ВСЕНАРОДНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ: В ДУХЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В стране широко обсуждаются изменения и дополнения, вносимые в Основном закон. Началась подготовка к всенародному референдуму.  Президент Узбекистана 16 июня утвердил поправки в закон о референдуме. 

 

Согласно изменениям в статье 1, теперь решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не предусмотрено решениями, принятыми референдумом.

 

Поправки в статью 8 позволяют органам самоуправления граждан, наряду с политическими партиями, инициативной группой граждан, представителями СМИ, наблюдателями от других государств и международных организаций, также присутствовать на всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума. 

 

Поправки в статью 9 теперь позволяют наблюдателям в том числе наблюдать за размещением кабин или комнат для тайного голосования, а также регистрацией граждан.

 

Статья также дополняется пунктом, согласно которому наблюдатели должны уведомить участковую комиссию по проведению референдума не менее чем за 3 дня до посещения участков референдума, образованных в воинских частях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Статья 18 ранее предусматривала, что ЦИК рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по проведению референдума и принимает по ним решения. Теперь комиссия рассматривает обращения голосующих граждан и иных участников референдума и принимает по ним решения, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума. Полномочия ЦИК также регулируются

Избирательным кодексом и иными законами о выборах.

 

Согласно поправкам в статью 23, членами окружных и участковых комиссий по проведению референдума не могут быть члены политических партий, хокимы областей, районов и городов, должностные лица органов прокуратуры, судов, лица, входящие в состав инициативных групп граждан. Кроме того, не могут быть рекомендованы в состав участковой комиссии по проведению референдума лица, работающие в одной организации, если их число составит более половины членов данной комиссии, за исключением участковых комиссий по проведению референдума, образованных при дипломатических и иных представительствах Узбекистана в иностранных государствах, в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах содержания под стражей и лишения свободы.

 

Глава IV дополняется статьей 25−1 (Порядок рассмотрения комиссиями по проведению референдума обращений физических и юридических лиц). Согласно нововведениям Комиссии по проведению референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период проведения референдума обращения физических и юридических лиц о нарушении требований закона или по другим вопросам организации референдума, проводить проверки по этим обращениям и давать письменные ответы в трехдневный срок, а по обращениям, поступившим менее чем за 6 дней до референдума либо в день голосования — незамедлительно, за исключением жалоб на действия и решения комиссий по проведению референдума.

 

Глава также дополняется статьей 26−1 (Включение граждан, находящихся в иностранных государствах, в списки голосующих граждан). Так, граждане, находящиеся в иностранных государствах, могут обратиться в письменной форме в участковые комиссии по проведению референдума, образованные при дипломатических и иных представительствах Узбекистана, или в электронной форме через официальный веб-сайт Министерства иностранных дел о включении их в список голосующих граждан за 15 дней до референдума.
Таким образом, принятые нововведения буду способствовать патриотическому волеизъявлению народа и принятию Основного закона в духе нового времени. 

 

Фаррух ТУРАХОДЖАЕВ,
судья по уголовным делам

Ташкентского городского суда