Искать:

СОВРЕМЕННОЕ РАБСТВО

Сегодня нарушение прав человека расценивается как социальное событие и признается общественностью как одна из важнейших проблем современности. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, весь мир озабочен глобализацией проблемы трафика человека. Огромные доходы, получаемые от торговли людьми, продолжают вовлекать все большее количество людей в международные преступные сообщества.

 

Об этом свидетельствуют и такие факты, что отдельные транснациональные преступные группировки отказавшись от торговли наркотиками, занялись торговлей людьми. Эта сфера преступной деятельности оказалась более удобной и доходной.

 

Торговля людьми — это вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей в целях их эксплуатации путем угрозы силой или ее применения либо других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация людей означает эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние либо изъятие органов или тканей человека.

 

Поскольку торговля людьми по степени безопасности транснациональное преступление, международное сообщество должно тесно координировать свою деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению торговли людьми, минимизации ее последствий, оказанию помощи жертвам торговли людьми.

 

Международное сотрудничество в области противодействия торговле людьми осуществляется в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

 

Принятие Закона Республики Узбекистан «О противодействии торговле людьми» — веление времени, так как торговля людьми по степени безопасности транснациональное преступление.

 

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 17 августа 2020 года подписал закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции. Документ дополнен новыми понятиями, в числе которых «торговля несовершеннолетним», «страна происхождения» (государство, с территории которой вывезена жертва торговли людьми либо граждане которой являются жертвами торговли людьми), «жертва торговли людьми» (физическое лицо, пострадавшее от торговли людьми), «принуждение» и другие. Также перечислены основные направления государственной политики в этой области.

 

В документе определен статус Национальной и территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труда, национального докладчика, указаны полномочия Кабинета Министров. В число ответственных госорганов включены Генеральная прокуратура и Министерство занятости и трудовых отношений.

 

В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях.

 

Согласно закону, идентификация жертв торговли людьми осуществляется в два этапа. При первичной идентификации получаются, изучаются и оцениваются сведения для принятия решения о признании лица предполагаемой жертвой торговли людьми. При окончательной — принимаются решения о признании или отказе в признании лица жертвой торговли людьми.

 

Лицо признается предполагаемой жертвой по результатам первичной идентификации в срок не более пяти суток с момента обращения в компетентные госорганы. Предполагаемая жертва имеет право на временный кров, медицинскую, психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также на услуги бесплатного переводчика. Предполагаемой жертве дается не менее 30 суток для физического и психологического восстановления и принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением. Лицо признается жертвой торговли людьми по результатам окончательной идентификации территориальной комиссией. Лицо, признанное жертвой торговли людьми, имеет право на социальную реабилитацию и адаптацию.

 

Следует отметить, что в XXI веке проблемы траффика распространились на весь мир и создают угрозу всему человечеству.

 

Боходиржон ЮСУПОВ,
судья Сергелийского районного суда по уголовным делам

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ: УГРОЗЫ, ВЫЗОВЫ, РЕШЕНИЯ

В числе глобальных проблем все чаще называется киберпреступность. Большую опасность для человечества представляют распространение вирусных программ, взлом паролей, присвоение средств с кредитных карт, распространение в интернете неверной и незаконной информации, клеветы. На все это нельзя закрывать глаза. Тем более что такая опасность не обходит и нас.

 

Возникла необходимость в разработке нормативно-правовой базы для обеспечения кибербезопасности в Узбекистане. К настоящему времени правовые нормы касательно обеспечения информационной безопасности отражены в отечественном законодательстве лишь частично и не соответствуют нынешним глобальным тенденциям. Также нет системы взаимного сотрудничества между государственными органами и техническими операторами, которая позволяла бы отслеживать кибератаки, предотвращать их последствия, предпринимать меры профилактики. Не определены и не классифицированы объекты государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры.

 

15 апреля глава государства подписал Закон «О кибербезопасности».

Документ состоит из восьми глав и 40 статей. В них оговариваются цель и задачи закона, основные понятия, профилактика киберпреступлений, принципы, методы и приемы борьбы с ними, ответственный государственный орган и его полномочия, принятие мер по случаям кибербезопасности, а также вопросы международного сотрудничества в сфере.

 

Согласно документу, кибербезопасность – это состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в киберпространстве, а киберугроза – комплекс условий и факторов в киберпространстве, представляющих угрозу интересам личности, общества и государства.

 

Целью закона является регулирование отношений в сфере кибербезопасности, основной задачей — защита в киберпространстве интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

 

В законе использованы понятия «киберпреступность», «киберугроза», «киберзащита» и «кибератака», определены основные принципы обеспечения кибербезопасности и важные направления государственной политики в сфере. Служба государственной безопасности обозначена в качестве полномочного органа, закрепляются ее права и обязанности.

 

Предусматриваются также права и обязанности государственных органов и организаций. Они должны обеспечивать кибербезопасность находящихся в их ведении информационных систем и ресурсов, стабильность работы сетей, предупреждать полномочный государственный орган о кибератаках, а также принимать меры для предупреждения случаев хищения и фальсификации сведений, хранящихся в своих информационных системах и ресурсах.

Кроме того, согласовывать с полномочным органом нормативно-правовые акты, разрабатываемые в сфере кибербезопасности, и нормативные документы в области технического регулирования.

 

Законом определяются права и обязанности субъектов кибербезопасности, проведение экспертизы по их соответствию требованиям  кибербезопасности.

 

Закон важен для обеспечения безопасности личности, общества и государства.  Государственное регулирование сферы внесет весомый вклад в совершенствование правовой, организационной, научно-технической и нормативно-методической систем, в обеспечение целостности  информационных систем и ресурсов.

 

Нормы будут способствовать предупреждению случаев совершения незаконных действий, уничтожения, изменения, нарушения, копирования или блокирования информации, а также других форм незаконного вмешательства в информационные системы и сети республики.

 

Акбарали ТУРАБОВ,
заместитель председателя Ташкентского городского суда –
председатель судебной коллегии по уголовным делам

ИНСТИТУТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ: ЧТО ОН ДАСТ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ?

Одной из приоритетных задач уголовно-процессуального законодательства является быстрое, качественное и полное раскрытие преступлений. Наряду с этим, законом устанавливается назначение справедливого наказания каждому лицу, совершившему преступление.

 

Установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок производства по уголовным делам должен способствовать укреплению законности, предупреждению преступлений, защите интересов личности, государства и общества.

 

В практике зарубежных стран главной целью института предварительного слушания, способствующего эффективной защите интересов личности, государства и общества, является укрепление законности, недопущение привлечения к ответственности и осуждения не виновного лица. При этом данный институт осуществляет контроль за деятельностью органов дознания и следствия. В ходе данного процесса изучается, является ли комплекс доказательств по делу достаточным и допустимым.

 

В соответствии с новыми изменениями в законодательстве судье необходимо разрешить один из следующих вопросов: передать уголовное дело по подсудности, назначить дело к судебному разбирательству и провести предварительное слушание.

 

Полагаю, будет наиболее важным, обратить внимание на институт предварительного слушания.

 

Так, согласно национальному законодательству, предварительное слушание по уголовному делу должно начаться не позднее пяти суток с момента вынесения судьей определения о назначении предварительного слушания по уголовному делу. Его продолжительность не должна превышать десяти суток со дня начала.

 

Предварительное слушание проводится судьей в закрытом судебном заседании, в индивидуальном порядке. В судебном заседании обязательно должен присутствовать обвиняемый, его защитник и государственный обвинитель.

 

Одним из обстоятельств, свидетельствующих об эффективной стороне предварительного слушания, широко применяемого в мировой практике, является именно выдача имеющихся в процессе неопровержимых доказательств и неиспользование их в дальнейшем в качестве оснований для предъявления обвинения. В частности, в случае подтверждения факта получения доказательств противоправными способами или путем лишения участников уголовного процесса гарантированных законом прав или ограничения их прав и нарушения норм закона, то это доказательство не может быть принято в основу для вынесения приговора или иного судебного решения.

 

В соответствии с законодательством обвиняемый, защитник и государственный обвинитель вправе ходатайствовать об исключении из материалов уголовного дела каких-либо доказательств, если они сочтены недопустимыми. Это обстоятельство создает большую процессуальную возможность для обвиняемого и его защитника в восстановлении прав и законных интересов.

 

Иными словами, предварительное слушание помогает каждой стороне с ее участием установить обстоятельства, имеющие существенное значение для законного разрешения уголовного дела, и предотвратить привлечение к уголовной ответственности лица, чья вина или причастность к совершенному преступлению не доказана.

 

Аббосхон ШАМАХМУДОВ,
судья Юнусабадского районного суда по уголовным делам

СКВОЗЬ ПРИЗМУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Одним из направлений проводимой в республике судебной реформы является обеспечение права на судебную защиту, специализация судей и создание специализированных судов, разновидностью которых являются административные суды. Суды данной специализации имеют важное значение в обеспечении с одной стороны, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц от допускаемого в некоторых случаях произвола чиновников, 
а с другой – способствует стабильности, законности и обоснованности решений и действий государственных и иных органов, а также их должностных лиц.


С появлением судов данной юрисдикции, внедрением новых механизмов судебной защиты мы видим активную гражданскую позицию населения, появления новых судебных практик. 

 

Если говорить в разрезе категорий дел, то в данном судопроизводстве  большее количество составляют дела, связанные с обжалованием решений и действий налоговых и таможенных органов, исполнительной власти на местах – хокимиятов, внебюджетных пенсионных фондов, бюро принудительного исполнения, органов кадастра и архитектуры, антимонопольного комитета, агенства интеллектуальной собственности, органов ЗАГС и нотариата и т.д.
Это свидетельствует о значительном усилении роли суда в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц – с каждым годом число обращений в административные суды возрастает, а категория дел расширяется.

 

Кроме того, появилась категория дел, которая до начала судебной реформы в практике судов Узбекистана не наблюдалась, в частности речь идет об обжаловании решений Кабинета Министров Республики Узбекистан, Правительственных комиссий, Национального центра по правам человека, Разного рода образовательных учреждений, связанные с админстративными правоотношениями или вытекающие из публично-правовых отношений.

 

Если говорить о статистических данных, то прослеживается ежегодный рост рассматриваемых дел, связанных с обжалованием решений и действий государственных органов и их должностных лиц.

 

Например, количество дел за 1-й квартал текущего года в Ташкентском городском суде выросло на 24,8% по сравнению с прошлогодним показателем за этот же период. По итогам рассмотрения дел в случае удовлетворения требований и обнаружения в действиях государственных органов и их должностных лиц нарушений административных процедур, а также требований законов, административными судами для повышения ответственности и уровня соблюдения законов выносится частные определения с направлением их вышестоящим органам для обсуждения, принятия соответствующих решений и дальнейшего предотвращения нарушений законодательства.

 

Как показывает опыт, механизмы исполнения судебных решений по административным спорам являются одним из самых слабых звеньев в системе административной юстиции. Немногие государства могут похвастаться хорошей проработкой специальных правил исполнения судебных решений по административным спорам. В большинстве случаев просто устанавливается обязанность административного органа на протяжении одного месяца сообщить суду и заявителю об исполнении судебного решения. В этой связи Верховным судом Республики Узбекистан в настоящее время в соответствии с постановлением главы государства от 29 января 2022 года, разрабатывается процессуальный порядок применение судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за неисполнение ими судебного акта по делу, вытекающему из административных и публично-правовых отношений.

 

Кроме того, на практике возникает не мало вопросов, связанных с подведомственностью дел, определением процессуально-правового статуса того или иного органа как субъекта административных правоотношений, в частности о допустимости спора между двумя административными органами, применением сроков давности, особенно когда административный спор, вытекает из гражданско-правовых отношений либо требование предъявлено в соответствии с законом «Об общественном контроле».

 

Видится важным в данном направлении совершенствование законодательства об административном судопроизводстве в следующих направлениях:

 

Во-первых, необходимо четко обозначить категорию дел, подведомственных административным судам, при этом основным разделяющим критерием подведомственности дел следует определить именно правоотношения, то есть сферу правовых отношений;  

 

Во-вторых, определение подведомственности исходя из правоотношений приведет к упорядочению вопроса применения сроков давности к административным правоотношениям, вытекающих как из гражданско-правовых отношений, так и публично-правовых отношений; 

 

В-третьих, необходимо продолжить устранение парадоксов в судопроизводстве;

 

В-четвертых, необходимо продолжить внедрение и совершенствование информационно-коммуникационных технологий в судах, что упрощает делопроизводство и сводит на нет излишнею бюрократию. 

 

В заключении хотелось бы отметить, что специализация судов, в том числе учреждение административных судов, является важнейшим фактором в решении специфических особенностей и нюансов отдельных категорий дел и определенных отраслей права, что в перспективе служит надежным гарантом защиты прав и интересов граждан. 


Улугбек АЛМАМЕДОВ,
председатель Ташкентского городского административного суда

АДРЕСНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ

Ташкентский городской суд провел выездной прием для населения Яшнабадского района столицы, нуждающегося в правовой помощи.

В выездном приеме, состоявшемся в махалле “Фидойилар” Яшнабадского района, обращения граждан рассмотрели председатель Ташкентского городского суда Эркин Ходжакулов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной колегии по гражданским делам Шухрат Аббасов,заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам Акбарали Турабов, заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по экономическим делам Максудбек Саидов, заместитель председателя Ташкентского городского административного суда Голибжон Давлатов и председатель Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Бехзод Сагатов, председатель Яшнабадского районного суда по уголовным делам Аброр Саидов, заместитель председателя Ташкентского межрайонного суда Исломжон Хамроев, судьи.

За правовой помощью обратились всего 58 граждан. Принято устных обращений 57 граждан, одного —письменое39 обращений относятся к компетенции уголовного суда, 18 — гражданского.

Из общего количества обращений по 27 дано правовое разъяснение, по 31 обращению вопросы решены на месте положительно.

В ходе выездного приема состоялся и выездной суд, на котором Яшнабадским районным судом по уголовным делам 29 лиц досрочно освобождены от прохождения исполнения наказания.

— Я была признана виновной в изготовлении документов, штампов, печатей, бланков, их подделке, реализации и использовании. Назначили наказания в виде ограничения свободы сроком на один год. За минувший период я полностью осознала свою вину, встала на путь исправления, полностью соблюдала определенные запреты, ограичения и обязательства. Отбыла большую часть от 1/3 наказания, то есть 4 месяца и 20 дней. Сегодня в ходе выездного суда освободжена условно доссрочно. Впредь не допущу противоправных действий, буду заниматься полезным для себя и общества трудом. Выражаю благодарность Ташкентскому городскому суду за то, что он, идя навстречу пожеланиям граждан проводит выездные приемы, на которых решаются проблемы, поднятые в обращениях, — говорит Азима А.

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: КРИТЕРИИ И ОЦЕНКИ

За последние годы в Узбекистане осуществляются масштабные и динамичные демократические реформы, эффективность которых, во многом определяется четырьмя важнейшими факторами — обеспечение верховенства закона, эффективное противодействие коррупции, повышение институционального потенциала  и формирование сильных демократических институтов.

 

Коррупция — комплекс преступных деяний, подрывающих основы государственной власти и управления, посягающих на свободы, права и законные интересы граждан. Если не удастся искоренить коррупцию, если в борьбу с ней не будут вовлечены все слои населения, лучшие специалисты, если общество не будет привито вакциной честности, то невозможно достичь поставленных целей демократических реформ и ни одна сфера жизни общества и государства не будет развиваться.

 

В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции». В нем закреплены основные направления государственной политики в данной сфере, организационно-правовые механизмы их реализации, основные принципы противодействия коррупционным преступлениям. Впервые разъяснены такие понятия, как конфликт интересов и коррупционное правонарушение. Более того, документ стал основой формирования и развития  целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Приняты свыше 60 Указов и постановлений  Президента, ряд государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

 

Сегодня совершенствуется законодательная основа осуществления государственных закупок и использования бюджетных средств, займов международных организаций и иностранных государств, реализации государственных активов. Следует отметить, что международное законодательство в сфере противодействия коррупции и коррупционным отношениям служит правовой основой согласованной деятельности государств в борьбе с этим явлением. К нему относятся документы конвенциального характера, провозглашающие цели и принципы антикоррупционной деятельности, формирующие ее концептуально-правовое поле, механизмы борьбы с коррупцией. Существуют глобальный, межрегиональный и региональный уровни формирования данного законодательства.

 

Для эффективного противодействия коррупции одних законов недостаточно. Необходимы действенные система и механизмы их практической реализации. В Узбекистане принимаются системные меры по повышению антикоррупционного потенциала государства.

 

За последние годы в стране созданы Национальный совет Республики Узбекистан по противодействию коррупции, который возглавляет Председатель Сената парламента;

 

в палатах парламента учреждены комитеты по противодействию коррупции;

в местных представительных органах созданы комиссии по противодействию коррупции;

 

начало работу Агентство по противодействию коррупции, напрямую подчиняющееся Президенту Узбекистана и подотчетное палатам Олий Мажлиса.

Деятельность этих органов призвана содействовать устранению в первую очередь причин и условий коррупционных проявлений во всех  сферах.

 

Следует отметить, что независимые судебная система и судьи играют огромную роль в борьбе с коррупцией. Последние тенденции и изменения показывают, что именно в антикоррупционном плане в судебной системе реализуются существенные реформы.

 

В части обеспечения независимости судей большую роль играет срок пребывания в должности судьи. Несколько лет назад была проведена революционная реформа, благодаря которой первый срок у судей составил пять лет, второй – 10, а в случае безупречной службы с третьего срока судья может осуществлять свою деятельность бессрочно.

 

Сегодня отбор судей проводится открыто и прозрачно созданным специальным Высшим судейским советом, состоящим из представителей судейского сообщества. В процесс отбора судей допускаются и СМИ.

 

Прозрачность работы судей, их независимость, процессуальное равенство сторон и четкий процессуальный механизм проверки законности, обоснованности и справедливости судебных решений — главные факторы эффективной борьбы с коррупцией.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ОТНОШЕНИЕМ К ЖЕНЩИНАМ

В последние годы в нашей стране принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на коренное реформирование всех сфер государственной и общественной жизни. В том числе, осуществляются широкомасштабные реформы по обеспечению прав, свобод и законных интересов женщин и достижению гендерного равенства в обществе.

 

Основной целью нововведений является всесторонняя поддержка женщин в обществе, их поощрение, тесное содействие в организации семейного и частного предпринимательства, ремесел, усиление роли женщин в общественной и государственной деятельности.

 

В частности, 2 сентября 2019 года был принят Закон «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин». Принятие документа позволило обеспечить равенство женщин и мужчин в нашем обществе при реализации ими личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также обеспечить женщинам и мужчинам равное участие в управлении делами общества и государства, избирательном процессе, содействие в обеспечении равных прав женщин и мужчин в сферах здравоохранения, образования, науки, культуры, труда и социальной защиты.

 

Согласно закону, равенство прав и возможностей для женщин и мужчин в сфере семейных отношений направлено на добровольность заключения брака женщинами и мужчинами, недопустимость принудительных и преждевременных браков, равенство личных и имущественных прав и обязанностей супругов, разрешение внутренних семейных конфликтов по взаимному согласию.

 

Также в целях защиты прав и интересов женщин в обществе, борьбы с насилием в отношении них и его предупреждения 2 сентября 2019 года принят Закон «О защите женщин от притеснений и насилия».

 

Законом определены основные направления государственной политики в области защиты женщин от притеснений и насилия, полномочия органов государственной власти и государственных организаций в этой области и общие меры по предупреждению, выявлению и пресечению случаев притеснений и насилия в отношении женщин.

 

В соответствии с законом постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 января 2020 года «О мерах по совершенствованию системы защиты женщин от притеснений и насилия» утверждено соответствующее Положение о выдаче охранных ордеров.

 

Логическим продолжением проводимых в стране реформ по защите прав и законных интересов женщин стал Указ главы государства «О мерах по дальнейшему ускорению работы по системной поддержке семьи и женщин» от 7 марта 2022 года.

 

В соответствии с документом утверждена Национальная программа по повышению активности женщин во всех сферах экономической, политической и социальной жизни страны на 2022-2026 годы в целях выполнения работ по защите прав и законных интересов женщин в обществе, а также комплексный план мероприятий, направленных на реализацию данной национальной программы в 2022-2023 года.

 

Основной целью принятой программы является создание благоприятных условий для женщин во всех сферах жизни общества, в частности, их социальная поддержка, создание благоприятных условий для получения ими образования, привлечение их к научной и инновационной деятельности, профессиональное обучение женщин в сельской местности, привлечение их к предпринимательству и обеспечение занятости.

 

В целях обеспечения исполнения данного указа принято постановление правительства «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения и решения проблем женщин», которым предусматриваются меры по систематическому решению проблем женщин и их социальной поддержке посредством ведения «женской тетради».

 

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что в республике последовательно осуществляется масштабная работа по повышению эффективности работы по защите женщин, их прав и законных интересов, обеспечению равных прав и возможностей для женщин и мужчин, а также обеспечению надежной защиты их прав, свобод и законных интересов от притеснений и насилия.

 

Наргиза КАСИМОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

ЗАЩИТИТЬ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО: О ВЫЯВЛЕНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНЕНИЯ ПЫТОК

В статье 26 Конституции определено, что никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению. За последние годы проведены масштабные реформы, направленные на дальнейшее укрепление гарантий прав и свобод человека, предусмотренных настоящей статьей, а также на ликвидацию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

 

В частности, создана правовая база, касающаяся органов дознания, следствия и учреждений исполнения наказания. Она направлена не только на предупреждение, но и на пресечение подобных деяний. Национальное законодательство приведено в соответствие с международными нормами и конвенциями. По итогам рассмотрения периодических докладов Республики Узбекистан Комитет ООН по правам человека и Комитет против пыток в своих заключительных замечаниях дали ряд рекомендаций по защите прав лиц, подвергшихся пыткам, оказанию им социальной, медицинской и психологической помощи и возмещению причиненного им вреда в виде компенсации, созданы правовые механизмы.

 

Однако встречаются случаи применения пыток в учреждениях дознания, следствия и исполнения наказания. Поэтому в Послании Президента Олий Мажлису 29 декабря 2020 года особо отмечено о необходимости кардинально пересмотреть систему предотвращения пыток в оперативно-розыскной деятельности, органах следствия и исполнения наказания. Подчеркнуто, что это негативно сказывается на международной репутации нашей страны.

 

В целях полного устранения подобных случаев и дальнейшего укрепления гарантий обеспечения прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, а также предупреждения применения бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в июне минувшего года принято постановление главы государства «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток».

 

В документе определены приоритетные задачи по приведению системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека, совершенствованию механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц, обеспечению оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба.

 

В постановлении определены такие приоритетные задачи, как совершенствование национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток с учетом рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН, а также разработка процедуры компенсации жертвам пыток.

 

На основании задач, изложенных в постановлении и заключительных замечаниях, и рекомендаций Комитета ООН по правам человека по итогам рассмотрения Пятого периодического доклада Узбекистана по реализации положений Международного пакта о гражданских и политических правах был принят Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, направленных на совершенствование порядка возмещения причиненного вреда потерпевшим от пыток».

 

Законом внесены дополнения и изменения в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, в том числе в статью 991, где предусмотрена ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Учитывая, что указанные действия государственных должностных лиц могут причинить потерпевшему душевные и физические страдания в случае их противоправного характера, потерпевший также имеет право на возмещение морального вреда в соответствии с частью второй статьи 1021 Гражданского кодекса.

 

Вносимые изменения и дополнения в законодательство позволяют защитить честь и достоинство человека, возместить материальный и моральный ущерб, причиненный гражданам.

 

Аброр САИДОВ,
Председатель Яшнабадского районного суда по уголовным делам

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ КОРРУПЦИЮ

Реализация мер по противодействию коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, основанной на скоординированной деятельности субъектов противодействия коррупции.

 

Принципиально новым этапом в определении системных механизмов в сфере противодействия коррупции стало присоединение Узбекистана к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года).

 

Продолжением последовательных мер в данной сфере явилось присоединение Узбекистана в 2010 году к Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией (Стамбул, 10 сентября 2003 года), принятому в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, являющейся универсальным международным документом в данной сфере, усматривается, что коррупцией является использование лицом своего должностного положения с целью получения выгоды для себя или третьих лиц.

 

В качестве коррупционных преступлений в вышеуказанной Конвенции определены дача и получение взятки, хищение путем растраты и присвоения, злоупотребление служебным положением, легализация преступных доходов, воспрепятствование осуществлению правосудия и ряд других составов, которые в значительной мере криминализованы уголовным законодательством Республики Узбекистан.

 

Так, борьба с коррупцией является одной из актуальных задач проводимых в республике реформ на пути построения правового демократического государства и формирования гражданского общества.

 

За годы независимости в стране создана основанная на Конституции развитая нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективное противодействие коррупции, ее негативному влиянию на слаженное функционирование органов государственного и хозяйственного управления, проведение демократических преобразований во всех сферах государственного и общественного строительства, сохранение стабильности и безопасности страны.

 

Принимаются последовательные меры по сокращению вмешательства государственных структур в деятельность частного предпринимательства, приведению их полномочий в соответствие с требованиями рыночной экономики – уменьшению роли государства в управлении экономическими процессами, сокращению монополии в оказании государственных услуг.

 

Важное значение в этом имеет Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции». В документе основными принципами противодействия коррупции определены законность, приоритетность прав, свобод и законных интересов граждан, открытость и прозрачность, взаимодействие государства и гражданского общества, приоритетность мер по предупреждению коррупции, неотвратимость ответственности.

 

Следует отметить, что в нашей стране создана не только организационная, но и правовая основа борьбы с взяточничеством в каждой сфере. В частности, ярким подтверждением сказанного является предупреждение и борьба с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В данном направлении приняты Указы главы государства «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» от 21 октября 2016 года, «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан» от 21 февраля 2017 года, «О формировании Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 10 апреля 2017 года, а также  постановление лидера страны «О материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан» от 4 мая 2017 года. Данные нормативно-правовые акты служат руководящими принципами в этом направлении.

 

В свою очередь, Распоряжение Президента нашей страны «О мерах по организации комплекса «Дворец правосудия» от 18 июля 2017 года, Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» от 24 июля 2020 года также играют важную роль в правовом регулировании данной сферы.

 

Примечательно, что каждый законодательный акт, касающийся деятельности судебной системы создает основу для предупреждения и борьбы с коррупцией среди судей и работников судебной системы. В этой связи следует особо остановиться на практической значимости Указа главы нашего государства «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» от 7 декабря 2020 года.

 

Так, в соответствии с документом определены основные направления государственной политики по обеспечению независимости судей и предупреждению коррупции в судебной системе. В этой связи созданы правовые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту профессиональной деятельности судей по отправлению правосудия от внешних воздействий, обеспечивается объективность и прозрачность в отборе, подготовке, назначении на должности судей, а также оценке деятельности судей, последовательно внедряются в эти процессы современные информационные технологии. Наряду с этим акцент сделан на формирование высокопрофессионального судейского корпуса, предупреждение и раннее выявление случаев коррупции среди судей и работников аппарата суда, а также реализации Комплекса мер по оценке любого выявленного в судебной системе коррупционного деяния как нетерпимого, повышению профессиональной квалификации, духовности и ответственности судей.

 

Каждая реформа, изменение, которое проводится в нашей стране, осуществляется на основе отбора через призму пользы для нашего народа. Это чрезвычайно важно в процессах противодействия коррупции. Ведь борьба с коррупцией и ее искоренение стали общей целью народа Узбекистана и государственных структур.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому