Искать:

ПРАВА ДЕТЕЙ — ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В современном мире, где права человека становятся фундаментальной ценностью, особое внимание уделяется защите самых уязвимых групп общества — детей. Их права и благополучие занимают ключевое место в международной повестке, а важнейшим документом, регулирующим эту сферу, является Конвенция ООН о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Этот исторический правовой акт стал первым в своем роде документом, устанавливающим всеобъемлющие и юридически обязательные стандарты защиты и обеспечения прав детей на международном уровне.

Конвенция включает ряд основополагающих принципов, которые направлены на защиту интересов ребенка и развитие его потенциала. Документ служит ориентиром для национальных правовых систем и международных организаций, обеспечивая фундамент для разработки и внедрения механизмов защиты детства. Он является инструментом, который помогает странам формировать законодательство и практику, направленные на улучшение условий жизни детей.

Узбекистан присоединился к Конвенции в 1992 году, продемонстрировав свою приверженность соблюдению международных стандартов в области защиты детства. С тех пор в стране была проведена значительная работа по адаптации национального законодательства к требованиям Конвенции. Были приняты законы, направленные на обеспечение прав ребенка, развитие системы поддержки материнства и детства, а также создание механизмов защиты детей от угроз, таких как насилие, эксплуатация и дискриминация.

Несмотря на достигнутый прогресс, перед мировым сообществом все еще стоят серьезные вызовы. Миллионы детей продолжают страдать от бедности, вооруженных конфликтов, дискриминации, изменения климата и других глобальных проблем. Эти вызовы подчеркивают необходимость консолидированных усилий всех заинтересованных сторон: государств, международных организаций, гражданского общества и частного сектора.

Реализация принципов Конвенции ООН о правах ребенка — это долгосрочная задача, требующая активных и скоординированных действий. Создание безопасного и поддерживающего мира, где каждый ребенок сможет реализовать свои способности и мечты, возможно только через сотрудничество на глобальном, национальном и локальном уровнях. Конвенция остается важнейшим инструментом в борьбе за права детей, напоминая обществу о его коллективной ответственности перед подрастающим поколением. Только инвестируя в детей сегодня, мы можем обеспечить устойчивое и справедливое будущее для всего человечества.

Аброр Саидов,

председатель Алмазарского районного суда по уголовным делам.

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ: ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Торговля людьми — это одно из самых серьезных и бесчеловечных преступлений современности, связанное с незаконным перемещением, удержанием и эксплуатацией людей в корыстных целях. Жертвами этого преступления могут стать люди любого возраста, пола и социального положения, включая женщин, мужчин и детей. Преступники зачастую используют ложные обещания работы, лучшей жизни или безопасной миграции для того, чтобы ввести жертву в заблуждение. Их главная цель — получение прибыли за счет эксплуатации человеческого труда, принуждения к проституции, рабству или иным видам злоупотребления.

Особую опасность представляет то, что жертвами торговли людьми наиболее часто становятся представители социально уязвимых групп. Среди них — малоимущие граждане, мигранты, беженцы, бездомные, а также дети, которые в силу своей беззащитности особенно подвержены риску. Торговцы людьми искусно манипулируют тяжелым положением и мечтами этих людей, безжалостно обманывая их и вовлекая в сети преступных схем.

Торговля людьми принимает множество форм, наиболее распространенными из которых являются сексуальная эксплуатация и принудительный труд. Помимо этого, жертвы могут подвергаться насильственному донорству органов, использованию в незаконных вооруженных конфликтах или домашнему рабству. Каждая из этих форм нарушает базовые права человека и разрушает жизни тысяч людей по всему миру.

Согласно оценкам Организации Объединенных Наций, ежегодный доход от торговли людьми составляет около 150 миллиардов долларов, что делает этот вид преступной деятельности одним из самых прибыльных в мире.

В Узбекистане борьба с торговлей людьми является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2008 году был принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми», который установил уголовную ответственность за данное преступление, а также меры по защите и реабилитации жертв. В 2021 году в этот закон были внесены изменения, включая уточнение понятия «торговля несовершеннолетними» и ужесточение ответственности за преступления, связанные с эксплуатацией детей.

Для обеспечения защиты пострадавших на территории страны действуют специализированные центры, предоставляющие юридическую, медицинскую и психологическую помощь. Эти учреждения играют ключевую роль в реабилитации пострадавших, помогая им вернуться к нормальной жизни. Важным направлением работы является также профилактика торговли людьми, включая образовательные кампании, направленные на повышение осведомленности населения о рисках и способах защиты.

Узбекистан активно взаимодействует с международными организациями, такими как Организация Объединенных Наций, Международная организация по миграции (МОМ), ОБСЕ и другие. Совместные программы направлены на разработку эффективных стратегий противодействия торговле людьми, обмен передовым опытом и укрепление национальных институтов. Кроме того, страна сотрудничает с другими государствами в вопросах экстрадиции преступников, обмена информацией и расследования трансграничных преступлений.

В Узбекистане регулярно проводится мониторинг ситуации в сфере торговли людьми, а также анализируются новые тенденции и вызовы. Это позволяет своевременно разрабатывать меры для предотвращения новых случаев эксплуатации. Также ведется активная работа по совершенствованию законодательства и повышению профессионализма сотрудников правоохранительных органов, чтобы усилить борьбу с преступной деятельностью.

Усилия Узбекистана в противодействии торговле людьми сосредоточены на применении правовых, образовательных, социальных и международных механизмов. Большое внимание уделяется повышению осведомленности граждан о рисках, обеспечению защиты наиболее уязвимых групп населения, а также созданию условий для эффективной реабилитации пострадавших. Одновременно ведется работа по усилению международного сотрудничества, чтобы борьба с торговлей людьми приобрела глобальный характер.

Таким образом, Узбекистан демонстрирует целостный подход к решению проблемы торговли людьми, акцентируя внимание на защите прав человека, укреплении законности и предотвращении любых форм эксплуатации. В основе этой работы лежит стремление не только бороться с последствиями преступлений, но и искоренять их причины, защищая жизнь и достоинство каждого человека.

Шухрат Бакаев,

председатель Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ

Президент утвердил Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами». Этот нормативный акт стал важным шагом в адаптации законодательства к современным вызовам цифровизации и внедрению новых стандартов работы с электронными данными и цифровыми доказательствами.

В рамках закона внесены изменения в Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы. Они уточняют ключевые понятия, касающиеся работы с электронными данными и цифровыми доказательствами, которые теперь могут быть официально включены в материалы дел.

Согласно документу электронные данные определяются как информация, создаваемая, обрабатываемая и хранимая с использованием электронных устройств, информационных систем и технологий. Это понятие охватывает широкий спектр данных, включая текстовые файлы, цифровые изображения, аудио- и видеозаписи, а также информацию, размещённую в интернете.

Цифровые доказательства представляют собой электронные данные, которые имеют юридическое значение для конкретного дела. К ним относятся любые данные, связанные с обстоятельствами дела: файлы, записи разговоров, изображения, видеозаписи, информация из социальных сетей, электронных писем и других источников. Закон предусматривает, что участники делопроизводства имеют право предоставлять копии таких доказательств в бумажной форме. Однако эти копии будут считаться допустимыми только при наличии оригинала.

Особенности применения цифровых доказательств варьируются в зависимости от типа производства. Так, в уголовных делах цифровые доказательства не признаются письменными, что подчеркивает их особый статус. В гражданских и экономических делах такие доказательства могут быть приняты только при условии их нотариального заверения, что усиливает требование к их достоверности.

Сбор цифровых доказательств также строго регламентирован законом. Они могут быть получены в результате изучения технических устройств, телекоммуникационных сетей и интернета. Однако для их изъятия или проведения обысков требуется наличие законных оснований и судебного решения. При этом данные, которые были получены без участия специалиста, признаются недопустимыми, что подчеркивает важность соблюдения процессуальных норм и технической экспертизы при их сборе. Кроме того, граждане и должностные лица вправе добровольно передавать электронные данные органам доследственной проверки. При этом электронные данные, признанные доказательствами и использованные в подготовке или совершении преступления, могут быть квалифицированы как орудие преступления.

Закон также закрепляет возможность использования цифровых доказательств в делах об административных правонарушениях. Они могут быть объектом судебной экспертизы, что расширяет спектр их применения и увеличивает значимость электронных данных в современных процессах.

Принятие данного закона направлено на обеспечение правопорядка и справедливого рассмотрения дел в условиях цифровой трансформации общества. Новый порядок работы с электронными данными и цифровыми доказательствами способствует повышению прозрачности и эффективности правоприменительной практики.

Мухтарама Тургунова,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН И ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА НА НОВОМ УРОВНЕ

В последние годы в нашей стране продолжается активная реализация последовательных реформ, направленных на укрепление независимости судебной власти, обеспечение прозрачности и открытости правосудия, а также совершенствование механизмов защиты прав и законных интересов государства, общества и граждан.

Одним из ключевых этапов этого процесса стало принятие 30 сентября 2024 года Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах». Документ внес существенные изменения нацеленные на усиление роли прокурора в защите охраняемых законом интересов государства, включая вопросы, связанные с земельными правоотношениями, государственным имуществом, возмещением ущерба государству, а также взысканиями из государственного бюджета.

В рамках закона были закреплены права прокурора на участие в судебных разбирательствах по определенным категориям дел. Например, прокурор получил право обращаться в суд с ходатайством в защиту интересов государства. Также введена норма, согласно которой прокурор может участвовать в делах, связанных с земельными спорами, государственным имуществом и возмещением ущерба государству, исключительно в случаях, предусмотренных законом, или по делам, возбужденным на основании его искового заявления.

Кроме того, уточнена процедура участия прокурора в делах, рассматриваемых судами без надлежащего уведомления прокурора о времени и месте разбирательства, если его участие предусмотрено законом. Прокурор получил право истребовать материалы дела для решения вопроса о возбуждении кассационного протеста. Также установлен порядок обжалования судебных документов, вынесенных по итогам рассмотрения таких дел.

Законодатель ввел ясные и четкие ограничения относительно участия прокурора в судебных делах. Прокурор может участвовать в делах, связанных с земельными правоотношениями, государственным имуществом, возмещением ущерба государству и взысканием из государственного бюджета, только в случаях, предусмотренных законом, а также в целях защиты охраняемых законом интересов государства, либо в делах, возбужденных на основании искового заявления (заявления) прокурора. Прокурор не может по собственной инициативе участвовать в рассмотрении дела, возбужденного по заявлению других лиц».

Это нововведение устраняет возможные разночтения и исключает произвольное участие прокуроров в судебных делах, подчеркивая необходимость строгого соблюдения закона при осуществлении их полномочий.

Принятые изменения имеют важное значение для повышения эффективности деятельности органов прокуратуры, способствуя их более активному участию в обеспечении справедливости и законности. Новые полномочия позволяют прокурору не только защищать интересы государства, но и содействовать достижению баланса интересов общества и отдельных граждан в рамках правового поля.

Таким образом, этот закон является важным шагом на пути дальнейшего совершенствования судебно-правовой системы. Он способствует укреплению верховенства закона, защите прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, что, в свою очередь, положительно сказывается на качестве правосудия и доверии к судебной системе.

Алимджан Кариев,

судья Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам.

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ПРОКУРОРОВ В СУДЕБНЫХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВАХ

30 сентября Президент Узбекистана подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах».

Принятые изменения направлены на повышение эффективности правоприменения, укрепление законности и обеспечение справедливого рассмотрения дел, затрагивающих интересы государства, общества и граждан. Эти меры также способствуют совершенствованию судебной системы страны в соответствии с современными вызовами и необходимостью защиты общественных интересов.

В преамбуле нового закона подчеркивается, что принцип состязательности сторон требует четкой регламентации процессуальных норм, регулирующих участие прокуроров в судебных процессах. В частности, речь идет о гражданских, экономических и административных делах. Принятые поправки нацелены на создание правовых условий, обеспечивающих защиту интересов государства и общества в условиях дальнейшего развития правовой системы Узбекистана.

Поправки в Гражданский процессуальный кодекс предусматривают расширение полномочий прокуроров, которые теперь могут участвовать в судебных разбирательствах по таким категориям дел как земельные правоотношения,  вопросы, связанные с государственной собственностью,   возмещение ущерба, нанесенного государству, взыскание средств из Государственного бюджета. 

Кроме того, прокурорам предоставлено право инициировать судебные разбирательства в целях защиты интересов государства, что значительно усиливает их влияние на процесс правовой защиты.

Изменения в Экономический процессуальный кодекс также существенно расширяют роль прокуратуры. Теперь прокуроры могут участвовать в рассмотрении  споров, касающихся земельных отношений,    защиты государственной собственности,   вопросов, связанных с нарушением экологического законодательства,  взыскивать средства из Государственного бюджета,  признавать права собственности на самовольные постройки,  устанавливать права владения и пользования в качестве частной собственности,   взыскивать таможенные платежи.

Помимо этого, прокуроры получили право запрашивать дела для пересмотра или подавать кассационные протесты. Это особенно важно в случаях, когда прокуратура не была должным образом уведомлена о судебных разбирательствах, где их участие предусмотрено законом. Нововведения также охватывают порядок обжалования судебных актов, что обеспечивает более широкий доступ прокуратуры к механизмам пересмотра и защиты законности в судопроизводстве.

Принятые поправки направлены на достижение нескольких ключевых целей. Среди них —  повышение эффективности защиты интересов государства и общества; улучшение качества правоприменительной практики; укрепление доверия к судебной системе; приспособление законодательства к новым вызовам. 

Таким образом, принятые законодательные изменения являются важным шагом на пути к созданию более прозрачной, справедливой и эффективной судебной системы, где интересы государства, общества и граждан защищены в равной мере.

Адила Султанова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПОДОТЧЕТНОСТЬ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Противодействие коррупции стало одной из важнейших задач современного международного сообщества. Этот скрытый, но чрезвычайно разрушительный феномен оказывает негативное влияние на все аспекты общественной жизни, замедляя темпы экономического развития, ущемляя фундаментальные права человека и усиливая социальное неравенство. Коррупция подрывает доверие граждан к государственным институтам, создает барьеры для справедливого распределения ресурсов и препятствует устойчивому развитию.

В условиях глобализации главы государств и международные организации осознают необходимость совместных усилий в борьбе с коррупцией. Консолидация усилий на региональном и глобальном уровнях позволила разработать и внедрить эффективные стратегии, направленные на искоренение коррупционных практик. Совместные инициативы, обмен передовым опытом и активное сотрудничество стран формируют основу для глобального противодействия этому вызову. Мировое сообщество четко понимает: борьба с коррупцией — это не только защита справедливости, но и создание условий для устойчивого социально-экономического развития.

Узбекистан, активно включившись в эту глобальную повестку, демонстрирует значительные успехи в борьбе с коррупцией. Принятые в стране меры носят комплексный и целенаправленный характер. Внедрение электронного правительства позволило автоматизировать многие процессы, снизив возможности для коррупционных проявлений. Участие граждан в принятии решений, а также открытость и подотчетность государственных органов стимулируют развитие транспарентной системы управления. Активное сотрудничество с международными организациями и участие в глобальных инициативах подчеркивают стремление Узбекистана соответствовать лучшим мировым стандартам в этой области.

Долгосрочная антикоррупционная стратегия до 2030 года стала ключевым инструментом, который направлен на обеспечение устойчивого и последовательного подхода к искоренению коррупции. Она включает в себя цифровизацию государственных услуг, проведение образовательных программ, разработку информационных кампаний и стимулирование общественной активности. Участие Узбекистана в глобальных платформах борьбы с коррупцией, обмен опытом с международными партнерами и внедрение передовых методик укрепляют позиции страны как регионального лидера в области открытости и прозрачности государственного управления.

Важное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Программы образования, направленные на формирование культуры честности и ответственности, а также просветительские инициативы играют ключевую роль в создании общества, свободного от коррупции. Развитие правосознания среди молодежи способствует укреплению устойчивого фундамента для борьбы с этим явлением в долгосрочной перспективе.

Противодействие коррупции — это сложный, многогранный и долгосрочный процесс, требующий системного подхода, активного участия государства, бизнеса и гражданского общества. Узбекистан, благодаря своим решительным действиям и последовательным реформам, закладывает основу для дальнейшего укрепления правовых институтов, повышения уровня прозрачности и подотчетности государственных структур. Эти усилия не только способствуют развитию страны, но и формируют образ Узбекистана как современного, ответственного и открытого государства на международной арене.

Фаррух Тураходжаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

СУДЕБНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НА НОВОМ УРОВНЕ

10 июня Президент Узбекистана подписал указ, направленный на усиление гарантий защиты прав и свобод граждан в рамках оперативно-розыскной и следственной деятельности. Этот документ представляет собой важный шаг в реформировании судебной системы страны, акцентируя внимание на укреплении принципов законности, справедливости и защиты конституционных прав граждан.

В преамбуле документа отмечается, что существующая судебно-следственная практика демонстрирует недостаточную реализацию эффективных механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод личности. Это включает как ограниченное соблюдение конституционных гарантий, так и необходимость улучшения мер, направленных на защиту прав обвиняемых на свободу и личную неприкосновенность.

В целях устранения этих недостатков с 1 января 2025 года вводится новая должность — следственный судья, который будет работать в районных и городских судах по уголовным делам. Деятельность следственных судей направлена на обеспечение справедливости и законности на стадии досудебного расследования, а также на предотвращение возможных злоупотреблений в процессе вынесения процессуальных решений.

Следственные судьи наделяются широким кругом полномочий, охватывающих как уголовные дела, так и административные правонарушения. Их функции включают рассмотрение вопросов, связанных с санкционированием процессуальных действий на стадии досудебного производства.

Документ четко определяет основные направления деятельности следственных судей. К ним относятся обеспечение верховенства закона, гарантия социальной справедливости, гражданского мира и согласия, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, справедливое, объективное и беспристрастное выполнение обязанностей.

Подписанный указ является важным шагом в модернизации судебной системы Узбекистана. Он направлен на укрепление правовых гарантий граждан, обеспечение прозрачности и объективности в досудебных процессах, а также на предотвращение возможного произвола в ходе расследований.

Введение должности следственного судьи способствует повышению уровня защиты прав человека, укреплению принципов законности и созданию более справедливой судебной системы. Эти меры также ориентированы на приведение национальной правовой системы в соответствие с международными стандартами защиты прав и свобод граждан, что подтверждает стремление Узбекистана к совершенствованию своей правовой и институциональной базы.

Фотима Исмаилова,

заместитель председателя Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Права ребенка являются неотъемлемой частью прав человека, но они ориентированы именно на детей как на особо уязвимую категорию населения. Эти права охватывают свободы, которые должны быть гарантированы каждому ребенку, независимо от его расы, пола, языка, религии, места рождения, национальности, социального статуса или имущественного положения. В международном праве ребенок определяется как лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

На уровне международного сообщества и отдельных государств разработаны специальные документы, направленные на защиту прав детей. Ключевым международным актом в этой области является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года в Нью-Йорке. Этот документ состоит из 54 статей, в которых подробно описаны индивидуальные права детей, касающиеся их жизни, здоровья, образования, защиты от насилия и эксплуатации, а также прав на участие в общественной жизни. Основополагающий принцип Конвенции заключается в том, что ребенок рассматривается как самостоятельная личность, обладающая собственными правами, которые государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязаны соблюдать и гарантировать.

Конвенция о правах ребенка подчеркнула, что дети нуждаются в особой защите и поддержке, поскольку они наиболее уязвимы перед социальными, экономическими и другими угрозами. Документ призван обеспечить детям равные возможности для развития, защиты и реализации их прав, а также создать условия, способствующие их физическому, умственному, эмоциональному и духовному благополучию.

Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции о правах ребенка, ратифицировав ее 9 декабря 1992 года. С момента ратификации в стране были предприняты серьезные шаги по адаптации национального законодательства к стандартам Конвенции. В Узбекистане права детей закреплены в ряде нормативно-правовых актов, таких как Конституция Республики Узбекистан, Семейный кодекс, а также в законах «О гарантиях прав ребенка», «Об опеке и попечительстве», «О государственной молодежной политике», «Об образовании». Эти документы обеспечивают защиту детей на разных этапах их жизни, начиная от раннего возраста и заканчивая переходом во взрослую жизнь.

В стране также активно реализуются меры, направленные на поддержку материнства и детства. Создаются благоприятные условия для духовного, интеллектуального и физического развития детей. Уделяется внимание обеспечению доступа к качественному образованию, охране здоровья, социальной защите, а также профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Работа в этом направлении проводится в рамках государственных программ, нацеленных на создание всесторонних условий для роста и воспитания детей в безопасной и благоприятной среде.

Особое внимание в Узбекистане уделяется реализации принципов Конвенции ООН о правах ребенка. Это выражается в систематическом совершенствовании законодательства, укреплении механизмов защиты прав детей и усилении международного сотрудничества в этой области. Создаются специализированные институты, которые контролируют соблюдение прав детей и оказывают помощь семьям, нуждающимся в поддержке. Такие меры подчеркивают приверженность страны идеалам, изложенным в Конвенции, и стремление к созданию общества, где каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал в полной мере.

Таким образом, защита прав ребенка в Узбекистане и в мире в целом остается одной из ключевых задач государств, направленных на формирование безопасного, справедливого и благополучного будущего для детей.

Гузал Абдурахманова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ЗАКОН О ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ: НОВАЯ ЭРА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

21 ноября Президент утвердил закон, регулирующий использование цифровых доказательств. Согласно новому закону, электронные данные теперь официально признаются доказательствами наравне с традиционными предметами и документами.

В преамбуле закона говорится, что рост количества преступлений, нарушений прав граждан и организаций в цифровой среде требует закрепления правовых норм, регулирующих обращение с цифровыми доказательствами.

Документ предусматривает изменения в Уголовно-процессуальном, Гражданском и Экономическом процессуальных кодексах, а также в Кодексе об административной ответственности. Кроме того, корректировки внесены в законодательство, касающееся нотариальной деятельности, третейских судов и судебной экспертизы, что регламентирует порядок признания и исследования цифровых доказательств.

Закон вводит определения электронных данных и цифровых доказательств:

– электронные данные — информация, созданная, обработанная и хранимая с использованием электронных устройств и информационных технологий. Участники дела, включая свидетелей, потерпевших и обвиняемых, могут представлять такие данные, копируя их с одного устройства на другое. Эти данные принимаются следственными органами только после осмотра их первоисточника с участием специалиста. Данные, собранные без специалиста, считаются недопустимыми доказательствами.

– цифровые доказательства — это электронные данные, имеющие значение для расследования. К ним относятся файлы, аудио- и видеозаписи, информация из интернета и другие электронные материалы. Копирование таких доказательств допускается только при сохранении их целостности и идентичности, а их подлинность должна подтверждаться наличием оригинала.

Также закон определяет, что копии цифровых доказательств могут быть представлены в бумажном виде, но они не обладают статусом письменного доказательства.

Цифровые доказательства могут быть получены из различных технических средств, телекоммуникационных сетей и интернета, и служат для установления обстоятельств, важных для дела. Электронные носители, данные с которых не имеют отношения к делу, должны быть немедленно возвращены владельцу.

Дилшод Камилов,

председатель Учтепинского районного суда по уголовным делам.

СЛЕДСТВЕННЫЕ СУДЬИ: НОВЫЙ ШАГ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

В нашей стране осуществляется работа по поднятию системы защиты прав человека на новый уровень на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», принимаются меры по усилению гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судов и правоохранительных органов.

Однако, недостаточная реализация эффективных механизмов по обеспечению гарантий защиты прав и свобод человека в судебно-следственной практике указывает на необходимость усиления мер по надежному обеспечению судом конституционных прав лица, обвиняемого в совершении преступления, на свободу и личную неприкосновенность. Предусматривается введение в районных, городских судах по уголовным делам должностей следственных судей и санкционирование ими процессуальных решений в ходе досудебного производства по уголовным делам. Следственным судьям будут предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Осуществление судебного контроля следственным судьей способствует реализации принципа состязательности в ходе досудебного рассмотрения дела, что позволяет сторонам эффективно пользоваться своими правами.

Следственные судьи будут рассматривать вопросы выдачи санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам.

Им  также предоставляются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Они наделяются полномочиями по рассмотрению следующих уголовных материалов, в частности вопроса применения санкций и мер принуждения:

а) санкций по:

ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;

ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);

ходатайству об эксгумации трупа;

ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;

ходатайству о производстве обыска;

ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;

ходатайству об аресте имущества;

б) мер принуждения по:

ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;

ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;

ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;

ходатайству о продлении срока задержания до 48 часов;

в) ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Наргиза Иноятова,

судья Бектемирского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому