Искать:

ПЛОЩАДКА ДЛЯ КОНСТРУКТИВНОГО ДИАЛОГА И РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Очередной прием граждан прошел в Алмазарком районе столице.

В махалле «Янги Тошкент» данного района с решением житейских проблем помогали соотечественникам Председатель Ташкентского городского суда Э. Ходжакулов и его заместители, председатель Ташкентского городского административного суда У. Алмамедов, председатели и судьи районных и межрайонных судов.

Всего на выездном приеме было принято 95 граждан. 53 обращения касались рассмотрения уголовных дел, 39 — по гражданским делам, 1 — по административным, 2— по экономическим.

 

По 71 из 95 обращений были даны юридические разъяснения, 24 обращения были положительно решены на месте.

 

Кроме того, в ходе мероприятия Алмазарским районным судом по уголовным делам от отбывания наказания условно досрочно освобожден 21 человек.

Как отметил исполняющий обязанности председателя Алмазарского районного суда по уголовным делам М. Абидов, подобные мероприятия хорошая площадка для решения проблем соотечественников. Судьи подробно дают юридические разъяснения, тем самым повышая правовую грамотность граждан.

ПРЕСЕКАЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В БУДУЩЕМ

Уголовное судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими нормами права и не предусматривает процедуру, коренным образом отличающуюся по своему предназначению и формам от разбирательства дел в отношении совершеннолетних обвиняемых.

 

Учитывая психологические, возрастные особенности несовершеннолетнего национальным законодательством установлены особые правила, применяемые при производстве по делам об уголовных правонарушениях. Они создают дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, направлены на обеспечение всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств правонарушения, выявления причин и условий, способствовавших их совершению, а также повышения воспитательного воздействия.

 

Согласно стандартным правилам ООН, касающихся отправления правосудия в отношении данной категории лиц, «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и того, чтобы любые меры воздействия на них были всегда соизмеримы, как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения». Исходя из международных требований и национального законодательства, судопроизводство по делам несовершеннолетних должно способствовать предупреждению новых преступлений и нам необходимо повысить воспитательное значение судебных процессов по делам о правонарушениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию.

 

На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Узбекистана исходит из необходимости максимальной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

Данный вид судебного разбирательства проводится по общим правилам, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, с соблюдением некоторых особенностей. В частности, законом предусмотрено ограничение гласности по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних. Ограничение гласности по делам данной категории также закреплено в международном праве. Так, в соответствии с Минимальными стандартами правил ООН, конфиденциальность отправления правосудия в отношении несовершеннолетнего направлено на избежание причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности и вероятности влияния уголовного процесса на его репутацию в будущем.

 

Также при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, кроме обстоятельств, указанных по общим правилам, подлежат доказыванию: точный возврат несовершеннолетнего обвиняемого; характерные черты личности и состояния здоровья; условия его жизни и воспитания; наличие или отсутствие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

 

Участие защитника по делам об уголовных правонарушениях несовершеннолетних обязательно. Отказ несовершеннолетнего подсудимого от защитника не может быть принят судом. В качестве законных представителей в деле могут участвовать родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний или недееспособный участник процесса. По просьбе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или потерпевшего в качестве законного представителя в деле наряду с вышеуказанными лицами может быть допущено участие также одного из его взрослых близких родственников или иного лица, которому он доверяет.

 

При рассмотрении дела в случаях, если им впервые совершено менее тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет, или совершившего повторно преступление, не представляющее большой общественной опасности, суд обязан обсудить вопрос об освобождении несовершеннолетнего от наказания и применения к нему принудительной меры. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобожден от ответственности с передачей материалов на рассмотрение межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних.

 

Допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по делам рассматриваемой категории также имеет определенную специфику, поскольку ими часто выступают также несовершеннолетние.

 

При допросе несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего обязательно присутствуют его законные представители и педагог. Вызов педагога и законного представителя необходимо для установления психологического контакта с опрашиваемыми несовершеннолетними.

 

Для правильного решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности и о назначении ему наказания существенное значение имеет установление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Необходимо выяснять, кто занимался воспитанием подростка, их моральный облик, образовательный и культурный уровень, материальные и жилищные условия семьи.

 

Целью судебного процесса является оказание помощи несовершеннолетнему, нарушившему уголовный закон, в пресечении и предупреждении совершения в будущем аналогичных правонарушений, вынесении справедливого решения с учетом исключительных обстоятельств конкретного дела, а также защиты общества в целом от правонарушений.

 Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда

по уголовным делам города Ташкента.

 

 (Материал опубликован в газете «Vaqt» «Время» №45 от 10 ноября)

ЕСЛИ МАШИНА ВНЕЗАПНО ВЫШЛА ИЗ СТРОЯ В НЕПОЛОЖЕННОМ МЕСТЕ, НАЛАГАЕТСЯ ЛИ ШТРАФ?

– Возле рынка мой автомобиль заглох. Это произошло в месте, запрещенном для остановки машин, поэтому УБДД наложило крупный штраф за остановку в неположенном месте. Но это была вынужденная остановка. Могу ли я обратиться в данном случае в суд?

А. Володин, г. Ташкент.

Отвечает судья по уголовным делам Ташкентского городского суда Фаррух Тураходжаев:

 

— Согласно «Правилам дорожного движения», утвержденным постановлением Кабинета Министров от 12 апреля 2022 года, вынужденной остановкой транспортного средства считается остановка вследствие технической неисправности, состояния перевозимого груза, водителя и пассажира, преграды, стоящей на пути следования или же по причине погодных условий.  Действия водителя в таких ситуациях расцениваются как последняя необходимая мера, которые не являются нарушением правил.

 

Согласно пункту 93 Правил дорожного движения, при вынужденной остановке в запрещенных местах водитель обязан вывести транспортное средство на обочину и принять меры, чтобы отбуксировать его.  

 

Согласно статье 315 Кодекса об административной ответственности постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) или в районный (городской) суд по уголовным делам.

 

Жалоба подается через орган (должностное лицо), которое вынесло постановление по делу об административном правонарушении, или непосредственно в суд, которому она адресована.

 

Лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.  

 

В статье 316 данного кодекса, говорится, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, за исключением постановления суда, может быть подана в течение десяти дней со дня получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.

 

Исходя из вышеизложенного, вы вправе в течение десяти дней с момента получения копии постановления по делу об административном правонарушении жалобу в районный (городской) суд по уголовным делам. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам, можете обратиться с просьбой о восстановлении срока.

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И УСТРАНЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОБЛЕМ

Регулирование трудовых отношений, обеспечение интересов работников, работодателей и государства являются целью законодательства в сфере труда, а все отношения, связанные с этой деятельностью, регулируются Трудовым кодексом.

 

Так как действующий Трудовой кодекс был принят 27 лет назад, он не соответствовал современным требованиям и не предусматривал новых форм привлечения граждан к труду. Кроме того, некоторые положения Кодекса не были адаптированы к определенным международным договорам, ратифицированным Узбекистаном. Поэтому в последние пять-шесть лет особое внимание уделялось трудовым отношениям, национальному трудовому законодательству, обеспечению прав и интересов трудящихся в стране.

 

Решение этого вопроса способствует устранению возможных конфликтов с другими соответствующими отраслями трудового права. В их числе определение дифференцированного размера выходного пособия в зависимости от стажа работы у работодателя. То есть действующий Трудовой кодекс предусматривает, что при расторжении трудового договора сотруднику, проработавшему непродолжительный срок и также сотруднику, имеющему 20 лет трудового стажа в данной организации в одинаковом размере выплачивается выходное пособие. Такое решение проблемы нельзя назвать справедливым, так как это не соответствует зарубежному опыту и международным трудовым нормам. Согласно данному документу размер выходного пособия зависит от стажа работы у данного работодателя, и на его основе строго определено, что оно будет выплачиваться от пятидесяти до двухсот процентов среднемесячного заработка в зависимости от стажа работы сотрудников.

 

Еще одним важным нововведением, отраженным в Кодексе, является введение порядка предоставления дополнительного отпуска за многолетний стаж работы в одной организации. В большинстве стран мира установлено, что продолжительность отпуска определяется исходя из стажа работника в определенной организации.

 

Статья 220 нового Кодекса предусматривает предоставление работнику дополнительного трудового отпуска за каждые пять лет работы в одной организации или отрасли продолжительностью два календарных дня, но не более восьми календарных дней в общей сложности. Кроме того, регулируется порядок проведения служебных проверок и увольнения работодателем. Данный механизм способствует уменьшению некоторых споров, которые могут возникнуть между сторонами трудового договора по поводу правомерности применения дисциплинарных взысканий.

 

Новый кодекс также предусматривает единый порядок определения среднего заработка. Это значительно упрощает процесс его расчета. Таким образом, это способствует устранению имеющихся ошибок. Документом также определяется, что ответственность работодателя за каждый день задержки зарплаты составляет 10 процентов от ставки рефинансирования.

 

Кроме того, документом определяется привлечение работников к материальной ответственности за прямой действительный ущерб, как непосредственно причиненный им работодателю, так и возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, принятие локальных актов.

 

Также предусмотрена еще одна новая норма — право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

 

В целом задачи, определенные в документе, служат защите трудовых прав граждан и устранению проблем, возникающих в организациях. А обеспечение его эффективной реализации возлагает на парламент большую ответственность. Это означает, что мы должны эффективно использовать современные методы для разъяснения на местах среди избирателей суть и значение новых норм Кодекса.

 

Дилфуза ОПАЕВА,
судья Мирабадского межрайонного суда
по гражданским делам

ВЗЯТ С ПОЛИЧНЫМ: ИСТОРИЯ НАРКОКУРЬЕРА ИЗ ТАШКЕНТА ЗАКОНЧИЛАСЬ В СУДЕ

Мы неоднократно рассказывали о бесконтактном распространении наркотиков. Наказать организаторов этого преступления удается не так часто, так как живут они за пределами республики и всю свою деятельность ведут онлайн. Зато отвечают по всей строгости закона те, кто хотел на этом заработать и воплощал в жизнь преступные планы своих «начальников». Об этом повествуется в очередной истории, произошедшей в столице. 

 

Непыльная работа

38-летний Иван Быков пребывал в поисках работы. Хотелось делать по минимуму, а зарабатывать по максимуму. В мессенджере Телеграм его заинтересовало одно объявление.  Некий пользователь сообщил, что является оператором Интернет-магазина, специализирующего на незаконной продаже наркотических средств. Он предложил Ивану поработать курьером и пообещал хорошую зарплату. В обязанности входило получение наркотических средств в крупных объемах, затем их расфасовка на более мелкие, а также размещение так называемых закладок в различных районах столицы. Иван, недолго думая, согласился.

 

Мужчина осознавал всю серьезность данной ситуации. И понимая тот факт, что он будет заниматься противозаконной деятельностью, решил прибегнуть к методам конспирации. Он зарегистрировался в другом мессенджере под ником Spartak, где получал от своего куратора указания по работе.

 

Четкая иерархия

Следует отметить, что аналогичные преступные группы имеют четкую иерархическую структуру со строгим разделением обязанностей их членов, но всех объединяет одна цель – контрабанда и сбыт наркотиков. К примеру, «директор» осуществляет общее руководство контрабандой и сбытом, вербовкой преступной группы, получает и распределяет незаконный доход. «Оператор» принимал заказы от потребителей и давал указания «складменам» и курьерам, в каких тайниках оставлять закладки. «Химики» были заняты изготовлением наркотических средств. «Складмены» принимали перемещенные контрабандным путем наркотические средства, делили их и по указаниям «оператора» размещали закладки в тайниках. В свою очередь, курьеры снова делили их, фасовали и размещали в тайниках для последующей продажи.

 

Не пойман – не вор

Так Иван проработал с июля по декабрь 2020 года. «Заработал» он неплохо, к тому же его деятельность за этот период осталась незамеченной сотрудниками правоохранительных органов. Руководствуясь пословицей «Не пойман – не вор», он решил продолжить свою преступную деятельность. 

 

С января по сентябрь 2021 года Иван повысил свою «квалификацию» до «складмена», то есть стал получателем и распространителем более крупных партий наркотиков.

 

16 сентября 2021 года он получил очередное задание от «оператора». Он должен был связаться с неким Н. и получить у него очередную партию «товара» для дальнейшего сбыта. Созвонившись, мужчины договорились о встрече в Чиланзарском районе столицы. 

 

Самокат с наркотиками

Иван попросил своего друга Артема сопроводить его, тем более что приятель был за рулем. Неизвестный передал посылку – электрический самокат, в аккумуляторе которого находились наркотики, перемещенные контрабандным путем из другого государства. 

 

Тем временем сотрудники органов внутренних дел уже напали на след предприимчивого Ивана и ждали удобного случая, чтобы взять его с поличным. В ходе оперативно-розыскных мероприятий мужчина был задержан.

 

Согласно заключению экспертов ГЭКЦ МВД Узбекистана в свертках из аккумуляторной части самоката находилось наркотическое вещество героин весом 504,41 грамма, гашиш весом 947,88 грамма, LSD в количестве 500 штук, весом 7,99 грамма, а также масло каннабиса весом 47,4 грамма.

 

В ходе осмотра места жительства мужчины были обнаружены принадлежащие ему электронные весы, посредством которых он делил и взвешивал наркотические вещества для последующей их фасовки и незаконной продажи. Кроме того, на весах были обнаружены следы наркотического средства мефедрон и альфа-пирролидиновалерофенон.

 

Справедливое наказание

Началось следствие. Дело было передано в суд. При рассмотрении уголовного дела в первой инстанции Мирабадским районным судом по уголовным делам Иван был признан виновным согласно статье 25 (приготовление к преступлению и покушение на преступление) и части 5 статьи 273 (незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами с целью сбыта, а равно их сбыт) Уголовного Кодекса РУз. Он был приговорен к 10 годам лишения свободы. В ходе повторного рассмотрения дела в апелляционной инстанции Ташкентского городского суда судебная коллегия оставила приговор без изменения.

Имена и фамилии изменены.

 

Рустамжон РАХМАНОВ,

судья Мирабадского районного суда  по уголовным делам,

 

Хамиджон ШАМШИЕВ, 

судья по уголовным делам  Ташкентского городского суда.

Эвелина Синотова, журналист

БОРЬБА С ГЕНДЕРНЫМ НАСИЛИЕМ: ОТДЕЛЬНЫЙ ВИД УГОЛОВНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Гендерное насилие не знает ни географических, ни социальных, ни экономических границ. Оно требует срочных мер по его предотвращению как в развивающихся, так и в развитых странах.

 

Каждая третья женщина в мире на протяжении своей жизни подвергается той или иной форме физического насилия. И только 40 % жертв обращаются за какой-либо помощью.Более чем в 30 странах мира до сих пор не существует законодательных ограничений, запрещающих домашнее насилие. Это значит, что мужчины, применяющие его в отношении своих жен, с очень незначительной долей вероятности будут привлечены к уголовной ответственности за подобные деяния.

 

Насилие имеет негативные последствия не только для жизни и здоровья жертв и их семей, но и приводит к значительным социально-экономическим издержкам для общества. Из-за гендерного насилия некоторые страны теряют до 3,7 % ВВП, что более чем в два раза превышает расходы большинства правительств на систему образования.

 

Во время карантинных ограничений, введенных с началом пандемии COVID-19, в большинстве государств масштабы гендерного насилия возросли. В то же время женщины во всем мире столкнулись с трудностями доступа к услугам, юридической помощи и невозможностью получения адекватной защиты своей физической и психологической неприкосновенности.

 

Создание условий для гендерного равенства, включая широкое участие женщин в общественной и экономической жизни стран, может значительно снизить насилие в отношении них в обществе.Эта задача становится еще более актуальной после пандемии, когда существует риск увеличения гендерного разрыва, а также аннулирования результатов, достигнутых для женщин и девочек в течение десятилетий в таких областях, как человеческий капитал, экономические возможности, право на голос и свободу действий.

 

Узбекистан стал уделять большее внимание повышению роли женщины в обществе начиная с 2017 года. Парламент и правительство страны в рамках программы реформ прилагают усилия для повышения социальной и экономической интеграции женщин. Их кульминацией стало принятие в сентябре 2019 года двух важных законов, гарантирующих женщинам и мужчинам равные права и возможности, а также защищающих женщин от насилия.

 

Закон «О защите женщин от притеснений и насилия» создает правовую основу для предоставления жертвам защиты со стороны органов внутренних дел, а также позволяет систематизировать процесс предоставления им помощи со стороны государства.

 

Хотя насилие в отношении женщин является противозаконным деянием в соответствии с действующим уголовным законодательством, нормы о регистрации случаев гендерного насилия или меры, рекомендуемые для оказания защиты и помощи жертвам, ранее отсутствовали.

 

Принятие нового закона признает гендерное насилие отдельным видом уголовного преступления и предписывает конкретные меры по защите прав и интересов жертв. В частности, правительство гарантирует оказание бесплатной правовой, экономической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи пострадавшим от насилия женщинам и девочкам.

 

В январе 2020 года правительство одобрило меры по выдаче охранных ордеров жертвам гендерного насилия. Это позволяет органам внутренних дел предоставлять защиту их физической неприкосновенности, а другим заинтересованным органам оказывать иные виды вышеупомянутой помощи нуждающимся женщинам и девочкам. Реализация этих важных мер входит в перечень социально-экономических реформ.

 

Абдулла АБДУЛХАЕВ,

судья Шайхантахурского районного суда по уголовным делам

ОСВОБОДИТЬ ОТ СУДЕБНЫХ ИЗДЕРЖЕК

За последние пять лет Узбекистан взял курс на построение открытого и демократического государства, которое приоритетом своей государственной политики ставит человека, его права, свободы и законные интересы превыше всего. В целях обеспечения достойной жизни для своих граждан государство  проводит реформы по обеспечению гарантий неприкосновенности частной собственности.

 

Одной из целей Стратегии развития нового Узбекистана определено усиление гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности, неукоснительное обеспечение имущественных прав, в том числе прав на земельный участок, а также определение приоритета частной собственности в качестве основного принципа.

 

В этом направлении руководством страны предпринимаются решительные меры по обеспечению открытости и прозрачности всех процессов, связанных с защитой интересов собственников. Так, 24 августа 2022 года был принят Указ Президента «О мерах по надежной защите неприкосновенности права собственности, недопущению необоснованного вмешательства в имущественные отношения, повышению уровня капитализации частной собственности».

 

Документом усовершенствована система регулирования права на обращение в суд государственных органов, физических и юридических лиц посредством государственной пошлины. При этом предусматривается сокращение оснований для освобождения государственных органов и организаций от оплаты государственной пошлины в судах, оплата государственной пошлины на общих основаниях по искам, заявлениям и жалобам, направленным на ограничение, лишение или воздействие в любой форме на имущественные права физических и юридических лиц. Кроме того, в смету расходов бюджетных организаций включены средства для оплаты государственной пошлины, а также осуществление контроля за рациональным и обоснованным использованием этих средств. Наряду с этим внедряется порядок порядка применения регрессивных ставок государственной пошлины по искам о праве собственности на имущество в экономических судах.

 

На сегодняшний день соответствующими статьями Закона «О государственной пошлине» некоторые государственные органы и организации полностью освобождены от уплаты государственной пошлины в судах по гражданским делам, экономических и административных судах.

 

В соответствии с указом планируется также внести изменения и дополнения в статьи Закона «О государственной пошлине». Государственным органам и организациям при подготовке сметы расходов бюджетной организации на следующий год также планируется учитывать оплату судебных издержек.

 

Упразднение института освобождения государственных органов и организаций от уплаты государственной пошлины при обращении в суды будет способствовать всестороннему и глубокому анализу всех видов споров, путем поиска вариантов их разрешения в досудебном либо альтернативном порядке. Новшество усилит ответственность юридических служб государственных органов и организаций.

 

Насиба АБДУРАХМАНОВА,
судья Ташкентского межрайонного экономического суда

НАЗНАЧЕНО СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ НАКАЗАНИЕ

Судьи Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам М. Кукиев и М. Каюмов в Академии МВД провели открытое выездное судебное заседание, а также «круглый стол» со слушателями данного вуза.

Судья М. Кукиев рассмотрел уголовное дело в отношении Рустамова А. Р. обвиняемого по ч. 2 ст. 131  (сводничество или содержание притонов) и п. «б»  ч. 2 ст. 276 ( незаконное изготовление, приобретение, хранение и другие действия с наркотическими средствами, их аналогами или психотропными веществами без цели сбыта) Уголовного кодекса. В соответствии с законом подсудимому было назначено соответствующее наказание.

Судья М. Каюмов рассмотрел уголовное дело в отношении бывшего студента Академии МВД Махмудова К.Ш., обвиняемого по ч. 3 ст. 2441  (изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку) УК.

Во время круглого стола студентам были даны ответы на юридические вопросы, а также заслушаны их отзывы касательно выездного судебного заседания.

КАК РАЗДЕЛЯТ ИМУЩЕСТВО ПРИ РАЗВОДЕ?

«Супруг три года назад познакомился с женщиной и выехал с ней за рубеж. Семьей и хозяйством занималась сама, вносила плату за дом. Недавно муж вернулся и заявил: «Если не согласишься жить как будто ничего не произошло, буду требовать свою долю в доме». Я не хочу жить с этим человеком. Дом был куплен во время совместного брака. Какова будет доля мужа? Будет ли учтено его отсутствие в течение трех лет?»

К. Салимова, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Гузал АБДУРАХМАНОВА:

 

— Согласно статье 23 Семейного кодекса РУз, имущество, нажитое супругами во время брака, а также приобретенное до регистрации брака на общие средства будущих супругов, является их общей совместной собственностью, если законом или брачным договором не предусмотрено иное.

 

Согласно статье 27 данного кодекса раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

ОТКРЫТО, ПРОЗРАЧНО И ДОСТУПНО

Обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления является одним из основных условий построения демократического государства. Открытость направлена на обеспечение всеобщего доступа к информации, предоставляемой государственными органами, прозрачности.

 

Уважительное отношение к обращениям граждан, повышение подотчетности должностных лиц перед обществом и гражданами, уважение человеческого достоинства составляют основную суть проводимых нами в последующие годы в республике реформ. Пока обеспечивается открытость в деятельности государственных органов, люди с большим интересом относятся к проводимым реформам, становятся непосредственными их участниками.

 

Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» является важной правовой основой в работе по обеспечению открытости в обществе. Закон, наряду с правовой гарантией доступа граждан к общественно значимой информации, определил формы и методы обеспечения открытости деятельности государственных органов, конкретные механизмы взаимного обмена информацией между государственными органами и обществом.

 

Согласно действующему законодательству, источниками информации о деятельности государственных органов являются их официальные публикации, выступления и заявления должностных лиц, сообщения информационных служб, официальные сайты и материалы средств массовой информации. В частности, Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля» служит совершенствованию общественного контроля посредством обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций, свободы доступа к информации. 

 

Обеспечение открытости, в свою очередь, является наиболее эффективной и действенной формой борьбы с пороками в обществе, особенно с коррупцией. Поэтому государство заинтересовано в обеспечении открытости в своей деятельности. Таким образом, никто не может препятствовать обеспечению открытости в деятельности государственных органов или контролировать доступ граждан к информации.

 

Хотя в действующем законодательстве указано, что виновные лица, нарушившие законодательство об открытости деятельности органов государственной власти и управления, несут ответственность в установленном порядке, не было определено, на основании какой именно правовой нормы будет регулироваться данная ответственность. В августе 2022 года Кодекс Республики Узбекистан Об административной ответственности дополнен статьей 2157, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления.

 

Также данный кодекс дополнен статьей 24510, согласно которой агентством по противодействию коррупции составляется протокол и вводится порядок направления его в суд для рассмотрения. Теперь нарушение законодательства об открытости деятельности органов государственной власти и управления, в том числе непредоставление или неполное обнародование сведений, включенных в перечень социально значимых сведений, подлежащих размещению в открытом доступе, нарушение сроков и порядка опубликования или искажение информации, влечет административную ответственность.

 

Таким образом, усиление ответственности за обеспечение открытости в государственном управлении, повышение эффективности органов государственной власти, установление эффективного общественного контроля за их деятельностью, служат повышению международного имиджа нашей страны, расширяют гарантии построения нового общества.

Акбарали ТУРАБОВ, 
заместитель председателя Ташкентского городского суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам

Перейти к содержимому