КОМПЛЕКСНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КУРС

На современном этапе борьба с коррупцией, в том числе в судебной системе, является одним из наиболее актуальных вопросов глобальной повестки.

 Международное сообщество накопило значительный позитивный опыт, позволяющий существенно снижать уровень коррупционных правонарушений. Он включает комплекс организационно-правовых мер: совместное расследование преступлений, возврат похищенных активов, в том числе из-за рубежа, обмен опытом и повышение квалификации, разработку общих программ и формирование единого правового пространства, обеспечивающего неотвратимость наказания. Как показывает опыт социально и экономически развитых государств — Дании, Финляндии, Сингапура — впечатляющие результаты экономического роста были достигнуты благодаря значительному сокращению уровня коррумпированности общества.

Президент Республики Узбекистан справедливо отмечал, что коррупция является самым серьезным препятствием на пути реформ, а борьба с ней — общенациональной задачей и делом совести каждого патриота. Если мы объединим усилия, то непременно добьемся серьезных результатов.

Причиняемый коррупцией ущерб побудил мировое сообщество к разработке международно-правовых механизмов противодействия. Среди ключевых региональных документов — Межамериканская конвенция против коррупции (1996 год), Конвенция по противодействию коррупции в отношении должностных лиц Европейского сообщества или должностных лиц государств-членов Европейского Союза (1997 год), Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в сфере международных коммерческих операциях (1997 год), Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и противодействии коррупции (2003 год). Эти документы заложили фундамент для принятия универсального международного договора — Конвенции ООН против коррупции от 9 декабря 2003 года, вобравшей в себя наиболее прогрессивные мировые практики.

О глобальном характере данного документа свидетельствует тот факт, что сегодня к ней присоединились 189 государств. Узбекистан стал участником Конвенции на основании закона от 7 июля 2008 года и взял на себя обязательства по ее имплементации в национальное законодательство.

Согласно статье 5 Конвенции, каждое государство должно разрабатывать и осуществлять эффективную и скоординированную антикоррупционную политику, основанную на принципах правопорядка, добросовестного управления, прозрачности и ответственности, а также содействовать широкому участию общества. В соответствии с пунктом 11 Конвенции государства обязуются принимать меры по укреплению честности и неподкупности судей и работников судебной системы, не допуская подрыва независимости судебной власти.

В Узбекистане принимаются масштабные меры, направленные на выполнение положений Конвенции, включая принятие национальных нормативных актов, соответствующих ее требованиям. В частности, статья 62 Закона «О судах» устанавливает обязанности судьи: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, следовать Кодексу судейской этики, избегать действий, способных подорвать авторитет судебной власти, противостоять любым проявлениям коррупции и незаконного вмешательства, а также сообщать о подобных фактах в Высший судейский совет. Кроме того, судья обязан заявлять самоотвод при возникновении конфликта интересов.

Закон также запрещает судьям заниматься предпринимательской деятельностью, управлять хозяйствующими субъектами, открывать счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами страны. Эти ограничения распространяются и на супругов, а также несовершеннолетних детей судей.

Аналогичные положения содержатся в Кодексе судейской этики, который запрещает использовать статус судьи для получения личных выгод либо оказания давления на организации и должностных лиц при решении частных вопросов.

Узбекистан реализует комплексный, современный подход к борьбе с коррупцией, включающий активное участие средств массовой информации, повышение роли общественности и предпринимательского сообщества, обеспечение прозрачности и подотчетности государственных органов, повышение квалификации кадров, внедрение этических норм государственной службы и создание специализированного антикоррупционного органа — Агентства по противодействию коррупции.

Предпринимаемые меры приносят ощутимые результаты, что подтверждают международные организации. По данным «Transparency International», Узбекистан за последние годы улучшил свои позиции в Индексе восприятия коррупции на 14 пунктов. Наша страна стабильно входит в число государств Восточной Европы и Центральной Азии, демонстрирующих устойчивый рост показателей антикоррупционных реформ — с 22 баллов в 2017 году до 31 балла в 2022 году.

Дилшод ХАСАНОВ,

председатель Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.