Искать:

ОТ НЕЗАВИСИМОСТИ ДО ПРОЗРАЧНОСТИ: КОМПЛЕКСНАЯ РЕФОРМА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ УЗБЕКИСТАНА

Президент Узбекистана 14 августа подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на укрепление гарантий независимости судебной власти, информирование общественности о деятельности судов и обеспечение единой судебной практики».

В последние годы для дальнейшего расширения доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд» осуществлены важные реформы, направленные на обеспечение приоритета человеческого достоинства.

В нашей стране проведена последовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебно-правовой системы, усилению мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективному обеспечению правосудия. В результате степень защиты прав и законных интересов лиц в процессе отправления правосудия перешла на новый уровень.

Посредством совершенствования института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений внесены соответствующие изменения и дополнения в процессуальные кодексы, направленные на создание удобного и упрощенного для граждан порядка.

Установление в Конституции в новой редакции гарантий независимого функционирования судебной власти и неподотчетности судей по конкретным делам стало еще одним важным шагом на пути повышения эффективности деятельности судов.

Для полноценного претворения в жизнь данных конституционных гарантий, дальнейшего укрепления независимости судебной власти возникает необходимость отмены правила о предоставлении председателями судов не реже одного раза в год информации в местные Кенгаши народных депутатов, а также обеспечения единой судебной практики, устранения некоторых пробелов и противоречий в законодательстве в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений.

Документом вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, предусматривающие отмену правил о предоставлении председателями судов не реже одного раза в год информации в местные Кенгаши народных депутатов, ежеквартальном информировании судами общественности о своей деятельности через СМИ, а также обеспечение единой судебной практики в связи с совершенствованием института пересмотра судебных решений.

Закон послужит дальнейшему укреплению гарантий независимости судебной власти, созданию прочных правовых основ регулярного получения обществом информации о деятельности судов, предотвращению возложения на судей каких-либо обязанностей, не связанных с осуществлением правосудия, обеспечению прозрачности их деятельности, а также устранению некоторых пробелов и противоречий в законодательстве.

Мухтарама Тургунова,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН В АЛМАЗАРСКОМ РАЙОНЕ СТОЛИЦЫ

В мероприятии принял участие прокурор города Ташкента Э. Юлдашев, который ознакомил граждан, с порядком выездного приема.

После этого прокурор города, руководители Главного управления внутренних дел, столичных судов, государственного налогового комитета начали прием граждан.

Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов, судья Ташкентского городского административного суда М. Махмудов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда А. Ёриев, временно исполняющий обязанности председателя Алмазарского районного суда по уголовным делам З. Нуриддинов заслушали обращения соотечественников по судебно-правовым вопросам.

На выездном приеме было заслушано 19 обращений. 9 обращений по гражданским делам, 7 — по уголовным, 3 — по административным. По 19 обращениям были даны юридические разъяснения.

ОПЛАТА РАБОТЫ В ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В 2024 ГОДУ

Каждый работник должен трудиться по графику, утвержденному сторонами в трудовом договоре. При этом время труда и периоды отдыха четко обговариваются и фиксируется.

 Стандартными выходными являются суббота и воскресенье. В эти дни привлечения к труду разрешается только в экстренных случаях и, соответственно, оплата работы в субботу и в воскресенье по Трудовому кодексу Республики Узбекистан должна быть больше. Эти правила четко прописаны в кодексе, их нарушения незаконно и может быть обжаловано. Поэтому не только работодатель, но и работник должен знать, как нужно оплачивать работу выходной день.

В соответствии со ст.209 Трудового кодекса привлечение работников к работе в выходные и праздничные нерабочие дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

Перечень заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, определяется коллективным договором, а если он не заключен — работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом, а в случаях, когда работодателем выступает индивидуальный предприниматель — трудовым договором.

В праздничные нерабочие дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ (услуг), вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

В соответствии со ст.210 Трудового кодекса привлечение к работе в выходные и праздничные нерабочие дни без согласия работника не допускается, за исключением случаев:

– производства работ для предотвращения или ликвидации катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, а также пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в других исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения либо его части;

– предотвращения несчастных случаев;

– производства общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

–  предотвращения уничтожения или порчи имущества работодателя.

В соответствии со ст. 263 данного кодекса работа в выходной день или праздничный нерабочий день оплачивается не ниже чем в двойном размере:

– сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

– работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

– работникам, получающим оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада за каждый проработанный день или час.

По желанию работника работа в выходной день или праздничный нерабочий день может быть компенсирована предоставлением другого дня отдыха. При компенсации работы в выходной день или праздничный нерабочий день предоставлением другого дня отдыха, оплата за такую работу производится не менее чем в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Жалолиддин Аббасов,

судья Шайхантахурского межрайонного суда

по гражданским делам.

РАССМОТРЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СПОРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Цифровизация современного мира приводит к изменениям в различных сферах деятельности, включая и правовую. В последние годы все больше корпоративных исков, связанных с цифровыми технологиями, что создает новые вызовы не только для юристов и бизнес-сообщества, но и судьям.

Указом Президента Республики Узбекистан от 16 января 2023 года за №11 была утверждена «Краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023 — 2026 годы». В рамках данной Стратегии одним из приоритетных задач по обеспечению правосудия определено: полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях. По нашему мнению, данный Указ будет способствовать вхождению судебной системы нашей страны в эру цифровых технологий.

Ни для кого не секрет, что рассмотрение корпоративных споров в экономических судах увеличивается с каждым годом.

Корпоративные споры, рассматриваются в порядке гл. 26 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О хозяйственных товариществах»,  с Постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан «О некоторых вопросах разрешения экономическими судами корпоративных споров» и иными актами законодательства. Данная категория дел представляет собой одну из сложнейших категорий, требующих высокой квалификации судей.

Несмотря на то, что большинство вопросов по корпоративным спорам — это вопросы права, в том числе правовой оценки доказательств, судьи часто сталкиваются с вопросами, требующими соответствующих вычислений и применения цифровых технологий.

Также надо отметить то, что одной из основных причин увеличения корпоративных исков в условиях цифровизации является увеличение объема данных, которые хранятся и обрабатываются компаниями. Это может привести к утечкам конфиденциальной информации, нарушениям прав потребителей или нарушениям законодательства о защите данных. Кроме того, цифровые технологии также могут быть использованы для мошенничества, кибератак и других преступлений, что также может привести к возникновению корпоративных исков.

Возможные сферы применения ИИ в корпоративных спорах в суде условно подразделяются на две группы:

1) делопроизводство в суде и общие вопросы судебного разбирательства;

2) оценка доказательств и установление юридически значимых обстоятельств по корпоративному спору.

Сегодня мы остановимся на втором.

Рассмотрение корпоративных исков связанных с расчетом корпоративных убытков, причиненных обществу. Установленная в ст. 324 Гражданского кодекса Республики Узбекистан обязанность суда по определению размера возмещения убытков из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства в случае, когда заявленный истцом размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности, позволяет задуматься о применении ИИ при разрешении данных споров.

Вопрос взыскания убытков, причиненных корпорации по банкротным основаниям, предусмотрены в законе «О неплатёжеспособности» согласно которому непредставление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором в суд заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательствам по налогам и сборам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 9 настоящего Закона.

Законодатель в статье 63 Гражданского кодекса Республики Узбекистан уточняет что при несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Размер субсидиарной ответственности за неподачу заявления должника в суд равен совокупному размеру обязательств должника, размер ответственности определяется в долях, приходящихся на каждое контролируемое лицо, пропорционально размеру причиненного им вреда с учетом периода осуществления ими фактического контроля над должником.

При совершении вышеуказанных вычислений и проверке расчетов сторон использование ИИ исключит даже математические ошибки в выводах судьи-человека. Проверке расчетов причиненных убытков также помогут сведения Налогового комитета при Кабинете Министров Республики Узбекистан о сданной бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения Единого портала интерактивных государственных услуг- ЕПИГУ о  периодах выполнения лицом функций исполнительного органа юридического лица и иные данные, доступ к которым будет предоставлен ИИ при его работе.

Судья проверяет формируемые ИИ вычисления (расчет убытков) на предмет верного установления периода причинения убытков, а в случае возникновения сомнений может уточнить ряд юридически значимых фактов в ходе судебного заседания.

Установление «справедливости» цены сделки.

При совершении корпорацией сделок законодательство позволяет заинтересованным лицам — участникам, членам совета директоров и самой корпорации  — обжаловать их как по общим  (гл. 9 Гражданского кодекса Республики Узбекистан), так и по специальным нормам Законов «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (ст. 44) и «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (ст. 83–84)) основаниям.

Назначая судебную экспертизу по вопросу определения рыночной стоимости (ретроспективно) на момент совершения спорной сделки, суд привлекает экспертов — лиц, обладающих специальными познаниями с учетом особенностей, указанных в статье 55 Экономического процессуального кодекс Республики Узбекистан. Проводимая судебная экспертиза, по сути, является оценкой рыночной стоимости имущества либо иного актива — объекта спорной сделки. Эксперт применяет стандарты оценки, указанные в законе «Об оценочной деятельности».

Крупные оценочные компании часто используют профессиональные программы оценки имущества. В основу алгоритмов оценки, указанных программ, положены справочники и статистика авторитетных аналитических компаний. Кроме того, существуют общепризнанные исследования рынка жилой и коммерческой недвижимости, а также электронные справочники оценщика.

В данном случае искусственный интеллект способен справиться с задачей по установлению «справедливости» или «рыночности» цены сделки не менее эффективно, чем судья-человек, выводы которого основываются на судебных экспертизах, внесудебных заключениях или рецензиях на указанные экспертизы (заключения). Выводы судебных экспертов отклоняются судом при наличии в деле иных более значимых доказательств либо при возможности рассмотрения дела по иным доказательствам по делу.

Внедрение ИИ при рассмотрении вышеуказанных исков позволит значительно сократить время рассмотрения дела путем исключения приостановления производства по делу в силу норм ЭПК Республики Узбекистан (ст. 102)  в виду назначения судом экспертизы, а также устранит сомнения в объективности выводов эксперта и потребность в проведении повторной судебной экспертизы. Также надо отметить, что вопрос об определении рыночной цены сделки часто исследуется и в налоговых спорах при выявлении необоснованной налоговой выгоды.

Полагаем необходимым активизировать исследования в сфере использований ИКТ и программных решений в сфере использования Искусственного интеллекта в ходе осуществления правосудия, развития технологий «предсказательного правосудия» на основе основных положений Европейской этической хартии об использовании искусственного интеллекта в судебных системах и окружающих их реалиях (Страсбург, 3-4 декабря 2018 года).

Необходимо задействовать Искусственный Интеллект в вопросах, требующих обработки большого количества информации и документов в электронном виде. Искусственный интеллект обеспечит процессуальную экономию и сроки рассмотрения корпоративного спора по существу путём сокращения временных затрат и безошибочности совершения вычислений.

Азизбек Атажанов,

доктор философии по юридическим наукам (PhD).

Мавлуда Бобораимова,

 судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА И ШАГИ К ЕЕ ИСКОРЕНЕНИЮ

Траффикинг, или торговля людьми, представляет собой острую социальную проблему, угрожающую основополагающим правам человека, включая право на жизнь, свободу перемещения и защиту от пыток.

 Траффикинг может осуществляться как внутри одной страны, так и на международном уровне, причем внутренний траффикинг может быть не менее опасным, чем трансграничный. Согласно статистике ООН, ежегодно около 700 тысяч людей – женщин, детей и мужчин – становятся жертвами торговли людьми.

Это явление относится к сфере организованной транснациональной преступности и по уровню доходности сопоставимо с торговлей наркотиками и оружием. Таким образом, траффикинг (торговля людьми) представляет собой серьезную угрозу не только для отдельных лиц, но и для общества в целом, требуя пристального внимания и эффективных мер противодействия на международном уровне.

Для полного осознания масштабов трагедии торговли людьми и эффективной борьбы с этим явлением необходимо глубокое понимание его сути, причин возникновения, а также детальное изучение жертв: их личностей, факторов уязвимости, обстоятельств порабощения и требований для их освобождения и последующей реабилитации.

В Узбекистане противодействие этому современному злу возведено в ранг государственной политики. Это подтверждается принятием ряда законодательных актов в данной области за последнее время.

Значительным шагом Указ главы государства от июля 2019 года, согласно которому Республиканская межведомственная комиссия по противодействию торговле людьми была трансформирована в Национальную комиссию по противодействию торговле людьми и принудительному труду под руководством Председателя Сената. Также был учрежден пост Национального докладчика по этим вопросам.

Разработан стратегический план («дорожная карта») по улучшению позиции Узбекистана в сфере борьбы с торговлей людьми и принудительным трудом, учитывающий рекомендации Международной организации труда, Госдепартамента США, а также международных организаций «Cotton Campaign» и «Human Rights Watch».

Важным достижением стало принятие программы конкретных мер по защите прав и свобод граждан Узбекистана, находящихся за рубежом. Эти инициативы демонстрируют серьезность намерений государства в борьбе с торговлей людьми и защите прав своих граждан как внутри страны, так и за ее пределами.

В настоящее время в Узбекистане реализуется комплексный подход к предупреждению различных форм преступности. Благодаря систематической профилактической работе, информационно-просветительским кампаниям по усилению борьбы с торговлей людьми, а также воспитательным мероприятиям среди населения, особенно молодежи, за последние годы наблюдается снижение числа преступлений, связанных с торговлей людьми.

Важным этапом в законодательном регулировании этой сферы стало принятие 17 апреля 2008 года Закона Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми». Этот нормативный акт был разработан с учетом международных правовых норм и опыта законодательного регулирования других стран в данной области.

Спустя двенадцать лет, в 2020 году, правовая база была обновлена. Президент Узбекистана утвердил новую редакцию закона «О противодействии торговле людьми». Это свидетельствует о постоянном совершенствовании законодательства страны в соответствии с современными вызовами и международными стандартами в сфере борьбы с торговлей людьми.

Эти законодательные инициативы демонстрируют последовательность усилий Узбекистана в противодействии торговле людьми и стремление к созданию эффективной правовой основы для защиты граждан от этого вида преступлений.

Обновленный закон расширил терминологическую базу, включив такие понятия как «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (определяемая как государство, откуда была вывезена жертва или чьи граждане стали жертвами), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от данного преступления), «принуждение» и другие. Также в документе четко обозначены ключевые направления государственной политики в этой сфере.

Значительным дополнением стала новая глава, посвященная превентивным мерам против торговли людьми. Она предусматривает проведение постоянного мониторинга ситуации, повышение осведомленности общества о потенциальных угрозах, а также разработку и внедрение образовательных программ как в государственных, так и в частных учебных заведениях.

В современных условиях эффективное противодействие этому виду преступлений возможно только при консолидации усилий всего общества. Ключевым фактором в решении данной проблемы является повышение правовой грамотности населения. В настоящее время правоохранительные органы, институты гражданского общества и судебная система объединяют свои усилия для информирования граждан о том, что торговля людьми является серьезным преступлением против личности, влекущим за собой суровое наказание.

Такой комплексный подход демонстрирует серьезность намерений государства и общества в борьбе с торговлей людьми и защите прав граждан.

Нилуфар Дадабаева,

судья Мирабадского районного суда по уголовным делам.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ

В Узбекистане происходят масштабные преобразования судебной системы, нацеленные на повышение качества и результативности отправления правосудия. Важнейшим аспектом этих реформ стало активное внедрение цифровых технологий в судопроизводство. Эти инновации привели к значительному ускорению судебных процессов, усилению их прозрачности и доступности для населения, что в итоге способствовало росту общественного доверия к судебной ветви власти.

Одной из первых инициатив в рамках цифровой трансформации судебной системы стало формирование централизованной электронной базы данных по уголовным делам. Эта система обеспечила судам возможность оперативного и эффективного обмена сведениями о правонарушениях и обвиняемых, что существенно оптимизировало процедуру рассмотрения уголовных дел. Параллельно с этим, переход на электронный документооборот позволил сократить временные затраты на передачу и обработку документации, а также минимизировать риски возникновения ошибок и искажения данных.

Существенным продвижением в цифровой трансформации судебной системы стало введение виртуальных судебных заседаний. Эта инновация позволила судьям и адвокатам участвовать в разбирательствах удаленно, что значительно ускорило процесс рассмотрения дел и сделало правосудие более доступным для граждан, особенно проживающих в отдаленных регионах страны.

Ключевым достижением в сфере цифровизации судопроизводства стало внедрение комплексной автоматизированной системы регистрации и управления судебными процессами. Эта платформа автоматизирует множество этапов судебного разбирательства — от подачи исковых заявлений до вынесения приговоров. В результате удалось значительно сократить сроки рассмотрения дел, свести к минимуму вероятность ошибок и повысить прозрачность всего судебного процесса.

Важным шагом в цифровизации судебной системы стало внедрение электронного архива судебных дел. Теперь все материалы дел хранятся в электронном виде, что позволяет сократить время на поиск и предоставление необходимых документов. Кроме того, это также позволяет избежать потери или повреждения бумажных документов, что является серьезной проблемой для судебной системы.

Внедрение информационных технологий в судебную систему также позволило существенно улучшить взаимодействие между различными органами правосудия, такими как суды, прокуратура, следственные органы и другие. Теперь все они могут быстро и эффективно обмениваться информацией, что позволяет более оперативно реагировать на возникающие проблемы и ускорить процесс рассмотрения дел.

Внедрение информационных технологий в судебную систему Узбекистана имеет множество преимуществ и является важным шагом к улучшению правосудия в стране. Необходимо продолжать работу по совершенствованию и развитию цифровых технологий в сфере правосудия, чтобы обеспечить более эффективную и справедливую систему для всех граждан Узбекистана.

Сурайёхон Хожамкулова,

судья Мирабадского районного суда

по уголовным делам.

ВЫЕЗДНОЙ ПРИЕМ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ МИРАБАДСКОГО РАЙОНА СТОЛИЦЫ

Сегодня, 25 июля, в Турецком университете экономики и технологий в городе Ташкенте, согласно утвержденному графику выездных приемов руководителей правоохранительных органов города Ташкента прошел очередной прием граждан для жителей Мирабадского района столицы.

В мероприятии в разъяснении судебно-правовых вопросов приняли участие председатель Ташкентского  городского суда Э. Ходжакулов, председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам Б. Исламов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам И. Алимов, председатель Мирабадского районного суда по уголовным делам С. Содиков,  председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Б. Сагатов, а также судьи вышеперечисленных судов.

На выездном приеме приняты заявления 14 соотечественников.

Заявителям были даны соответствующие юридические разъяснения. Обращения граждан, требующие времени, были взяты на контроль. Из поступивший обращений 6 были по гражданским делам, 7 — по уголовным, 1 — по административному делу. Удовлетворены 3 обращения, по 11 дана юридическая консультация.

В ходе выездного приема приняты письменные жалобы двух граждан, которые взяты на контроль.

ОСОБЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В уголовном праве существует ряд ситуаций, при которых действия, формально подпадающие под признаки преступления, не считаются противоправными и не влекут за собой уголовной ответственности. Эти ситуации называются обстоятельствами, исключающими преступность деяния. Они играют важную роль в системе уголовного законодательства, обеспечивая баланс между защитой общественных интересов и признанием права граждан на самооборону, исполнение профессиональных обязанностей или действия в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Уголовным кодексом исключающими преступность признаются обстоятельства, при которых деяние, содержащее предусмотренные настоящим кодексом признаки, не является преступлением, ввиду отсутствия общественной опасности, противоправности или вины.

Обстоятельствами, исключающими преступность, признаются: малозначительность деяния; необходимая оборона; крайняя необходимость; причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние; исполнение приказа или иной обязанности; оправданный профессиональный или хозяйственный риск; совершение деяния в результате физического или психического принуждения либо угрозы.

Не является преступлением действие или бездействие, хотя и подпадающее под признаки деяния, предусмотренного кодексом в качестве преступления, но не обладающее общественной опасностью в силу малозначительности.

Наряду с этим действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности или прав обороняющегося либо другого лица, интересов общества или государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны.

Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и опасности посягательства.

Право на необходимую оборону принадлежит лицу независимо от имевшейся возможности обратиться за помощью к другим лицам или органам власти либо избежать посягательства иным способом.

Не является необходимой обороной умышленная провокация посягательства с целью нанесения вреда.

Следует также отметить, что не является преступлением деяние, причинившее вред правам и охраняемым законом интересам, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожавшей личности или правам данного лица либо других граждан, интересам общества или государства, если опасность при этих обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, является правомерным, если лицом не было допущено превышение ее пределов.

Превышением пределов крайней необходимости является причинение вреда правам и охраняемым законом интересам, если опасность могла быть устранена другими средствами либо если причиненный вред является более значительным, чем предотвращенный.

При оценке правомерности деяния, совершенного в состоянии крайней необходимости, учитываются характер и степень предотвращаемой опасности, реальность и близость ее наступления, фактическая возможность лица по ее предотвращению, его душевное состояние в сложившейся ситуации и другие обстоятельства дела.

Не является преступлением причинение вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, с целью передачи его органам власти, если при этом не было допущено превышения мер, необходимых для задержания.

Превышением мер задержания является явное несоответствие средств и методов задержания опасности деяния и лица, его совершившего, а также обстановке задержания, в результате чего лицу умышленно причиняется вред, не вызываемый необходимостью задержания.

При оценке правомерности причинения вреда при задержании лица, совершившего общественно опасное деяние, учитываются его действия по избеганию задержания, силы и возможности задерживающего, его душевное состояние и другие обстоятельства, связанные с фактом задержания.

Право на задержание лица, совершившего общественно опасное деяние, наряду со специально уполномоченными на то лицами, имеют также потерпевшие и другие граждане.

Муса Юсупов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН: АМБИЦИОЗНЫЙ ПЛАН НА ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВПЕРЕД

Стратегия «Узбекистан-2030» была принята для реализации стремления народа к построению свободного, процветающего и сильного Нового Узбекистана. Она направлена на создание условий для раскрытия потенциала каждого гражданина, воспитание здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирование мощной экономики, интегрированной в глобальное производство, а также обеспечение справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности.

Документ основан на опыте, полученном в ходе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана, и учитывает результаты общественных обсуждений. Одним из ее ключевых принципов является верховенство закона, которое рассматривается как фундаментальный фактор для обеспечения стабильности и создания благоприятного инвестиционного климата. В рамках Стратегии «Узбекистан-2030» инициированы меры по модернизации правовой системы и постоянному совершенствованию законодательства.

Стратегия «Узбекистан-2030» ставит во главу угла принцип верховенства закона, нацеленный на обеспечение равной и справедливой защиты прав как отдельных граждан, так и предпринимательского сектора. Документ провозглашает равенство всех перед законом и гарантирует неукоснительную защиту прав и свобод каждого индивида.

Ключевым аспектом стратегии является курс на повышение прозрачности законодательства и его доступности для широких слоев населения. Ясность и однозначность правовых норм призваны обеспечить полное понимание гражданами своих прав и обязанностей, а также неотвратимость ответственности за нарушение закона.

Документ уделяет особое внимание развитию правовой культуры и осознанности граждан в отношении важности соблюдения законов. Посредством разнообразных образовательных инициатив население вовлекается в процесс формирования правового государства и повышения правосознания, что в конечном итоге способствует укреплению безопасности, стабильности и общему прогрессу страны.

Важно подчеркнуть, что Стратегия ставит целью преодоление традиционных барьеров в области верховенства закона. Это направлено на создание среды для честной конкуренции, стимулирование развития предпринимательства и привлечение зарубежных инвестиций — факторов, играющих ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста.

Акцент на верховенстве закона в стратегии «Узбекистан-2030» нацелен на формирование привлекательного инвестиционного климата, обеспечение защиты прав и интересов населения, повышение транспарентности и результативности правовой системы, а также стимулирование стабильного социально-экономического роста страны. Этот принцип рассматривается как краеугольный камень и залог прогресса Узбекистана на ближайшее десятилетие и в долгосрочной перспективе.

Бехзод Муминов,

судья Ташкентского городского административного суда.

УСИЛИТЬ СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ

В последние годы Узбекистан активно реформирует свою судебно-правовую систему, стремясь к повышению эффективности правосудия и усилению защиты прав граждан. Одним из ключевых нововведений стало внедрение института следственного судьи, что знаменует собой важный шаг в модернизации уголовного судопроизводства страны.

Институт следственного судьи призван обеспечить независимый судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса, что является критически важным для соблюдения прав и свобод граждан. Эта новация направлена на повышение объективности расследования, предотвращение необоснованных ограничений прав подозреваемых и обвиняемых, а также на укрепление принципа состязательности в уголовном процессе.

В соответствии с Главой государства Шавкатом Мирзиёевым 10 июня 2024 года был подписан указ «О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности».

 С 1 января 2025 года в районных и городских судах по уголовным делам будет введена должность следственного судьи. Они будут рассматривать вопросы о выдаче санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства, применении мер принуждения, а также дела об административных правонарушениях.

В соответствии с указом, следственный судья наделяется полномочием рассмотрения уголовных материалов, в частности применения санкций по ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста; ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста; ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа); ходатайству об эксгумации трупа; ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений; ходатайству о производстве обыска; ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации; ходатайству об аресте имущества.

Санкции на процессуальные решения, выданные следственным судьей на стадии досудебного производства по уголовным делам единолично пересматриваются судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами, Военным судом Республики Узбекистан, только в апелляционной инстанции.

Следует также отметить, что следственный судья может применять меры принуждения по ходатайствам об отстранении обвиняемого от должности; помещении лица в медицинское учреждение; продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении; продлении срока задержания до сорока восьми часов, а также ходатайствам прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Можно с уверенностью сказать, что введение института следственного судьи в Узбекистане является значимым шагом в модернизации судебно-правовой системы страны. Этот институт призван не только усилить судебный контроль на досудебной стадии уголовного процесса, но и существенно повысить уровень защиты прав и свобод граждан.

Толибжон Обидов,

председатель Шайхантахурского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому