ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОВ УЗБЕКИСТАНА

Независимая и сильная судебная власть является ключевым фактором демократического правового государства.

 

В стране проводится реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективном обеспечении правосудия, а также повышении роли органов судейского сообщества.

 

Последовательно осуществляется политика обеспечения прав и свобод человека, защиты частной собственности, что является залогом внутренней стабильности и получает признание мирового сообщества. В процессе обеспечения прав и свобод человека, верховенства закона создается новый демократический облик государства.

 

Судьи, будучи представителями независимой судебной власти, вносят свой вклад в успешное развитие страны, чему способствует реформирование судебно-правовой системы.  

 

За последние годы на пути реформирования судебной системы было принято более сорока нормативно-правовых документов. Они оказали серьезное позитивное влияние как на организацию судебной системы, так и на практику рассмотрения судебных дел.  

Стоит упомянуть о принятом Указе Президента Узбекистана «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан», согласно которому создан единый Верховный суд – высший орган судебной власти в сфере гражданского, уголовного, административного и экономического судопроизводства, что укрепило судебную власть и создало условия для единообразия судебной правоприменительной практики.  

 

Постоянную работу по отбору кандидатов в судьи ведет новый конституционный орган – Высший судейский совет. В его состав входят судьи, адвокаты, представители юридической и научной общественности. Он наделен полномочиями по отбору и формированию высококвалифицированного судейского корпуса.  

 

Необходимо отметить, что введение указанного института в практику позволило проводить открытое и прозрачное формирование судейского корпуса на основе конкурсного отбора кандидатов на должности судей из числа наиболее квалифицированных специалистов, обеспечить подлинную неприкосновенность судей и предотвратить вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия, наладить диалог судейского сообщества с населением.

 

В ходе реформы усилены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Возрастной ценз кандидатов в судьи повышен до 35 лет. Судьи теперь назначаются либо избираются на первоначальный пятилетний, последующий десятилетний и бессрочный период пребывания в должности, что обеспечивает стабильность судейского корпуса и укрепляет независимость судей.

 

Данное нововведение полностью отвечает требованиям современного международного и зарубежного опыта.
В Узбекистане последовательно развиваются организационно-правовые механизмы, направленные на обеспечение всесторонней защиты судей, а также их неприкосновенности.  

 

Установлена ответственность за вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия. Законодательством установлено, что воздействие в какой бы то ни было форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законом.  

 

Именно в этих целях в Высшем судейском совете создана специальная структура, обеспечивающая неприкосновенность судей. Она на деле обеспечивает защиту судей от вышеуказанных незаконных вмешательств в их деятельность, что также усиливает их независимость и неприкосновенность.

 

Кардинально изменился существующий порядок подготовки кандидатов на должности судей. Успешно функционирует Высшая школа судей, обеспечивая повышение квалификации судей на базе учебного процесса, максимально сближенного с судебной практикой. Новая образовательная система позволяет совершенствовать теоретические знания кандидатов, обучать их профессиональной этике, психологии, навыкам делового общения и управления временем, тактике ведения переговоров, технологии работы с информацией, а также толкования и применения норм права.

 

За последние годы проведена значительная работа по становлению суда как независимой и самостоятельной ветви власти, превращению его из репрессивного органа в прошлом в подлинно независимый институт государства, призванный надежно охранять и защищать права и свободы человека.

 

Подводя итог, можно сказать, что сегодня реализуются исторические преобразования, которые позволят совершенствовать и оптимизировать судебную систему Узбекистана с учетом современных требований и международных стандартов в области правосудия. Законодательно устраняются излишние бюрократические преграды при обеспечении судебной защиты и исключены дублирующие стадии пересмотра судебных актов.

 

В дальнейшем судебную систему планируется привести в соответствие с современными международными стандартами с целью повышения уровня доступа граждан и предпринимателей к правосудию и улучшению качества рассмотрения дел в судах.

 

Мухтарама  ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда