Искать:

СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ, ЗАВЕРШИВШИЙСЯ УБИЙСТВОМ

В Мирзо-Улугбекском районе столицы завершилось судебное разбирательство по делу, вызвавшему широкий общественный резонанс. Перед судом предстал 57-летний Федор Игнатенко (здесь и далее имена и фамилии изменены), обвиненный в убийстве своей 77-летней матери — Марии Александровны Василенко.

Федор долгие годы проживал вместе с матерью. Несмотря на почтенный возраст, Мария Александровна оставалась самостоятельной и вела привычный образ жизни. Однако соседи знали: сын систематически злоупотребляет алкоголем, что нередко приводило к напряженной обстановке в семье.

По версии следствия, причиной последнего конфликта стала тема продажи квартиры и возможного переезда сына в Российскую Федерацию, где проживают его бывшая супруга и дочь. Пожилая женщина категорически возражала против этих планов. На этой почве, предположительно произошла трагедия.

Исследованные судом материалы дела представили тяжелую картину: находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения, подсудимый нанес матери многочисленные удары руками и ногами. Полученные травмы были крайне тяжелыми: переломы ребер, черепно-мозговые повреждения, обширные кровоизлияния.

Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть наступила не только вследствие избиения. Пожилой женщине были сдавлены мягкие ткани шеи тупым предметом, что привело к механической асфиксии. Эксперты квалифицировали эти действия как умышленные.

В суде мужчина признал вину лишь частично. Он утверждал, что не имел умысла на убийство и многие события ему «не помнятся» из-за опьянения. Он также пытался объяснить травмы матери ее падениями и отрицал достоверность собственных первоначальных признательных показаний, заявив о давлении.

Однако суд, сопоставив его заявления с заключениями экспертиз, показаниями свидетелей, результатами проверки показаний на месте и характером повреждений, признал доводы подсудимого несостоятельными.

Дочь подсудимого, Анна Игнатенко, прибывшая в Ташкент после тревожного звонка от отца, сообщила суду, что ранее не замечала серьезных конфликтов между ним и бабушкой. Она обратилась к суду с просьбой о назначении более мягкого наказания.

Бывшая супруга подсудимого, Анастасия Игнатенко, напротив, подчеркнула его многолетнюю алкогольную зависимость. Именно она первой забила тревогу, когда Мария Александровна перестала выходить на связь. Прибыв в Ташкент, она вместе с дочерью и сотрудниками правоохранительных органов обнаружила тело пожилой женщины и находившегося в состоянии опьянения бывшего мужа.

Судом был исследован обширный комплекс доказательств: судебно-медицинская экспертиза, подтвердившая тяжесть травм и факт удушения; психиатрическая экспертиза, установившая вменяемость подсудимого; протоколы осмотра места происшествия, вещественные доказательства, следственные эксперименты; показания соседей и родственников, указывающие на состояние опьянения Игнатенко в критические дни.

С учетом тяжести преступления, частичного признания вины, раскаяния и позиции потерпевшей стороны суд назначил Федору Игнатенко 15 лет лишения свободы. Наказание он будет отбывать в колонии общего режима. Кроме того, суд обязал его пройти принудительное лечение от алкогольной зависимости.

Трагедия в семье Игнатенко стала тяжелым напоминанием о разрушительных последствиях злоупотребления алкоголем и отсутствии своевременной помощи в кризисных ситуациях. Это история о том, как несдержанные эмоции и домашние конфликты могут привести к невосполнимой утрате.

Дилноза ХАЛИКНАЗАРОВА,

судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА УЗБЕКИСТАНА: НОВЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ВЫЗОВЫ РАЗВИТИЯ

Современный этап развития Республики Узбекистан характеризуется масштабными политико-правовыми реформами, направленными на построение демократического и правового государства. Особое место в этих преобразованиях занимает реформирование судебной системы, поскольку независимый и эффективный суд является ключевым условием реализации принципа верховенства закона, защиты прав и свобод личности и укрепления доверия граждан к государственным институтам.

Принятые на референдуме 30 апреля 2023 года конституционные изменения существенно обновили содержание фундаментальных норм, регулирующих деятельность судебной власти, что требует глубокого анализа их теоретического и практического значения.

Судебная власть в конституционно-правовой доктрине рассматривается как самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, обладающая исключительным правом осуществлять правосудие. К ее основным характеристикам относятся независимость и автономность, коллегиальность и состязательность процесса, обязательность судебных решений, соблюдение принципов справедливости и законности.

Принцип верховенства закона предполагает обязательность соблюдения Конституции всеми органами власти и должностными лицами, равенство граждан перед законом, а также судебную защиту прав и свобод как ключевой механизм восстановления нарушенных прав. В современной науке подчеркивается: верховенство закона невозможно без реально функционирующей независимой судебной системы.

Обновленная Конституция закрепила важные гарантии независимости судей, включая недопустимость вмешательства в осуществление правосудия, принципы несменяемости и неприкосновенности судей, прозрачность и конкурсность процедур назначения, а также усиление роли Высшего судейского совета как независимого органа формирования судейского корпуса. Эти нормы направлены на минимизацию внешнего влияния на судебные решения и повышение профессионализма судейского состава.

Важным результатом реформ стало усиление системы защиты прав граждан. В частности, право на квалифицированную юридическую помощь закреплено как базовая конституционная гарантия; расширена возможность обжалования в суд действий всех государственных органов; уточнены механизмы защиты от незаконного задержания; расширено применение института habeas corpus.

Конституционный суд получил полномочия проверять нормативные акты на соответствие Конституции, рассматривать обращения граждан по вопросам нарушения конституционных прав и давать заключения о соответствии Конституции международных договоров. Эти функции усиливают защиту прав человека и обеспечивают верховенство Основного закона в национальной правовой системе.

Цифровизация судебной системы — внедрение электронных судов, открытых баз данных решений, онлайн-заседаний — повышает доступность правосудия, снижает коррупционные риски и укрепляет доверие граждан.

Независимость судебной власти, повышение качества судебных решений и расширение механизмов защиты прав способствуют росту общественного доверия к правосудию. Эффективная судебная система также обеспечивает защиту прав собственности и стабильность инвестиционного климата, что имеет важное значение для экономического развития и привлечения инвестиций.

Конституционные реформы 2023 года значительно усилили роль судебной власти в обеспечении верховенства закона. Новые нормы Основного закона формируют комплексную систему гарантий независимости судов, доступности правосудия и защиты прав человека. Судебная реформа стала основой построения современного правового государства, где суд выступает ключевым институтом баланса между государством и обществом.

Дальнейшее развитие судебной системы требует повышения уровня профессиональной подготовки судей, расширения применения цифровых технологий, усиления общественного контроля и транспарентности. В обновленной конституционной модели судебная власть становится стратегическим элементом устойчивого развития, правовой стабильности и демократического прогресса страны.

Феруза ЖУРАЕВА,

судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КУРС

На современном этапе борьба с коррупцией, в том числе в судебной системе, является одним из наиболее актуальных вопросов глобальной повестки.

 Международное сообщество накопило значительный позитивный опыт, позволяющий существенно снижать уровень коррупционных правонарушений. Он включает комплекс организационно-правовых мер: совместное расследование преступлений, возврат похищенных активов, в том числе из-за рубежа, обмен опытом и повышение квалификации, разработку общих программ и формирование единого правового пространства, обеспечивающего неотвратимость наказания. Как показывает опыт социально и экономически развитых государств — Дании, Финляндии, Сингапура — впечатляющие результаты экономического роста были достигнуты благодаря значительному сокращению уровня коррумпированности общества.

Президент Республики Узбекистан справедливо отмечал, что коррупция является самым серьезным препятствием на пути реформ, а борьба с ней — общенациональной задачей и делом совести каждого патриота. Если мы объединим усилия, то непременно добьемся серьезных результатов.

Причиняемый коррупцией ущерб побудил мировое сообщество к разработке международно-правовых механизмов противодействия. Среди ключевых региональных документов — Межамериканская конвенция против коррупции (1996 год), Конвенция по противодействию коррупции в отношении должностных лиц Европейского сообщества или должностных лиц государств-членов Европейского Союза (1997 год), Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в сфере международных коммерческих операциях (1997 год), Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и противодействии коррупции (2003 год). Эти документы заложили фундамент для принятия универсального международного договора — Конвенции ООН против коррупции от 9 декабря 2003 года, вобравшей в себя наиболее прогрессивные мировые практики.

О глобальном характере данного документа свидетельствует тот факт, что сегодня к ней присоединились 189 государств. Узбекистан стал участником Конвенции на основании закона от 7 июля 2008 года и взял на себя обязательства по ее имплементации в национальное законодательство.

Согласно статье 5 Конвенции, каждое государство должно разрабатывать и осуществлять эффективную и скоординированную антикоррупционную политику, основанную на принципах правопорядка, добросовестного управления, прозрачности и ответственности, а также содействовать широкому участию общества. В соответствии с пунктом 11 Конвенции государства обязуются принимать меры по укреплению честности и неподкупности судей и работников судебной системы, не допуская подрыва независимости судебной власти.

В Узбекистане принимаются масштабные меры, направленные на выполнение положений Конвенции, включая принятие национальных нормативных актов, соответствующих ее требованиям. В частности, статья 62 Закона «О судах» устанавливает обязанности судьи: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, следовать Кодексу судейской этики, избегать действий, способных подорвать авторитет судебной власти, противостоять любым проявлениям коррупции и незаконного вмешательства, а также сообщать о подобных фактах в Высший судейский совет. Кроме того, судья обязан заявлять самоотвод при возникновении конфликта интересов.

Закон также запрещает судьям заниматься предпринимательской деятельностью, управлять хозяйствующими субъектами, открывать счета и хранить ценности в иностранных банках за пределами страны. Эти ограничения распространяются и на супругов, а также несовершеннолетних детей судей.

Аналогичные положения содержатся в Кодексе судейской этики, который запрещает использовать статус судьи для получения личных выгод либо оказания давления на организации и должностных лиц при решении частных вопросов.

Узбекистан реализует комплексный, современный подход к борьбе с коррупцией, включающий активное участие средств массовой информации, повышение роли общественности и предпринимательского сообщества, обеспечение прозрачности и подотчетности государственных органов, повышение квалификации кадров, внедрение этических норм государственной службы и создание специализированного антикоррупционного органа — Агентства по противодействию коррупции.

Предпринимаемые меры приносят ощутимые результаты, что подтверждают международные организации. По данным «Transparency International», Узбекистан за последние годы улучшил свои позиции в Индексе восприятия коррупции на 14 пунктов. Наша страна стабильно входит в число государств Восточной Европы и Центральной Азии, демонстрирующих устойчивый рост показателей антикоррупционных реформ — с 22 баллов в 2017 году до 31 балла в 2022 году.

Дилшод ХАСАНОВ,

председатель Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

ПРАВОСУДИЕ — ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ФУНКЦИЯ СУДА

В обновленной Конституции Республики Узбекистан судебной власти отведено особое место. Статьи 130–140 определяют принципы ее организации, полномочия ключевых институтов и гарантии независимости судей. Эти нормы формируют фундамент современного правосудия и укрепляют демократические преобразования в стране.

Конституция четко устанавливает: правосудие в Узбекистане осуществляется только судом. Это исключает вмешательство политических партий, государственных органов или иных структур в судебные решения и обеспечивает независимость судопроизводства.

Одним из центральных элементов судебной системы является Конституционный суд. Он проверяет соответствие Конституции законов, актов парламента, решений правительства и международных договоров. Суд также рассматривает обращения граждан и организаций, если в их делах были применены возможные неконституционные нормы.

Верховный суд Республики Узбекистан осуществляет правосудие по гражданским, уголовным, экономическим и административным делам. Его решения окончательны и обязательны для исполнения. Он обеспечивает единообразие судебной практики и надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Высший судейский совет играет ключевую роль в укреплении судебной независимости. Он формирует судейский корпус, следит за соблюдением конституционных принципов и гарантирует профессионализм кадров. Независимый статус совета делает процесс назначения судей более открытым и объективным.

Конституция предусматривает целый комплекс гарантий, направленных на обеспечение самостоятельности судей: неприкосновенность, запрет политической деятельности, невозможность вмешательства в разбирательство дел и особый порядок назначения и освобождения от должности. Государство обязано обеспечивать безопасность судей и их семей, что усиливает их уверенность при исполнении обязанностей.

Открытое судебное разбирательство — важная гарантия справедливости. Закрытые заседания допускаются только по закону. Особое внимание уделяется языковым правам: судопроизводство ведется на государственном или местном языке, а участникам, не владеющим им, предоставляется переводчик.

Акты судебной власти обязательны для всех органов и должностных лиц. Это укрепляет верховенство закона и дисциплину в системе государственного управления. Финансирование судов осуществляется исключительно из государственного бюджета, что исключает внешнее влияние и обеспечивает устойчивость правосудия.

Закрепленные в Конституции нормы создают прочный фундамент для формирования независимой, открытой и справедливой судебной системы. Судебная власть остается важнейшим элементом демократических реформ, укрепляя правовую защиту граждан и создавая условия для устойчивого развития Республики Узбекистан.

Илгизар САБИРОВ,

председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА: ГАРАНТИИ СОБСТВЕННОСТИ, СВОБОДЫ БИЗНЕСА И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Современная модель экономического развития Узбекистана опирается на фундаментальные конституционные принципы, которые формируют устойчивую правовую базу для роста, привлечения инвестиций и защиты интересов граждан.

Статьи 65–68 Конституции Республики Узбекистан закрепляют ключевые положения, определяющие направления экономической политики государства, роль частной собственности и принципы рационального использования природных ресурсов. Эти нормы отражают стратегический курс страны на развитие рыночных отношений, расширение свобод предпринимательства и формирование конкурентной экономики.

Конституция Узбекистана признает собственность в ее различных формах как основу экономики, направленной на повышение благосостояния граждан. Такой подход обеспечивает равноправие всех субъектов хозяйственной деятельности и создает условия для формирования современной рыночной инфраструктуры. Государственные гарантии неприкосновенности частной собственности (ст. 65) служат важнейшим условием экономической стабильности: собственник может быть лишен имущества лишь на основании закона и решения суда. Это положение формирует доверие к государственным институтам и является ключевым фактором привлечения инвестиций.

Свобода владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленная в статье 66, дополняется важным конституционным условием: деятельность собственника не должна наносить ущерб окружающей среде или нарушать права других лиц. Такой баланс свобод и ответственности является фундаментом устойчивого развития и способствует гармоничному взаимодействию частных и общественных интересов. Он соответствует международным стандартам обеспечения экологической безопасности и защиты прав граждан.

Статья 67 Конституции прямо предусматривает создание государством благоприятного инвестиционного и делового климата. Предпринимателям предоставляется право осуществлять любую деятельность в рамках законодательства, самостоятельно выбирать ее направления, что значительно повышает экономическую активность и диверсификацию бизнеса.

Особое значение имеет закрепленное в Конституции единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансов. Эти принципы способствуют устранению внутренних барьеров, развитию конкуренции и эффективному распределению ресурсов. Ограничение монополистической деятельности на законодательном уровне служит защитой прав потребителей и важным механизмом формирования честного, современного рынка.

Важнейшим элементом экономической политики государства является рациональное использование природных ресурсов. В статье 68 подчеркивается, что земля, недра, вода, флора и фауна — это общенациональное богатство, подлежащее охране. Государство обеспечивает их рациональное использование, что особенно важно в условиях глобальных экологических вызовов и возрастающей экономической значимости природных ресурсов.

Закрепленная в Конституции возможность частной собственности на землю при соблюдении условий ее рационального использования — значимый шаг в направлении либерализации земельных отношений. Это создает новые возможности для развития аграрного сектора, повышения эффективности землепользования и привлечения долгосрочных инвестиций.

Статьи Конституции Республики Узбекистан формируют стратегическую основу экономического развития страны. Они обеспечивают защиту частной собственности, свободу предпринимательства, честную конкуренцию и устойчивое использование природных ресурсов. Эти положения являются не только юридическими нормами, но и важными ориентирующими принципами, определяющими современный курс Узбекистана на построение сильной рыночной экономики, повышение благосостояния граждан и укрепление международного экономического сотрудничества.

Принципы, закрепленные в Конституции, служат гарантом стабильности и надежным фундаментом долгосрочного развития государства, усиливая его привлекательность для инвесторов и укрепляя доверие общества к экономической политике страны.

Жамшид ХУСАИНОВ,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

КОНСТИТУЦИЯ — ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ ГРАЖДАН

Обновленная Конституция Республики Узбекистан придает особое значение экономическим, социальным, культурным и экологическим правам граждан. Глава IX Основного закона формирует современные стандарты защиты человека и закладывает прочную основу для устойчивого развития страны.

Конституция подтверждает право каждого на собственность и защищает банковскую тайну. Эти нормы усиливают экономическую стабильность, укрепляют доверие граждан и инвесторов и создают условия для развития предпринимательства.

Одним из ключевых приоритетов государства является обеспечение справедливых условий труда. Конституция гарантирует свободный выбор профессии, безопасные условия труда, защиту от безработицы и заработную плату, не ниже минимальных потребительских расходов. Важным шагом стало закрепление запрета дискриминации женщин по признаку беременности или наличия детей.

Запрет принудительного и опасного детского труда подчеркивает приверженность Узбекистана международным стандартам защиты прав человека.

Государство обязано разрабатывать меры по обеспечению занятости, повышению квалификации граждан и сокращению бедности. Эти положения отражают стратегический курс страны на формирование сильной, социально ориентированной экономики.

Конституция гарантирует работникам право на отдых, оплачиваемый отпуск и нормированное рабочее время. Права граждан на социальное обеспечение в старости, при утрате трудоспособности или кормильца защищены нормами, исключающими возможность снижения пенсий и пособий ниже минимальных расходов.

Особое значение имеет защита права на жилище: никто не может быть лишен жилья без решения суда, а государство создает условия для строительства и поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Государство гарантирует гражданам доступ к квалифицированной медицинской помощи и развивает систему страхования, санитарно-эпидемиологическую службу, физическую культуру и спорт. Конституция отдельно выделяет право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную экологическую информацию. Важным направлением является восстановление региона Приаралья.

Гарантии бесплатного и обязательного общего среднего образования, развитие дошкольного воспитания и инклюзивного обучения закреплены как государственные обязательства. Право на высшее образование на конкурсной основе расширяет возможности молодежи.

Отдельная статья посвящена труду учителя — признанию его роли в развитии общества и сохранении культурных ценностей. Государство обязуется обеспечивать педагогам достойные условия труда и уважение к их профессии.

Свобода научного и художественного творчества, защита интеллектуальной собственности и поддержка культурного развития укрепляют духовный и инновационный потенциал страны.

Глава IX Конституции представляет собой социальный договор между государством и гражданами, где приоритетом является человек, его права, здоровье, образование и благополучие. Эти нормы создают прочную правовую базу для дальнейших реформ и служат фундаментом построения современного, справедливого и социально ориентированного Узбекистана.

Равшан РАШИДОВ,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

ДЕНЬ, КОТОРЫЙ НАПОМИНАЕТ: КОРРУПЦИЯ КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

9 декабря мировое сообщество отмечает Международный день борьбы с  коррупцией — дату, установленную Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году, когда была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Этот документ остается ключевым международным стандартом, определяющим подходы государств к предотвращению и пресечению коррупционных проявлений.

Коррупция давно перестала быть внутренней проблемой отдельных стран. Это глобальный вызов, который затрагивает политическую стабильность, устойчивость экономического роста, социальную справедливость и доверие граждан к государству.

Она подрывает эффективность государственных институтов, снижая их способность выполнять свои функции; инвестиционную привлекательность, поскольку непрозрачность увеличивает риски для бизнеса; социальное доверие, без которого невозможно устойчивое развитие ни одной страны.

Таким образом, борьба с коррупцией становится не просто вопросом правопорядка, а фактором национальной безопасности и стратегического развития.

Международный день борьбы с коррупцией служит не только напоминанием о проблеме, но и важным инструментом мобилизации общества. Он позволяет:

повысить осведомленность граждан, укрепить нетерпимость к коррупции как к социальному злу; стимулировать политическую волю, напоминая государственным органам об их обязательствах перед обществом и мировым сообществом; подчеркнуть роль гражданского общества и СМИ, без которых невозможно формировать культуру прозрачности; акцентировать внимание на новых вызовах, таких как коррупция в цифровой сфере, транснациональные схемы, использование криптовалют.

Таким образом, этот день — инструмент общественного диалога, позволяющий объединить усилия государства, бизнеса и граждан.

За последние годы Узбекистан предпринимает масштабные шаги по модернизации антикоррупционной политики. Созданы специализированные органы, приняты государственные программы, развиваются электронные сервисы, усиливается парламентский и общественный контроль. Важным направлением стало расширение открытости государственных данных и внедрение механизмов общественного мониторинга.

Значение Международного дня борьбы с коррупцией выходит далеко за рамки символической даты. Это ежегодная точка переосмысления глобального опыта, анализа результатов и определения новых приоритетов. Коррупция остается угрозой, подрывающей развитие государств, но международная солидарность, укрепление институтов и расширение гражданского участия создают реальную основу для построения общества, в котором верховенство закона является не декларацией, а нормой.

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,

следственный судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

ГАРАНТ СВОБОДЫ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Обновленная Конституция Республики Узбекистан по-новому раскрывает место человека в системе государственной политики. В центре Основного закона — личность, ее свобода, безопасность и благополучие. Положения статей 54–58 не только определяют ключевые правовые ориентиры государства, но и задают стратегическое направление развития всей системы общественных отношений.

Статья 54 Конституции закрепляет принцип, который фундаментально изменил характер взаимоотношений государства и гражданина: обеспечение прав и свобод человека является высшей целью государства. Это утверждение выводит обязанности власти на качественно новый уровень — от администрирования к служению обществу.

Таким образом, государственные органы обязаны не только формально соблюдать закон, но и активно создавать условия для реализации прав, предусмотренных Конституцией и законодательством. Приоритет прав человека становится основой деятельности всех государственных структур.

Статья 55 определяет широкую систему гарантий, обеспечивающих реальную, а не декларативную защиту прав. Каждый гражданин имеет право защищать свои свободы всеми незапрещенными законом способами, что обеспечивает пространство для легитимного выражения интересов личности.

Ключевой элемент — гарантированное право на судебную защиту. Возможность обжаловать решения любых государственных органов и должностных лиц делает систему управления более подотчетной и открытой. Принцип независимого и беспристрастного суда, установленный в статье, — одна из основ правового государства, где закон стоит выше должности или статуса.

Важным нововведением является закрепленное право обратиться в международные структуры по защите прав человека, если национальные механизмы исчерпаны. Это усиливает доверие к реформам и подчеркивает открытость Узбекистана к международным правовым стандартам.

Особо значимым является положение о праве на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государства. Это свидетельствует о признании ответственности государственных органов перед гражданами — принцип, лежащий в основе демократического общества.

Статья 56 определяет важную роль национальных институтов по правам человека — таких как Омбудсман, Уполномоченный по правам ребенка, Национальный центр по правам человека и других. Они становятся мостом между государством и обществом, обеспечивая дополнительный уровень защиты прав личности.

Формирование условий для их работы — свидетельство готовности государства развивать правовую культуру и расширять участие граждан в общественной жизни. Национальные институты усиливают общественный контроль, помогают выявлять системные проблемы и повышают доверие к государственным органам.

Статья 57 расширяет понятие государственной ответственности, закрепляя приоритет защиты социально уязвимых слоев населения — пожилых людей, людей с инвалидностью, одиноких граждан и других.

Конституция устанавливает обязанности государства не только обеспечивать их базовые права, но и включать их в социальную, экономическую и культурную жизнь страны. Важный аспект — создание условий для самостоятельного обеспечения жизненных потребностей, что демонстрирует переход от патерналистской модели к модели социальной интеграции и равных возможностей.

Особое внимание уделено обеспечению доступности инфраструктуры и услуг, образованию, трудоустройству и доступу к необходимой информации для лиц с инвалидностью. Такие нормы отражают современный гуманистический подход и соответствуют международным стандартам Конвенции ООН о правах инвалидов.

Статья 58 фиксирует принцип полного равноправия женщин и мужчин. В Конституции подчеркивается не только равенство прав, но и равенство возможностей — особенно в сфере государственного управления, общественной и политической жизни.

Это важное направление реформ, направленных на укрепление роли женщин в развитии страны. Укрепление принципов гендерного равенства способствует социальной стабильности, формированию инклюзивного общества и росту человеческого капитала.

Акмалжон ШУКУРОВ,

судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

КОНСТИТУЦИЯ — ГАРАНТИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОПОРА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Конституция Республики Узбекистан определяет фундаментальные принципы устройства государства и взаимоотношений власти с гражданами. Ее статьи формируют основу правовой системы, подчеркивая приоритет закона, защиту прав человека и ответственность государства перед обществом.

Так, статья 15 закрепляет безусловное верховенство Конституции и законов. Основной закон имеет высшую юридическую силу и действует на всей территории страны напрямую. Важным элементом является признание международных договоров частью национальной правовой системы: если нормы договора расходятся с национальными законами, преимущество отдается международному праву. Это демонстрирует открытость Узбекистана к мировым правовым стандартам.

Статья 16 подчеркивает, что ни один закон не может противоречить Конституции. Нормы Основного закона не могут толковаться во вред интересам государства. Таким образом, Конституция выступает надежным «правовым фильтром», определяя легитимность всех нормативно-правовых актов.

В статье 19 государство провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и гарантируются в соответствии с международными нормами. Принцип равенства всех граждан перед законом — важная составляющая демократического общества.

Статья 21 определяет право каждого человека на свободное развитие личности. Никто не может быть принужден к обязанностям, не предусмотренным законом. Ограничения прав допускаются лишь по закону и только для защиты общественной безопасности, здоровья населения, нравственности и прав других лиц.

Конституция формирует прочный фундамент правового государства, в котором закон стоит выше любых интересов, а права человека являются центральной ценностью. Они определяют направление дальнейшего развития страны, основанного на справедливости, верховенстве закона и уважении к каждому гражданину.

Дилноза ШОМАТОВА,

судья Шайхантахурского межрайонного суда по гражданским делам.

МЕДИАЦИЯ — ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ

В условиях стремительного роста правовых и социальных разногласий современное общество все острее нуждается в эффективных и гуманистичных механизмах их разрешения. Одним из таких инструментов становится медиация — институт, который не только снижает нагрузку на суды, но и способствует развитию культуры конструктивного диалога и взаимного уважения.

В Узбекистане внимание к медиации заметно усилилось за последние годы. Принятый в 2018 году Закон «О медиации» заложил надежную правовую базу для развития этого института, закрепив такие ключевые принципы, как добровольность, нейтральность и независимость медиатора, а также определив профессиональные стандарты его деятельности. Этот документ стал важным этапом в формировании современной системы внесудебного урегулирования споров.

Судебная практика демонстрирует, что медиация все чаще рассматривается как значимая альтернатива традиционному судопроизводству, особенно в сфере семейных и трудовых споров. Здесь приоритетом становится не победа одной из сторон, а достижение взаимопонимания и сохранение человеческих и профессиональных отношений. Это имеет серьезное общественное значение: снижая уровень конфликтности, медиация способствует укреплению социальной гармонии.

Не менее важен и образовательный аспект. Участие в процедуре медиации повышает правовую грамотность граждан, помогает воспринимать спор не как противостояние, а как возможность для конструктивного диалога и поиска компромиссного решения. Тем самым медиация влияет не только на исход конкретного конфликта, но и способствует формированию новой правовой культуры.

Разумеется, как и любой развивающийся институт, медиация сталкивается с рядом вызовов. Среди них — недостаточная информированность населения, потребность в качественной подготовке медиаторов и иногда недоверие со стороны участников споров. Однако эти трудности носят временный характер. При поддержке государства и активной роли судебной системы медиация обладает потенциалом занять устойчивые позиции в национальной правовой практике.

Медиация — это не просто способ урегулирования конфликтов. Это механизм, который позволяет обществу двигаться вперед в атмосфере согласия и сотрудничества. В долгосрочной перспективе именно такие институты создают прочную основу правового государства, в котором ценятся человеческое достоинство, баланс интересов и общественная гармония.

Бехзод САГАТОВ,

председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

Перейти к содержимому