Искать:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Принятие Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами» от 21 ноября 2024 года, предусматривающего изменения и дополнения в ряд законодательных актов, стало важным шагом в развитии национальной правовой системы, направленным на совершенствование порядка работы с цифровыми доказательствами.

В этой связи Пленум Верховного суда Республики Узбекистан, руководствуясь статьей 22 Закона «О судах», внес ряд  изменений в Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 24 августа 2018 года № 24 «О некоторых вопросах применения норм уголовно-процессуального закона о допустимости доказательств», касающееся вопросов допустимости доказательств в уголовном процессе.

Изменения усиливают правовую определенность презумпции невиновности. Теперь в формулировке четко указано, что виновность лица должна быть не только доказана в законном порядке, но и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Также расширен перечень субъектов уголовного процесса: добавлены органы, осуществляющие доследственную проверку, а также уточнены полномочия должностных лиц, вовлеченных в предварительный этап уголовного судопроизводства.

Конкретизируются, что доказательства считаются недопустимыми, если они получены с нарушением положений статей 88, 90, 92–94 УПК и других требований закона. Это нормативное уточнение способствует усилению контроля за соблюдением процессуальной формы и защищает участников процесса от произвола при сборе доказательств.

Изменения также разграничивают понятия вещественных и цифровых доказательств, подчеркивая, что цифровые данные являются самостоятельным видом доказательственной информации. Это важно в контексте цифровизации правоохранительной деятельности и широкого применения информационных технологий в уголовном процессе.

Предусматривается, что действия, осуществляемые без определения суда (например, оперативно-розыскные мероприятия), допускаются только при наличии обстоятельств, не терпящих отлагательства. Также вводится новое правило: если суд признает незаконными такие действия, все полученные в их ходе доказательства автоматически считаются недопустимыми.

Особое внимание уделяется защите прав несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями, а также лиц, не владеющих языком допроса. Допрашивать таких участников без переводчика, специалиста или защитника теперь категорически запрещено. Введено новое правило, касающееся получения показаний от лиц, содержащихся в местах лишения свободы — такие данные не могут использоваться, если получены незаконными способами.

Дополнения и изменения также направлены на повышение юридической точности при ведении уголовного процесса. В частности, исключаются устаревшие формулировки, добавляются важные уточнения, касающиеся правового положения лиц, утрачивающих возможность участвовать в процессе, а также уточняется порядок обжалования и пересмотра решений суда в различных инстанциях.

Принятые изменения свидетельствуют о поступательном развитии уголовно-процессуального законодательства Узбекистана, учитывающем как необходимость защиты прав участников процесса, так и вызовы цифровой эпохи. Совершенствование нормативной базы в сфере допустимости цифровых доказательств укрепляет принципы законности, справедливости и процессуальной дисциплины, обеспечивая надежные гарантии для справедливого правосудия.

Хамиджон ШАМШИЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ — НОВАЯ ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Принятая на всенародном референдуме 30 апреля 2023 года новая редакция Конституции Республики Узбекистан стала прочной правовой основой для модернизации жизни государства и общества. Этот исторический документ открыл новую страницу в укреплении конституционной законности и правового государства в стране.

Проведенный референдум стал убедительным доказательством единства многонационального народа Узбекистана и его решимости строить суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство. Новый Основной закон не только отражает дух времени, но и включает в себя важные механизмы защиты прав и свобод личности.

Особое внимание в новой редакции Конституции уделено сфере уголовного судопроизводства. Так, статья 28 Основного закона закрепляет новые правовые гарантии, направленные на защиту прав личности. В соответствии с этим были внесены изменения в законодательство, в том числе в Уголовно-процессуальный кодекс, Закон «О судах» и Закон «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан».

Среди ключевых новшеств. Презумпция невиновности закреплена как абсолютный принцип: лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в  суде и подтверждена вступившим в силу приговором. Подозреваемым, обвиняемым и подсудимым предоставлены широкие возможности для защиты. Все неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого или подсудимого. Закреплено право на молчание, а также запрет на принуждение к даче показаний против себя и своих близких. Признание вины как единственное доказательство не может служить достаточным основанием для осуждения. Судебное преследование одного лица не должно затрагивать права его родственников.

Существенные изменения затронули и правовой статус судей. В частности, установлено, что судьи подчиняются только Конституции и закону. Их отстранение, перевод или приостановление полномочий возможно только по основаниям, предусмотренным законом. Финансирование судов осуществляется за счет государственного бюджета таким образом, чтобы обеспечить полную независимость судебной власти.

Новая редакция Основного закона закрепила норму о прямом действии Конституции. Это означает, что суды должны руководствоваться прежде всего Конституцией, а затем другими законами.

Также расширена языковая база судопроизводства: оно может вестись не только на узбекском или каракалпакском языке, но и на языке большинства населения конкретной местности, что укрепляет принцип доступности правосудия.

Важным шагом стало установление обязательности вступивших в законную силу судебных актов для всех — от государственных органов и должностных лиц до граждан и институтов гражданского общества. Это еще раз подчеркивает верховенство закона и приоритет судебных решений в системе правового государства.

Расширены возможности граждан по обжалованию незаконных действий не только со стороны государственных органов, но и других организаций. Презумпция невиновности и институт «хабеас корпус» получили прочную законодательную основу для применения на практике.

Комплексные изменения, проведенные в связи с принятием новой редакции Конституции, направлены на укрепление принципов правового государства, усиление роли суда как независимого и справедливого арбитра, а также расширение реальных гарантий прав и свобод граждан. Эти меры — шаг к формированию новой правовой культуры в Узбекистане, где права личности становятся реальной ценностью, а суд — гарантом справедливости.

Илгизар САБИРОВ,

председатель Чиланзарского районного суда по уголовным делам.

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Применение принудительных мер медицинского характера является важным институтом уголовного права, направленным на защиту общества от лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства. Эти меры представляют собой особую форму реагирования государства, сочетающую цели лечения и предупреждения повторных преступлений с необходимостью обеспечить общественную безопасность.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам, страдающим психическими расстройствами, которые совершили общественно опасные действия. Основной задачей таких мер является не только лечение указанных лиц, но и предупреждение новых деяний, способных нанести вред обществу. В случаях, когда лицо страдает алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией либо психическим расстройством, не исключающим вменяемости, суд вправе применить эти меры одновременно с наказанием. Это позволяет не только воздействовать на правонарушителя с точки зрения наказания, но и создать условия для его выздоровления и последующей ресоциализации.

Особое внимание уделяется тем случаям, когда лицо, уже совершившее преступление, признано невменяемым, либо у него развивается психическое расстройство уже после совершения деяния — на этапе следствия, суда или отбывания наказания. Если такое лицо по своему психическому состоянию и в силу характера совершенного деяния представляет общественную опасность, суд может назначить ему соответствующую меру медицинского характера.

Законодательством предусмотрены следующие виды принудительных мер медицинского характера:

  • амбулаторное наблюдение и лечение в психоневрологическом диспансере по месту жительства;
  • принудительное лечение в отделении с общим наблюдением психиатрического учреждения общего типа;
  • лечение в специализированном реабилитационном отделении психиатрического учреждения;
  • лечение в психиатрической больнице с интенсивным наблюдением;
  • амбулаторное наблюдение и лечение в учреждениях системы исполнения наказаний и специализированных больницах для осужденных.

Каждая из этих форм назначается в зависимости от степени выраженности психического расстройства, уровня общественной опасности лица и условий, необходимых для эффективного лечения. Например, амбулаторное наблюдение и лечение применимо к лицам без признаков обострения заболевания либо после перенесенного временного психического расстройства. В случаях, требующих более интенсивного медицинского вмешательства, возможно направление в психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением, где обеспечивается строгая изоляция и охрана.

Что касается лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, но страдающих зависимостями или психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, они также подлежат принудительному лечению. В случае же отбывания наказания в местах лишения свободы, лечение организуется по месту отбывания, а при необходимости — продолжается в медицинских учреждениях после освобождения.

Продление, изменение или прекращение применения принудительных мер осуществляется судом на основании медицинского заключения. Вне мест лишения свободы это заключение выносится комиссией врачей-психиатров, а в местах исполнения наказаний — врачебно-консультативной комиссией. Если по заключению специалисты приходят к выводу об отсутствии необходимости в продолжении принудительного лечения, суд может передать лицо органам здравоохранения для лечения на общих основаниях или в учреждение социального обеспечения.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера являются комплексным механизмом, направленным на баланс между охраной общественного порядка, защитой прав психически больных лиц и достижением целей уголовного наказания. Сочетание судебного контроля и профессионального медицинского подхода делает эти меры эффективным инструментом в системе уголовной юстиции.

Муса ЮСУПОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРИМИРЕНИЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

В рамках реформирования уголовного законодательства Узбекистана важным шагом стало внедрение института примирения, что позволило ввести гуманистический подход в систему уголовного судопроизводства. Институт примирения, закрепленный в национальном уголовном праве, стал действенным механизмом смягчения уголовной политики, способствующим не только снижению уровня судимости, но и расширению практики декриминализации, а главное — обеспечению прав потерпевших.

Правовая основа применения примирения по уголовным делам установлена в статье 66¹ Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Важно отметить, что данный институт применим исключительно к преступлениям, поименованным в указанной норме, и не может быть использован по иным уголовным делам. Такой подход обеспечивает правовую определенность и защищает интересы всех участников процесса.

Процедура примирения начинается с подачи соответствующего заявления потерпевшим или его законным представителем. Это заявление может быть подано на любой стадии предварительного расследования — в ходе дознания, следствия или в судебном процессе до момента удаления суда в совещательную комнату. Заявление должно содержать просьбу о прекращении уголовного дела в связи с устранением вреда и фактом достижения примирения между сторонами.

После получения ходатайства следователь, дознаватель или прокурор, с согласия подозреваемого либо обвиняемого, направляет материалы дела в суд в срок, не превышающий семи дней.

Судебное рассмотрение дела о примирении должно состояться в течение десяти дней с момента поступления материалов в суд. В заседании принимают участие все стороны уголовного процесса: подозреваемый (обвиняемый, подсудимый), потерпевший (истец), их представители, адвокаты и прокурор.

Заседание начинается с зачитывания заявления о примирении. Далее суд заслушивает участников процесса об обстоятельствах преступления, а также рассматривает  наличие взаимного согласия сторон на примирение и его мотивацию; признание вины со стороны подозреваемого, обвиняемого или подсудимого; понимание последствий совершенного преступления и предпринятые действия по возмещению ущерба; отсутствие давления или преследования сторон; фактическое возмещение причиненного вреда; подтверждение добровольного согласия на примирение обеих сторон.

Кроме того, суд заслушивает мнения защиты и обвинения, после чего выносится судебное постановление, которым принимается решение об удовлетворении или отклонении заявления о примирении.

Институт примирения в уголовном праве Узбекистана — важный шаг на пути к гуманизации уголовной юстиции. Системный подход к его применению, четко определенные процедуры и соблюдение прав всех участников процесса обеспечивают законность, справедливость и восстановление социальной справедливости без необходимости уголовного преследования в каждом случае.

Азимжон ХАКИМОВ,

судья Яккасарайского районного суда по уголовным делам.

КУРС НА ЗАЩИТУ И РАЗВИТИЕ ДЕТСТВА

Защита прав ребенка — один из важнейших индикаторов зрелости общества и приоритетное направление государственной политики в Узбекистане. Осознание того, что именно в детстве формируются ценности, нравственные ориентиры и основа гражданской идентичности, лежит в основе усилий государства по созданию благоприятной среды для всестороннего развития ребенка. В этом контексте важным становится не только правовое обеспечение защиты прав детей, но и формирование эффективных институтов, способных реализовать эти права на практике.

В последние годы Узбекистан предпринимает последовательные шаги по укреплению правовой и институциональной базы в сфере защиты прав детей. Одним из ключевых документов стал Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка». Этот нормативный акт имеет стратегическое значение, так как направлен на системную трансформацию подходов к охране детства. Особое внимание уделено профилактике безнадзорности, защите от насилия, обеспечению прав на образование, медицинскую помощь и достойные условия жизни.

Создание и развитие специализированных структур, отвечающих за защиту прав детей, позволяет более точно реагировать на вызовы и эффективно координировать усилия различных ведомств. Важным элементом стало внедрение механизмов межведомственного взаимодействия и развитие социальной службы для работы с уязвимыми категориями детей.

Подписание и ратификация Узбекистаном Конвенции ООН о правах ребенка и других международных договоров свидетельствует о стремлении интегрировать международные нормы в национальную правовую систему. Это включает не только формальное приведение законодательства в соответствие с международными обязательствами, но и разработку механизмов их практической реализации, мониторинга и отчетности.

Международные партнерства, консультации с экспертами и участие в глобальных инициативах позволяют Узбекистану применять передовые практики в сфере защиты прав детей, адаптируя их к социальным и культурным реалиям страны.

Особое внимание в последние годы уделяется искоренению насилия в отношении детей — как в семье, так и в образовательных учреждениях. Усилены уголовно-правовые санкции за преступления против несовершеннолетних, внедряются механизмы раннего выявления случаев насилия, развивается система психологической и социальной поддержки пострадавших.

Не менее важно повышение уровня правовой культуры населения, формирование уважительного отношения к детям и нетерпимости к нарушениям их прав.

Узбекистан демонстрирует политическую волю и системный подход к решению одной из самых чувствительных и приоритетных задач — охране прав детей. Реформы, проводимые в этой сфере, создают прочную основу для формирования общества, в котором каждый ребенок чувствует себя защищенным, услышанным и уважаемым. Сохранение этого курса и его развитие в соответствии с международными стандартами — залог успешного будущего страны.

Рустам НОРХУЖАЕВ,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

СУДИМОСТЬ: ОТ НАКАЗАНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Судимость в уголовно-правовой системе представляет собой не просто формальный факт осуждения, но и важное правовое состояние, которое влечет за собой юридические последствия, ограничивая некоторые права лица и влияя на его правовой статус. Анализ действующего законодательства показывает, что судимость не только фиксирует факт совершения преступления, но и служит ориентиром для уголовной политики в случае рецидива, определяя подход к наказанию и оценке личности правонарушителя.

Судимость возникает с момента вступления в законную силу обвинительного приговора, если этим приговором было назначено уголовное наказание.

Судимость имеет правовое значение только в случаях, прямо предусмотренных Уголовным кодексом, и преимущественно — при совершении повторного преступления. Это значит, что она играет роль отягчающего обстоятельства, а также может служить основанием для отказа в амнистии, помиловании, трудоустройстве на определенные должности и т. д.

Однако все правовые последствия судимости прекращаются в случае ее погашения или снятия, что делает важным механизм ее аннулирования.

Детально регламентируются сроки погашения судимости, дифференцируя их в зависимости от вида и тяжести наказания. Например, для условно осужденных судимость погашается после окончания испытательного срока; после исполнения штрафа — через год; после лишения свободы до 5 лет — через 4 года; после лишения свободы от 10 до 15 лет — через 10 лет.

Погашение судимости наступает автоматически, если лицо не совершило нового преступления и не подвергалось взысканиям, что соответствует принципу вознаграждения за правопослушное поведение после наказания.

Кроме автоматического погашения, существует возможность досрочного снятия судимости. Для этого требуется положительная характеристика лица и ходатайство от общественной организации, махалли, трудового коллектива или самого осужденного. При этом досрочное снятие возможно только после истечения не менее половины установленного срока.

Для особо опасных рецидивистов и лиц, осужденных более чем на 15 лет, судимость может быть снята через 15 лет после освобождения — при условии, что они не совершили новых преступлений.

Также судимость может быть снята по акту помилования или амнистии, что подчеркивает роль государственной воли и гуманитарных механизмов в уголовной политике.

Важно, что если лицо совершает новое преступление до погашения судимости, течение срока прерывается, и отсчет начинается заново — уже после исполнения наказания за новое преступление. Таким образом, система поощряет устойчивое правопослушное поведение, а не временное воздержание от нарушений.

Законодательство создало стройную систему, где четко разграничены понятия, сроки и последствия судимости. Такая система обеспечивает справедливое отношение к лицам, совершившим преступления, и одновременно стимулирует их к исправлению, встраивая принципы правового государства и гуманизма в уголовную политику.

Миргани МИРЗОХИДОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН И БИЗНЕСАОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: РОЛЬ СИСТЕМЫ ШТРАФНЫХ БАЛЛОВ

30 января 2025 года Президент Республики Узбекистан подписал постановление «О дополнительных мерах по внедрению современных механизмов судебной защиты прав граждан и субъектов предпринимательства». Принятие данного документа стало значимым шагом на пути реформирования системы административного судопроизводства и усиления правовой защиты граждан и бизнеса при взаимодействии с государственными органами.

Документ направлен на комплексное совершенствование механизмов разрешения административных споров. Одним из ключевых акцентов является необходимость приведения административных разбирательств в соответствие с международными стандартами, что свидетельствует о стремлении к повышению транспарентности и эффективности судебной системы.

Особое внимание уделено вопросам предварительного слушания, которое должно проводиться в течение 20 дней с момента поступления заявления в суд. Это нововведение позволяет суду не только оперативно реагировать на обращение гражданина или предпринимателя, но и своевременно устранять недостатки в поданном заявлении, уточнять позиции сторон и собирать дополнительные доказательства. Такая процедура способствует упрощению судебного процесса и снижению бюрократической нагрузки как на заявителей, так и на судей.

Существенным изменением, предложенным постановлением, стало введение нормы об обязательном участии представителей государственных органов в судебных заседаниях, если эти органы выступают в роли ответчиков. Это решение направлено на повышение уровня ответственности должностных лиц за действия или бездействие, повлекшие за собой административные споры.

Представитель госоргана обязан предоставить суду объяснения и документы, подтверждающие обоснованность решений или действий учреждения. При этом отсутствие такого представителя может стать основанием для отложения заседания, если его участие критически важно для объективного рассмотрения дела. В случае неявки без уважительной причины должностное лицо может быть оштрафовано, что усиливает дисциплину и подотчетность государственных структур.

Новые положения направлены на устранение затяжных процедур и улучшение качества рассмотрения административных дел. Благодаря предварительным слушаниям и четко установленным срокам рассмотрения заявлений, суды смогут эффективнее управлять своими ресурсами и оперативно реагировать на обращения граждан и предпринимателей.

Возможность представления дополнительных доказательств на предварительном этапе, а также меры по устранению недостатков заявлений, значительно повышают шансы на вынесение справедливого и объективного решения. Это, в свою очередь, снижает количество обжалований и повторных обращений, повышая стабильность судебных решений.

Нормативно-правовой акт стал важным фактором в укреплении доверия общества к судебной власти. Улучшение процедур, повышение прозрачности и ответственности, оперативность рассмотрения дел и обеспечение качественного исполнения решений — все эти элементы способствуют формированию устойчивой правовой среды, благоприятной как для граждан, так и для бизнеса.

Кроме того, внедрение современных стандартов судопроизводства усиливает международный имидж Узбекистана как государства, стремящегося к верховенству закона, защите прав и свобод человека, а также созданию равных условий для ведения предпринимательской деятельности.

Олимжон ШАМСИЕВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ И ПУТЬ К БЕЗОПАСНОМУ ОБЩЕСТВУ

Гендерное насилие остается одной из наиболее острых и тревожных проблем современного мира. Оно затрагивает не только личную безопасность женщин и девочек, но и подрывает основы справедливости, равенства и устойчивого развития общества в целом. Борьба с этим явлением требует не только жестких правовых мер, но и глубоких культурных изменений, пересмотра устоявшихся представлений о ролях мужчины и женщины.

По данным международных организаций, каждая третья женщина хотя бы раз в жизни сталкивалась с формой насилия — будь то физическое, психологическое, экономическое или сексуальное. Наиболее тревожным остается то, что большинство инцидентов происходят в семейной среде, что делает их менее заметными и сложными для расследования. Страх осуждения, социальное давление и экономическая зависимость часто мешают пострадавшим обращаться за помощью, а агрессоры остаются безнаказанными.

Узбекистан признает важность решения этой проблемы и предпринимает активные шаги на законодательном уровне. Принятый в 2019 году Закон «О защите женщин от притеснения и насилия» стал важным прорывом в создании правового щита для женщин. Закон предусматривает меры профилактики, защиты жертв, а также ответственности для лиц, совершающих насильственные действия.

Продолжением этого курса стало принятие нормативных актов, направленных на совершенствование системы защиты прав и свобод женщин и детей. Эти документы не только расширяют инструменты правовой помощи, но и усиливают межведомственную координацию между правоохранительными, социальными и медицинскими структурами.

Однако борьба с гендерным насилием невозможна исключительно правовыми средствами. Важно менять общественное сознание, разрушать стереотипы и продвигать идеалы равенства. Именно в этом направлении ведется работа по информационно-просветительским программам, ориентированным на молодежь, родителей, работников образования.

Повышение уровня гендерной грамотности способствует формированию культуры уважения, умению распознавать насилие и своевременно реагировать на него. Только через системное просвещение можно устранить причины, а не только последствия насилия.

Важную роль в укреплении механизмов защиты женщин играют международные организации, такие как ООН, ПРООН, ЮНИСЕФ и другие.

Международная помощь позволяет расширить охват программ, улучшить качество предоставляемых услуг и ускорить институциональные реформы.

Проблема гендерного насилия не может быть решена в одиночку. Необходим единый фронт: участие государства, гражданского общества, медиа, образовательных учреждений, бизнеса и каждого отдельного гражданина. Только совместные усилия помогут сформировать среду, где каждый человек вне зависимости от пола чувствует себя в безопасности и защищенным законом и обществом.

Одилжон ИЛХОМЖОНОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОРЫ: ИЗМЕНЕНИЯ В МЕХАНИЗМАХ РЕВИЗИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ

24 июня 2024 года Пленум Верховного суда Республики Узбекистан принял Постановление «О некоторых вопросах рассмотрения судами экономических дел в ревизионном порядке». Этот документ стал логическим продолжением реформирования судебной системы страны и направлен на укрепление правовых гарантий в сфере экономического судопроизводства. Он не только конкретизирует нормы, закрепленные в Экономическом процессуальном кодексе (ЭПК), но и устраняет правовую неопределенность в практике пересмотра дел в ревизионном порядке.

Ревизионный порядок пересмотра судебных актов представляет собой важнейший институт процессуального права, позволяющий обеспечить законность и обоснованность судебных решений, вынесенных судами нижестоящих инстанций. Это своеобразный «правовой фильтр», направленный на исправление судебных ошибок, допущенных как при применении материального, так и процессуального права.

Постановление подчеркивает, что перечень лиц, имеющих право на подачу жалобы в ревизионном порядке, является исчерпывающим, что исключает возможность произвольного расширения круга заявителей. Однако документ учитывает правовую динамику: правопреемники (в случаях реорганизации юрлиц, уступки требований, смерти и др.) получают право на подачу жалобы при наличии подтверждающих документов.

Особое внимание уделено государственным органам и организациям, которые вправе обжаловать решение в ревизионном порядке только при условии подачи ими иска. Исключение сделано для Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленной палаты — эти институты могут инициировать пересмотр, даже если не были истцами.

Документ конкретизирует срок подачи жалобы один год со дня вступления решения в законную силу. Однако важной новацией стало разъяснение механизма восстановления пропущенного срока. Так, жалоба может быть принята судом, если ходатайство подано не позднее трех месяцев с момента пропуска и причины признаны уважительными. К таковым отнесены объективные обстоятельства (болезни, чрезвычайные ситуации), но не субъективные (отпуск, командировка, отсутствие юриста или финансирования).

Суд ревизионной инстанции проверяет законность ранее принятых актов в пределах одного дела. Подача жалобы сразу по нескольким делам недопустима — она будет возвращена заявителю. Также уточнено, что в ревизионном порядке не применяются процессуальные нормы, характерные для суда первой инстанции, такие как предъявление встречного иска, замена ответчика, объединение дел и т.д.

При этом суд ревизионной инстанции наделен полномочиями на исследование новых доказательств и установление новых фактов, что существенно расширяет возможности правовой оценки по делу. Однако предъявление новых требований, не заявленных в первой инстанции, остается недопустимым.

Интересной особенностью постановления является закрепление права суда выносить частное определение в случае обнаружения нарушений законодательства в действиях органов или граждан, не участвовавших в процессе. Более того, если выявлены признаки преступления, суд направляет материалы в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Это придает ревизионному производству важное превентивно-карательное значение, усиливая его институциональный вес.

Принятое Пленумом Верховного суда постановление стало значимым шагом на пути к усилению правовой предсказуемости и единообразия судебной практики в экономических делах. Оно не только проясняет спорные моменты процессуального законодательства, но и демонстрирует стремление к укреплению принципа верховенства права, обеспечения справедливости и защиты прав участников хозяйственного оборота. Ревизионное производство становится важным инструментом, способным гарантировать качественную судебную защиту в условиях динамично развивающейся экономики Узбекистана.

Жамшид ХУСАИНОВ,

судья судебной коллегии по экономическим делам Ташкентского городского суда.

КОМПЛЕКСНЫЙ ОТВЕТ НА ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ

Указ Президента Узбекистана «О стратегических мерах по устранению негативного влияния на здоровье населения и генофонд нации наркотических средств и психотропных веществ посредством пресечения их незаконного оборота в Республике Узбекистан» — это комплексный план государственного масштаба, отражающий политическую волю страны в противостоянии одной из самых острых глобальных угроз XXI века.

Согласно документу принята Национальная стратегия по борьбе с наркоманией и наркопреступностью на 2024–2028 годы, которая демонстрирует системный и многомерный подход, где превенция, наказание, реабилитация и международное взаимодействие объединены в единую архитектуру борьбы с наркоугрозой.

Документ основан на всестороннем анализе внутренней наркоситуации и учитывает международные обязательства Узбекистана, в том числе в рамках ООН и других глобальных структур. Подобный подход усиливает легитимность стратегии как внутри страны, так и на международной арене.

Антинаркотическая стратегия охватывает весь спектр мер — от профилактики в молодежной среде до технического переоснащения пограничных и таможенных органов.

Таким образом, стратегия демонстрирует смещение акцента с исключительно карательных методов на системный подход, включающий профилактику, адаптацию и реинтеграцию.

Особое место в стратегии занимает работа с молодежью — как самой уязвимой группой, так и движущей силой перемен. Программы в школах и вузах, спортивные и творческие инициативы, а также государственная поддержка молодежных движений направлены на формирование устойчивого иммунитета к наркозависимости.

Национальная стратегия по борьбе с наркоманией и наркопреступностью на 2024–2028 годы является важным поворотным пунктом в усилиях Узбекистана по созданию общества, свободного от наркотиков. Она соединяет в себе силу права, гибкость технологий и гуманизм социальной политики.

Сурайёхон ХОЖАМКУЛОВА,

следственный судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому