Искать:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И УЛУЧШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

27 февраля Президент Узбекистана провел важное совещание, посвященное совершенствованию судебной системы страны, улучшению ее открытости и цифровизации. Важнейшими темами обсуждения стали необходимость повышения эффективности работы судов, внедрение передовых технологий, а также создание более удобных условий для граждан и бизнеса.

Судебная система Узбекистана за последние восемь лет претерпела значительные изменения. Приняты около 70 законов, указов и постановлений, направленных на улучшение работы судов и обеспечение верховенства закона. Одним из важнейших достижений является улучшение материально-технической базы судебных органов. Уже сегодня в судах рассматривается более 3 миллионов дел ежегодно, что отражает рост правового сознания и заинтересованности граждан в соблюдении закона.

Одним из важнейших направлений реформы является цифровизация судебных услуг. Уже сейчас 14 ключевых судебных услуг, включая подачу заявлений, отслеживание дел и получение электронных копий решений, переведены в цифровой формат. Платформа my.sud.uz активно развивается, предоставляя все больше сервисов для пользователей. За последний год через информационные системы было ведено около 17 миллионов дел, более 15 миллионов из которых были автоматически распределены без вмешательства человека. Эти шаги не только ускоряют судебные процессы, но и способствуют экономии государственных средств. Только с ноября 2024 года, когда был переведен внутренний документооборот судов в электронный формат, удалось сэкономить 638 миллионов сумов.

Важнейшей частью обсуждения стали меры по дальнейшему совершенствованию цифровизации. В будущем планируется полный отказ от бумажного документооборота в судопроизводстве, что приведет к полному переходу к цифровому формату. В рамках концепции «Цифровой суд» планируется создать Центр информационных технологий при Верховном суде, который займется разработкой необходимых программных продуктов, внедрением искусственного интеллекта и обеспечением кибербезопасности.

Еще одной важной темой стало улучшение работы с бесспорными делами, которыми ежегодно занимаются суды. В 2024 году рассмотрено около 200 тысяч дел по задолженностям за коммунальные услуги, однако такие вопросы могут решаться без участия суда на уровне нотариальных контор. Это позволяет разгрузить судебные органы и ускорить рассмотрение более сложных дел.

Важное внимание было уделено подготовке судей. В условиях быстрого развития технологий, судьи должны обладать высокими компетенциями в области информационных технологий. В связи с этим особое внимание будет уделяться повышению квалификации судей, а также подготовке молодых специалистов, что способствует улучшению качества правосудия в стране.

Муроджон МИРЗОЖОНОВ,

заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам.  

НА ПУТИ К МИРУ БЕЗ КОРРУПЦИИ

Узбекистан продолжает активно повышать свой статус на мировой арене, занимая все более значимые позиции в международных отношениях. Зарубежные эксперты все чаще отмечают миролюбивую внешнюю политику нашей страны, а также реформы, направленные на обеспечение открытости, прозрачности и сокращение бюрократии. Эти изменения оказывают значительное влияние на борьбу с коррупцией и укрепление доверия населения к государственным институтам.

Такое международное признание, наряду с усиливающимся сотрудничеством и обменом опытом с другими государствами, еще раз подчеркивает приверженность нашей страны международным стандартам в области прав человека и антикоррупционной деятельности.

В своих выступлениях глава государства отмечает, что искоренение коррупции является долгом не только каждого демократического общества и государства, но и каждого человека с чистой совестью. Взяточничество разрушает основы общества, подрывает экономику и снижает доверие граждан к государственным органам. Коррупция препятствует развитию демократических институтов и наносит вред гражданским правам и свободам.

Узбекистан активно реализует конвенцию против коррупции, принятую ООН в 2003 году, и принимает системные меры для укрепления демократических процессов в стране. Важным шагом в этом направлении стал Закон «О противодействии коррупции».

Узбекистан продолжит активно участвовать в региональных и глобальных инициативах по борьбе с коррупцией, внедряя новые проекты и делая все возможное для создания честного и справедливого общества. Реформы в области борьбы с коррупцией не только усиливают доверие к государству, но и способствуют укреплению демократических институтов и развитию страны.

Усилия Узбекистана в борьбе с коррупцией на международной арене и в рамках национальных реформ свидетельствуют о приверженности государственности, основанной на принципах справедливости, прозрачности и верховенства закона. Страна активно строит будущее, свободное от коррупции, создавая условия для устойчивого и справедливого развития общества.

Санжар КУЧКАРОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда. 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ГОСОРГАНОВ СТАНОВИТСЯ ДОСТУПНЕЕ

В соответствии со статьей 55 обновленной Конституции Республики Узбекистан, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц. Каждому для восстановления своих нарушенных прав и свобод гарантируется право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки.

Данная норма включает право на обжалование в суд неправомерных решений, действий и бездействий государственных органов, организаций и их должностных лиц. Оно играет ключевую роль в обеспечении справедливости и верховенства закона, особенно в отношениях между гражданами и административными органами.

Одной из важнейших задач административных судов является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Административные суды помогают обеспечивать верховенство закона, принимая решения, которые должны быть основаны на строгом соблюдении законных норм, особенно в отношении административных органов, которые могут ограничивать права граждан.

Особое внимание следует уделить новому этапу развития судебной системы, который обозначен в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Документ направлен на расширение сферы применения судебного контроля, включая усовершенствование системы рассмотрения жалоб на решения должностных лиц в административных судах. Важнейшим элементом этой стратегии является превращение принципов справедливости и верховенства закона в необходимые условия для дальнейшего развития страны.

В рамках стратегии «Узбекистан-2030» была выдвинута цель обеспечения верховенства закона и организации государственного управления на службе народа. Одним из приоритетных направлений этой стратегии является развитие системы административного правосудия и установление эффективного судебного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Учитывая, что административные суды играют ключевую роль в обеспечении законности и прав граждан, этот процесс имеет стратегическое значение для улучшения качества правосудия.

Важно отметить, что согласно новому законодательству, принятому в январе 2024 года, были внесены изменения в Закон «О государственной пошлине», который теперь предусматривает освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины при обращении в административные суды. Это касается случаев, когда органы местного самоуправления, исполнительной власти республики или другие уполномоченные органы нарушают права и законные интересы граждан. Такие изменения значительно облегчают доступ граждан к судебной защите и устраняют барьеры, которые могли ранее препятствовать обращению в суд.

Эти реформы являются важным шагом в направлении улучшения административного правосудия и создания более доступной и эффективной системы правосудия для граждан Узбекистана. Появление новых возможностей для обращения в суд и устранение факторов, препятствующих этому, укрепляют доверие общества к судебной системе и подчеркивают обязательность соблюдения прав и свобод граждан на всех уровнях.

Таким образом, изменения в законодательстве и стратегические инициативы, связанные с развитием судебной системы в Узбекистане, являются важной частью построения правового государства. Укрепление системы административного правосудия, внедрение новых механизмов защиты прав граждан и расширение судебного контроля над действиями государственных органов и должностных лиц способствуют обеспечению справедливости и улучшению качества управления в стране.

Уткирбек СОАТОВ,

судья Ташкентского межрайонного административного суда.

НОВШЕСТВА В ПРАВИЛАХ ВЗЫСКАНИЯ СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ

В стране в последние годы был принят ряд изменений в законодательство, касающееся государственной пошлины и судебных расходов. В частности, в целях улучшения применения норм законодательства и устранения недостатков судебной практики, Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановил ряд уточнений и разъяснений по вопросам взыскания судебных расходов в гражданских делах. Эти меры направлены на повышение прозрачности и улучшение эффективности судебных разбирательств.

Судебные расходы по гражданским делам включают в себя государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Это означает, что помимо пошлины, суды будут учитывать и другие расходы, такие как расходы на свидетельствование, экспертные исследования, почтовые расходы и т. д.

Согласно Закону «О государственной пошлине», государственная пошлина — это обязательный платеж, который взимается за совершение юридически значимых действий или выдачу документов. Документ уточнил, что пошлина является неотъемлемой частью доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан, и суды должны строго соблюдать требования по ее взысканию в гражданских делах.

Размер пошлины зависит от характера заявленных требований (имущественные или неимущественные) и исчисляется по установленным ставкам. Суды обязаны четко определить сумму пошлины в зависимости от цены иска, который истец предъявляет в суд. При этом, если иск включает несколько самостоятельных требований, государственная пошлина взимается за каждое требование отдельно.

Согласно новым разъяснениям, государственная пошлина должна быть оплачена до подачи в суд заявления, искового заявления или жалобы, за исключением случаев, когда законом предусмотрен иной порядок (например, отсрочка или рассрочка уплаты). Это правило касается всех заявлений, включая апелляционные, кассационные и ревизионные жалобы.

В случае, если государственная пошлина была уплачена в большем размере, чем это требуется, она подлежит возврату. Пленум уточнил порядок возврата средств, который зависит от конкретных ситуаций, таких как отказ в удовлетворении иска или прекращение производства по делу. Важно отметить, что почтовые расходы возврату не подлежат.

К судебным издержкам относятся расходы на оплату труда свидетелей, экспертов, специалистов, а также другие расходы, связанные с производством осмотра, розыском ответчиков, почтовыми расходами и другими необходимыми действиями. Эти расходы также могут быть взысканы с проигравшей стороны, если суд признает их необходимыми для полного и объективного рассмотрения дела.

Судебные расходы будут распределяться с учетом факта их уплаты и размера пошлины, а также с учетом особенностей каждого дела. В частности, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина может быть взыскана с ответчика пропорционально удовлетворенной части заявленных требований.

Важно отметить, что в случаях, когда государственная пошлина не была уплачена должным образом, суд может возвратить заявление, а также принять решение о взыскании суммы пошлины с заявителя. Также предусмотрены механизмы отсрочки, рассрочки и уменьшения пошлины для физических и юридических лиц, которые не могут уплатить пошлину в установленный срок.

Документ нацелен на улучшение судебной практики, снижение правовых неопределенностей и повышение эффективности судебного разбирательства. Эти меры помогут обеспечить правильное применение законодательства, гарантируя справедливое распределение судебных расходов, а также позволяют сторонам лучше понимать процесс и свои обязательства в рамках гражданских дел.

Адила СУЛТАНОВА,

судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда.

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ: НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

13 февраля 2025 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон, который вносит ряд изменений и дополнений в Трудовой кодекс страны. Эти изменения касаются как прав работников, так и обязанностей работодателей, а также вводят новые механизмы для упрощения процедур трудовых отношений.

Одним из важнейших изменений является расширение действия Трудового кодекса на трудовые отношения государственных гражданских служащих, но только в той части, которая не регулируется Законом «О государственной гражданской службе». Это позволяет создать более гибкую систему регулирования трудовых отношений в госструктурах и обеспечивает более четкие правила для работников в государственном секторе.

Законодатель также ввел запрет на увольнение работников по причинам, связанным с беременностью или наличием ребенка. Это решение направлено на защиту прав женщин и создание более безопасных условий для работы в период беременности и в первый год жизни ребенка. Таким образом, работники, находящиеся в такой ситуации, могут чувствовать себя более защищенными на рабочем месте.

Одним из современных нововведений является возможность оформления трудового договора в электронной форме через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда». Это позволит упростить процедуру заключения трудовых договоров, ускорив процесс и снизив административную нагрузку на работодателей и работников. Внедрение данной системы способствует более прозрачным и удобным трудовым отношениям в цифровую эпоху.

Государственные органы и организации теперь обязаны самостоятельно запрашивать необходимые данные о паспорте, идентификационной ID-карте и трудовой книжке сотрудника при его трудоустройстве. Это будет осуществляться через межведомственные интеграционные платформы, что упрощает процесс и снижает вероятность ошибок, связанных с неправильным оформлением документов.

Ранее продолжительность отпуска без сохранения заработной платы была ограничена тремя месяцами в течение календарного года. Теперь же продолжительность такого отпуска не должна превышать трех месяцев в течение двенадцатимесячного периода, что дает работникам больше гибкости в планировании времени для решения личных или семейных вопросов.

Работники, обучающиеся по вечерней или заочной форме обучения в высших, средних профессиональных и средних специальных учебных заведениях, теперь получают право на учебные отпуска с сохранением средней заработной платы. Так, для студентов I и II курсов по вечерней форме обучения в высших учебных заведениях отпуск составит не менее 20 дней, в то время как для обучающихся по заочной форме – 30 дней. Для студентов III и старших курсов отпуск будет увеличен до 30 дней для вечерней формы в вузах и до 40 дней для заочной формы.

Эти изменения в Трудовом кодексе призваны улучшить условия труда, повысить защиту прав работников и упростить процессы трудовых отношений как для работников, так и для работодателей. Законодательные новшества создают основы для более современного и справедливого трудового законодательства, соответствующего актуальным требованиям времени.

Максуд ХАЖИЕВ,

заместитель председателя Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ С ЦИФРОВЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ

Президент Узбекистана утвердил Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы работы с цифровыми доказательствами». Эти изменения внесены в Уголовно-процессуальный, Экономический процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы, и направлены на усовершенствование юридической практики в области цифровых технологий, а также на более эффективную работу с электронными данными и цифровыми доказательствами в судебных разбирательствах.

Согласно новому законодательству, электронные данные — это информация, которая создается, обрабатывается и хранится с использованием электронных устройств, информационных систем и технологий. В свою очередь, цифровые доказательства включают в себя различные электронные данные, которые имеют значение для дела, такие как файлы, аудио- и видеозаписи, а также информация, полученная из интернета.

Нововведение расширяет возможности использования цифровых технологий в судебных процессах, при этом уточняя правила, которые обеспечивают законность и правильность работы с такими доказательствами.

В уголовных процессах цифровые доказательства не считаются письменными, а в гражданских и экономических делах они могут быть приняты только при нотариальном заверении. Участники судебных разбирательств могут предоставлять копии цифровых доказательств в бумажной форме, но такие копии считаются допустимыми лишь в случае, если имеется оригинал.

Цифровые доказательства могут быть собраны при изучении технических устройств, телекоммуникационных сетей и интернета. Однако важно отметить, что их изъятие и обыск могут проводиться только на основании судебного решения или в рамках закона, что подчеркивает важность соблюдения прав и свобод граждан в процессе получения таких данных. Данные, полученные без участия специалистов, считаются недопустимыми.

Кроме того, в соответствии с новыми поправками, граждане и должностные лица могут добровольно передавать электронные данные органам доследственной проверки.

Электронные данные, которые признаны доказательствами и использованы в подготовке или совершении преступления, могут рассматриваться как орудие преступления.

Эти изменения в законодательстве направлены на эффективное использование цифровых технологий в юридической практике и обеспечивают более гибкую, современную и прозрачную систему работы с электронными данными и доказательствами. Закон помогает интегрировать цифровые технологии в судебные процессы, улучшая сбор и обработку доказательств, а также повышая общую безопасность и законность в правовой системе страны.

Мухтарама ТУРГУНОВА,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ШАГИ К ПРОЗРАЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ

Борьба с коррупцией стала приоритетом для всего мирового сообщества, поскольку этот скрытый, но крайне разрушительный феномен оказывает негативное влияние на все аспекты общественной жизни.

Он замедляет экономическое развитие, нарушает права человека и усугубляет социальное неравенство. В ответ на эти угрозы мировые лидеры объединили усилия как на региональном, так и на глобальном уровнях для эффективной борьбы с коррупцией, разрабатывая и реализуя совместные стратегии и инициативы. Осознание масштабности угрозы, которую несет коррупция, побуждает страны предпринимать активные меры по ее искоренению в масштабе всей планеты.

Узбекистан активно включился в этот процесс, принимая решительные и целенаправленные меры по противодействию коррупции, что становится важнейшим фактором устойчивого развития страны. Одним из ключевых шагов стало внедрение электронного правительства, что способствует повышению прозрачности и эффективности работы государственных органов. Важным аспектом также является привлечение граждан к процессам управления, что укрепляет подотчетность властей. Вдобавок к этому Узбекистан активно сотрудничает с международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, внедрять передовые практики и участвовать в глобальных инициативах по борьбе с коррупцией.

Долгосрочная антикоррупционная стратегия, разработанная до 2030 года, а также участие в международных проектах и обмен результатами исследований и практическими решениями, позволяют Узбекистану стать одним из лидеров в регионе по уровню открытости и прозрачности государственного управления. Цифровизация государственных услуг и активное участие граждан в принятии решений открывают новые возможности для укрепления доверия к государственным институтам.

Помимо этого, крайне важным является формирование сознания у подрастающего поколения, которое должно ценить честность и решительно бороться с коррупцией. В этом процессе большую роль играют образовательные программы и информационные кампании, направленные на повышение осведомленности о вреде коррупции и значимости борьбы с ней.

Борьба с коррупцией — это долгосрочный и комплексный процесс, который требует слаженных усилий со стороны всех слоев общества. Узбекистан предпринимает важные шаги в этом направлении, и эти усилия, несомненно, приведут к укреплению правовых институтов, повышению прозрачности и ответственности в стране, что в свою очередь создаст благоприятные условия для дальнейшего процветания и устойчивого развития.

Абдулла АБДУЛХАЕВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ В ДЕЛАХ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В целях правильного применения законодательства по уголовным делам, связанным с нарушениями земельного законодательства, Пленум Верховного суда Республики Узбекистан дал разъяснения по некоторым вопросам судебной практики по уголовным делам, связанным с нарушением земельного законодательства.

 Основное внимание в данных разъяснениях уделено вопросам самовольного захвата земельных участков, а также ответственности за нарушение условий использования земель, недр и других природных ресурсов.

Земля и другие природные ресурсы в Республике Узбекистан считаются общенациональным богатством, которое подлежит рациональному использованию и охране государством. В соответствии с Конституцией страны и Земельным кодексом, земельный фонд подразделяется на различные категории в зависимости от назначения земли. Это важное разделение регулирует, как могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли для промышленности и транспорта, а также природоохранные и рекреационные территории.

Неиспользование земельных участков согласно установленным нормам может повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Одним из наиболее частых нарушений является самовольный захват земельных участков, который нарушает порядок, установленный законодательством для использования и распределения земель. Согласно разъяснениям, самовольным захватом признается использование земельных участков, которые не были предоставлены в установленном порядке. К примеру, если земельный участок не был оформлен официально или его границы не были установлены уполномоченными органами, действия по его использованию могут квалифицироваться как самовольный захват.

Особое внимание уделено самовольному захвату орошаемых земель, использование которых должно регулироваться более строгими требованиями, поскольку орошаемые земли имеют большое значение для сельского хозяйства. Если такие участки захватываются с проведением на них строительных работ, действия правонарушителя квалифицируются как уголовное преступление, предусмотренное частью 2 статьи 229-1 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

В соответствии с разъяснениями Пленума, если самовольный захват земельного участка привел к строительству без законных оснований, это рассматривается как завершенное преступление, а если участок был продан без проведения строительных работ — как мошенничество. Также важно отметить, что в случае, если строительные работы ведутся на земельном участке, право на который было приобретено путем подделки документов, виновный может быть привлечен к ответственности по совокупности преступлений, включая подделку официальных документов и самовольный захват земли.

Преступления, связанные с орошаемыми землями, также требуют особого внимания. Если орошаемые земли используются незаконно, например, для строительства, или если эти земли были самовольно захвачены и проданы, квалификация таких действий будет зависеть от обстоятельств. Если на захваченном участке ведутся строительные работы, виновный будет нести уголовную ответственность по статье 229-1 УК. Если участок был продан без проведения работ, то ответственность может наступить за мошенничество.

При квалификации преступлений, связанных с незаконным использованием земли, ключевым моментом является установление ущерба, причиненного такими действиями. Для этого важно использовать не только заключения специалистов, но и современные технологии, такие как геоинформационные системы, для точного расчета ущерба. Суд должен четко указать в постановлении размер ущерба, а также механизмы взыскания ущерба, которые включают денежные средства, подлежащие возврату.

Важным аспектом является вопрос повторных нарушений. Лица, которые неоднократно нарушали земельное законодательство после применения административных взысканий, могут быть подвергнуты более строгому наказанию, включая лишение свободы. Если же нарушение привело к выходу орошаемых земель из сельскохозяйственного оборота, это также будет квалифицировано как серьезное правонарушение, что потребует принятия соответствующих мер.

Кроме того, разъясняется ответственность за подделку документов, подтверждающих право на земельные участки. В случае, если подделка документов совершается в сговоре с должностными лицами, ответственность за это ложится как на должностных лиц, так и на соучастников. Подделка документов о праве на землю может повлечь за собой тяжкие последствия и будет квалифицироваться как преступление.

Таким образом, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по уголовным делам, связанным с нарушениями земельного законодательства, играют ключевую роль в формировании судебной практики. Они помогают не только правильно квалифицировать действия нарушителей, но и эффективно бороться с самовольным захватом и незаконным использованием земельных участков. Судебные органы должны учитывать эти разъяснения при принятии решений, чтобы обеспечить соблюдение закона и защиту интересов государства и общества в сфере земельных отношений.

Жахонгир САИДОВ,

следственный судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам. 

КОГДА НАРУШЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

В большинстве случаев под термином «преступление» мы понимаем тяжкие и особо тяжкие деяния, такие как кражи, мошенничество, взяточничество, убийство и другие. Однако в повседневной жизни существуют и такие правонарушения, которые кажутся незначительными, но за которые также предусмотрена уголовная ответственность.

Например, преступление — лжепредпринимательство, упоминаемое в статье 179 Уголовного кодекса. Это создание предприятий с целью получения кредитов, освобождения от налогов или получения иных имущественных выгод без намерения заниматься заявленной деятельностью. Данное преступление наказывается штрафом от ста до двухсот базовых расчетных величин или лишением определенного права до пяти лет, или исправительными работами до трех лет или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет. Несмотря на то, что это может показаться не таким уж серьезным нарушением, ущерб, который оно причиняет государству и обществу, не мал.

Кроме того, нарушение правил использования природных ресурсов, как, например, охота, рыболовство или уничтожение редких и исчезающих видов животных и растений, предусмотрено статьей 202 Кодекса. За такие действия, в том числе в охраняемых природных территориях, может быть наложен штраф от ста до двухсот базовых расчетных величин или обязательные общественные работы до трехсот часов либо исправительные работы до двух лет.

Современные технологии также становятся причиной новых преступлений, таких как «компьютерный саботаж», определенный статьей 278-5 УК. Умышленный выход из строя чужого компьютерного оборудования или взлом компьютерных систем влечет наказание в виде штрафа от трехсот до четырехсот базовых расчетных величин,  лишения определенного права до трех лет или ограничения свободы до двух лет либо лишения свободы до двух лет.

Таким образом, преступления могут варьироваться по своей тяжести, но важно помнить, что любые правонарушения, независимо от их масштаба, наносят вред обществу и государству.

Санжар МАХАМЕТОВ,

председатель Янгихаётского районного суда по уголовным делам.

ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНИЦИАТИВАМ

После обретения независимости одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана стало создание свободного гражданского общества, в основе которого лежат принципы уважения прав и свобод человека. В числе первых международных правовых документов, ратифицированных нашей страной, оказалась Конвенция о правах ребенка, подписанная 9 декабря 1992 года. Этот важный шаг стал свидетельством того, что республика признала права детей как одну из высших ценностей, признанных мировым сообществом.

Ратификация Конвенции стала основой для начала процесса интеграции международных стандартов в национальное законодательство. В Узбекистане началась серьезная работа по приведению внутреннего правового поля в соответствие с требованиями международных норм, что обеспечило защиту прав детей на всех уровнях государственной системы. Этот процесс был направлен на укрепление правовой базы и создание институциональных механизмов для эффективной защиты прав детей.

Значительную роль в этом процессе сыграла Конституция, которая закрепила защиту прав детей на самом высоком уровне. Эта мера стала не только юридическим шагом, но и проявлением глубоких гуманистических ценностей, присущих нашему народу. В Узбекистане сформирована устойчивая законодательная основа, обеспечивающая защиту прав детей и позволяющая проводить последовательную и эффективную государственную политику в этой сфере.

Одним из ярких примеров этой работы стало включение в обновленную Конституцию Республики Узбекистан XIV главы «Семья, дети и молодежь», в которой закрепляется обязанность родителей заботиться о воспитании, образовании и развитии своих детей. Она подчеркивает важность создания в стране условий для полноценного физического, умственного и культурного развития детей. В том числе, важным моментом является защита прав детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, с акцентом на роль благотворительных организаций в этом процессе.

В статье 78 Основного закона говорится о равенстве детей перед законом, независимости от социального положения и происхождения их родителей. Здесь подчеркивается, что обеспечение прав и свобод детей — это не только обязанность родителей, но и государства. Это также выражает приоритет воспитания в детях чувства патриотизма, любви к Родине и гордости за национальное культурное наследие.

Значительный шаг был сделан в 2008 году с принятием Закона Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка». Этот закон стал основой для обеспечения прав и свобод детей в стране и содержал ключевые направления государственной политики: охрана жизни и здоровья детей, недопущение дискриминации, защита чести и достоинства, обеспечение равенства прав, а также создание эффективных механизмов соблюдения законодательства в области прав детей. Он также предусматривал активное сотрудничество с международными организациями и развитие социальных инициатив, направленных на снижение правонарушений среди несовершеннолетних.

С целью дальнейшего укрепления защиты прав детей, в 2019 году был принят Указ Президента Республики Узбекистан, который учредил должность Уполномоченного по правам ребенка, с задачей усилить надзор и контроль в сфере прав детей. Указом от 2020 года были определены ключевые задачи и направления работы Уполномоченного, включая совершенствование системы правовой защиты и развитие сотрудничества с международными партнерами.

Эти меры свидетельствуют о серьезном и системном подходе Узбекистана к защите прав детей, и стране предстоит продолжать развивать и совершенствовать законодательство и практики в этой области, чтобы гарантировать детям самые лучшие условия для их роста и развития.

Миргани МИРЗОХИДОВ,

судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

Перейти к содержимому