Искать:

ПУТИ ВЫХОДА ИЗ БЕДНОСТИ

Право на труд является определяющим для Узбекистана со стабильно высоким приростом трудоспособного населения. Поэтому значимо внесение в Основной закон нормы, предусматривающей усиление обязанности государства по защите граждан от безработицы на уровне Конституции.

 

В частности, предлагается отразить в статье 371 Конституции норму о том, что государство принимает меры по защите граждан от безработицы и сокращению бедности. Оно организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку граждан для обеспечения их занятости.

 

Естественно, возникает вопрос: уместно ли прописать эту норму в Конституции? Ведь для этого оснований достаточно.

 

Во-первых, глава государства заложил систему прямого общения с народом. Внедрен комплексный механизм работы с проблемами, чаяниями каждого человека и их практическим решением.

 

Во-вторых, усовершенствована национальная правовая база, должная повышать человеческое достоинство, опирающаяся на общепризнанные международные документы, соответствующая нашим традициям и менталитету. В результате проводимой в стране политики открытости не утаивается борьба с бедностью.

 

В-третьих, внедрена новая система работы с проблемами социально уязвимых граждан. Масштабные реформы во всех сферах жизни меняют сознание и мировоззрение людей. На нынешнем этапе развития данный факт требует кардинально иного подхода и изменения правовой базы. Узбекистан стал членом Международной организации труда и ратифицировал ее 18 конвенций, в том числе восемь основных, а также Конвенции о борьбе с детским и принудительным трудом.

 

В стране принят Национальный план действий по ее реализации. При непосредственном участии экспертов МОТ проведен мониторинг использования детского и принудительного труда в сельском хозяйстве.

 

Статья 37 действующей Конституции гласит, что каждый имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы в порядке, установленном законом. Современные тенденции развития общества предъявляют новые требования к отношениям, складывающимся в этой сфере.

 

Многие из нас помнят, как до недавнего времени учителя, врачи, студенты привлекались к «добровольно-принудительным» работам на хлопковых полях. В результате понизилось качество образования и медицины. Принятые постановления Президента по модернизации и диверсификации сельского хозяйства, практической реализации принципов рыночной экономики в сфере, переходу на кластерную систему производства хлопка вызвали реальные изменения не только в сельском хозяйстве, но и в жизни медиков и учителей.

 

Наступили другие времена, когда изменились организационно-правовые механизмы обеспечения занятости населения, охраны труда, защиты прав и интересов работников, создания для них достойных условий. Исходя из требований времени и проводимых реформ определены основные направления совершенствования трудового законодательства страны.

 

В связи с этим приняты и реализуются законы и правовые акты, содержащие такие нормы, как занятость, индивидуальные трудовые отношения, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, особенности регулирования труда отдельных категорий персонала, защита трудовых прав, рассмотрение споров. Отражение в Конституции новой нормы о том, что государство принимает меры по защите граждан от безработицы и сокращению бедности, организует и поощряет профессиональную подготовку и переподготовку для обеспечения занятости граждан, станет логическим продолжением преобразований. А еще важным шагом на пути к поставленной цели — созданию комфортных условий для достойной жизни народа, повышению экономического и социального потенциала страны, построению процветающего общества.

 

Садокат САФОЕВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда

В РУСЛЕ ОБЩЕМИРОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Согласно Семейному кодексу Республики Узбекистан, мужчина и женщина пользуются равными правами в семье, и у них равные обязанности, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии и места жительства. Несмотря на определенные достижения женщин, достичь равенства прав наравне с мужчинами, все еще является проблемой.

 

В  законах принятых после обретения независимости права прекрасной половины стали рассматриваться как особая неотъемлемая часть прав человека. Проблема обеспечения прав и свобод женщин на основе требования закона зависит от различных факторов, в том числе социально-экономического развития общества, общей культуры, уровня сформированности гражданского общества.

 

Следует отметить, что для решения гендерной проблемы требуются совместные усилия государства и общества. То есть гендерное равенство может быть осуществлено через политику защиты государства, а также через инициативу женщин. Это позволит в будущем еще больше расширить ряды активных женщин, которые политически активны, обладают юридическими знаниями и строят гражданское общество.

 

Данное утверждение является доказательством проводимых в Узбекистане реформ, направленных на повышение активности женщин в государственном управлении по поддержке и развитию государственной политики в отношении женщин.

 

Разрабатываются меры по оказанию всесторонней поддержки и социальной помощи женщинам. Узбекистан присоединился ко всем основным международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений.  Приняты гендерно ориентированные законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Семейного кодекса», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан» –  о снятии ограничений, связанных с выбором женщинами ранее запрещенных форм трудовой деятельности и других гендерно ассиметричных положений трудового законодательства.

 

Принято также свыше 20 указов и постановлений Президента, постановлений правительства. Внесен ряд изменений и дополнений, предусматривающих усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями. Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, направленная на устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства, выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения.

 

В целом в мире наблюдается тенденция динамичного роста женщин-политиков как в законодательных и исполнительных органах власти, так и среди представителей судебной власти. Тенденции, наблюдаемые в Узбекистане, тоже идут в русле общемировых процессов.

 

Мансур ИМОМОВ,
председатель Учтепинского межрайонного суда
по гражданским делам

СПОРЫ В СЕМЬЕ МОЖНО РЕШИТЬ С ПОМОЩЬЮ МЕДИАЦИИ

Так сложилось, что семья является фундаментом и ценностью как для общества в целом, так и каждого человека. Именно в семье закладывается основа развития личности и определяется жизненная установка будущего поколения. Создание и поддержка гармоничных взаимоотношений, основанных на доверии и уважении, – залог семейного счастья. Построение гармоничных отношений между членами семьи предусматривает отказ от каких-то привычек, поиск компромиссов, на что способны не все, к сожалению.

 

Семейная жизнь имеет принципиальное значение для человека, и от того, как она складывается, какую роль в ней играют конфликты и как они разрешаются, зависит благополучие семейных отношений. Конфликты в семье особым образом отражаются на социальном и психическом здоровье всех ее членов.

 

Члены семьи, как никто другой нуждаются в завершении конфликта, а под завершением понимается любое прекращение конфликта. Оно может быть результатом не только взаимного примирения сторон и достижения согласия между ними.

 

В Узбекистане институт махалли с давних времен является социальной структурой, содействующей обеспечению сплоченности семьи, воспитанию здорового и гармонично развитого поколения.

 

В разрешении семейных споров Семейный кодекс Республики Узбекистан, конечно же, является основным законом страны в области семейных отношений. Именно этот нормативно-правовой акт, принятый в 1998 году, регулирует основополагающие вопросы и принципы, касающиеся семьи и правовых взаимоотношений в семье.

 

Стоит особо отметить, что разбирательства в суде, рассматриваются не только при расторжении брака, но и в других случаях, когда в круг возможных участников семейного спора включены близкие родственники, имеющие определенные права и обязанности. При этом ситуация усложняется, когда речь идет о разделе совместно нажитого имущества, при обсуждении вопросов о том, с кем будут жить дети и общения с ними, при установлении порядка и суммы выплаты алиментов. Супруги в результате эмоциональных переживаний не в состоянии объективно оценить ситуацию и принять приемлемое решение, а в результате чаще всего страдают дети.

 

До недавнего времени средством разрешения конфликтов являлись судебные разбирательства. Однако с годами в мире все большее предпочтение отдается альтернативным способам.

 

С точки зрения теории медиация — это процесс, при котором нейтральная третья сторона помогает двум или более сторонам в споре общаться друг с другом, чтобы заставить их добровольно достичь соглашения. С другой стороны, семейная медиация влечет за собой содействие членам семьи, которые не согласны общаться между собой.

 

Необходимо отметить, что ключевыми преимуществами семейной медиации являются гибкость, добровольность, быстрота и экономичность при разрешении споров. Кроме того, медиация является конфиденциальной и стала эффективным альтернативным средством разрешения конфликтов.

 

Как известно, многие развитые страны прибегли к этому способу разрешения любого вида конфликта в семье. Фактически это помогло сократить количество нерассмотренных семейных споров.

 

Семейная медиация наиболее широко используется для поиска подходящего жизненного уклада общих детей. Есть широко распространенное заблуждение, что семейная медиация примиряет или воссоединяет расставшихся супругов или спутников жизни. На самом деле это не так. Если супруги, у которых есть общие дети, расходятся, то их отношения часто в качестве пары заканчиваются. При этом сохраняются родительские отношения, поскольку необходимо совместно воспитывать детей. Здесь также следует учесть тот факт, что развод никогда не является выбором детей, зачастую приспосабливаться к новой обстановке их вынуждают родители. В основе семейной медиации лежат поиск работающих механизмов сотрудничества в рамках родительских отношений, стремление уберечь детей от конфликтов родителей.

 

В Узбекистане наблюдается небольшой рост популярности медиации, в том числе семейной, несмотря на то, что Закон «О медиации» вступил в силу 1 января 2019 года, к тому же 17 июня 2020 года Президентом Республики Узбекистан было подписано постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров», которое внесло ряд положительных корректировок в деятельность медиаторов. Однако спрос на медиацию все-таки остается низким.

 

Медиация до сих пор является гибким способом разрешения споров, ориентированным на интересы сторон и удовлетворение их психологических потребностей, процессом обсуждения специфических вопросов семьи. Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что медиация может разрешить семейный спор с учетом интересов детей, а в некоторых случаях даже помочь супругам разобраться в сложившихся конфликтных ситуациях.

 

Эльвира ХАМРАЕВА,

заместитель председателя Яккасарайского 

межрайонного суда по гражданским делам

КАК НАКАЗАТЬ БЫВШЕГО МУЖА ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ?

«Мы с мужем в разводе, но пока проживем в одной комнате. Он меня оскорбляет, говорит слова, порочащие мою честь и достоинство. По этому поводу написала заявление в соответствующие органы. Он был привлечен к административной ответственности, назначили штраф. Несмотря на это, бывший супруг продолжает оскорблять меня. Что еще можно предпринять?»

М. Есина, г. Ташкент.

Отвечает председатель Юнусабадского районного суда по уголовным делам Муроджон МИРЗАЖОНОВ:

 

— За умышленное унижение чести и достоинства личности законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность. Умышленное унижение чести и достоинства личности выражается в различных деяниях, совершаемых по отношению к потерпевшему, например, в ругательствах с применением ненормативной лексики, написании различных оскорбительных слов и выражений, плевании в лицо, совершении аморальных действий и др.

 

Согласно статье 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности лицо, совершившее оскорбление, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 40 БРВ. Если такие действия совершаются повторно в течение одного года после применения административного наказания, то в отношении правонарушителя устанавливается уголовная ответственность по части 1 статьи 140 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, и виновный наказывается штрафом в размере до 200 БРВ или обязательными общественными работами на срок до 240 часов либо исправительными работами на срок до одного года.

 

Кроме того, согласно части 2 статьи 140 Уголовного кодекса Республики Узбекистан действия, посягающие на жизнь человека путем публикации или иным способом, в том числе путем размещения в средствах массовой информации, телекоммуникационных сетях или всемирной информационной сети Интернет, наказываются штрафом от 200 до 400 БРВ или обязательными общественными работами от 240 до 300 часов либо исправительными работами от одного года до двух лет.

БОРОТЬСЯ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ ПОМОГУТ ННО

Согласно аналитическим выводам экспертов международных организаций, число жертв торговли людьми исчисляется несколькими миллионами.

 

Неудивительно, что женщины и дети составляют основную часть жертв преступлений, связанных с торговлей людьми.

 

В нашей стране проводятся реформы, направленные на предотвращение и борьбу с этим преступлением. Узбекистан присоединился к Конвенции «О борьбе с торговлей людьми», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году. В 2008 году был принят закон «О противодействии торговле людьми», направленный на регулирование отношений в данной сфере. 

 

Закон прокомментировал концепции, связанные с торговлей людьми; основные принципы борьбы с этим современным злом, направления государственной политики, взаимодействие органов, организаций, осуществляющих борьбу с торговлей людьми, защиту и оказание помощи жертвам, вопросы международного сотрудничества. Своевременное принятие закона имело огромное историческое значение для защиты прав человека в нашей стране.

 

Следует отметить, что нерегулируемость конкретных правил по вопросам защиты, помощи жертвам торговли людьми, а также специфика борьбы с торговлей несовершеннолетними, включая неопределенность правового статуса идентификации, помощи и защиты, привели к необходимости принятия закона в новой редакции. 17 августа 2020 года был принят закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции. В закон были внесены новые нормы.

 

В нем освещены порядок обеспечения социальной реабилитации и адаптации жертв торговли людьми и порядок обеспечения конфиденциальности информации о жертвах, меры безопасности, предоставляемые им, а также другие гарантии. Были определены полномочия и обязанности ННО.

 

В числе организаций, оказывающих содействие государственным органам, осуществляющим деятельность в данном направлении, законом определены негосударственные некоммерческие организации. Четко определены их полномочия и задачи. В соответствии с законом в новой редакции ННО имеют право не только оказывать содействие, но и оказывать необходимую помощь государственным органам в борьбе с торговлей людьми, могут участвовать в разработке и реализации программ в сфере борьбы с торговлей людьми. 

 

Это является результатом мер, направленных на повышение роли гражданских институтов в обеспечении прав и свобод человека. Борьба с торговлей людьми — задача не только государственных и негосударственных организаций. 

 

Музаффар АХМЕДОВ,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЗЫСКАНИЕ АЛИМЕНТОВ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ ОТ ЗАРПЛАТЫ?

— В 2009 году у моего сына обнаружили психическое расстройство. До этого он был здоровым. В 2007 году его женили. У них родились один за другим двое детей. Жили в согласии до 2017 года. В августе 2020 года состоялся развод. Невестка подала в суд на алименты. Суд постановил удерживать алименты в размере 18 процентов. Однако исполнители удерживают 50 процентов. Правильно ли это?

Отвечает судья Мирабадского межрайонного суда по гражданским делам Нозима Захидова:

 

— Согласно статье 96 Семейного кодекса, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. С родителей, не выполняющих обязанности содержать несовершеннолетних детей добровольно, производится взыскание алиментов по решению суда или судебному приказу.

 

В соответствии со статьей 99 настоящего кодекса, если нет соглашения между родителями о содержании несовершеннолетних детей, алименты на их содержание взыскиваются судом в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. Размер этих выплат может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

 

В данном случае, если суд постановил удерживать 18 процентов, а сотрудники бюро принудительного исполнения удерживают 50 процентов, то действия последних незаконны, ибо они нет имеют права взыскивать алименты больше той суммы, что указана в решении суда. Однако, размер удерживаемых алиментов за каждого ребенка не может быть ниже 26,5 процентов от минимального размера заработной платы, установленной законодательными актами.

ВЫСОКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Торговля людьми стала глобальным злом и затрагивает все государства нашей планеты. Являясь комплексной проблемой, она переплетена с важными аспектами обеспечения прав человека, его здоровья, благополучия матери и ребенка, образования, безопасной миграции, эксплуатации труда.

 

Ввиду транснационального характера данного преступления, наряду с совершенствованием национальной системы противодействия торговле людьми, укреплением законодательной и организационно-правовой базы, главным требованием времени является развитие регионального и международного сотрудничества, а также активное вовлечение институтов гражданского общества.

 

Узбекистан, так же и другие государства ведут борьбу против этого зла современности. 17 августа 2020 года глава государства подписал Закон «О противодействии торговле людьми» в новой редакции.  В закон введена новая глава, посвященная профилактике торговли людьми. Меры включают в себя проведение постоянного мониторинга, повышение информированности общества об опасных ситуациях, разработку и реализацию образовательных программ в государственных и частных учебных заведениях. Предполагаемая жертва имеет право на временный кров, медицинскую, психологическую, правовую и другую необходимую помощь, а также на услуги бесплатного переводчика. Предполагаемой жертве дается не менее 30 суток для физического и психологического восстановления и принятия решения о сотрудничестве с правоохранительными органами в связи с совершенным в отношении нее преступлением.

 

Следует также отметить и признание международных экспертов касательно результатов, проделанных Узбекистаном в этом направлении. В частности, успешно осуществляет свою деятельность Национальная и территориальные комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду, институт Национального докладчика. В национальном законодательстве была усилена ответственность за преступления, связанных с торговлей людьми, а также укреплено сотрудничество с международными организациями.

 

В отчетах Госдепартамента США за последние годы о торговле людьми в мире благодаря высоким результатам, достигнутым в деятельности по противодействию торговле людьми и принудительному труду, Узбекистан был исключен из списка государств, находящихся под особым наблюдением и включена в список стран, осуществляющих значительную широкомасштабную работу по полному выполнению международных стандартов.

 

В годовом отчете Министерства труда США «О наихудших проявлениях детского труда», опубликованном 28 сентября этого года, Узбекистан впервые с 2011 года переведен в высшую категорию «стран, которые осуществили значительные изменения». Примечательно, что среди 131 государства Узбекистан вошел в число 9 государств с самым высоким показателем.

 

Ориф КЛИЧЕВ,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ АДВОКАТОВ — ЗАЛОГ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

В судебном процессе для вынесения справедливого и верного решения важную роль играет независимая полноценная профессиональная деятельность адвоката. Его самостоятельность и независимость, а также равные возможности при прениях на судебном процессе дают надежную гарантию обеспечения законных интересов любого лица, вовлеченного в сферу судопроизводства.

 

Глава нашего государства отмечал, что никакой орган или учреждение не должны препятствовать профессиональной деятельности адвокатов. В 19-й цели Стратегии развития нового Узбекистана на 2022—2026 годы также определено кардинальное повышение потенциала института адвокатуры в защите прав, свобод и законных интересов человека, удовлетворение потребности населения и субъектов предпринимательства в квалифицированных правовых услугах.

 

Предлагается перевод института адвокатуры на полноценную систему самоуправления, усиление подотчетности органов управления Палаты адвокатов перед адвокатским сообществом и расширение масштаба оказания бесплатной юридической помощи.

 

В статье 7 Закона «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» также определена норма о недопущении вмешательства в деятельность адвоката при осуществлении им профессиональных обязанностей по защите прав и законных интересов граждан. Примечательно, что данную норму закона широкая общественность предлагает внести в Конституцию.

 

Предлагается также внести изменения в статью 116 Основного закона, где определено: «Обвиняемому обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии следствия и судопроизводства. Для оказания юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям действует адвокатура. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом».

 

В течение последних лет в результате совершенствования механизмов защиты лиц в судебном разбирательстве значительные положительные изменения произошли и в системе адвокатуры. Так, для обеспечения независимости адвокатов был упрощен процесс лицензирования их деятельности. Установлено, что лицензия может быть приостановлена или отменена только по решению суда. Следует отметить, что благодаря поддержке государства и повышению роли института адвокатуры число адвокатов в нашей стране значительно увеличилось.

 

Укрепление конституционных основ независимости адвокатуры как отдельного правового института гражданского общества служит залогом правового государства.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

БЕСПРИСТРАСТНО, ОБЪЕКТИВНО И СПРАВЕДЛИВО

В Узбекистане осуществляются последовательные реформы по обеспечению всесторонней и полной судебной защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц и субъектов предпринимательства, широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий в судебную сферу, повышению уровня доступа граждан к правосудию. Закон Республики Узбекистан «О судах» в новой редакции стал логическим продолжением проводимых реформ.

Остановимся на основных отличиях закона в новой редакции. 

 

Одним из главных нововведений определена новая система судов — образование судов общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента на базе областных и приравненных к ним судов по гражданским делам, по уголовным делам и экономических судов с сохранением строгой специализации судей и образованием отдельных судебных коллегий по видам судопроизводства. В частности, образование в центрах Республики Каракалпакстан и областей, городе Ташкенте межрайонных административных судов, специализирующихся на рассмотрении дел, вытекающих из административных и других публично-правовых отношений, с упразднением в этой связи районных (городских) административных судов и сохранением административных судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.

 

В статье 5 Закона «О судах», посвященной формированию судейского корпуса, предусмотрено, что его формирование осуществляется Высшим судейским советом Республики Узбекистан в строгом соответствии с принципом независимости судей. Кроме того, в дополнение к таким принципам деятельности судов, как независимость судей, равенство перед законом и судом, прозрачность судопроизводства, язык, на котором ведется судебное разбирательство, право на судебную защиту, презумпция невиновности, устанавливается, что правосудие в Республике Узбекистан должно осуществляться в строгом соответствии с законом.

 

В качестве практического выражения задачи сокращения дублирующих судебных этапов и ликвидации института надзорного рассмотрения дел, не свойственных правосудию, статьей 28 закона не предусмотрено рассмотрение дел в надзорном порядке в полномочиях Президиума Верховного Суда Республики Узбекистан, а вместо надзорной инстанции введен институт повторного рассмотрения дел в кассационной инстанции. 

 

Согласно статьи 62 настоящего закона судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Узбекистан, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, их чести, достоинства и имущества, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций. При осуществлении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования Кодекса судейской этики, избегать всего, что могло бы подорвать авторитет судебной власти, честь и достоинство судьи или вызвать сомнение в его беспристрастности, объективности и справедливости.


Закон также предусматривает материальную и социальную защиту судей и членов их семей, обеспечение судей жильем и выплату платежей, связанных с арендой жилья. Важное значение для поддержки деятельности судей по обеспечению правосудия является меры по социальной защите судей и членов их семей.

 

Закон «О судах» в новой редакции призван обеспечить подлинную независимость судебной власти, осуществление правосудия судьями исключительно в соответствии с законом, прозрачное и прозрачное проведение судебных заседаний, широкую судебную защиту прав и свобод граждан, законных интересов субъектов предпринимательства и тем самым обеспечить доступ лиц к правосудию. 

 

Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда по уголовным делам.

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ШИРОКИЙ МАСШТАБ

Узбекский народ всегда уважал женщин, матерей и дочерей, относился к ним с самыми теплыми чувствами, как к продолжательницам жизни. В настоящее время, руководствуясь вековыми ценностями и традициями, работа, направленная на почитание женщин, воспитание девушек, укрепление их роли и места в жизни государства и общества, получила еще больший размах. Эта работа обрела новое содержание и широкий масштаб.

 

В нашей стране уделяется большое внимание достижению гендерного равенства, обеспечению прав и законных интересов женщин, усилению их роли в жизни общества и государства. Узбекистан присоединился к основным международным документам, обеспечивающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любой дискриминации. За последние годы в соответствии с международными нормами и стандартами принято 40 правовых актов, касающихся данной сферы, в том числе два закона, 36 указов и постановлений Президента и правительства.

 

Уровень гендерного равенства в стране определяется той ролью, которую играют женщины в государственном управлении. То, что они достаточно представлены в государственных органах, принимают важные решения, связанные с судьбой страны, имеет важное значение в эффективном продвижении их интересов и находит отражение в соответствующих документах.

 

Всегда на повестке дня стоят актуальные вопросы реализации перспективных проектов по социально-экономическому развитию государства, поддержки женщин в налаживании сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, обеспечения гендерного равенства.

 

После учреждения в соответствии с постановлением Президента  «О мерах по дальнейшему усилению гарантий трудовых прав и поддержке предпринимательской деятельности женщин» от 7 марта 2019 года Комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства работа в данном направлении получила новый импульс.

 

За короткое время при содействии партнерских структур комиссией реализован ряд значительных мер по имплементации международных норм в акты национального законодательства, касающегося обеспечения в стране гендерного равенства и улучшения социальных условий жизни женщин, всесторонней поддержки и развития института семьи, устранения всех форм дискриминации прав соотечественниц, а также в области повышения их правовой культуры. В частности, были приняты законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия», приведены в соответствие с этими законами нормативно-правовые документы.

 

Международным сообществом положительно оценен тот факт, что на основе национальных и международных стандартов комиссией разработана и принята Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане, которая включает цели по созданию равных прав и возможностей для женщин и мужчин в социальной, экономической и политической сферах.

 

Все это свидетельствует о приоритетности государственной политики в практическом решении обеспечения законных прав и интересов женщин, составляющих около половины населения страны, повышения их положения и влияния в обществе, раскрытия талантов и способностей, защиты материнства и детства.

 

Абдулла АБДУЛХАЕВ,
судья Шайхантахурского районного суда
по уголовным делам

Перейти к содержимому