Искать:

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ — ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Права ребенка являются неотъемлемой частью прав человека, но они ориентированы именно на детей как на особо уязвимую категорию населения. Эти права охватывают свободы, которые должны быть гарантированы каждому ребенку, независимо от его расы, пола, языка, религии, места рождения, национальности, социального статуса или имущественного положения. В международном праве ребенок определяется как лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

На уровне международного сообщества и отдельных государств разработаны специальные документы, направленные на защиту прав детей. Ключевым международным актом в этой области является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года в Нью-Йорке. Этот документ состоит из 54 статей, в которых подробно описаны индивидуальные права детей, касающиеся их жизни, здоровья, образования, защиты от насилия и эксплуатации, а также прав на участие в общественной жизни. Основополагающий принцип Конвенции заключается в том, что ребенок рассматривается как самостоятельная личность, обладающая собственными правами, которые государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязаны соблюдать и гарантировать.

Конвенция о правах ребенка подчеркнула, что дети нуждаются в особой защите и поддержке, поскольку они наиболее уязвимы перед социальными, экономическими и другими угрозами. Документ призван обеспечить детям равные возможности для развития, защиты и реализации их прав, а также создать условия, способствующие их физическому, умственному, эмоциональному и духовному благополучию.

Республика Узбекистан присоединилась к Конвенции о правах ребенка, ратифицировав ее 9 декабря 1992 года. С момента ратификации в стране были предприняты серьезные шаги по адаптации национального законодательства к стандартам Конвенции. В Узбекистане права детей закреплены в ряде нормативно-правовых актов, таких как Конституция Республики Узбекистан, Семейный кодекс, а также в законах «О гарантиях прав ребенка», «Об опеке и попечительстве», «О государственной молодежной политике», «Об образовании». Эти документы обеспечивают защиту детей на разных этапах их жизни, начиная от раннего возраста и заканчивая переходом во взрослую жизнь.

В стране также активно реализуются меры, направленные на поддержку материнства и детства. Создаются благоприятные условия для духовного, интеллектуального и физического развития детей. Уделяется внимание обеспечению доступа к качественному образованию, охране здоровья, социальной защите, а также профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Работа в этом направлении проводится в рамках государственных программ, нацеленных на создание всесторонних условий для роста и воспитания детей в безопасной и благоприятной среде.

Особое внимание в Узбекистане уделяется реализации принципов Конвенции ООН о правах ребенка. Это выражается в систематическом совершенствовании законодательства, укреплении механизмов защиты прав детей и усилении международного сотрудничества в этой области. Создаются специализированные институты, которые контролируют соблюдение прав детей и оказывают помощь семьям, нуждающимся в поддержке. Такие меры подчеркивают приверженность страны идеалам, изложенным в Конвенции, и стремление к созданию общества, где каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал в полной мере.

Таким образом, защита прав ребенка в Узбекистане и в мире в целом остается одной из ключевых задач государств, направленных на формирование безопасного, справедливого и благополучного будущего для детей.

Гузал Абдурахманова,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ЗАКОН О ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ: НОВАЯ ЭРА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

21 ноября Президент утвердил закон, регулирующий использование цифровых доказательств. Согласно новому закону, электронные данные теперь официально признаются доказательствами наравне с традиционными предметами и документами.

В преамбуле закона говорится, что рост количества преступлений, нарушений прав граждан и организаций в цифровой среде требует закрепления правовых норм, регулирующих обращение с цифровыми доказательствами.

Документ предусматривает изменения в Уголовно-процессуальном, Гражданском и Экономическом процессуальных кодексах, а также в Кодексе об административной ответственности. Кроме того, корректировки внесены в законодательство, касающееся нотариальной деятельности, третейских судов и судебной экспертизы, что регламентирует порядок признания и исследования цифровых доказательств.

Закон вводит определения электронных данных и цифровых доказательств:

– электронные данные — информация, созданная, обработанная и хранимая с использованием электронных устройств и информационных технологий. Участники дела, включая свидетелей, потерпевших и обвиняемых, могут представлять такие данные, копируя их с одного устройства на другое. Эти данные принимаются следственными органами только после осмотра их первоисточника с участием специалиста. Данные, собранные без специалиста, считаются недопустимыми доказательствами.

– цифровые доказательства — это электронные данные, имеющие значение для расследования. К ним относятся файлы, аудио- и видеозаписи, информация из интернета и другие электронные материалы. Копирование таких доказательств допускается только при сохранении их целостности и идентичности, а их подлинность должна подтверждаться наличием оригинала.

Также закон определяет, что копии цифровых доказательств могут быть представлены в бумажном виде, но они не обладают статусом письменного доказательства.

Цифровые доказательства могут быть получены из различных технических средств, телекоммуникационных сетей и интернета, и служат для установления обстоятельств, важных для дела. Электронные носители, данные с которых не имеют отношения к делу, должны быть немедленно возвращены владельцу.

Дилшод Камилов,

председатель Учтепинского районного суда по уголовным делам.

СЛЕДСТВЕННЫЕ СУДЬИ: НОВЫЙ ШАГ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

В нашей стране осуществляется работа по поднятию системы защиты прав человека на новый уровень на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», принимаются меры по усилению гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судов и правоохранительных органов.

Однако, недостаточная реализация эффективных механизмов по обеспечению гарантий защиты прав и свобод человека в судебно-следственной практике указывает на необходимость усиления мер по надежному обеспечению судом конституционных прав лица, обвиняемого в совершении преступления, на свободу и личную неприкосновенность. Предусматривается введение в районных, городских судах по уголовным делам должностей следственных судей и санкционирование ими процессуальных решений в ходе досудебного производства по уголовным делам. Следственным судьям будут предоставлены полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Осуществление судебного контроля следственным судьей способствует реализации принципа состязательности в ходе досудебного рассмотрения дела, что позволяет сторонам эффективно пользоваться своими правами.

Следственные судьи будут рассматривать вопросы выдачи санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам.

Им  также предоставляются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Они наделяются полномочиями по рассмотрению следующих уголовных материалов, в частности вопроса применения санкций и мер принуждения:

а) санкций по:

ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;

ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);

ходатайству об эксгумации трупа;

ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;

ходатайству о производстве обыска;

ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;

ходатайству об аресте имущества;

б) мер принуждения по:

ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;

ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;

ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;

ходатайству о продлении срока задержания до 48 часов;

в) ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).

Наргиза Иноятова,

судья Бектемирского районного суда по уголовным делам.

ОХРАНА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА: НОВАЯ РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРАВОСУДИИ

В последние годы в нашей стране последовательно реализуются реформы, направленные на укрепление независимости судебной власти, а также обеспечение открытости и прозрачности судебных процессов.

30 сентября 2024 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах», который направлен на усиление полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах. Внесенные изменения в Гражданский процессуальный кодекс касаются защиты охраняемых законом интересов государства, в том числе вопросов, связанных с земельными правоотношениями, государственным имуществом, возмещением ущерба государству и взысканиями из государственного бюджета. Прокурорам предоставлено право обращаться в суд с ходатайствами в защиту интересов государства.

Закреплено право прокурора истребовать дела из судов для проверки возможности подачи кассационного протеста в случаях, когда прокурор не был надлежащим образом уведомлен о судебных заседаниях, участие в которых предусмотрено законом. Также установлен порядок обжалования судебных актов по делам данной категории.

Уточняется, что прокурор может участвовать в делах, связанных с земельными правоотношениями, государственным имуществом, возмещением ущерба государству и взысканиями из бюджета, только в случаях, предусмотренных законом, или с целью защиты охраняемых законом интересов государства. Однако участие прокурора по собственной инициативе в делах, возбужденных другими лицами, не допускается.

Расширяются полномочия прокурора, включая право подавать иски по конкретным претензиям властей, что исключает возможность двусмысленных трактовок. Также были внесены изменения в Экономический процессуальный кодекс  и Кодекс об  административном судопроизводстве, которые регулируют права прокурора на обращение в суд и подачу протестов в рамках исков.

Принятый закон существенно повышает эффективность работы органов прокуратуры в обеспечении правосудия, защищая права и свободы граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

Бобир Исламов,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по гражданским делам.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ДАННЫЕ В СУДЕ: РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В УСТАНОВЛЕНИИ ФАКТОВ

21 ноября Президент Узбекистана подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами».

В преамбуле документа говорится, что в стране проводится значительная работа по обеспечению эффективной защиты прав и свобод человека путем создания равных возможностей для защиты своих законных интересов, неукоснительного соблюдения требований закона по всестороннему, полному и объективному выяснению действительных обстоятельств дела, претворения в жизнь принципов состязательности и равноправия сторон.

Стремительная цифровизация различных сфер общественной жизни, все большее взаимодействие людей с использованием информационно-коммуникационных технологий и, как следствие, широкое распространение случаев совершения преступлений, нарушения прав и законных интересов граждан и организаций в цифровой среде требуют институционализации цифровых доказательств и закрепления правовых основ обращения с ними.

Следует отметить, что цифровые доказательства — это информация, хранимая или передаваемая в электронном виде, которая может быть представлена и использована в судебных или иных юридических процессах для подтверждения фактов, установления обстоятельств дела или опровержения обвинений. Такие доказательства играют важную роль в современных правовых процессах, особенно в контексте киберпреступлений, финансовых расследований и корпоративных споров.

Документом вносятся изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Экономический процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности и Кодекс об административном судопроизводстве. Они определяют понятие цифровых доказательств, порядок их сбора, представления, закрепления, осмотра, исследования и оценки цифровых доказательств, их хранения, возвращения и уничтожения.

Так, в рамках уголовного дела свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и другие лица вправе представлять электронные данные путем их копирования из электронного носителя на другой электронный носитель.

Должностное лицо органа, осуществляющего доследственную проверку, дознаватель, следователь, прокурор или суд с участием специалиста принимает представленные электронные данные и осматривает первичный электронный носитель, содержащий электронные данные.

Электронные носители, содержащие электронные данные, не имеющие значение для дела, незамедлительно возвращаются по принадлежности.

Цифровыми доказательствами являются электронные данные, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, в том числе файлы в электронном виде, аудио-, видеозаписи, сведения, опубликованные в Интернете, а также другие электронные данные.

Копирование цифрового доказательства допускается при условии сохранения его целостности и идентичности.

Допустимость копии цифрового доказательства обеспечивается наличием подлинника цифрового доказательства, с которого была произведена данная копия.

Свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и другие лица имеют право представлять копии цифровых доказательств, распечатанных в бумажной форме. При этом бумажная форма цифрового доказательства не может считаться письменным доказательством.

Гулчехра Опаева,

заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам.

КУРС НА РАЗВИТИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В Узбекистане ведется активная и решительная борьба с коррупцией во всех ее проявлениях. Государство последовательно реализует антикоррупционную политику, подчеркивая свою приверженность искоренению этого негативного явления.

Ключевыми направлениями государственной стратегии по противодействию коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупции как социальному злу; внедрение превентивных мер для предотвращения коррупции в различных сферах государственной и общественной деятельности; своевременное выявление и пресечение коррупционных правонарушений, устранение их причин и обеспечение неизбежности наказания. 

В рамках Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы поставлена задача выявления коррупционно уязвимых сфер и повышения эффективности механизмов предотвращения коррупции. Реализуются инициативы по внедрению современных информационных технологий, включая искусственный интеллект, для борьбы с коррупцией. Также укрепляется взаимодействие с гражданским обществом, активно вовлекаются граждане в осуществление общественного контроля, устраняются коррупционные риски в нормативно-правовых актах.

В государственных органах Узбекистана активно внедряются механизмы борьбы с коррупцией, обеспечивая их подотчетность обществу. Особое внимание уделяется внедрению системы внутреннего антикоррупционного контроля («комплаенс-контроль») в органах государственного и хозяйственного управления. Основной задачей является создание эффективных инструментов для предотвращения конфликта интересов на государственной службе, обеспечения прозрачности антикоррупционной работы и расширения общественного участия в выявлении и устранении коррупционных факторов, что соответствует международному стандарту ISO 37001:2016.

В рамках Стратегии «Узбекистан–2030» поставлены такие цели как  достижение не ниже 50-й позиции в Индексе восприятия коррупции, публикуемом международной организацией «Transparency International»;  усиление общественного контроля при осуществлении государственных закупок для предотвращения хищений средств и завышения цен;  разработка нормативно-правовых актов на основе принципа «законодательство, свободное от коррупции». 

Рекомендации международных организаций играют значимую роль в укреплении антикоррупционных инициатив. Положительная динамика рейтинговых показателей Узбекистана подтверждает выполнение обязательств, взятых на международном уровне. 

Узбекистан демонстрирует сильную политическую волю и располагает хорошими перспективами для дальнейшего развития антикоррупционной политики, подтверждая приверженность реализации намеченных планов.

Миргани Мирзохидов,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ДОСТУПНОЕ ПРАВОСУДИЕ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

14 августа Президент Республики Узбекистан подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на укрепление гарантий независимости судебной власти, информирование общественности о деятельности судов и обеспечение единой судебной практики».

В последние годы, в рамках инициативы «Новый Узбекистан – новый суд», были предприняты значительные шаги для расширения доступа граждан к правосудию, с акцентом на приоритет человеческого достоинства. Реализованы масштабные реформы в судебно-правовой системе, обеспечивающие надежную защиту прав и законных интересов граждан и предпринимателей, а также повышение эффективности судопроизводства. В результате уровень защиты прав и интересов в ходе отправления правосудия значительно вырос.

В целях упрощения доступа граждан к правосудию в процессуальные кодексы внесены изменения, позволяющие более эффективно проверять законность, обоснованность и справедливость судебных решений. Новая редакция Конституции Республики Узбекистан закрепила гарантии независимости судебной власти и неподотчетности судей по конкретным делам, что стало важным шагом в повышении эффективности судов.

Для реализации этих конституционных гарантий и укрепления независимости судей была отменена обязанность председателей судов ежегодно отчитываться перед местными Кенгашами народных депутатов. Кроме того, введены меры по устранению пробелов и противоречий в законодательстве и обеспечению единой судебной практики при пересмотре судебных решений.

Принятый закон предусматривает: 

– отмену требования ежегодного отчета председателей судов перед местными Кенгашами народных депутатов; 

– обязательное ежеквартальное информирование общественности о деятельности судов через средства массовой информации; 

– совершенствование института пересмотра судебных решений для унификации судебной практики. 

Эти меры направлены на дальнейшее укрепление независимости судебной власти, повышение прозрачности судебной системы и обеспечение справедливого правосудия для всех граждан.

Умидбек Мусаев,

судья Юнусабадского районного суда по уголовным делам.

ОТ ЛОКАЛЬНЫХ МЕР ДО ГЛОБАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Торговля людьми остается одной из самых острых глобальных проблем современности, и Узбекистан активно борется с этим преступным явлением. В последние годы в стране предприняты значительные шаги для предупреждения, выявления и ликвидации преступлений, связанных с торговлей людьми.

Узбекистан сделал важный шаг в борьбе с торговлей людьми, утвердив ряд законодательных изменений. В 2008 году был принят Закон «О противодействии торговле людьми», который создал прочную правовую основу для борьбы с этим преступлением. Закон определяет торговлю людьми как незаконное перемещение, использование и эксплуатацию лиц и предусматривает суровые наказания для нарушителей. В 2021 году глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми».

Кроме того, страна ратифицировала ключевые международные договоры. В последние годы были внесены поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие ответственность за преступления, связанные с торговлей людьми.

Одним из важнейших направлений в борьбе с торговлей людьми является международное сотрудничество. Совместно с международными партнерами реализуются программы, направленные на повышение осведомленности населения, усиление пограничного контроля и создание транзитных механизмов для борьбы с незаконной миграцией. Это сотрудничество особенно важно, учитывая транснациональный характер торговли людьми.

Несмотря на достигнутые успехи, борьба с торговлей людьми остается сложной задачей. Одним из основных вызовов является высокий уровень трудовой миграции из Узбекистана, что делает многих граждан уязвимыми перед эксплуатацией.

Борьба с торговлей людьми в Узбекистане демонстрирует устойчивый прогресс благодаря комплексному подходу, включающему законодательные реформы, создание специализированных учреждений и активное международное сотрудничество. Однако для полной ликвидации этого явления требуется постоянная работа на всех уровнях — от локального до глобального. Только объединив усилия, можно достичь цели: защитить права каждого человека и устранить торговлю людьми как угрозу современного общества.

Алишер Тургунов,

судья Алмазарского районного суда по уголовным делам.

ПРОКУРАТУРА И ПРАВОСУДИЕ: ШАГИ К УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ ГРАЖДАН

Президент Узбекистана 30 сентября текущего года  подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах». Эти изменения призваны повысить эффективность правоприменительной практики, укрепить законность и обеспечить справедливость в рассмотрении дел, затрагивающих интересы государства, общества и граждан.

В преамбуле закона подчеркивается, что соблюдение принципа состязательности сторон требует более четкой регламентации процессуальных норм, регулирующих участие прокуроров в гражданских, экономических и административных судебных процессах. Это направлено на защиту общественных и государственных интересов в условиях развивающейся правовой системы страны.

Поправки в Гражданский процессуальный кодекс предусматривают право прокуроров участвовать в судебных процессах по делам, касающимся: 

– земельных правоотношений; 

– вопросов, связанных с государственной собственностью; 

– возмещения ущерба, нанесенного государству; 

– взыскания средств из государственного бюджета. 

Дополнительно прокурорам предоставлено право инициировать обращения в суды для защиты интересов государства, что расширяет их возможности влиять на правовую защиту.

Изменения в Экономический процессуальный кодекс предусматривают участие прокуроров в рассмотрении следующих категорий дел: 

– земельные споры; 

– защита государственной собственности;  

– нарушения экологического законодательства; 

– взыскания из государственного бюджета; 

– признание права собственности на самовольные постройки; 

– установление права владения и пользования в качестве частной собственности; 

– взыскание таможенных платежей.

Дополнительно прокуроры получают право запрашивать судебные дела для пересмотра или подачи кассационных протестов, особенно в случаях, когда они не были должным образом уведомлены о судебных разбирательствах, предусмотренных их участием. Это нововведение касается также порядка обжалования судебных актов.

Ожидается, что данные поправки позволят органам прокуратуры более эффективно защищать права граждан и интересы государства, способствуя созданию прозрачной и справедливой системы судопроизводства. Законодательные изменения также направлены на устранение пробелов в правовом регулировании, предотвращение злоупотреблений и укрепление доверия к судебной системе.

Бехзод Сагатов,

председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

Шаг к обновлению и прогрессу

Принятие Конституции в новой редакции стало важным историческим событием, знаменующим новый этап в политическом, экономическом и социальном развитии страны. Этот шаг отражает стремление республики адаптироваться к вызовам времени, укрепить права граждан и обеспечить устойчивое развитие государства.

Конституция Узбекистана, принятая в 1992 году, стала основополагающим документом независимого государства, обеспечив правовую базу для становления суверенитета. Однако за три десятилетия страна прошла через значительные изменения: экономические реформы, политическую либерализацию, активизацию международного сотрудничества. Эти изменения потребовали пересмотра Основного закона для обеспечения его соответствия современным реалиям и задачам будущего.

Новая редакция Конституции включает в себя множество нововведений, направленных на укрепление демократических основ и повышение эффективности государственного управления.

В новой редакции более детально прописаны механизмы защиты прав человека, включая право на судебную защиту, свободу слова. Усилен акцент на равенстве всех граждан перед законом.

Конституция закрепляет обязательства государства в области социальной защиты, доступного здравоохранения и образования. Это особенно важно в контексте реформ, направленных на повышение качества жизни населения.

Впервые уделено внимание вопросам экологической устойчивости и защиты природных ресурсов, что отражает актуальность экологической повестки на глобальном уровне.

В рамках демократизации предусмотрены изменения, касающиеся сроков президентских полномочий, что способствует обновлению политической системы.

Конституция усиливает роль местных органов власти, предоставляя регионам больше полномочий и самостоятельности в принятии решений.

Особенностью подготовки новой редакции Конституции стало активное участие граждан. Впервые в истории Узбекистана широкая общественность получила возможность вносить свои предложения. Было организовано множество общественных обсуждений, консультаций с экспертами и представителями гражданского общества. Это подчеркнуло стремление руководства страны к прозрачности и вовлечению народа в принятие ключевых решений.

Принятие Конституции в новой редакции было вынесено на всенародный референдум, который стал важным показателем уровня доверия граждан к проводимым реформам. Высокая явка и поддержка новой редакции Конституции свидетельствуют о широкой общественной поддержке курса на обновление.

Принятие Конституции в новой редакции — это не только юридическое событие, но и важный символ изменений в Узбекистане. Этот шаг свидетельствует о решимости государства двигаться вперед, опираясь на ценности демократии, прав человека и социальной справедливости. Узбекистан вступает в новую эпоху, где обновленный основной закон станет надежным ориентиром для построения процветающего будущего.

Сардор Содиков,

председатель Мирабадского районного суда по уголовным делам.

Перейти к содержимому