно, что принудительный труд также был запрещен Конституцией Республики Узбекистан, принятой на всенародном референдуме 30 апреля 2023 года в новой редакции. Статья 44 обновленного Основного закона гласит, что  запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Запрещаются любые формы детского труда, представляющие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие ему получать образование.

Отныне в нашей стране нет места принудительному труду.

 

Санжар МАХАМЕТОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

Принудительный труд не приемлем

Статья 44 Конституции Республики Узбекистан гласит, что  запрещается принудительный труд иначе как в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Это является одной из важных гарантий прав человека и свобод граждан.

Запрещение принудительного труда подразумевает, что ни один человек не может быть вынужден трудиться против своей воли или без должной компенсации. Этот принцип направлен на защиту личной свободы и достоинства каждого гражданина. Он гарантирует, что никто не будет подвергнут рабству, принудительным или обязательным работам.

Однако следует отметить, что статья 44 допускает применение принудительного труда в определенных случаях. Это может быть только в порядке исполнения наказания, назначенного по решению суда, либо в других случаях, предусмотренных законом. Таким образом, принудительный труд может быть применен только как часть наказания, определенного судебным решением, или при соблюдении законодательного порядка.

Например, применение принудительного труда в рамках исполнения наказания возможно для лиц, осужденных в соответствии с установленными законом процедурами. В таких случаях принудительный труд является средством воздействия на осужденного и его реабилитации. При этом должны соблюдаться все нормы международного права, гарантирующие достоинство и неприкосновенность человека.

Кроме того, статья 44 предусматривает возможность применения принудительного труда в случаях, предусмотренных законом. Это может быть связано с экстремальными ситуациями, при которых необходимо мобилизовать ресурсы и обеспечить функционирование государства или общества в целом. Однако в таких случаях принудительный труд должен использоваться строго в рамках закона и с соблюдением прав и свобод граждан.

Таким образом, статья 44 Конституции Республики Узбекистан закрепляет право каждого гражданина на защиту от принудительного труда, кроме случаев, предусмотренных законом. Она призвана обеспечить уважение к свободе и достоинству человека, а также подтверждает стремление государства к соблюдению международных стандартов и принципов прав человека.

Дилшод РАЖАБОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому