ГРОЗИТ ЛИ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА САМОВОЛЬНЫЙ ЗАХВАТ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ?
«Каковы меры наказания за самовольный захват земельных участков? Предусмотрена ли за это уголовная ответственность?»
А. Мазурин, г. Ташкент.
Отвечает судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам Баходир КАЮМОВ:
– 16 августа 2021 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра». Согласно изменениям к Закону «О государственной власти на местах» документы Совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их. Согласно статьи 229-1 Уголовного кодекса РУз самовольный захват земельных участков, в том числе их использование без наличия законных прав на них, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 25 БРВ, а на должностных лиц – 50 БРВ.
Осуществление строительных работ на самовольно захваченных земельных участках, прилегающих и не прилегающих к отведенному земельному участку, – влечет наложение штрафа на граждан в размере 150 БРВ, а на должностных лиц – 300 БРВ. Кроме того, за самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена также прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы).
Также новой статьей 229-6 УК РУз установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу.
Продажа либо иное незаконное отчуждение права на орошаемый земельный участок или его части наказывается штрафом от 400 до 500 БРВ или ограничением свободы от 2 до 5 лет с лишением определенного права либо лишением свободы до 5 лет. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.
Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.
Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду. Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.