БАНКРОТСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Одним из актуальных направлений реформирования правовых основ экономики является совершенствование законодательства о банкротстве, отвечающего потребностям бизнеса. Эффективный режим банкротства выступает важнейшим фактором надежного экономического развития, гарантией возвратности долгов и укрепления предпринимательских отношений.

 

В настоящее время возникала необходимость максимальной систематизации действующего законодательства о банкротстве, освобождения его от устаревших и дублирующих норм, восполнения пробелов в правовом регулировании, устранения внутренних противоречий и коллизий, а также норм, способствующих совершению правонарушений в сфере банкротства.

 

Во исполнение «дорожной карты» по дальнейшему улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, утвержденного соответствующим постановлением Президента, разработан Закон «О неплатежеспособности», вступивший в силу 13 апреля текущего года. Он состоит из 17 глав, 249 статей и по сравнению с объемом предыдущего закона вырос почти в полтора раза. В связи с его принятием Закон «О банкротстве» от 5 мая 1994 года утратил свою силу. Изменение названия закона обусловлено идеей, базирующейся на отказе от принципа несостоятельности при определении критерия банкротства в пользу принципа неплатежеспособности. Посредством понятий «неплатежеспособность» и «банкротство» конкретизируется статус несостоятельности должника, что получает свое законодательное закрепление в виде критериев и условий.

 

К существующим процедурам банкротства (наблюдение, судебная санация, внешнее управление, ликвидационное производство) добавляются процедуры неплатежеспособности (реструктуризация долга, признание банкротом и продажа имущества), применяемые в рамках дела о неплатежеспособности в отношении физического лица. В уточненном варианте определены признаки неплатежеспособности. Установлены новые основания для подачи заявления о признании должника неплатежеспособным и возбуждения в отношении него дела о неплатежеспособности.

 

В категорию судебных управляющих (временный, санирующий, внешний, ликвидационный) включен финансовый управляющий, назначаемый экономическим судом для осуществления процедуры неплатежеспособности физического лица. Судебным управляющим предоставлено право пользоваться государственными услугами, в том числе оказываемыми через Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции, без предварительной оплаты. Таким образом, они смогут бесплатно получать информацию о деятельности должника. Расширен круг лиц, которые могут быть назначены судебными управляющими, что позволит более квалифицированно осуществлять процедуры неплатежеспособности. Характерно, что изменения внесены в состав лиц, участвующих в деле о неплатежеспособности. К этому перечню отнесен предоставивший обеспечение по обязательствам должника.

 

Правильным является исключение прокурора из числа инициаторов процесса о неплатежеспособности и из круга лиц, участвующих в деле. Закон допускает участие в процессе тех, чьи интересы затрагиваются делом о неплатежеспособности должника.

Изменения также коснулись процессуальных сроков рассмотрения дела о несостоятельности и проведения процедуры ликвидационного производства. Вместо прежнего месячного срока период рассмотрения дела о несостоятельности не может превышать двух месяцев, и его продление возможно только в исключительных случаях на срок не более месяца. Вместе с тем процедура ликвидационного производства не может длиться свыше двенадцати месяцев и при необходимости может быть продлена еще на три месяца. Увеличение процессуальных сроков позволит экономическим судам тщательно рассматривать дела о неплатежеспособности, а судебным управляющим эффективно проводить процедуры неплатежеспособности.

 

В законе определен порядок выплаты вознаграждения судебному управляющему. Кроме того, в целях стимулирования работы судебных управляющих законом также предусмотрены дополнительные выплаты по итогам его деятельности, осуществляемые из имущества должника.

 

Усилена ответственность руководителя должника и других лиц, привлечение их к субсидиарной ответственности по причине неполного удовлетворения требований кредиторов. Также определены имеющие право обращаться в суд с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности, установлен порядок его рассмотрения.

 

Существенные изменения коснулись правосубъектности работников должника, предоставляющей возможность им требовать в судебном порядке привлечения своего работодателя к субсидиарной ответственности. Ранее работник не имел таких прав и возможностей.

 

Значительным образом усовершенствован порядок оспаривания сделок должника в ходе процедур неплатежеспособности. Этому посвящена отдельная глава. Внимание уделено такому ранее не урегулированному вопросу, как неплатежеспособность застройщика по долевому строительству. Это обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов участников долевого строительства в долевых проектах.

 

Следует отметить, что ранее закон касался только физических лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством. Теперь даже лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут подпадать под урегулированные законом процедуры.

 

Необходимость введения такого института продиктована развитием рыночных отношений. Физические лица — полноправные участники гражданского оборота, поэтому они должны нести и риски, связанные с их неплатежеспособностью.

 

Гражданин может быть признан неплатежеспособным, после чего его имущество подлежит реализации на основании решения суда, при котором появляются гарантии справедливого и пропорционального удовлетворения требований за счет ликвидационной массы должника, что позволяет избежать преимущества одного кредитора перед другим. Благодаря специальным правилам гражданин, признанный несостоятельным, не будет вынужден нести пожизненное бремя удовлетворения требований своих кредиторов по исполнительным документам в соответствии с общими правилами исполнительного производства.

 

Закон послужит дальнейшему повышению рейтинга Узбекистана в годовом отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации по показателю «Разрешение неплатежеспособности» и повышению привлекательности бизнес-среды для иностранных инвесторов.

 

Ирина ХАКИМОВА,
судья по экономическим делам
Ташкентского городского суд