Искать:

ВСТРЕЧА С МАХАЛИНЦАМИ

В махалле «Фарход» Учтепинского района прошла встреча с ее жителями, посвященная гендерному равенству, защите прав и интересов граждан, а также противодействию насилию в отношении женщин.

 

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Г. Опаева, а также судьи данного суда Л. Утанбоева, Х. Эргашева, Б. Гадоев, Д. Хасанов, Ф. Бахронов, А. Хамроев, а также активисты данной махалли.

Заместитель председателя Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Г. Опаева отметила, что за последние годы был принят и усовершенствован ряд нормативных правовых актов по обеспечению прав и законных интересов женщин, в частности, Закон Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», Закон Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснений и насилия», Усилены гарантии трудовых прав женщин и поддержка предпринимательской деятельности. Все это свидетельствуют о том, что в нашей стране действуют механизмы по защите прав женщин.

 

Судья Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Л. Утанбоева выступила с докладом о создании условий для совершенствования духовно-нравственных основ семьи и развития культурных интересов, повышении роли семьи в воспитании здорового, образованного молодого поколения, решении существующих проблем на основе требований действующего законодательства и совместной работе по восстановлению нарушенных прав и интересов граждан. Говорилось и о том, что сегодня наблюдается рост числа семейных разводов. Ведется совместная работа по сокращению числа семейных разводов.

 

Судья Учтепинского межрайонного суда по гражданским делам Х. Эргашева представила информацию о ряде споров, рассматриваемых в Учтепинском межрайонном суде по гражданским делам, в том числе связанных с расторжением брака, взысканием алиментов на содержание детей, заселением и выселением без предоставления другого жилья, лишением родительских прав.

ЗА ПРИНУЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО К ТРУДУ – ПРЯМАЯ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

12 февраля 2021 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

 

Изменения, внесенные в ст. 1482 УК и ст. 51 КоАО, устанавливают прямую уголовную ответственность за административное принуждение несовершеннолетнего к труду в какой-либо форме. Раньше к уголовной ответственности можно было привлечь в случае повторного совершения данного деяния после применения административного взыскания.

 

Статья 2161 УК дополнена нормой, устанавливающей уголовную ответственность за склонение несовершеннолетнего лица к участию в деятельности незаконных общественных объединений и религиозных организаций, течений, сект. К лицу, совершившему данное преступление, могут быть применены следующие меры наказания:

  • ограничение свободы от 3 до 5 лет;
  • либо лишение свободы от 3 до 5 лет.
  •  

Уголовный кодекс также дополнен статьей 1281, которая устанавливает уголовную ответственность за половое сношение или удовлетворение половой потребности в противоестественной форме с лицом в возрасте от 16 до 18 лет, заведомо для виновного 18 лет, путем предоставления ему материальных ценностей либо имущественной выгоды.

 

К лицу, совершившему данное преступление, могут быть применены следующие меры наказания:

  • обязательные общественные работы до 300 часов;
  • или исправительные работы до 2 лет;
  • или ограничение либо лишение свободы до 2 лет.

Ответственности за совершение данного преступления подлежат лица, которым до его совершения исполнилось 18 лет.

 

Наряду с этим, в Уголовно-процессуальный кодекс внесены дополнения, определяющие посредственность уголовных дел, предусмотренных ч. 1 ст. 2161 и ст. 1281 УК.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда по уголовным делам

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ?

В целях предупреждения и дальнейшего совершенствования профилактики преступности, обеспечения правосудия в городе Ташкенте и превращению его в место без коррупции в УКД ОВД Яшнабадского района проведен «круглый стол». В мероприятии приняли участие судьи Яшнабадского районного суда по уголовным делам А. Икромов, У. Ханаев, Ш. Эшматов, Б. Икрамов, руководитель второго сектора, прокурор района А. Донаев, его заместитель М. Рахматходжаев, старший помощник прокурора Ш. Хакимов, заместители УКД ОВД района и 95 инспекторов профилактики.

В ходе «круглого стола» разговор велся о раннем предупреждении правонарушений и преступлений, мерах правового воздействия и повышением качества дознания.

Также говорилось о значении Конституции Республики Узбекистан. Отмечено, что Основной закон является основой для всех нормативно-правовых документов.

 

В ходе мероприятия судьи подробно ответили на вопросы правоохранителей.

О ГЕНДЕРНОМ РАВЕНСТВЕ ЗА ШКОЛЬНОЙ ПАРТОЙ

В общеобразовательной школе № 97 Юнусабадского района столицы состоялось мероприятие в рамках международной кампании «16 дней активных действий против гендерного насилия».

В нем участвовали начальник Юнусабадского районного отдела семьи и женщин Д. Мухсимова, судьи Мирзо-Улугбекского межрайонного суда по гражданским делам Ж. Шаропов, Д. Дададжанова, А. Худайбергенов. Кроме того, во встрече с учащимися активное участие приняли активисты махаллей, учителя и учащиеся школы.

Разговор велся о поддержке представительниц прекрасного пола, широкой пропаганде предотвращения дискриминации и насилия в семье, концепции гендерного равенства, духовного воспитания девочек и девушек, начиная со школьного возраста, нетерпимости к насилию. Судьи дали юридические разъяснения по заданным учащимися вопросам.

РАСШИРЕНИЕ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И ДЕВОЧЕК

Одними из приоритетных направлений государственной политики нового Узбекистана являются достижение гендерного равенства, обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин, усиление их роли в общественной и государственной жизни.

 

В рамках реализации Стратегии действий, а также в целях организации последовательной работы по реализации и достижению Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года Узбекистан разработал девять задач, направленных на обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

 

В соответствии с задачами к 2030 году необходимо повсеместно ликвидировать все формы дискриминации в отношении женщин и девочек, обеспечить гендерное равенство, всестороннее и эффективное участие женщин в общественной жизни и предоставлении им равных прав и возможностей для  лидерства на всех уровнях принятия решений в политико-правовой, социально-экономической и культурно-гуманитарной жизни. Кроме того, ЦУР предусматривают наиболее полное внедрение принципов гендерного равенства в процесс принятия государственных программ на разных уровнях управления.

 

Узбекистан присоединился ко всем основным международным договорам, предусматривающим правовую, социальную и экономическую защиту женщин от любых форм дискриминации и притеснений. Приняты гендерно ориентированные законы «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», «О защите женщин от притеснения и насилия», «Об охране репродуктивного здоровья граждан», «О внесении изменений и дополнений в статью 15 Семейного кодекса», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Узбекистан» – о снятии ограничений, связанных с выбором женщинами ранее запрещенных форм трудовой деятельности и других гендерно ассиметричных положений трудового законодательства. В их разработке участвовали эксперты таких агентств ООН, как Программа развития ООН, Фонд народонаселения, Детский фонд, Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление по наркотикам и преступности, Международная организация по миграции и Международная организация труда.

 

Кроме того, приняты указы и постановления Президента Узбекистана, постановления правительства. Внесен ряд изменений и дополнений, предусматривающих усиление работы по предотвращению насилия в отношении женщин и домашнего насилия, борьбе с устаревшими обычаями. Введена обязательная гендерно-правовая экспертиза законодательных актов, направленная на устранение несоответствия положений нормативно-правовых актов принципам гендерного равенства, выявление возможных рисков дискриминационного характера в процессе их применения.

 

Все принятые меры и механизмы направлены на защиту прав и законных интересов современниц, а также качественное изменение имиджа нового Узбекистана.

Наргиза КАСИМОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

ОБОГАТИТЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Для курсантов Академии Министерства внутренних дел организовано открытое судебное заседание, предусмотренное ч. 2 ст. 266 (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств) Уголовного кодекса Республики Узбекистан, под председательством судьи Яшнабадского районного суда по уголовным делам Б. Икрамова.

После завершения судебного разбирательства Б. Икрамов ответил на вопросы курсантов, подробно обосновав, почему они пришли к такому выводу по рассматриваемому уголовному делу.

Отмечалось, что подобные мероприятия полезны для учебного процесса курсантов Академии. Занятия, проводимые под руководством судей, учат правильно применять полученные теоретические знания в судебно-следственной практике, знать, в каком порядке будет рассматриваться уголовное дело, расследуемое и направленное в суд с обвинительным заключением, и на чем именно следует больше сосредоточиться в нем, понимать, какие последствия могут иметь недостатки, допущенные в судебно-следственной практике инспектором по профилактике, оперативником, дознавателем и следователями.

АССОЦИАЦИЯ СУДЕЙ УЗБЕКИСТАНА: ВАЖНАЯ РОЛЬ В УКРЕПЛЕНИИ ПОДЛИННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

В 1997 году была основана первая и единственная профессиональная судейская ассоциация в нашей стране — Ассоциация судей Узбекистана, имеющая полномочия по участию в проведении судебно-правовых реформ, объединению и оказанию поддержки судьям, обеспечению независимости судов.

 

Ее важнейшая задача — обеспечение подлинной независимости судебной власти в нашей республике. Ассоциация обязана активно влиять на подбор и расстановку  судейских кадров, уделять внимание повышению квалификации судей.

 

В последние 6 лет по инициативе Президента Узбекистана в стране проводится коренная и последовательная реформа судебно-правовой системы, которая выражается в усилении мер надежной защиты прав и законных интересов граждан, эффективном обеспечении правосудия, а также повышении роли органов судейского сообщества.

26 ноября в столице состоялся VI съезд Ассоциации судей Узбекистана. В мероприятии приняли участие более 200 делегатов, избранных из числа председателей и судей судов республики, а также ветераны судов, представители прокуратуры, органов внутренних дел, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации.

 

Открыли мероприятие Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса А. Саидов, председатель Конституционного суда М. Абдусаломов, Председатель Верховного суда Б. Исламов и председатель Высшего судейского совета Х. Ёдгоров. В своей речи они  поздравили делегатов с 25-летием Ассоциации судей.

В ходе мероприятия заслушаны предложения относительно деятельности данной структуры. Отмечалось, что Ассоциация судей Узбекистана, играет важную роль в социальной поддержке судейского сообщества и повышении авторитета судебной власти. За истекший период Ассоциация сформировалась как самостоятельная общественная организация, способная внести весомый вклад в укрепление судебной власти. Ассоциация судей вносит достойный вклад в проводимые в стране судебно-правовые реформы, играет важную роль в укреплении подлинной независимости судей, в формировании судебной власти в качестве основного института защиты прав и законных интересов граждан, проведена весомая работа по повышению правовой культуры населения, разъяснению целей и задач реформ.

В своих выступлениях глава государства неоднократно отмечал, что каждый человек, у которого дело передано в судебную инстанцию, должен быть убежден в том, что закон и справедливость являются приоритетом в этом суде, что справедливое решение любого спорного вопроса должно решаться  справедливо благодаря  суду. Любое вмешательство в работу судей должно строго наказываться.

 

Ассоциация судей Узбекистана, выполняя свои задачи, осуществляет такие виды деятельности, как проведение семинаров, региональных и международных конференций. На съезде было отмечено о необходимости воспитания судей в духе патриотизма, глубокого правосознания, повышения престижа судебной власти среди населения, в связи с чем внесено предложение о регулярной организации мероприятий, направленных на повышение авторитета.

Кроме того, в ходе мероприятия  заслушан отчет о деятельности Ассоциации судей Узбекистана за 2017—2022 годах. Участниками подробно обсужден отчет о финансовой деятельности ассоциации за этот период.

 

Наряду с этим рассмотрен вопрос о внесении изменений и дополнений в Устав Ассоциации судей Узбекистана. Большинством голосов принято решение по ряду изменений и дополнений в Устав Ассоциации судей Узбекистана. Также был рассмотрен организационный вопрос. Были избраны председатель Ассоциации судей Узбекистана и члены Центрального совета, а также кандидаты в Ревизионную комиссию.

 

Так, кандидатура У. Мингбоева, много лет работающего в этой должности, была утверждена на пост председателя Ассоциации судей Узбекистана. В состав Центрального совета избраны 16 делегатов, а в состав Ревизионной комиссии назначены 3 кандидата.

 

Кроме этого, на съезде пяти председателям местных филиалов Ассоциации судей были вручены дипломы и памятные подарки, несколько судей и ветеранов судов награждены нагрудными знаками «Суд фахрисий» и ценными подарками.

 

После определения дальнейших планов Ассоциации судей Узбекистана заседание завершило свою работу.

 

Эльза ШАМСУТДИНОВА,
председатель Бектемирского районного суда по уголовным делам

ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА СЛУЖИТЬ ВО БЛАГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Конституция — это основной закон государства, правовая гарантия   будущего. Она занимает основополагающее место в общей системе юридического права и служит основой всех законов и других юридических нормативных актов государства и общественных организаций.


Конституция является основополагающим правовым документом каждого государства, нормы которого определяют не только принципы государственного строя, организации государственной власти и управления, но и нормы общественной жизни. Так, в 14-й главе Конституции Узбекистана закреплены принципиальные положения, составляющие юридическую основу семейного уклада жизни. Другая ее глава посвящена экономическим основам общества, гарантированному обеспечению свободы экономической деятельности, защите прав собственника.

 

Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Основной закон государства открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений.


Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права – финансового, гражданского, уголовного, трудового и т.д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления) основывается на Конституции. Другими словами, она считается основой, источником всех законодательных актов.
Как известно, в Конституции закрепляются идеи и положения, имеющие основополагающее значение для всех текущих законов.

 

Этим определяется ее верховенство в системе права каждого государства.
Верховенство Конституции проявляется еще и в том, что она должна соблюдаться не только гражданами данного государства, но и самим государством. Только при таком сочетании права и государства обеспечивается действительное верховенство Конституции и законов в обществе. Основной закон в качестве одного из правовых источников служит средством выражения и осуществления внутренней и внешней политики государства.


Следует отметить, что Конституция как политический и правовой документ, закрепляющий основные идеи, так или иначе оказывает идеологическое воздействие на мышление человека, формирование его мировоззрения. В Конституции Республики Узбекистан, как и в конституциях современных демократических государств, уделено важное значение таким принципам гуманизма, как равенство всех перед законом, верховенство личности перед государством, обязанности государства служить во благо человека и общества.


Конституционное правовое регулирование не ограничивается созданием государственных правовых норм. Создание таких норм – не самоцель, они предназначены для внедрения в деятельность общественных и соответствующих государственных органов.

 

Конституция, выполняя важную практическую организаторскую роль, оказывает серьезное влияние на реализацию права, укрепление законности и правопорядка, реорганизацию и усовершенствование соответствующих государственных структур.

 

Мирзиёд АБИДОВ,
судья Алмазарского районного суда по уголовным делам

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ ОТДАВАТЬ ТРУДОВУЮ КНИЖКУ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ?

«Написала заявление об увольнении с работы по собственному желанию. Но начальник отдела кадров не дает трудовую книжку. Требует отработать. Законно ли его требование? Обязана ли я отрабатывать? В противном случае мне не выдадут трудовую книжку?»

А. Бахметьева, г. Ташкент.

Отвечает судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Маликахон ЗАКИРОВА:

 

— Согласно статье 108 Трудового кодекса РУз в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку и копию приказа о прекращении трудового договора.

 

В соответствии с пунктом 3.1. раздела 3 Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек», зарегистрированной Министерством юстиции под номером 402 от 29 января 1998 года, в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику его трудовую книжку и копию приказа о прекращении трудового договора. В случае задержки выдачи трудовой книжки по вине работодателя он обязан выплатить среднемесячную зарплату за весь период просрочки. При увольнении с работы сотрудник расписывается в личном листке и книге учета отдела кадров о том, что получил трудовую книжку.

 

Согласно статье 37 Конституции Республики Узбекистан и статьи 7 Трудового кодекса принудительный труд, т. е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины) запрещается.

ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЗАЩИТА ЖЕНЩИН ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ И ВСЕХ ФОРМ НАСИЛИЯ?

Под термином «домашнее насилие в отношении женщин» понимают все акты насилия, которые происходят на семейном или бытовом уровне.

 

Международные, региональные структуры здравоохранения и правоохранительные органы особенно настораживает масштабы проблемы.

 

В условиях режима самоизоляции и карантина в связи с пандемией COVID-19 женщины стали еще более уязвимыми от жестокого обращения со стороны партнеров и известных факторов риска, в то время как услуги стали для них менее доступными. Гуманитарные кризисы и вынужденное переселение людей могут обострить существующие проблемы насилия, в том числе со стороны интимных партнеров, а также сексуального насилия со стороны других лиц, и породить новые формы насилия в отношении женщин.

 

После вспышки корона вирусной инфекции COVID-19 количество случаев насилия в отношении женщин и девочек, особенно бытового насилия, продолжает увеличиваться. Структура «ООН-женщины» осуществляет сбор необходимой информации и оказывает поддержку жизненно важным программам по борьбе с этой теневой пандемией насилия в отношении женщин во время COVID-19.

 

Исследования и практика показывают, что эффективность услуг в существенной мере обусловлена тем, каким образом они предоставляются. Залогом успешных мер в ответ на насилие в отношении женщин и девочек и обеспечения безопасности и благополучия женщин и девочек является понимание гендерного характера насилия, его причинно-следственных связей и предоставление услуг в рамках культуры расширения прав и возможностей женщин, помогающей женщинам и девочкам рассмотреть ряд доступных для них вариантов и поддержать их решение. При предоставлении качественных базовых услуг страны должны учитывать главенствующие принципы, лежащие в основе предоставления всех базовых услуг, и основополагающие элементы, которые должны быть внедрены для содействия предоставлению этих услуг. Эти принципы и основополагающие элементы отражены в общих характеристиках и действиях, относящихся к здравоохранению, социальным службам, системе правоохранительных органов и правосудия, а также к механизмам координации и управления.

 

В настоящее время Узбекистан также, как и другие страны перешел от обязательств к действиям – искоренению насилия в отношении женщин. По словам Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзилы Нарбаевой и Постоянного координатора ООН в Республике Узбекистан Хелены Фрейзер, — «Сегодня гендерное равенство – это одно из основополагающих условий для успешного развития всех стран, позволяющих людям независимо от пола свободно реализовывать свои права и возможности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни. Именно поэтому в настоящее время гендерное равенство является одним из приоритетов для построения Нового Узбекистана.

 

Государством на национальном уровне реализуется конкретная цель — проведение последовательной и целенаправленной политики посредством укрепления соответствующих законодательных и институциональных основ, внедрения практических механизмов всесторонней поддержки женщин. Наряду с этим проводится масштабная работа по искоренению изживших себя стереотипов о статусе и роли мужчин и женщин в семье и обществе.

 

Правительство Узбекистана стремится обеспечить равные возможности для всех граждан во всех сферах. Среди них — устойчивое развитие, мир и безопасность, защита и поощрение основных социальных и экономических прав, доступ к принятию решений.

 

Узбекистан также продолжает предпринимать кардинальные меры по устранению неравенства женщин во многих областях жизни и по построению более справедливого и стабильного общества, в том числе для достижения Целей устойчивого развития. Это в свою очередь предусматривает главную задачу, которую поставил Узбекистан на ближайшее будущее, — войти в число развитых государств мира как страна с равными возможностями для всех граждан. Многое уже сделано, но еще многое предстоит сделать, чтобы эта цель стала реальностью и положила конец насилию в отношении женщин.

 

Насилие в отношении женщин можно предотвратить. Сфера здравоохранения, система правоохранительных служб, правосудия и социальные службы призваны сыграть важную роль в оказании комплексной медико-правовой помощи женщинам, подвергшимся насилию, и служить отправной точкой для направления женщин в другие службы поддержки, в услугах которых они могут нуждаться.

 

Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда по уголовным делам

Перейти к содержимому