Искать:

Количество рассмотренных уголовными судами дел сократилось

В Ташкентском городском суде прошла пресс-конференция, посвященная итогам деятельности столичных судов в 2023 году.

Заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам Акбарали Турабов отметил, что в республике осуществляются масштабные реформы по демократизации и либерализации судебно-правовой системы, обеспечению независимости судебной власти, защите прав, свобод и законных интересов граждан.

В  минувшем году уголовными судами города Ташкента было рассмотрено 9 231 уголовных дел в отношении 11 156 лиц. По  сравнению с позапрошлым  годом количество рассмотренных дел сократилось на 576, а количество привлеченных к ответственности лиц — на 985. 152 человека были оправданы, а обвинения в отношении 2 193 лиц были сняты из-за отсутствия достаточных доказательств.

По поручительству общественности при отправлении правосудия 64 человека были приговорены к менее строгим наказаниям, чем предусмотрено законом, 197 лицам были заменены наказания на более мягкие, а 2 981 лиц были освобождены от наказания досрочно.

Из числа уголовных дел 4 628 составили преступления, не представляющие большой общественной опасности, 2 175 — менее тяжкие, 3 719 — тяжкие и 634 — особо тяжкие. Повторные преступления совершили 2 182 ранее осужденных.

Исходя из задач, поставленных главой государства перед судами, за прошедший период на выездных судебных заседаниях было рассмотрено 2 960  уголовных дел, вынесено 7 923 частных судебных определений о причинах преступления и устранении условий, способствовавших их совершению, обобщено 26 вопросов судебной практики.

На основе идеи «Моя махалля — мой судья» в столице судьями в 579 махаллях проведены выездные встречи, направленные на профилактику правонарушений, борьбу с преступностью, повышение правовой грамотности населения,  решение существующих проблем.

В 2023 году в судебную коллегию Ташкентского городского суда по уголовным делам всего поступило 8 418 обращений. Из них городским и районным судам адресовано 1 181  обращение, непосредственно касающееся коллегии уголовного судопроизводства. 13 обращений направлены в соответствующие инстанции. Изучены и даны ответы на 1 132  обращение. Удовлетворены 537, отвергнуты 12 обращений. По 583 обращениям даны необходимые разъяснения. 36 обращений в качестве остатка перешли на следующий отчетный период. 2023 году количество обращений снизилось на 388 по сравнению с 2022 годом.

На повестке дня — важные вопросы

С 17 по 20 сентября 2023 года Президент Узбекистана участвовал на 78-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Глава Узбекистана выступил с докладом на пленарной сессии, где представил свою точку зрения по важным вопросам, касающимся как региональной, так и глобальной повестки дня.

Президент заявил о намерении продолжить «политику строительства Нового Узбекистана как правового, светского, демократического и социального государства». Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выразил поддержку программы необратимых реформ в Узбекистане и отметил масштабность целей и задач Стратегии «Узбекистан – 2030».

Президент подчеркнул важность развития человеческого капитала и образования, а также выразил поддержку сотрудничества в Центральной Азии. Он также предложил создать Рабочую группу по содействию развитию молодежи Центральной Азии и разработать программу «Молодежная повестка Центральной Азии – 2030».

Предложение учредить Центральноазиатский климатический диалог и инициатива по принятию резолюции Генеральной Ассамблеи ООН свидетельствуют о серьезном отношении Узбекистана к проблемам изменения климата. Узбекистан стремится не только к внутренним реформам, но и к активной роли в международных усилиях по борьбе с климатическими угрозами.

Предложение провести международный климатический форум в Самарканде также подчеркивает готовность Узбекистана принять лидирующую роль в обсуждении и решении проблем изменения климата в регионе. Это позволяет Узбекистану активно влиять на развитие международных климатических политик и сотрудничать с другими странами для достижения общих целей по смягчению климатических изменений.

В целом, Узбекистан демонстрирует свою готовность принимать ответственность за борьбу с изменением климата и активно участвовать в международных усилиях по этому вопросу.

Ахрор СУЛАЙМАНОВ,

председатель Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.

Условия и порядок выплаты алиментов: как суд учитывает доходы и имущественное положение обязанного родителя

Проблема выплаты алиментов является одной из наиболее актуальных и сложных проблем, с которой сталкиваются многие люди. В условиях жесткой экономической обстановки и неравенства доходов, выплата алиментов может оказаться серьезным испытанием как для выплачивающих, так и для получающих сторон.

Одной из основных причин невыплаты алиментов является финансовая трудность или нежелание одного из родителей обеспечивать адекватное содержание своего ребенка. В таких случаях получающая сторона вынуждена обращаться в суд с требованием о взыскании алиментов. Однако, даже после вынесения решения суда, проблема может оставаться неразрешенной.

В Узбекистане алименты регулируются законодательством, которое обеспечивает реализацию конституционного права на социальную защиту и материальную помощь семьям. Право на получение алиментов предоставляется законодательством как родителям, так и детям, обеспечивая устойчивое развитие и благополучие семьи.

Один из ключевых документов, определяющих порядок выплаты алиментов, – Семейный кодекс Республики Узбекистан. Согласно его нормам, обязанность предоставления алиментов лежит на родителей, а в случае развода или прекращения брака – на неработающего супруга, перед ответственностью которого стоит защита и обеспечение прав ребенка.

Алименты в Узбекистане могут быть назначены как в добровольном, так и в судебном порядке. В случае добровольного урегулирования финансовых вопросов между супругами (родителями), сумма алиментов и порядок их выплаты определяется исходя из общего согласия сторон и их финансовых возможностей. Однако, если такое соглашение не достигнуто, суд вправе назначить алименты и определить их размер самостоятельно, учитывая интересы ребенка, а также обеспечивая достаточный уровень финансовой поддержки.

Выплата алиментов осуществляется в денежной форме и зависит от доходов и имущественного положения обязанного родителя. Суд, при назначении алиментов, учитывает объективные обстоятельства, такие как заработок, профессиональные навыки, получаемые доходы, имущество и другие обстоятельства, влияющие на возможности обязанного родителя.

При нарушении обязательств по выплате алиментов, действуют меры государственного принуждения, предусмотренные законодательством Узбекистана. В случае неисполнения решения суда или задолженности по выплате алиментов, применяются такие меры, как ограничение на получение паспорта или права управления автомобилем, арест имущества или удержание средств со счета. Такие действия способствуют обеспечению эффективности и исполнимости решений по взысканию алиментов и защите прав ребенка на материальную поддержку.

Таким образом, законодательное обоснование выплаты алиментов в Узбекистане не только обеспечивает социальную защиту и материальное благополучие семей, но и устанавливает ответственность родителей за обеспечение прав ребенка на адекватный уровень жизни. Это способствует развитию стабильной семейной среды и благоприятных условий для роста и воспитания детей, а также укрепляет принципы социальной справедливости и равенства.

Маликахон ЗАКИРОВА,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

Устранение коррупции: путь к свободе, справедливости и прогрессу

Коррупция – это сложное и многогранный явление, которое пронизывает множество аспектов общественной жизни. Она может быть определена как злоупотребление властью или авторитетом для личных интересов и получения незаконной выгоды. Коррупция является серьезной угрозой для развития государства, экономики и общества в целом.

Одной из основных причин коррупции является недостаточная прозрачность и открытость государственных институтов. Когда власть необоснованно ограничивает доступ к информации и решениям, создается почва для коррупционных схем и злоупотреблений. Кроме того, слабость правовой системы и отсутствие эффективных механизмов контроля и наказания также способствуют распространению коррупции.

Коррупция оказывает разрушительное влияние на экономику. Она приводит к искажению рыночных отношений, искаженному распределению ресурсов и созданию неполитических барьеров для предпринимательства. Бизнес-среда становится нестабильной и неопределенной, что отрицательно сказывается на инвестициях и экономическом росте. Наряду с экономическими последствиями, коррупция также создает серьезные социальные проблемы в обществе. Она увеличивает неравенство и подрывает доверие людей к государственным институтам. Борьба с коррупцией становится моральным и этническим вызовом.

Для противодействия коррупции необходима комплексная и всесторонняя стратегия. Она должна включать в себя совершенствование правовой системы, укрепление институтов гражданского общества, повышение осведомленности граждан о последствиях коррупции, а также разработку и реализацию эффективной системы наказания для коррупционеров. Кроме того, важно формирование этического сознания в обществе и создание условий для развития честного и ответственного руководства.

Борьба с коррупцией – это сложный и длительный процесс, но важно понимать, что устранение коррупции является неотъемлемой частью стремления к свободе, справедливости и прогрессу. Только через устранение коррупции мы можем построить процветающее и справедливое общество, основанное на законности и защите прав граждан.

Дурдона ДАДАХАНОВА,

председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам.

Важность соблюдения конституционных норм при решении земельных споров

Согласно статье 68 нашей Конституции в новой редакции, земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством. Земля может находиться в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану как общенационального богатства.

Главная цель заключается в том, чтобы подчеркнуть, что при решении земельных споров и обеспечении верховенства закона необходимо уделять особое внимание нормам, установленным в Конституции.

Необходимо отметить, что в случае рассмотрения земельных споров административные суды не должны рассматривать требование заявителей о выплате денег, за исключением определенных случаев. Это связано с тем, что в соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием дополнительных мер по обеспечению эффективной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства в отношениях с государственными органами», статья 27 Кодекса об административном судопроизводстве была дополнена частью третьей, которая дает заявителю право предъявить требование о возмещении ущерба, причиненного причинной связью, по указанным в его заявлении требованиям.

Жогорку Кенеш Республики Каракалпакстан и местные Кенгаши народных депутатов принимают решение о сносе объекта недвижимости, расположенного на изъятом земельном участке, в соответствии со статьей 30 Закона «О процедурах изъятия земельных участков для общественных нужд с компенсацией».

Согласно статье 35 данного закона, нельзя принимать решение о разрушении объектов недвижимости, находящихся на изъятом земельном участке, в случае возникновения спора о компенсации для правообладателя, если этот спор не был разрешен до судебного разбирательства и решение суда по этому вопросу еще не вступило в законную силу.

Это означает, что когда возник спор о компенсации правообладателю, то есть заявителю, было принято решение о повреждении его недвижимости, и если недвижимость была повреждена в соответствии с этим решением, то такие действия являются незаконными.

В данном случае запрос заявителя о возмещении ущерба связан причинно-следственно с его основным требованием о признании решения хокима недействительным, и поэтому это требование должно быть рассмотрено административными судами.

Сухроб Талипов,

судья Ташкентского городского административного суда.

Верховенство закона — фундаментальный принцип и гарант развития

В целях обеспечения волеизъявления нашего народа о строительстве свободного и процветающего, сильного Нового Узбекистана, создания каждому гражданину всех возможностей для развития своего потенциала, воспитания здорового, образованного и духовно развитого поколения, формирования сильной экономики, ставшей важным звеном глобального производства, а также гарантированного обеспечения справедливости, верховенства закона, безопасности и стабильности утверждена Стратегия «Узбекистан — 2030», разработанная на основе приобретенного в процессе реализации Стратегии развития Нового Узбекистана опыта и результатов общественного обсуждения.

Одним из основных принципов данной стратегии является верховенство закона, которое играет ключевую роль в обеспечении стабильности и создании благоприятной бизнес-среды для инвестиций. В рамках Стратегии «Узбекистан-2030» были предприняты шаги для совершенствования правовой системы и непрерывного улучшения законодательства.

Основная цель верховенства закона — обеспечить справедливость и равномерность в защите прав и интересов граждан и бизнес-сообщества. В Стратегии «Узбекистан-2030» определено, что все граждане равны перед законом, а права и свободы каждого индивида должны быть гарантированы и защищены.

Важной составляющей стратегии является содействие прозрачности законодательства и его доступности для всех граждан. Четкость и понятность законов дают возможность каждому человеку осознать свои права и обязанности, а также знать, что при нарушении законодательства будут приняты соответствующие меры.

Еще одним аспектом верховенства закона в Стратегии «Узбекистан-2030» является укрепление правовой культуры и осознанности граждан о необходимости соблюдения законодательства. Путем проведения различных образовательных программ и мероприятий, население страны привлекается к участию в формировании правовой государственности и развитию правового сознания, что способствует повышению уровня безопасности, стабильности и развитию страны в целом.

Необходимо отметить, что в Стратегии «Узбекистан-2030» акцентировано внимание на преодолении традиционных преград в сфере верховенства закона. Это создает условия для честной конкуренции, развития бизнеса и привлечения иностранных инвестиций, что является одним из ключевых факторов устойчивого экономического роста.

Таким образом, ставка на верховенство закона в стратегии «Узбекистан-2030» позволяет создать благоприятную инвестиционную среду, защитить права и интересы граждан, повысить прозрачность и эффективность правоприменительной системы и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны. Верховенство закона является фундаментальным принципом и гарантом развития Узбекистана в следующие десять лет и вперед.

Олим ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного

административного суда.

Апелляционную жалобу можно отозвать

Согласно Закону «О внесении изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усовершенствованием института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений», лицо, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, потерпевший, их законные представители, адвокат, а также орган, составивший протокол об административном правонарушении, вправе подать на постановление суда первой инстанции апелляционную жалобу, а прокурор — принести протест. Лица подавшие апелляционную жалобу (протест) вправе представить дополнительные материалы подтверждающие их доводы.

Копия апелляционной жалобы (протеста) в течении суток направляется лицу, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, потерпевшему, их законным представителям, адвокату, а также органу, составившему протокол об административном правонарушении. Указанные лица имеют право ознакомиться с делом, в том числе с дополнительными материалами, а также представить суду свои возражения.

Жалоба (протест) на постановление суда по делу об административном правонарушении вместе с делом подлежит направлению в суд апелляционной инстанции в течение трех суток.

Жалоба (протест) на постановление суда об административном аресте либо административном выдворении подлежит направлению в суд апелляционной инстанции в день получения жалобы (протеста).

Лицо, подавшее апелляционную жалобу на постановление суда по делу об административном правонарушении, вправе ее отозвать. Право отзыва апелляционного протеста принадлежит прокурору, принесшему протест, а также вышестоящему прокурору.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, вправе отозвать апелляционную жалобу своего адвоката. Адвокат, законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности вправе отозвать свою жалобу только с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности. Отзыв апелляционной жалобы (протеста) допускается до удаления суда апелляционной инстанции в отдельную комнату для принятия решения.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, потерпевший, их законные представители, адвокат и орган, составивший протокол об административном правонарушении, вправе подать жалобу в ревизионном порядке на постановления суда первой инстанции, рассмотренные в апелляционном или кассационном порядке, а также на постановления суда апелляционной или кассационной инстанции.

Шухрат БАКАЕВ,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

Новый подход в рассмотрении семейных споров

В соответствии с Указом главы государства от 21 декабря 2023 года «О дополнительных мерах по укреплению семьи и повышению активности женщин» с 1 февраля  текущего года в суде по гражданским делам города Самарканда, Наманганском и Мирзо-Улугбекском межрайонных судах по гражданским делам в качестве эксперимента  формируется судейский корпус, специализирующийся на рассмотрении семейных споров.

Положительная сторона такого нововведения заключается в том, что  судьи  рассматривая семейные споры, строго специализируясь на них, не отвлекаясь на рассмотрение других дел, руководствуются прежде всего законодательством и исходя из жизненного опыта, анализируют причины возникновения семейных споров.

В нашей стране уделяется приоритетное внимание укреплению семейных ценностей, повышению статуса семьи, развитию законодательной базы, предотвращению ранних браков и обеспечению рождения здорового подрастающего поколения.

Cемья играет важную роль в формировании молодого поколения и требует большой ответственности от всех ее членов. Особое внимание следует уделить созданию благоприятной среды для молодежи, чтобы они могли успешно интегрироваться в общество, а также развивать семейные ценности. На сегодняшний день все еще наблюдаются случаи браков между родственниками и преждевременной выдачи замуж дочерей, что имеет негативные последствия. Это свидетельствует о необходимости более глубокого и ответственного подхода к этой проблеме.

В нашей стране были предприняты меры по предотвращению подобных случаев. За нарушение закона о брачном возрасте привлекаются к ответственности лица, вступившие в брак рано, и их родители, а также сотрудники образовательных и религиозных учреждений. В Семейный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс внесены нормы, устанавливающие ответственность за совершение брака с лицом, не достигшим брачного возраста, и за проведение религиозного обряда по заключению такого брака, а также за предоставление или вступление в брак с лицом, не достигшим брачного возраста.

Таким образом, целью проводимой в нашей стране работы по укреплению брачных отношений, предупреждению негативных явлений в семейной жизни, формированию здорового семейного климата, воспитанию гармоничного поколения является создание здоровой и крепкой семьи.

Мавлуда БОБОРАИМОВА,

судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

Отменена предварительная госпошлина в административные суды

16 января глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине», направленных на создание более благоприятных условий для граждан при обращении в административные суды».

В преамбуле документа сообщается, что в республике осуществляются меры по расширению возможности доступа граждан к правосудию и обжалования ими в суд незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.

В целях реализации нормы Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц возникает необходимость дальнейшего расширения возможностей обращения в административные суды, а также упрощения процедуры обжалования незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.

В этой связи в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине» вносятся изменения и дополнения, предусматривающие порядок взыскания государственной пошлины с виновной стороны по результатам рассмотрения дела, без предварительного взыскания государственной пошлины с граждан при обращении в административные суды на решения, действия (бездействие) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц, а также изменение, предусматривающее снижение размера указанной ставки государственной пошлины.

Документ послужит обеспечению защиты прав и законных интересов граждан в судебном порядке, расширению возможности доступа граждан к правосудию и обжалования ими в административные суды незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.

Бехзод МУМИНОВ,

судья Ташкентского городского административного суда.

Эффективное использование возможностей судов

По результатам анализа правоприменительной практики в процесс судопроизводства внедрены новые институты, в целях обеспечения надежной защиты прав граждан усовершенствованы такие институты как примирение, предварительное слушание, медиация, а также проверка законности, обоснованности и справедливости судебных решений.

Вместе с тем резкое увеличение нагрузки в судах привело к отсутствию возможности рассмотрения дел в установленный законом срок, что стало причиной увеличения обоснованных возражений граждан.

Кроме того, причина ограничения возможностей проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений посредством трехступенчатой системы в принятии окончательного решения по делу свидетельствует о необходимости совершенствования данной системы путем эффективного использования возможностей среднего звена — областных судов.

Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с усовершенствованием института проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений» вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающие процессуальные нормы по пересмотру не вступивших в законную силу судебных решений на основании жалобы (протеста) в апелляционном порядке, вступивших в законную силу судебных решений в кассационном порядке, рассмотренных в апелляционном или кассационном порядке судебных решений — в ревизионном порядке, а также по передаче полномочий по рассмотрению вступивших в законную силу судебных решений в кассационном порядке областным и приравненным к ним судам и прекращению практики отмены вышестоящими судами судебных решений и направлению дела на новое рассмотрение в суды нижестоящей инстанции.

В соответствии с документом суд апелляционной, кассационной инстанции по апелляционной, кассационной жалобе (протесту), проверяет полноту установления фактических обстоятельств дела и правильность применения норм Уголовного кодекса, соблюдения норм настоящего Кодекса при осуществлении производства по делу, законность, обоснованность и справедливость приговора, определения суда первой инстанции по имеющимся в деле и дополнительно исследованным судом апелляционной, кассационной инстанции доказательствам.

При рассмотрении уголовного дела в апелляционном, кассационном, ревизионном порядке суд не ограничивается доводами жалобы или протеста и проверяет дело в полном объеме в отношении всех осужденных, в том числе и не подавших соответствующую жалобу, или в отношении которых не подана жалоба (протест).

Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном, кассационном или ревизионном порядке, при принятии решения проверяет доказательства, как исследованные судами нижестоящих инстанций, так и принимаемые во внимание новые доказательства, представленные сторонами суду апелляционной, кассационной или соответствующей ревизионной инстанции или истребованные и исследованные ими при рассмотрении дела.

Суд апелляционной, кассационной или ревизионной инстанции вправе отменить приговор суда и вынести новый обвинительный приговор с усилением осужденному наказание или с применением в отношении его закона о более тяжком преступлении в пределах предъявленного ему обвинения.

Обвинительный приговор суда может быть отменен судом апелляционной, кассационной или ревизионной инстанции с вынесением нового приговора с ухудшением положения осужденного только по протесту прокурора или по жалобе потерпевшего, его представителя.

Оправдательный приговор суда может быть отменен судом апелляционной, кассационной или ревизионной инстанции с вынесением обвинительного приговора только по протесту прокурора или жалобе потерпевшего, его представителя на незаконность и необоснованность данного приговора.

Документ послужит повышению ответственности судей, качественному и своевременному рассмотрению дел, эффективному использованию возможностей областных и приравненных к ним судов в пересмотре судебных решений, расширению возможностей граждан по использованию права на обжалование и предупреждению недовольства, а также недопущению излишних хлопот.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому