Искать:

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНА СУДЕБНАЯ ЭТИКА

Правосудие – наиболее надежный и цивилизованный способ разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и государства. Право на справедливое судебное разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. 

 

Статья 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), а также закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

 

Закрепление в ст. 11 Конституции Республики Узбекистан принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формулирования нравственных требований к представителям судебной власти.

 

Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, должна отвечать высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества. Законодательство о суде и судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей. А также в нашем праве беспристрастность рассматривается в качестве одного из важнейших условий обеспечения объективного, непредвзятого и всестороннего рассмотрения дела и вынесения по нему справедливого и обоснованного решения.

 

Судья, впервые избранный на должность в Республике Узбекистан, приносит в торжественной обстановке присягу.Соблюдение этой присяги неразрывно связано с понятием «судейская этика».

 

Профессиональная этика судьи – это часть правовой этики, которая занимается изучением и разработкой вопросов, связанных с моральными и профессиональными отношениями судей и участников процесса во время и после работы. Судья не может осуществлять свою деятельность без соблюдения этических требований судей, поскольку в основе этой деятельности лежат морально-правовые требования, исторически сложившиеся в обществе.

 

Поскольку судья всегда на виду и общество предъявляет к его моральному облику жесткие требования, облик судьи должен быть согласован и определен в официальном документе. Судебная власть оценивается как справедливая тогда, когда она применяет законы, признанные обществом справедливыми, разрешает дела, установив истину, достоверно выяснив их фактические обстоятельства, принимает решения в соответствии с признанными фактами и требованиями закона.

 

Требование к судебной власти быть справедливой относится не только к ее решениям окончательного характера, но и ко всей ее деятельности с момента, когда дело поступило в ее распоряжение. Судебная власть должна быть равной для всех. Это нравственное требование, по сути, выражает уравнительный аспект справедливости. 

 

Независимость, неприкосновенность и невмешательство судей в их работу гарантируются государством, а высокий уровень материального и социального обеспечения является одним из ключевых факторов в обеспечении справедливого судебного разбирательства.

 

В любом месте и в любое время профессия судьи всегда была на виду, и к ее моральному и этическому качеству предъявлялись строгие требования, поскольку эта деятельность объединяет решение вопросов, связанных с правами и свободами человека, и оказывает влияние на судьбы людей.

 

Установление права на эффективное восстановление этих прав предъявляет высокие и строгие требования к профессиональным и моральным качествам судей и судебных исполнителей по сравнению с другими профессиями.

 

Фаррух Тураходжаев,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда

ВОПРОС РАЗМЕЩЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

16 декабря 2022 года Президент Республики Узбекистан подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

 

Законом внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, в частности, касающийся  порядка ведения дел о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства.

 

Законом определено исключение норм из Кодекса об административном судопроизводстве и внесение их в Кодекс об административной ответственности по рассмотрению ходатайств о помещении в реабилитационный центр лиц, не имеющих определенного места жительства. Согласно закону рассмотрение соответствующих дел из административных судов передается в районные, городские суды по уголовным делам.

 

Кроме того, в Кодекс об административной ответственности включен порядок ведения дел о помещении в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства. При установлении оснований, требующих помещения в реабилитационный центр лица, не имеющего определенного места жительства, соответствующий орган обязан в течение 48 часов с момента поступления такого лица подготовить материалы для направления в суд ходатайства о помещении его в реабилитационный центр на срок не более 30 суток. По закону материалы о помещении в реабилитационный центр лица, больше не имеющего определенного места жительства, представляются органом внутренних дел в районный (городской) суд по уголовным делам по месту нахождения такого лица или по месту нахождения реабилитационного центра.

 

Ходатайство рассматривается судьей индивидуально в закрытом судебном заседании в течение 24 часов с момента его подачи.

 

Баходир КАЮМОВ,
судья Мирзо-Улугбекского районного суда
по уголовным делам

ВЕРНА ЛИ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, НАЧИСЛЕННАЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ-ПОСТАВЩИКОМ ВОДЫ?

Сотрудники предприятия-поставщика воды, обнаружив повреждение на пломбе прибора учета воды, выписали нашему предприятию счет в объеме месячной оплаты — 10 миллионов сумов и подали иск в суд. Однако месячный расход воды предприятия составляет 300 000 сумов. Правильно ли начислена сумма? 

С. Алишеров, г. Ташкент.

Отвечает судья Ташкентского межрайонного экономического суда Насиба Абдурахманова:

 

— Согласно пункту 68 «Правил оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям», утвержденных постановлением №194 Кабинета Министров «Об утверждении правил оказания коммунальных услуг» от 15 июля 2014 года, при обнаружении представителем данной организации неисправности прибора учета воды, несанкционированного вмешательства в его работу, срыва пломб составляется акт с учетом выявления причин возникшего случая и со стороны организаций выдается предписание потребителю (субпотребителю) о необходимости внеплановой поверки прибора учета сроком исполнения в течение 30 дней с момента вручения предписания.

 

Согласно подпункту «б» пункта 87 Правил для потребителей группы II и III начисление производится по пропускной способности основного водопроводного ввода по формуле:

 

Q=МхFх√2gHхT

 

М — коэффициент расхода воды через задвижку, равный 0,60-0,62;

 

F — площадь сечения трубы или отверстия, из которой вытекает жидкость (по внутреннему диаметру), м2;

g — ускорение свободного падения, равное 9,8 м/сек.2;

 

Н — напор воды в метрах водяного столба в точке водоразбора или в точке подключения к коммунальной сети водоснабжения;

 

Т — время в секундах в течение 24 часов за календарные дни месяца.

Согласно пункту 73 Правил в случае обнаружения повреждения, а также срыва или нарушения целостности пломб прибора учета потребитель обязан в течение 2-х суток поставить об этом в известность организацию. По данному факту сторонами составляется соответствующий совместный акт с последующим принятием решений об устранении нарушений в работе приборов учета, а также проведением внеплановой поверки прибора учёта.

 

Согласно пункту 74 Правил, при обнаружении срыва контрольных пломб на приборе учета по вине потребителя, который подтвержден составленным актом, прибор направляется на внеплановую поверку в аккредитованные органы (метрологические службы). При установлении непригодности прибора учета по результатам поверки прибор учета направляется на ремонт, с последующей его поверкой после ремонта, в аккредитованные органы (метрологические службы) или приобретается и устанавливается новый прибор учета в случае невозможности ремонта. 

 

Согласно пункту 70 Правил, организация ответственна за своевременное проведение поверки приборов учета, раннее оповещение потребителей о ее проведении, снятие/установку, контроль показаний приборов учета. Время проведения поверки (ремонта) прибора учета со дня его снятия и до его установки и опломбирования не должен составлять более 30 календарных дней. В период проведения ремонта или поверки приборов учета расчет за холодную воду производится для потребителей всех групп в течение 30 календарных дней с момента снятия прибора учета по среднесуточным показаниям прибора учета за три предыдущих месяца.

 

Согласно пункту 84 Правил в случае неисправности прибора учета не по вине потребителя количество израсходованной воды определяется по среднесуточным показаниям прибора учета за три предыдущих месяца. Если прибор учета не установлен в течение одного месяца, то количество израсходованной воды определяется для потребителей группы I согласно подпункту «а» пункта 87, а для потребителей группы II и группы III — согласно подпункту «б» пункта 87 настоящих Правил.

 

В данном случае если пломба на приборе учета воды повреждена по вине потребителя, то согласно подпункту «б» пункта 87 Правил начисление, произведенное по пропускной способности основного водопроводного ввода согласно приведенной формуле, является обоснованным.

УСИЛЕНА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельные ресурсы, являясь основой национального богатства страны, в силу своих природных и экономических качеств представляют особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений, что, в свою очередь, диктует необходимость создания принципиально иной системы управления этими ресурсами, отличающейся от управления другими видами материальных ресурсов.

 

Осуществление земельной реформы ведет к увеличению социального, инвестиционного, налогового потенциала земли и превращению ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста регионов и страны в целом. Именно на это направлен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с выделением и использованием земельных участков, а также совершенствованием системы учета земель и ведения государственного земельного кадастра».

 

Согласно изменению к закону «О государственной власти на местах», документы совета народных депутатов могут быть обжалованы в суде, а прокурор может опротестовать их.

 

За самовольное занятие орошаемой земли под строительство установлена прямая уголовная ответственность (от 2 до 3 лет лишения свободы). Также установлена ответственность за продажу орошаемой земли или ее незаконную передачу. Соответственно, если эти действия совершены при отягчающих обстоятельствах, наказание составляет до 8-10 лет лишения свободы.

 

Кроме того, законом усилена административная и уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

 

Земельный кодекс отменяет полномочия хокимов областей по предоставлению земель во владение, пользование и аренду для нужд сельского хозяйства и других государственных и общественных нужд, хокимы смогут утверждать итоги конкурса по предоставлению земель в аренду.

 

Проекты земельных решений хокимов областей подлежат правовой экспертизе территориальными органами юстиции.

 

Право районных хокимов на сдачу земли в аренду ограничено. Соответственно, с районными хокимиятами заключаются договора аренды на следующие виды земельных участков:

 

— земли, предоставленные правительством научно-исследовательским и образовательным учреждениям, агропромышленным кластерам, инвесторам;

 

— земли, выделенные на основании решения хокима области после утверждения результатов электронного конкурса;

 

— земли, предоставленные на электронном аукционе;

 

— земли, выделенные правительством предприятиям с иностранными инвестициями, международным объединениям и организациям, иностранным физическим и юридическим лицам.

Аброр САИДОВ,
председатель Алмазарского районного суда
по уголовным делам

УСКОРЕННОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Глава государства подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». Чем уникален данный документ?

 

Во-первых, указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. В ее рамках одной из задач обеспечения правосудия определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Во-вторых, согласно документу, определены меры по разработке эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, усилению мер административной ответственности за это и установлению уголовной ответственности.

 

Следующие органы (должностные лица) определены корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия:

 

— управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям.

На базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере будет создан Департамент анализа законодательства в сфере правосудия.

Документом предусматривается создание Концепции информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

Мухтарама ТУРГУНОВА,
судья по уголовным делам
Ташкентского городского суда

МОЖНО ЛИ УМЕНЬШИТЬ РАЗМЕР АЛИМЕНТОВ?

Вопрос алиментов сегодня — актуальная проблема. В данной ситуации одна сторона хочет получить больше, другая же заплатить меньше. Можно ли уменьшить размер алиментов? Какие  документы для этого требуются? Необходимо ли платить госпошлину?

Об этом рассказала судья судебной коллегии по гражданским делам Ташкентского городского суда Гузал АБДУРАХМАНОВА:

 

Чтобы уменьшить размер алиментов, родитель, выплачивающий алименты, вправе обратиться с исковым заявлением в суд по гражданским делам по месту жительства ответчика. Исковое заявление должно быть подготовлено в письменной форме в рамках требования статьи 189 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.

 

Подать иск о снижении размера алиментов вправе только родитель, выплачивающий алименты. Также на основании доверенности, оформленной от его имени в установленном законом порядке, его доверенные лица вправе предъявить иск.

Оформление доверенности осуществляется в порядке, установленном главой 10 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

 

К заявлению прилагаются следующие документы:

 

— копия документа, удостоверяющего личность;

 

— копия свидетельства о рождении ребенка;

 

— копия судебного акта по делу о взыскании алиментов;

 

— доказательства, подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для уменьшения размера выплачиваемых алиментов;

 

— документ, подтверждающий уплату госпошлины;

 

— необходимо также предоставить такие документы, как подтверждение оплаты почтовых расходов. Кроме того, истцом могут быть представлены и другие доказательства, подтверждающие его требование.

Так как данный спор относится к спорам неимущественного характера, согласно Закону Республики Узбекистан «О государственной пошлине» по данным категориям дел установлена оплата госпошлины в размере 2 базовых расчетных величин.

 

С 1 января 2023 года на основе норм, касающихся оплаты почтовых расходов при обращении в суды по гражданским делам, установлено взыскание почтовых расходов в размере 10% от базовой расчетной величины при обращении в суд с иском.

 

Следует отметить, что еще одним основанием для уменьшения размера алиментов являются судебные акты на взыскание алиментов отдельно вынесенные на детей от других браков.  Суд уменьшает размер алиментов исходя из норм, установленных статьей 99 Семейного кодекса Республики Узбекистан.

 

Также размер алиментов может быть уменьшен, если отец (мать), выплачивающий алименты, является инвалидом и испытывает финансовые затруднения или если получатель алиментов имеет самостоятельный доход.

 

Согласно статье 105 Семейного кодекса, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Нахождение родителей на содержании в государственных или негосударственных учреждениях не освобождает трудоспособных совершеннолетних детей от заботы о них и оказания им материальной помощи.

ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ В НОВОМ УЗБЕКИСТАНЕ

16 января глава государства подписал два указа касательно  судебной сферы — «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов» и «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия».

 

Первым указом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. В рамках этой стратегии одной из задач обеспечения правосудия определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Согласно документу, определены меры по разработке эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, усилению мер административной ответственности за это и установлению уголовной ответственности.

 

В документе поставлена задача создать Корпус специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия. В него войдут управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах; соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах; соответствующие заместители и помощники прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям.

 

Основными задачами Корпуса специализированных прокуроров станут:

 

– обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел в судах в порядке, установленном в Законе «О прокуратуре» и процессуальном законодательстве; 

 

– оказание содействия в эффективном осуществлении деятельности правосудия с использованием равных прав наряду с другими участниками судебного процесса, качественную поддержку государственного обвинения в судах по уголовным делам, основываясь исключительно на законе с сохранением беспристрастности;

 

– достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

 

– оказание содействия в работе по повышению практических навыков и квалификации сотрудников органов дознания и следствия исходя из судебной практики.

На базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере будет создан Департамент анализа законодательства в сфере правосудия. Также будет разработана Концепция информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.


Вместе с тем в Узбекистане в порядке предварительного эксперимента запустят информационную систему участия прокурора в судах. Эта мера обозначена в Указе Президента «О дополнительных мерах эффективной организации деятельности по отправлению правосудия». 

 

Согласно документу, Генеральному прокурору поручено совместно с Министерством цифровых технологий за счет внебюджетных средств до 1 сентября 2023 года создать и запустить в порядке предварительного эксперимента информационную систему «Участие прокурора в судах» в деятельности Корпуса специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия, а с 2024 года – полностью внедрить ее в практику.

 

А с 1 июля 2023 года планируется полностью наладить взаимный документооборот путем интеграции информационных систем Генеральной прокуратуры и Верховного суда.

 

Наргиза Касимова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда 

НОВЫЙ УЗБЕКИСТАН — НОВЫЙ СУД

16 января глава государства принял Указ Президента «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов».

 

Документом утверждена краткосрочная Стратегия поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы. В рамках Стратегии одной из задач обеспечения правосудия определена полная цифровизация деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях.

 

Согласно Указу, определены меры по разработке эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, усилению мер административной ответственности за это и установлению уголовной ответственности.

 

Следующие органы (должностные лица) определены корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия:

 

— управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

 

— соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям.

На базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере будет создан Департамент анализа законодательства в сфере правосудия.

 

Также, будет разработана Концепция информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

 

Анжелика ШАМСУТДИНОВА,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Важнейшим условием формирования правового государства является обеспечение верховенства Конституции над издаваемыми законами и иными нормативно-правовыми актами, что предполагает необходимость ее особой правовой защиты. Воплощение в жизнь принципов демократического правового государства напрямую зависит от того, насколько эффективно действует механизм охраны Конституции. Главным определяющим элементом этого механизма является конституционный контроль.

 

Конституция как политико-правовой документ определяет основы конституционного строя и определяет условия и принципы формирования всех ветвей власти. Основная роль конституционного правосудия в укреплении системы сдержек и противовесов заключается в обеспечении строгого соблюдения конституционных принципов и норм в процессе правотворческой деятельности органов государства.

 

В случае злоупотребления одной из ветвей власти и превышения правотворческих полномочий, предусмотренных Конституцией, задача органа конституционного правосудия состоит в принятии мер, обеспечивающих соответствие нормативно-правовых актов положениям Конституции, посредством целого ряда судебно-правовых механизмов и процедур.

 

Место Конституционного суда в системе высших органов государства определяется необходимостью обеспечения единства системы законодательства, устранения в нем противоречий, соответствия всех нормативно-правовых актов положениям Конституции. Деятельность органа, осуществляющего конституционное правосудие, является существенным элементом государственного механизма, построенного на принципах разделения властей, т.к. позволяет контролировать соблюдение каждым органом закрепленной за ним компетенции.

 

Следует отметить, что система конституционного правосудия может эффективно и полноценно функционировать только при наличии определенных организационно-правовых предпосылок. К их числу можно отнести: функциональную, институциональную, организационную, материально-финансовую обеспеченность; наличие системы гарантий независимости конституционного правосудия и судей; строгое обеспечение принципа разделения властей; отлаженность механизма осуществления конституционного правосудия, т.е. конституционного судопроизводства; строгое определение предмета конституционного правосудия; определение достаточного круга субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный суд; достаточное материально-финансовое обеспечение конституционного правосудия; наличие квалифицированных кадров, обладающих глубокими знаниями и навыками в юридической сфере; необходимый уровень правовой культуры и правосознания в обществе.

 

Сегодня успешное развитие независимого Узбекистана обоснованно связывается со стабильностью конституционного строя, с отражением в законодательстве страны правовых ценностей и ориентиров, заложенных в Конституции. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные идеи, нормы и направления демократического правового развития общества и государства. За прошедшие годы в Республике Узбекистан создана последовательно развивающаяся модель конституционного правосудия с учетом мировых тенденций развития конституционного правосудия, при этом сохраняются идентичность и особенности узбекской системы конституционного правосудия.

 

Жахонгир ОДИЛОВ,
судья Учтепинского районного суда
по уголовным делам

РАВНОЦЕННАЯ ОПЛАТА ЗА ТРУД

Регулирование трудовых отношений, соблюдение интересов работников, работодателей и государства являются целью Трудового кодекса.
 
Так как действующий кодекс был принят 27 лет назад, он не соответствовал современным требованиям и не предусматривал новых форм занятости. Некоторые его положения не были адаптированы к определенным международным договорам, ратифицированным Узбекистаном.

В
 первой главе первого раздела Трудового кодекса в новой редакции отображены цель и задачи трудового законодательства, сфера его применения. В действующем кодексе они не были четко определены. Внесенные изменения способствуют устранению возможных конфликтов с другими отраслями трудового права. В их числе определение дифференцированного размера выходного пособия в зависимости от стажа. Его размер  в пределах от пятидесяти до двухсот процентов среднемесячного заработка в зависимости от стажа сотрудника в данной организации.

Еще
 одним важным новшеством является порядок предоставления дополнительного отпуска за многолетнюю работу. Статья 220 нового кодекса предусматривает предоставление работнику дополнительного трудового отпуска за каждые пять лет работы в одной организации или отрасли продолжительностью два календарных дня, но не более восьми календарных дней в общей сложности. Кроме того, регулируется порядок проведения служебных проверок и увольнения. 
 
Это уменьшает количество споров, возникающих между сторонами по поводу правомерности применения дисциплинарных взысканий. В новом кодексе сформулирован единый порядок определения среднего заработка, что значительно упрощает процесс его расчета. Документом также определяется, что работодатель за каждый день задержки зарплаты наказывается штрафом в десять процентов от ставки рефинансирования.

В
 новом кодексе более полно разъясняются права и обязанности работодателя. В частности, статья 24 предусматривает следующие права работодателя: заключать, изменять и прекращать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных иными законами, а также инициировать коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.

Указано
 привлечение работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный им работодателю. Предусмотрена еще одна новая норма  право создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов.
 
В новом Трудовом кодексе расширены и детализированы права работодателя. Нашли также отражение особенности регулирования труда отдельных категорий работников, нуждающихся в социально-правовой защите,  женщин и лиц, занятых выполнением семейных обязанностей, работников в возрасте до 18 лет, лиц с инвалидностью, работающих по совместительству, и индивидуальных предпринимателей. 

 

При этом в Основной закон, регулирующий трудовые отношения, вносится ряд норм, обеспечивающих трудовые права женщин и гарантирующих их социальную защиту. В соответствии с Конвенцией Международной организации труда о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности статья 244 кодекса устанавливает, что мужчины и женщины должны получать равные выплаты за труд равной ценности. Также предусмотрено создание таких возможностей, как недопущение отзыва беременных женщин из ежегодного трудового отпуска, предоставление по желанию работника дополнительного трудового отпуска по уходу за ребенком.

 

В целом задачи, определенные в документе, служат защите трудовых прав граждан и устранению проблем, возникающих при решении споров. Обеспечение его эффективной реализации возлагает на парламент большую ответственность.
 
Маликахон ЗАКИРОВА,
судья судебной коллегии по гражданским делам
Ташкентского городского суда
Перейти к содержимому