Искать:

ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПОДОТЧЕТНОСТЬ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Противодействие коррупции стало одной из важнейших задач современного международного сообщества. Этот скрытый, но чрезвычайно разрушительный феномен оказывает негативное влияние на все аспекты общественной жизни, замедляя темпы экономического развития, ущемляя фундаментальные права человека и усиливая социальное неравенство. Коррупция подрывает доверие граждан к государственным институтам, создает барьеры для справедливого распределения ресурсов и препятствует устойчивому развитию.

В условиях глобализации главы государств и международные организации осознают необходимость совместных усилий в борьбе с коррупцией. Консолидация усилий на региональном и глобальном уровнях позволила разработать и внедрить эффективные стратегии, направленные на искоренение коррупционных практик. Совместные инициативы, обмен передовым опытом и активное сотрудничество стран формируют основу для глобального противодействия этому вызову. Мировое сообщество четко понимает: борьба с коррупцией — это не только защита справедливости, но и создание условий для устойчивого социально-экономического развития.

Узбекистан, активно включившись в эту глобальную повестку, демонстрирует значительные успехи в борьбе с коррупцией. Принятые в стране меры носят комплексный и целенаправленный характер. Внедрение электронного правительства позволило автоматизировать многие процессы, снизив возможности для коррупционных проявлений. Участие граждан в принятии решений, а также открытость и подотчетность государственных органов стимулируют развитие транспарентной системы управления. Активное сотрудничество с международными организациями и участие в глобальных инициативах подчеркивают стремление Узбекистана соответствовать лучшим мировым стандартам в этой области.

Долгосрочная антикоррупционная стратегия до 2030 года стала ключевым инструментом, который направлен на обеспечение устойчивого и последовательного подхода к искоренению коррупции. Она включает в себя цифровизацию государственных услуг, проведение образовательных программ, разработку информационных кампаний и стимулирование общественной активности. Участие Узбекистана в глобальных платформах борьбы с коррупцией, обмен опытом с международными партнерами и внедрение передовых методик укрепляют позиции страны как регионального лидера в области открытости и прозрачности государственного управления.

Важное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения. Программы образования, направленные на формирование культуры честности и ответственности, а также просветительские инициативы играют ключевую роль в создании общества, свободного от коррупции. Развитие правосознания среди молодежи способствует укреплению устойчивого фундамента для борьбы с этим явлением в долгосрочной перспективе.

Противодействие коррупции — это сложный, многогранный и долгосрочный процесс, требующий системного подхода, активного участия государства, бизнеса и гражданского общества. Узбекистан, благодаря своим решительным действиям и последовательным реформам, закладывает основу для дальнейшего укрепления правовых институтов, повышения уровня прозрачности и подотчетности государственных структур. Эти усилия не только способствуют развитию страны, но и формируют образ Узбекистана как современного, ответственного и открытого государства на международной арене.

Фаррух Тураходжаев,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

СУДЕБНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НА НОВОМ УРОВНЕ

10 июня Президент Узбекистана подписал указ, направленный на усиление гарантий защиты прав и свобод граждан в рамках оперативно-розыскной и следственной деятельности. Этот документ представляет собой важный шаг в реформировании судебной системы страны, акцентируя внимание на укреплении принципов законности, справедливости и защиты конституционных прав граждан.

В преамбуле документа отмечается, что существующая судебно-следственная практика демонстрирует недостаточную реализацию эффективных механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод личности. Это включает как ограниченное соблюдение конституционных гарантий, так и необходимость улучшения мер, направленных на защиту прав обвиняемых на свободу и личную неприкосновенность.

В целях устранения этих недостатков с 1 января 2025 года вводится новая должность — следственный судья, который будет работать в районных и городских судах по уголовным делам. Деятельность следственных судей направлена на обеспечение справедливости и законности на стадии досудебного расследования, а также на предотвращение возможных злоупотреблений в процессе вынесения процессуальных решений.

Следственные судьи наделяются широким кругом полномочий, охватывающих как уголовные дела, так и административные правонарушения. Их функции включают рассмотрение вопросов, связанных с санкционированием процессуальных действий на стадии досудебного производства.

Документ четко определяет основные направления деятельности следственных судей. К ним относятся обеспечение верховенства закона, гарантия социальной справедливости, гражданского мира и согласия, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, справедливое, объективное и беспристрастное выполнение обязанностей.

Подписанный указ является важным шагом в модернизации судебной системы Узбекистана. Он направлен на укрепление правовых гарантий граждан, обеспечение прозрачности и объективности в досудебных процессах, а также на предотвращение возможного произвола в ходе расследований.

Введение должности следственного судьи способствует повышению уровня защиты прав человека, укреплению принципов законности и созданию более справедливой судебной системы. Эти меры также ориентированы на приведение национальной правовой системы в соответствие с международными стандартами защиты прав и свобод граждан, что подтверждает стремление Узбекистана к совершенствованию своей правовой и институциональной базы.

Фотима Исмаилова,

заместитель председателя Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Права ребенка являются неотъемлемой частью прав человека, но они ориентированы именно на детей как на особо уязвимую категорию населения. Эти права охватывают свободы, которые должны быть гарантированы каждому ребенку, независимо от его расы, пола, языка, религии, места рождения, национальности, социального статуса или имущественного положения. В международном праве ребенок определяется как лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

На уровне международного сообщества и отдельных государств разработаны специальные документы, направленные на защиту прав детей. Ключевым международным актом в этой области является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года в Нью-Йорке. Этот документ состоит из 54 статей, в которых подробно описаны индивидуальные права детей, касающиеся их жизни, здоровья, образования, защиты от насилия и эксплуатации, а также прав на участие в общественной жизни. Основополагающий принцип Конвенции заключается в том, что ребенок рассматривается как самостоятельная личность, обладающая собственными правами, которые государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязаны соблюдать и гарантировать.

Конвенция о правах ребенка подчеркнула, что дети нуждаются в особой защите и поддержке, поскольку они наиболее уязвимы перед социальными, экономическими и другими угрозами. Документ призван обеспечить детям равные возможности для развития, защиты и реализации их прав, а также создать условия, способствующие их физическому, умственному, эмоциональному и духовному благополучию.

Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции о правах ребенка, ратифицировав ее 9 декабря 1992 года. С момента ратификации в стране были предприняты серьезные шаги по адаптации национального законодательства к стандартам Конвенции. В Узбекистане права детей закреплены в ряде нормативно-правовых актов, таких как Конституция Республики Узбекистан, Семейный кодекс, а также в законах «О гарантиях прав ребенка», «Об опеке и попечительстве», «О государственной молодежной политике», «Об образовании». Эти документы обеспечивают защиту детей на разных этапах их жизни, начиная от раннего возраста и заканчивая переходом во взрослую жизнь.

В стране также активно реализуются меры, направленные на поддержку материнства и детства. Создаются благоприятные условия для духовного, интеллектуального и физического развития детей. Уделяется внимание обеспечению доступа к качественному образованию, охране здоровья, социальной защите, а также профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Работа в этом направлении проводится в рамках государственных программ, нацеленных на создание всесторонних условий для роста и воспитания детей в безопасной и благоприятной среде.

Особое внимание в Узбекистане уделяется реализации принципов Конвенции ООН о правах ребенка. Это выражается в систематическом совершенствовании законодательства, укреплении механизмов защиты прав детей и усилении международного сотрудничества в этой области. Создаются специализированные институты, которые контролируют соблюдение прав детей и оказывают помощь семьям, нуждающимся в поддержке. Такие меры подчеркивают приверженность страны идеалам, изложенным в Конвенции, и стремление к созданию общества, где каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал в полной мере.

Таким образом, защита прав ребенка в Узбекистане и в мире в целом остается одной из ключевых задач государств, направленных на формирование безопасного, справедливого и благополучного будущего для детей.

Гузал Абдурахманова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ЗАКОН О ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ: НОВАЯ ЭРА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

21 ноября Президент утвердил закон, регулирующий использование цифровых доказательств. Согласно новому закону, электронные данные теперь официально признаются доказательствами наравне с традиционными предметами и документами.

В преамбуле закона говорится, что рост количества преступлений, нарушений прав граждан и организаций в цифровой среде требует закрепления правовых норм, регулирующих обращение с цифровыми доказательствами.

Документ предусматривает изменения в Уголовно-процессуальном, Гражданском и Экономическом процессуальных кодексах, а также в Кодексе об административной ответственности. Кроме того, корректировки внесены в законодательство, касающееся нотариальной деятельности, третейских судов и судебной экспертизы, что регламентирует порядок признания и исследования цифровых доказательств.

Закон вводит определения электронных данных и цифровых доказательств:

– электронные данные — информация, созданная, обработанная и хранимая с использованием электронных устройств и информационных технологий. Участники дела, включая свидетелей, потерпевших и обвиняемых, могут представлять такие данные, копируя их с одного устройства на другое. Эти данные принимаются следственными органами только после осмотра их первоисточника с участием специалиста. Данные, собранные без специалиста, считаются недопустимыми доказательствами.

– цифровые доказательства — это электронные данные, имеющие значение для расследования. К ним относятся файлы, аудио- и видеозаписи, информация из интернета и другие электронные материалы. Копирование таких доказательств допускается только при сохранении их целостности и идентичности, а их подлинность должна подтверждаться наличием оригинала.

Также закон определяет, что копии цифровых доказательств могут быть представлены в бумажном виде, но они не обладают статусом письменного доказательства.

Цифровые доказательства могут быть получены из различных технических средств, телекоммуникационных сетей и интернета, и служат для установления обстоятельств, важных для дела. Электронные носители, данные с которых не имеют отношения к делу, должны быть немедленно возвращены владельцу.

Дилшод Камилов,

председатель Учтепинского районного суда по уголовным делам.

СЛЕДСТВЕННЫЕ СУДЬИ: НОВЫЙ ШАГ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

В нашей стране осуществляется работа по поднятию системы защиты прав человека на новый уровень на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», принимаются меры по усилению гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судов и правоохранительных органов.

Однако, недостаточная реализация эффективных механизмов по обеспечению гарантий защиты прав и свобод человека в судебно-следственной практике указывает на необходимость усиления мер по надежному обеспечению судом конституционных прав лица, обвиняемого в совершении преступления, на свободу и личную неприкосновенность. Предусматривается введение в районных, городских судах по уголовным делам должностей следственных судей и санкционирование ими процессуальных решений в ходе досудебного производства по уголовным делам. Следственным судьям будут предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Осуществление судебного контроля следственным судьей способствует реализации принципа состязательности в ходе досудебного рассмотрения дела, что позволяет сторонам эффективно пользоваться своими правами.

Следственные судьи будут рассматривать вопросы выдачи санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам.

Им  также предоставляются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Они наделяются полномочиями по рассмотрению следующих уголовных материалов, в частности вопроса применения санкций и мер принуждения:

а) санкций по:

ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;

ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);

ходатайству об эксгумации трупа;

ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;

ходатайству о производстве обыска;

ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;

ходатайству об аресте имущества;

б) мер принуждения по:

ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;

ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;

ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;

ходатайству о продлении срока задержания до 48 часов;

в) ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Наргиза Иноятова,

судья Бектемирского районного суда по уголовным делам.

ОХРАНА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА: НОВАЯ РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОСУДИИ

В последние годы в нашей стране последовательно реализуются реформы, направленные на укрепление независимости судебной власти, а также обеспечение открытости и прозрачности судебных процессов.

30 сентября 2024 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах», который направлен на усиление полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах. Внесенные изменения в Гражданский процессуальный кодекс касаются защиты охраняемых законом интересов государства, в том числе вопросов, связанных с земельными правоотношениями, государственным имуществом, возмещением ущерба государству и взысканиями из государственного бюджета. Прокурорам предоставлено право обращаться в суд с ходатайствами в защиту интересов государства.

Закреплено право прокурора истребовать дела из судов для проверки возможности подачи кассационного протеста в случаях, когда прокурор не был надлежащим образом уведомлен о судебных заседаниях, участие в которых предусмотрено законом. Также установлен порядок обжалования судебных актов по делам данной категории.

Уточняется, что прокурор может участвовать в делах, связанных с земельными правоотношениями, государственным имуществом, возмещением ущерба государству и взысканиями из бюджета, только в случаях, предусмотренных законом, или с целью защиты охраняемых законом интересов государства. Однако участие прокурора по собственной инициативе в делах, возбужденных другими лицами, не допускается.

Расширяются полномочия прокурора, включая право подавать иски по конкретным претензиям властей, что исключает возможность двусмысленных трактовок. Также были внесены изменения в Экономический процессуальный кодекс  и Кодекс об  административном судопроизводстве, которые регулируют права прокурора на обращение в суд и подачу протестов в рамках исков.

Принятый закон существенно повышает эффективность работы органов прокуратуры в обеспечении правосудия, защищая права и свободы граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДАННЫЕ В СУДЕ: РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТОВ

21 ноября Президент Узбекистана подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

В преамбуле документа говорится, что в стране проводится значительная работа по обеспечению эффективной защиты прав и свобод человека путем создания равных возможностей для защиты своих законных интересов, неукоснительного соблюдения требований закона по всестороннему, полному и объективному выяснению действительных обстоятельств дела, претворения в жизнь принципов состязательности и равноправия сторон.

Стремительная цифровизация различных сфер общественной жизни, все большее взаимодействие людей с использованием информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, широкое распространение случаев совершения преступлений, нарушения прав и законных интересов граждан и организаций в цифровой среде требуют институционализации цифровых доказательств и закрепления правовых основ обращения с ними.

Следует отметить, что цифровые доказательства — это информация, хранимая или передаваемая в электронном виде, которая может быть представлена и использована в судебных или иных юридических процессах для подтверждения фактов, установления обстоятельств дела или опровержения обвинений. Такие доказательства играют важную роль в современных правовых процессах, особенно в контексте киберпреступлений, финансовых расследований и корпоративных споров.

Документом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Экономический процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности и Кодекс об административном судопроизводстве. Они определяют понятие цифровых доказательств, порядок их сбора, представления, закрепления, осмотра, исследования и оценки цифровых доказательств, их хранения, возвращения и уничтожения.

Так, в рамках уголовного дела свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и другие лица вправе представлять электронные данные путем их копирования из электронного носителя на другой электронный носитель.

Должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку, дознаватель, следователь, прокурор или суд с участием специалиста принимает представленные электронные данные и осматривает первичный электронный носитель, содержащий электронные данные.

Электронные носители, содержащие электронные данные, не имеющие значение для дела, незамедлительно возвращаются по принадлежности.

Цифровыми доказательствами являются электронные данные, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе файлы в электронном виде, аудио-, видеозаписи, сведения, опубликованные в Интернете, а также другие электронные данные.

Копирование цифрового доказательства допускается при условии сохранения его целостности и идентичности.

Допустимость копии цифрового доказательства обеспечивается наличием подлинника цифрового доказательства, с которого была произведена данная копия.

Свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и другие лица имеют право представлять копии цифровых доказательств, распечатанных в бумажной форме. При этом бумажная форма цифрового доказательства не может считаться письменным доказательством.

Гулчехра Опаева,

заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.

КУРС НА РАЗВИТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В Узбекистане ведется активная и решительная борьба с коррупцией во всех ее проявлениях. Государство последовательно реализует антикоррупционную политику, подчеркивая свою приверженность искоренению этого негативного явления.

Ключевыми направлениями государственной стратегии по противодействию коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупции как социальному злу; внедрение превентивных мер для предотвращения коррупции в различных сферах государственной и общественной деятельности; своевременное выявление и пресечение коррупционных правонарушений, устранение их причин и обеспечение неизбежности наказания. 

В рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы поставлена задача выявления коррупционно уязвимых сфер и повышения эффективности механизмов предотвращения коррупции. Реализуются инициативы по внедрению современных информационных технологий, включая искусственный интеллект, для борьбы с коррупцией. Также укрепляется взаимодействие с гражданским обществом, активно вовлекаются граждане в осуществление общественного контроля, устраняются коррупционные риски в нормативно-правовых актах.

В государственных органах Узбекистана активно внедряются механизмы борьбы с коррупцией, обеспечивая их подотчетность обществу. Особое внимание уделяется внедрению системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль») в органах государственного и хозяйственного управления. Основной задачей является создание эффективных инструментов для предотвращения конфликта интересов на государственной службе, обеспечения прозрачности антикоррупционной работы и расширения общественного участия в выявлении и устранении коррупционных факторов, что соответствует международному стандарту ISO 37001:2016.

В рамках Стратегии «Узбекистан–2030» поставлены такие цели как  достижение не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, публикуемом международной организацией «Transparency International»;  усиление общественного контроля при осуществлении государственных закупок для предотвращения хищений средств и завышения цен;  разработка нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции». 

Рекомендации международных организаций играют значимую роль в укреплении антикоррупционных инициатив. Положительная динамика рейтинговых показателей Узбекистана подтверждает выполнение обязательств, взятых на международном уровне. 

Узбекистан демонстрирует сильную политическую волю и располагает хорошими перспективами для дальнейшего развития антикоррупционной политики, подтверждая приверженность реализации намеченных планов.

Миргани Мирзохидов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ДОСТУПНОЕ ПРАВОСУДИЕ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

14 августа Президент Республики Узбекистан подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на укрепление гарантий независимости судебной власти, информирование общественности о деятельности судов и обеспечение единой судебной практики».

В последние годы, в рамках инициативы «Новый Узбекистан – новый суд», были предприняты значительные шаги для расширения доступа граждан к правосудию, с акцентом на приоритет человеческого достоинства. Реализованы масштабные реформы в судебно-правовой системе, обеспечивающие надежную защиту прав и законных интересов граждан и предпринимателей, а также повышение эффективности судопроизводства. В результате уровень защиты прав и интересов в ходе отправления правосудия значительно вырос.

В целях упрощения доступа граждан к правосудию в процессуальные кодексы внесены изменения, позволяющие более эффективно проверять законность, обоснованность и справедливость судебных решений. Новая редакция Конституции Республики Узбекистан закрепила гарантии независимости судебной власти и неподотчетности судей по конкретным делам, что стало важным шагом в повышении эффективности судов.

Для реализации этих конституционных гарантий и укрепления независимости судей была отменена обязанность председателей судов ежегодно отчитываться перед местными Кенгашами народных депутатов. Кроме того, введены меры по устранению пробелов и противоречий в законодательстве и обеспечению единой судебной практики при пересмотре судебных решений.

Принятый закон предусматривает: 

– отмену требования ежегодного отчета председателей судов перед местными Кенгашами народных депутатов; 

– обязательное ежеквартальное информирование общественности о деятельности судов через средства массовой информации; 

– совершенствование института пересмотра судебных решений для унификации судебной практики. 

Эти меры направлены на дальнейшее укрепление независимости судебной власти, повышение прозрачности судебной системы и обеспечение справедливого правосудия для всех граждан.

Умидбек Мусаев,

судья Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

ОТ ЛОКАЛЬНЫХ МЕР ДО ГЛОБАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Торговля людьми остается одной из самых острых глобальных проблем современности, и Узбекистан активно борется с этим преступным явлением. В последние годы в стране предприняты значительные шаги для предупреждения, выявления и ликвидации преступлений, связанных с торговлей людьми.

Узбекистан сделал важный шаг в борьбе с торговлей людьми, утвердив ряд законодательных изменений. В 2008 году был принят Закон «О противодействии торговле людьми», который создал прочную правовую основу для борьбы с этим преступлением. Закон определяет торговлю людьми как незаконное перемещение, использование и эксплуатацию лиц и предусматривает суровые наказания для нарушителей. В 2021 году глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми».

Кроме того, страна ратифицировала ключевые международные договоры. В последние годы были внесены поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие ответственность за преступления, связанные с торговлей людьми.

Одним из важнейших направлений в борьбе с торговлей людьми является международное сотрудничество. Совместно с международными партнерами реализуются программы, направленные на повышение осведомленности населения, усиление пограничного контроля и создание транзитных механизмов для борьбы с незаконной миграцией. Это сотрудничество особенно важно, учитывая транснациональный характер торговли людьми.

Несмотря на достигнутые успехи, борьба с торговлей людьми остается сложной задачей. Одним из основных вызовов является высокий уровень трудовой миграции из Узбекистана, что делает многих граждан уязвимыми перед эксплуатацией.

Борьба с торговлей людьми в Узбекистане демонстрирует устойчивый прогресс благодаря комплексному подходу, включающему законодательные реформы, создание специализированных учреждений и активное международное сотрудничество. Однако для полной ликвидации этого явления требуется постоянная работа на всех уровнях — от локального до глобального. Только объединив усилия, можно достичь цели: защитить права каждого человека и устранить торговлю людьми как угрозу современного общества.

Алишер Тургунов,

судья Алмазарского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому